Основные способы воздействия в группе.
Заражение — это вид воздействия, который интегрирует на эмоциональной основе членов одной группы или большие массы людей. Успешное выполнение задания вызывает энтузиазм у всех членов группы. В истории отмечено много случаев эмоционального заражения масс: религиозные экстазы (крестовые походы, аутодафе); массовые психозы на почве слухов о пожарах, эпидемиях; спортивные азарты; экстазы молодежной аудитории на концертах рок - и поп-музыки и др. Заражение возникает на основе бессознательной, непроизвольной подверженности человека определенным эмоциональным состояниям: гнев, агрессия, ликование, азарт, паника и т. п. Здесь имеет место не сознательный анализ ситуаций или образцов поведения, а передача психических состояний. Поскольку это явление возникает среди множества индивидов, то здесь действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.
Скрыть объявление
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является паника Поводом к панике может быть какое-либо известие, вызывающее эмоциональный шок. Для всякого человека, оказавшегося в ситуации паники, осознание ее причин весьма затруднительно, так как он сам в большей или меньшей степени оказывается вовлеченным в это состояние. Знание причин и циклов паники очень важно для ее предотвращения. Лица, способные руководить массой, особенно представители правоохранительных органов, должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуацию паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемонстрировать образец соответствующего разумного поведения, которому люди последуют и войдут в нормальное эмоциональное состояние.
|
|
Среди причин, вызывающих эмоциональное заражение, следует отметить такие из них.
1. Развитие некоторой общности оценок, установок,
свойственных массе людей. Например, в условиях массовых зрелищ стимулом, предшествующим эмоциональному заражению общности оценок, являются аплодисменты при появлении популярного артиста. Специально разработанные приемы массовых воздействий (шествия, музыка, пение, призывы, знамена и т. п.) в комплексе служат для вовлечения массы людей в состояние эмоционального энтузиазма. Эмоциональное
заражение может служить дополнительным сплачивающим фактором, пока оно не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако, выйдя из-под контроля, обоюдное заражение может привести к распаду нормальных и неформально-ролевых структур и превращению организационно-взаимодействующейгруппы в разновидность толпы.
|
|
2. Общий уровень интеллектуального и нравственного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, которые стремятся автоматически увлечь их на путь тех или иных переживаний, и тем слабее выражен механизм заражения.
Феномен заражения преимущественно рассматривается в условиях стихийного антисоциального поведения (катастрофы, стихийные бедствия). Однако этот механизм действует и в условиях массовых социально осознанных действий — общественных движениях. Роль заражения видна и в организованном социально позитивном поведении (например, роль личного примера в напряженных производственных ситуациях, в военной обстановке). Возможно, что в этих случаях проявляется компенсаторная функция заражения в условиях недостаточной организации человеческих объединении.
Подражание. В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних особенностей поведения, как при заражении, а воспроизведение индивидом черт и образов поведения других людей, т. е. более активный способ их усвоения. В «теории подражания» Г. Тарда этот феномен абсолютизируется как основной принцип социализации людей, их взаимодействия в группах, конфликтов и т. д. Включая многие полезные наблюдения, данная теория вместе с тем упрощает процессы истории человеческих взаимоотношений. Современные экспериментальные психологические исследования позволяют раскрыть истинную сущность явления подражания и его различную роль в жизни людей на разных этапах онтогенеза и в разных условиях деятельности.
|
|
Особую роль играет подражание в развитии личности в детском и подростковом возрасте, выступая ведущей формой познания действительности. Оно проходит ряд стадий от слепого копирования ребенком поведения взрослых (А. С. Макаренко) до осознанного подражания взрослым у подростков. У взрослого человека подражание выступает вспомогательным средством освоения социальной действительности, с а образец принимаются, как правило, внешние cboi поведения, но этот процесс не затрагивает устойчивых личностных характеристик субъекта. У взрослых подражание имеет место в тех случаях, когда отсутствует возможность использовать какой-либо другой способ овладения новыми действиями (например, при овладении рабочим навыком, элементарным профессиональным действием). Обычно же основным путем овладения новой информацией у взрослых являются активные способы формирования и усвоения знаний. Поэтому механизмы подражания, как и механизмы заражения, у взрослых значительно сложнее. Оно сталкивается с критичностью личности взрослого по отношению к оказываемым на него воздействиям, а также с обратным вниманием личности на воздействующий объект. Эти взаимодействия особенно усложняются в группе. В групповом контексте при усвоении наблюдаемых образцов поведения индивидом проявляются два плана подражания: либо какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру), либо нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае явление подражания смыкается с проблемой конформизма, т. е. давления группы на индивида.
|
|
Внушение— это форма нецеленаправленного, неаргументированного воздействия одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от сообщения и убеждения, в ситуации внушения информация усваивается некритически, неаргументированно. Явление внушения («суггестии») давно отмечено в психологии и заимствовано из медицинской практики и практики воспитания. Феномен внушения в социальной психологии рассматривается как специфическое явление «социальной суггестии» и впервые был исследован В. М. Бехтеревым (1903 г.). Специфика внушения, в отличие от заражения и подражания, состоит в том, что:
1) здесь имеет место не сопереживание идентичных эмоций, а однонаправленное активное воздействие внушающего «суггестора» на другого человека или на группу;
2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение включает ритмы, движения, пантомимику и др.;
3) в отличие от убеждения, внушение не требует логической аргументации, так как здесь достигается не согласие индивида, а принятие им информации с готовыми выводами. Во внушении преобладает эмоционально-волевое, а не рациональное воздействие суггестора.
Известен ряд условий, от которых зависит эффективность внушений:
а) влияние возраста (дети и подростки более внушаемы, чем взрослые);
б) психическое и физическое состояние взрослых (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению);
в) авторитет внушающего, особенно руководителя и лидера, создающий эффект доверия к источнику ин формации. Авторитет доверия проявляется не только по отношению к личности руководители, но и к группе, которую он представляет. Авторитет может влиять путем «косвенной аргументации», заменяющей при внушении прямую логическую аргументацию;
г) особенности личностей, подвергающихся внушению (суггерендов). Возможен эффект контрсуггестии - сопротивления внушению, а также использование суггестором дополнительных средств, чтобы преодолеть «психическую самозащиту» сопротивляющегося суггеренда.
Феномен внушения проявляется в тесной связи с явлениями социальной перцепции, сплоченности. Важным фактором внушения может выступать ранее сложившаяся социальная установка. Так, присущая сотрудникам установка на необходимость подчиняться руководителю повышает оказываемый им эффект внушения. Феномен внушения связан также с конформностью индивида и тем самым - с вопросами групповой сплоченности.
Эффект внушения имеет место в таких сферах социальных воздействий, как пропаганда и реклама. При пропагандистском воздействии, апеллирующем в основном к эмоциям аудитории, в значительной степени используется внушение. Если же пропаганда в большей мере рассчитывается на логику и сознание людей, то в ней преобладает метод, убеждения.
Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе. В ней осуществляется прием формирования образа (имиджа) воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается, а внимание акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски имиджа, и тем самым достигается эффект внушения.
Убеждение, в отличие от других ранее рассмотренных феноменов психологического влияния на людей, не является видом стихийного, непроизвольного воздействия.
Убеждениеобеспечивает сознательное принятие индивидом сообщаемой ему информации и относится к целенаправленным социальным воздействиям воспитательного, политического, экономического характера, при котором индивид проявляет определенную аналитичность и критичность восприятия. Убеждение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на определенных подчиненных и на группу с целью обеспечения определенного конечного результата их деятельности и формирования личности. Поэтому убеждение будет рассмотрено нами ниже как способ воздействия руководителя на членов руководимой им группы.
Все рассмотренные виды влияния на людей могут осуществляться как в условиях внеколлективного стихийного поведения, так и в совместной групповой деятельности, однако они всегда происходят при социальных контактах. Характер и эффективность этих воздействий, с одной стороны, зависят от уровня сплоченности данных социальных объединений, а с другой — оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений в группах и уровней их сплоченности.
2. Воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе.
Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н. Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок.
Например, если испытуемому несколько раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют еще два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными, т. е. при установке как потребности определенным образом осуществить действие сравнения. Таким образом, установка — это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность.
В результате повторения «установочных ситуаций» у субъекта постепенно складывается «ряд фиксированных установок», которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности.
В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Установка является психологическим механизмом тех стереотипов общения. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т. п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей1. Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают, что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: «Сила есть, ума не надо».
Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом.
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:
— позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т. е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;
— негативная установка приводит к тому, что мы
воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;
- адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное — как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.
Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений.
«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются.
«Эффект последовательности». На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявлямые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.
«Эффект авансирования» — это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению.
«Эффект проецирования на людей собственных качеств» вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.
В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции. Аттракция (букв, привлечение) - вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров но общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной ее стороной.
Конформизм(от иозднелат. conformis — подобный, сходный) — это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемости. Выше мы уже рассмотрели явление внушения, которое оказывает группа на индивида. Но люди по-разному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого нения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм — это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.
1 тип - это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме «Майский жук — Дюймовочка», описанной в сказке X. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.
2 тип — защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.
3 тип - условный, чисто внешний сознательный конформизм, осуществляющийся по схеме «Новое платье короля». В этом случае субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навязываемому мнению группы, чтобы заслужить одобрение или избежать порицания со стороны других входящих в группу лиц, успешнее сделать карьеру и т. п.
Экспериментально конформизм изучается «методом подставных групп», который заключается в том, что специально собранная группа «давит» на отдельного индивида, побуждая его изменить свое первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию определяется уровень конформизма личности.
Согласно имеющимся научным данным, степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым относятся: возраст — дети и подростки более конформны, чем взрослые; пол — женщины более конформны, чем мужчины; профессия — среди мужчин более конформны армейские офицеры и менее конформны технические специалисты.
Согласно данным американских социальных психологов, 80% людей в обществе являются конформистами разных типов.
Противоположное конформизму свойство - негативизм (нонконформизм) (от лат. negatio — отрицание), т. е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности.
Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) - это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности.
1. Когнитивная ригидностьобнаруживается в трудностях перестройки восприятий, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации.
2. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций.
3. Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.
Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т. п.
В отличие от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма.
Коллективизм— это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.
Фрустрация — состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т. п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в поведении субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте. Иногда фрустрация проявляется в самоуничижении, приводит к нервной депрессии. Иногда у людей пассивного типа это приводит к замене блокированной деятельности воображаемыми ситуациями. Так, сотрудник, не сумевший оправдаться перед руководителем в своей неудаче, изменяет эту ситуацию в лучшую сторону в своем воображении. Часто переживаемое состояние фрустрации может привести к формированию нежелательных свойств личности: пассивности, агрессивности. Умение создать перспективу для личности каждого сотрудника — важное умение руководителя.
Рассмотренная нами сложная динамика взаимодействия личности и группы, а также наблюдаемых при этом специфических феноменов группового поведения представляет значительный практический интерес для руководителей социальных систем управления, поскольку руководитель должен играть определенную роль в регуляции межличностных отношений, отношений между каждым членом группы и коллективом в целом.
61.Характеристика массовых психических явлений и процессов.
Среди стихийных социально-психологических процессов выделяют заражение, панику, подражание и массовое внушение.
Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.
Феномен заражения был известен с древности и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.
Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.
Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и – более конкретно – от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.
Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рассматривает феномен заражения в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.), однако этот тип поведения может иметь проявления и в массовых сознательных, социальных действиях. Интерпретация их с точки зрения лишь процессов заражения снижает значимость этих действий, но учет фактора заражения, например, в ходе различных митингов и манифестаций необходим. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы дать конкретный анализ механизма заражения, его форм в ситуациях различной социальной значимости. В частности, до сих пор практически неисследованным остается вопрос о роли заражения в организованном, социально одобряемом поведении, например заражение личным примером в различных массовых производственных ситуациях, при проведении спасательных работ в ситуации различных катастроф и т.д. Возможно, что в этих случаях откроются какие-то новые стороны феномена заражения, например его компенсаторная функция в условиях недостаточной организации и т.п.
Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях проблема заражения абсолютно устарела. Никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильности общества, например в условиях радикальных социальных преобразований. Социальная психология в большом долгу перед обществом при изучении этой проблемы: здесь пока существуют лишь отрывочные описания и наблюдения, но по существу нет серьезных исследований.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине.
Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.
Профессиональный психологПсихологические группы, тренинги и семинары в Минске.psy-minsk.byСкрыть объявлениеСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
| Открыть центр развития! Реально!Бесплатный мини курс по открытию центра развития детей. Делимся опытом!Бесплатные урокиСкачать бесплатную книгуПричины для открытия клубаbestbabyclub.ruСкрыть объявлениеСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
| Инвестируйте в саморазвитие!Получите уникальные материалы по практической психологии от ведущих экспертов!35-летний опыт для Вас5 вебинаров6 мастер-классовПолучить записиuniver-pp.ruСкрыть объявлениеСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
|
Яндекс.Директ
Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить.
Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу. В условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением. Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.
Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ. Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа». Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.
Явление внушения исследуется в психологии давно, правда, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении «социальной суггестии». В остальном в социально-психологическом исследовании сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о значении социальной суггестии был поставлен в работе В. М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903). При анализе внушения как специфического средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении внушения и заражения.
В литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Для одних авторов внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отличия внушения от заражения, которые сводятся к следующему:
1) при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния, внушение же не предлагает такого «равенства» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность – это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;
2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.) (Парыгин, 1971). С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике (Бехтерев, 1903).
Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Именно поэтому при изучении внушения установлены некоторые закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается, Так, если говорить не о медицинской практике, а о случаях социальной суггестии, то доказана зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Но самое главное заключается в том, что при внушении действуют специфические социально-психологические факторы. Так, например, в многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. Этот «эффект доверия» проявляется как по отношению к личности суггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет. Авторитет суггестора и в том, и в другом случаях выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.
В каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение – от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.
62.Условия и механизмы социального влияния группового меньшинства (С.Московичи и др.). Поведение личности в условиях группового давления (С.Аш, Р. Крачфилд и др.).
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!