Ключи (примерные ответы на вопросы) и критерии оценивания.



МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 2019–2020 уч. г.

ОЧНЫЙ ЭТАП

10 класс

Задания, ответы и критерии оценивания

I. [ 30 баллов ] КОНСТРУКТОР

А. [15 баллов] Составьте предложения по схемам. Порядок слов нужно сохранить. Другие слова добавлять нельзя.

1) Обособленное обстоятельство, выражающее добавочное действие, предшествующее по времени основному действию. Подлежащее, выраженное именем существительным во множественном числе. Обстоятельство цели, выраженное инфинитивом. Любое сказуемое.

2) Подлежащее, выраженное цельным словосочетанием с количественной семантикой. Составное глагольное сказуемое. Прямое дополнение, выраженное именем существительным. Несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.

3) Определение, выраженное причастным оборотом, имеющее добавочный оттенок обстоятельства причины и поэтому обособленное. Подлежащее, выраженное именем существительным. Составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки и краткого имени прилагательного. Дополнение либо обстоятельство.

Б. [15 баллов] Составьте слова по схемам и описанию словообразо­вательных моделей.

1) Глагол, образованный от имени прилагательного префиксально-суффиксально-постфиксальным (или приставочно-постфиксальным) способом, означающий проявление качества, названного производящим словом. Приставка + корень + суффикс + суффикс инфинитива + постфикс.

2) Имя существительное, образованное сложносуффиксальным способом от глагольного словосочетания, означающее лицо по роду деятельности. Корень + соединительный элемент (интерфикс) + корень + суффикс (нулевой или ненулевой) + окончание.

3) Имя прилагательное, образованное способом сращения от словосочетания, в котором главное слово выражено причастием, а зависимое – наречием.

Примерные ответы и критерии оценивания

А.

1) Сдав зачет, студенты пошли гулять (5 баллов).

2) Три товарища захотели прогулять урок математики (5 баллов).

3) Выкрашенные в ярко-красный цвет, крыши были видны издалека (5 баллов).

Б.

1) Исхитриться, ухитриться, расщедриться (5 баллов).

2) Работодатель, винодел, землепашец (5 баллов).

3) Сильнодействующий, вышеуказанный (5 баллов).

 

II. [55 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ.

ВОПРОСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

Прочитайте первую и вторую редакции стихотворения А.С. Пушкина[1]. Ответьте на вопросы.

 

Первая редакция
(1) Всё тихо – на Кавказ идет ночная мгла, (2) Мерцают звезды предо мною. (3) Мне грустно и легко – печаль моя светла (4) Печаль моя полна тобою. (5) Я твой по-прежнему – тебя люблю я вновь (6) И без надежд, и без желаний (7) Как пламень жертвенный, чиста моя любовь (8) И нежность девственных мечтаний.
Вторая редакция
(1) На холмах Грузии лежит ночная мгла; (2) Шумит Арагва предо мною. (3) Мне грустно и легко; печаль моя светла; (4) Печаль моя полна тобою, (5) Тобой, одной тобой... Унынья моего (6) Ничто не мучит, не тревожит, (7) И сердце вновь горит и любит – оттого, (8) Что не любить оно не может.

Вопросы по русскому языку (25 баллов).

1. [5 баллов] В тексте первой редакции есть четыре слова, заканчивающиеся на -о. Одно из них вообще не имеет самостоятельной синтаксической функции, и конечное -о у него факультативно. Остальные три слова употреблены в тексте в одной и той же синтаксической функции, но принадлежат к разным частям речи, и у них разный морфемный статус конечной -о. Выпишите эти слова на -о, определите их частеречную принадлежность, докажите факультативность -о у первого слова, определите синтаксическую функцию остальных слов и морфемный статус их конечного -о.

Ответ: предо – предлог (0,5 балла), может употребляться без -о, например, пред нами (0,5 балла); тихо – прилагательное (1 балл), грустно, легко – слова категории состояния (1 балл); синтаксическая функция тихо, грустно, легко – части именного сказуемого (1 балл). У слова тихо -о – окончание (0,5 балла), у слов грустно, легко -о – суффикс (0,5 балла). Всего 5 баллов.

 

2. [2 балла] В текстах обеих редакций есть слова, восходящие к тому же корню, что и слова груз и печь (глагол). Выпишите эти слова.

Ответ: грустно (1 балл), печаль (1 балл). Всего 2 балла.

 

3. [2 балла] Из текста второй редакции выпишите начальные формы всех слов, которые изменяются по падежам, но не изменяются по числам (или не имеют такой категории).

Ответ: я (0,5 балла), ты (0,5 балла), ничто (1 балл). Всего 2 балла.

 

4. [7 баллов] В текстах обеих редакций есть глагол, корень которого в одной из форм настоящего времени имеет на один звук больше, чем в остальных пяти. Что это за глагол? В какой редакции употреблена форма с бóльшим количеством звуков корня? В каких глаголах появление данного звука в данной форме регулярно?

Ответ: любить (0,5 балла). Форма люблю употреблена в первой редакции (0,5 балла). Появление звука [л’] (допустимо – буквы Л) происходит регулярно в 1-м лице единственного числа (1 балл) у глаголов 2-го спряжения (1 балл) на ‑еть (1 балл) и -ить (1 балл), корень которых заканчивается на звуки [б’], [п’], [в’], [ф’], [м’] (допустимо – на буквы Б, П, В, Ф, М) (1 балл) (если учащийся напишет – на губные (губно-губные и губно-зубные согласные – 2 балла): терпеть – терплю, ловить – ловлю, томить – томлю,и т. п. Всего 7 баллов.

 

5. [1 балл] Выпишите из текста второй редакции существительные, у которых омонимичны (совпадают в звучании и написании) формы именительного, винительного и предложного падежей единственного числа, в той форме, в какой они стоят в тексте.

Ответ: унынья (0,5 балла), сердце (0,5 балла). Всего 1 балл.

 

6. [3 балла] Из текстов обеих редакций выпишите в любой последовательности формы слов, состоящие из трёх слогов и четырёх морфем.

Ответ: мерцают (1 балл), мечтаний (1 балл), унынья (1 балл). Если выписано слово девственных, его следует учитывать (+1 балл).

 

7. [2 балла] В обеих редакциях стихотворения есть предлог предо, а в первой редакции есть слово, восходящее к тому же корню, что и этот предлог. Выпишите его.

Ответ: по-прежнему (2 балла).

 

8. [3 балла]. У многих существительных, у которых в именительном падеже единственного числа нулевое окончание и основа которых заканчивается на парный мягкий согласный (например, слова типа день и тень), по начальной форме нельзя определить род, если заранее его не знать. В текстах обеих редакций есть несколько таких существительных. Выпишите сначала те, у которых нельзя определить род по начальной форме, а затем те, у которых есть дополнительный фактор, способствующий определению рода.

Ответ: печаль, пламень – нельзя определить род по начальной форме (ср.: фестиваль, темень) (1 балл); любовь – нет слов на -овь мужского рода (1 балл); нежность – суффикс -ость – это суффикс существительных женского рода (1 балл). Всего 3 балла.

Вопросы по литературе (25 баллов)

1) [15 баллов] Чем тексты похожи, а в чём различаются? Проанализируйте стиховую структуру двух редакций. Сравните языковые и образно-поэтические средства обеих редакций и их художественный смысл.

2) [5 баллов] Какую роль в разных редакциях стихотворении играет пейзаж? Какие чувства в разных редакциях стихотворения испытывает лирический герой?

3) [5 баллов] Можно ли говорить о противоположном смысле разных редакций?

 

Ключи (примерные ответы на вопросы) и критерии оценивания.

 

1. [15 баллов] Я6464. Соединение шестистопного и четырёхстопного ямба. Перекрёстная рифмовка, сочетание мужской и женской рифмы. Строфа –четверостишие (катрен) (2 балла).

3-я и 4-я стихотворные строчки одинаковы в обеих редакциях. В первых строках второй редакции не конкретизируется топос, образы рисуются более обобщенно: Кавказ, мерцающие звезды. Пространство в первой редакции шире, космичнее, масштаб обобщения в пейзаже крупнее, чем в пейзаже второй редакции. Во второй редакции Пушкин сужает пространство, но одновременно конкретизирует его, делает узнаваемым. Пейзаж (холмы Грузии, по которым стелется тьма, река Арагва) становятся более точным. От обобщённого романтизма (горы – звёзды) Пушкин переходит к конкретной реальности наблюдаемого лирическим героем пространства. Стихотворение приобретает черты реалистического художественного метода (2 балла).

«Мерцают звёзды предо мною» и «Шумит Арагва предо мною» – наглядная разница между двумя редакциями. Звёзды, если быть точным, должны быть не «предо мною», а «надо мною». Они могут быть «предо мною», если лирический герой стоит на вершине горы, но в таком случае это нужно разъяснять и проговаривать в тексте стихотворения. В первой редакции это не сделано, в то время как текущая река у ног лирического героя – точный и узнаваемый образ (2 балла).

В первой редакции первая строфа (катрен) завершается точкой (мысль закон­чена), во второй стоит запятая. Троекратный повтор (тобою – тобой – одной тобой) гораздо сильнее подчеркивает любовь лирического героя к возлюблен­ной, лирическому адресату.

Вторая строфа второй редакции резко отличается и по смыслу, и по художественной образности от второй строфы первой редакции. В первой редакции замкнутые в себе лирические микросюжеты. Вторая строфа противопоставлена первой (в первой – светлая печаль, во второй – бесплодные и безнадежные стенания отвергнутого возлюбленного). В пятой строчке первой редакции использовано поэтическое клише: «Я твой по-прежнему…» Если женщина не любит лирического героя, то зачем ей знать, что он её любит по-прежнему? У читателя может возникнуть впечатление, будто лирический герой пытается разжалобить свою возлюбленную, чтобы вернуть её любовь. «…тебя люблю я вновь» – еще один поэтический штамп. Слово «вновь» тянет за собой банальную рифму – «любовь». И что означает «тебя люблю я вновь»? Как будто лирический герой на время разлюбил возлюбленную, а потом одумался и полюбил вновь. Такое читательское восприятие вряд ли удовлетворило бы взыскательного к себе Пушкина. шестая строчка первой редакции хотя и пытается конкретизировать любовное чувство («И без надежд, и без желаний»), но тоже до конца неясно, зачем лирический герой повествует адресату своей любви о безнадежности чувства. Он жалуется? Старается вызвать её сострадание? Он показывает себя сдавшимся судьбе и беспомощным? Во всём этом чудится попытка манипулировать чувством возлюбленной или, вернее сказать, заставить её вернуться к нему и во что бы то ни стало полюбить. Лирический герой, таким образом, может восприниматься читателем как не слишком благородная личность.

Во второй редакции образ лирического героя, наоборот, предстаёт наделённым духовно-возвышенным любовным чувством, глубоким и самоотверженным. Во второй редакции единый лирический сюжет, вторая строфа развивает первую, уточняет и делает глубже философскую мысль стихотворения, развивает метафору вселенской любви как способа постижения мировой гармонии. Пушкин делает акцент на чувстве лирического героя, а не на жалобах к адресату любви. Печаль и её синоним «унынье» рисуются как особое вдохновенное состояние глубочайшего постижения смысла и сущности жизни. «Светлая печаль» лирического героя не требует ответного взаимного чувства от любовного партнёра. Это душевное состояние дарует лирическому герою счастье принятия жизни, даже в её горестной ипостаси. Он остаётся благодарен жизни за это редкое и особое состояние «унынья». В это слово Пушкин вкладывает совершенно новый смысл. Уныние – один из смертных грехов, в котором верующие каются. У Пушкина это, скорее, оксюморон («светлая печаль») – глубокое медитативное состояние, способное открыть человеку тайны жизни и гармонию природы (4 балла).

В состоянии любви лирический герой способен по-настоящему любоваться красотой мира. В этом возвышенном духовном состоянии он видит то, что недоступно человеку в обычном, сиюминутном, повседневном состоянии, не проникнутом любовью и восторгом бытия. Любовь, таким образом, становится высшим состоянием человека, единственно правильным и творческим. Не так важно, отвергнут возлюбленной лирический герой или нет. Важна «светлая печаль», которая порождается этой любовью, тем высоким, платоническим чувством, что сродни поэтическому вдохновению. Вот почему в финале второй редакции появляется ключевая метафора «сердце горит». Эта метафора намного сильнее традиционно-романтических и несколько абстрактно-описательных метафор и эпитетов любви в первой редакции («жертвенный пламень», декларативное выражение – «чиста моя любовь», «девственные мечтания»). «Сердце горит» выглядит гораздо точнее, проще и художественнее, чем, например, «жертвенный пламень» первой редакции, который подразумевает жреца (священника), обращающего молитвы к Божеству, что нарушает двуединую структуру – лирический герой – его возлюбленная.

Во второй редакции лирический герой полностью сосредоточивается на своём чувстве, его одиночество благотворно. Он принимает мир, и, значит, одиночество творчески созидательно. В нём содержится благодарность к женщине, которую он полюбил и благодаря которой обрёл «светлую печаль» как особое состояние души, полной благодарности к миру, жизни и красоте природы (5 баллов).

2. [5 баллов] Пейзаж в обеих редакциях выражает красоту окружающего мира (1 балл). Параллельно этому пейзажу Пушкин рисует образ красоты человеческой любви (1 балл). Эти две формы красоты равносильны и равноценны в стихотворении (особенно во второй редакции). Но пейзаж к тому же наблюдает лирический герой, вдохновлённый любовью. Во второй редакции лирический герой постигает красоту пейзажа, потому что сам пребывает в возвышенном состоянии любви. (1 балл). В обычном состоянии он мог бы не разглядеть и не расслышать этой красоты природного пейзажа. Любовь даёт лирическому герою ключ к этой красоте. И наоборот: пейзаж с его красотой влияет на глубину постижения душевной красоты, порождённой чувством вселенской любви (от любви к женщине лирический герой переходит к любви и благодарности к миру, пониманию его космической гармонии). Унынье, печаль не похожи на обычную грусть (1 балл). Эти чувства так же глубоки, как чувство радости жизни, в которой есть место также и печали, и унынию, потому что эти чувства способствуют постижению сущности и гармонии жизни. Все эти многообразные и сложные чувства, наряду с любовью к женщине, испытывает лирический герой (1 балл).

3. [5 баллов] Безусловно, можно (1 балл). В первой редакции лирический герой бессильно стенает, отвергнутый своей возлюбленной. Его наполняют чувства безнадёжности и бесплодной тоски (1 балл). Во второй редакции лирический герой поднимается над своей отверженностью и несчастьем безответной любви (1 балл). Он любит сам, и это выше и сильнее, чем взаимная любовь (1 балл). Любовь разливается в природе и окружающем мире. Печаль во второй редакции – синоним такой вселенской любви (1 балл).

 

I II . [30 баллов] «ВООБРАЖАЯСЬ ГЕРОИНЕЙ СВОИХ ВОЗЛЮБЛЕН­НЫХ ТВОРЦОВ…»


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!