Особенности поэтического творчества А. Башлачёва

Открытая научно-практическая конференция

Центра творчества «Радуга»

«Творчество юных сегодня – процветание города и страны завтра!»

 

Исследовательский проект

««На фронтах мировой поэзии».                   Александр Башлачёв»

 

Автор: Мосесов Артур Сергеевич, 10.03.2005 года рождения

Научный руководитель: Мальцева Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель литературного объединения с основами журналистики «Светоч»

Место основной учебы: Ставропольский край, г. Лермонтов, МОУ СОШ №2, класс 8 «Б», ул.Горняков, индекс: 357340

Название учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнтельного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» г. Лермонтова

Адрес: 357340, город Лермонтов, Ставропольский край, ул. Решетника 2 «Б», телефон:5-32-09 (директор)

Количество страниц: 12

г. Лермонтов

Ставропольский край, 2020 год

Оглавление

Введение                                                                                    

Основная часть

1.Приближаются «лихие» 90-е                                                                         

2. Биография и творческий путь А. Башлачёва.                    

3. Особенности поэтического творчества.                             

4. Сохранение памяти о поэте.                                                 

Выводы                                                                                      

Источники                                                                             

Приложение (сборник стихов)

 

ВВЕДЕНИЕ

    Выбирая произведение для одного из конкурсов чтецов, я нашёл стихотворение Александра Башлачёва «В чистом поле – дожди косые». Это произведение зацепило меня своей прямотой и глубоким смыслом. За выступление меня наградили дипломом лауреата 2 степени. С того события начался мой интерес к Александру Башлачёву.

Интересуясь его личностью, я начал расспрашивать своих сверстников об этом человеке, но никто даже не слышал имени непризнанного поэта Александра Башлачёва. Это меня зацепило, ведь его творчество высоко ценилось среди поэтов и музыкантов конца 20 века. Мне захотелось восстановить справедливость.

Цель: побольше узнать самому и познакомить сверстников с биографией и творчеством Александра Башлачёва.

Задачи:

1. Найти информацию об Александре Башлачёве и его творчестве.

2. Систематизировать найденный материал.

3. Подготовить доклад по теме проекта.

4. Подготовить медиапрезентацию по теме.

5. Подготовить литературный сборник «На фронтах мировой поэзии». 

 

Основная часть

Лихие 90-стые. Трудности жизни творческих людей.

Историческая справка: «Лихие» девяностые - период истории постсоветских стран 1992-2004 годов, в котором произошли существенные изменения в жизни государства и общества вследствие падения коммунистического режима и распада СССР. Среди основных явлений периода называются Августовский путч, реформы правительства Ельцина- Гайдара, приватизация государственной собственности в частные руки, свобода торговли (челночники) и либерализация цен (самовольное установление цен), обесценивание сбережений граждан (девальвация рубля), невыплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, конституционный кризис, осетино-ингушский вооружённый конфликт 1992 года, денежная реформа 1993 года, становление терроризма и организованной преступности (бритоголовые братки), две чеченские войны, экономический кризис 1998 года, свободная «любовь», разложение моральных устоев и т.д.

Культура новоиспеченной страны оказалась в очень непростом положении. С одной стороны – влияние зарубежных стран, а с ними – «свобода всего», с другой – потребность сохранения общечеловеческой морали и ценностей. В этот период далеко не каждому творческому человеку удавалось попасть на сцену, записать свои диски, выпустить авторский сборник. Эстраду 90-х заполонили коммерческие проекты, которые не заморачивали умы необходимостью размышлять, и могли приносить реальную прибыль. Особенно в среде музыкантов происходило немало случаев преждевременной смерти. В их числе солисты популярных рок-групп 80-90-х: Виктор Цой - основатель группы «Кино», поэт, музыкант, актер кино, который погиб в 1990 году, попав в автомобильную аварию на своем "Москвиче". Музыкант ушел из жизни в возрасте 28 лет;

Майк Науменко - солист группы "Зоопарк", умер в возрасте 36 лет спустя год после смерти Цоя. Его тело было обнаружено в его собственной квартире;

Юрий Клинских (или просто Хой) - лидер группы "Сектор газа", умер в июле 2000 года, по официальным данным "Хой" скончался от сердечной недостаточности, хотя большинство считают, что Юрий никогда не жаловался на проблемы с сердцем;

Янка Дягилева – певица, музыкант, связана с группой "Гражданская оборона". Певицы не стало 9 мая 1991 года. Ее безжизненное тело было обнаружено в реке на следующий день. На момент смерти певице было всего 24 года. Детей не было. Список можно продолжить.

2. Биография и творческий путь Александра Башлачёва

В ряду поэтов, музыкантов и певцов, преждевременно ушедших из жизни и творчества, немного не «дождавшись» лихих 90-х, занимает имя Александра Николаевича Башлачёва. 27 мая 2019 года ему исполнилось бы 59 лет. Но он ушел из жизни 31 год назад и навсегда остался поэтом, музыкантом, исполнителем Александром Башлачевым, Сашей, СашБашем.

Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в городе Череповце Вологодской области.  Первое стихотворение сочинил еще в детстве. После школы он провалил вступительные экзамены в университет и устроился на работу художником на металлургический комбинат города Череповца. В следующем году Башлачеву все же удалось поступить учиться на первый курс факультета журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил на родину на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одном из своих хитов. Будучи студентом, в 1979 году А. Башлачёв вошел в коллектив череповецкой группы «Рок-Сентябрь», для которой писал тексты песен. Впрочем, эти стихи имели мало отношения к его последующему творчеству. Это были лишь «пробы пера», вехи на пути становления поэта-песенника).

Поездки с концертами по России и в столицу, огромная популярность группы в родном городе часто отрывали от учебы. В сентябре 1982 года на всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» «Рок-Сентябрь» и Александр Башлачёв знакомятся с «ДДТ» и ее лидером Юрием Шевчуком. В 1983 году в Череповце был записан совместный альбом «Компромисс», который вошел в дискографию группы «ДДТ». В том же году, когда Александр Башлачев закончил журфак, появились песни, сразу ставшие известными, например, «Грибоедовский вальс». После университета Башлачева распределили на работу в газету с многообещающим названием «Коммунист» в Череповце. Там он трудился в течение следующего года. Описывать приходилось достижения местного завода в промышленности края. Как рассказывала потом мама Александра, это очень угнетало начинающего «акулу пера». 18-20 мая 1984 года в качестве корреспондента газеты «Коммунист» он присутствует на II Фестивале Ленинградского рок-клуба. В номере от 2 июня 1984 года в череповецкой газете «Коммунист» появляется его статья «Рок-клуб: быть или не быть?», в которой А. Башлачёв, рассказывая о ленинградском рок-клубе, призывает создать подобную организацию в Череповце.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» распалась, и терпение поэта закончилось. Александр увольняется из газеты и отправляется в Москву, чтобы развеяться и определиться с планами на будущее. В том же году, будучи в гостях у Леонида Парфенова (будущего известного телеведущего), СашБаш познакомился с культуртрегером и музыкальным критиком Артемием Троицким. Ему начинающий бард показал с полтора десятка имевшихся на тот момент песен. Троицкий рекомендовал музыканту покорять столицу или ехать в Ленинград. Именно там, по словам Троицкого, с радостью приняли бы молодое дарование. А. Троицкий: «Мы сидели втроем. Башлачёв нравился все больше… В этот же вечер он впервые «на людях» спел «Время колокольчиков» — песню, ставшую потом символом русского рока. Для Саши Башлачёва это был прорыв, изумивший его самого. Прорыв из интеллигентного мира «городского фольклора» в буйный языческий простор русской образности. По этой территории еще не ступала нога ни бардов, ни рокеров».

По многим причинам Александр предпочёл Москве - Ленинград. 20 октября 1984 года состоялся первый квартирный концерт в Москве, а в ноябре — первый концерт в Ленинграде. Артемий Кивович помог организовать Башлачеву серию квартирных концертов в этих и других больших городах России, минуя участие в разнообразных рок-фестивалях. Один из первых квартирников прошел дома у художника Николы Овчинникова. Несколько дней спустя, в доме у поэта Геннадия Кравцова, состоялся второй концерт музыканта. Александр некоторое время «перебивался», играя на квартирниках в Москве. С октября 1984 по февраль 1988 было сыграно около 120 квартирников и концертов. Жизнь Башлачёва проходила в бесконечных концертах. Каждый вечер, благодаря новым связям, он исполняет собственные песни.  

Первым публичным выступлением СашБаша в Питере был совместный концерт с Юрием Шевчуком, который состоялся в начале весны 1985-го, в аудитории № 6 ветеринарного института. Концерт состоялся на следующий день после закрытия третьего фестиваля питерского рок-клуба и вошел в историю под названием «Четвертый день фестиваля». Позже запись с этого концерта издавали под названием «Кочегарка». Запись первого альбома, который называется «Третья столица», произошла в 1985 году на домашней студии музыканта Алексея Вишни. Организации записи активно способствовал один участников питерского рок-клуба Сергей Фирсов, считавшийся позже директором Александра Башлачева.

В январе 1986-го Александр Башлачев активно концертировал, и это оставило за собой наследие в виде двух записей, издававшихся как студийные: аудиозапись на дому в у Агеева и аудиозапись, сделанная во время концерта в Театре на Таганке. В это время Башлачев окончательно переехал жить в Ленинград и начал выступать в местном рок-клубе. Чуть позже он устроился на работу в легендарную котельную «Камчатка», где к тому времени уже работали В. Цой, С. Задерий и частыми гостями были Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, М. Науменко…

Пиратские записи импровизированных концертов разлетелись по Советскому Союзу, сделав Башлачева известной личностью. Посетители камерных выступлений поэта утверждали, будто мужчина настолько отдавался музыке, что после завершения концерта руки музыканта часто оказывались в крови – поэт стирал пальцы в кровь.

«Он совершенно забывался, как и все мы, кто его слушал, и лишь когда заканчивалась песня, видели, что вся гитара в брызгах крови. Он раздирал пальцы. Это банальная метафора, но он действительно раздирал и всю свою душу. Это могло бы быть страшно — как все, что происходит за гранью человеческого напряжения, — если бы не было так свято и возвышенно» - вспоминал Артемий Троицкий.

Есть свидетельства, что летом 1987-го А. Башлачёв написал много песен, но его тетрадь исчезла, вероятно, была уничтожена им же. Осталось только ироничное:

…И труд нелеп, и бестолкова праздность,

И с плеч долой все та же голова.

Когда приходит бешеная ясность,

Насилуя притихшие слова…

В Череповце А. Башлачёву не удалось дать ни одного концерта — было сыграно только несколько квартирников у друзей и сделано 3–4 домашних записи. Не получилось у него и создать собственную рок-группу. Последнюю дошедшую до нас песню бард написал в Череповце в мае 1986 года.

Последний концерт А. Башлачёв сыграл 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой. Он сам попросил организовать этот концерт. Последней спетой песней стал «Посошок»:

…Эх, налей посошок, да зашей мой мешок —

На строку — по стежку, а на слова — по два шва.

И пусть сырая метель мелко вьет канитель

И пеньковую пряжу плетет в кружева…

Друзья А. Башлачёва отмечают его тяжелое состояние, депрессию. 17 февраля 1988 года в Ленинграде Александр Башлачёв выбросился из окна восьмого этажа дома 23 на проспекте Кузнецова. Похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище. Любимый инструмент рокера и барда (гитара) остался с мужчиной и после смерти – друзья положили гитару в могилу талантливого исполнителя.

Особенности поэтического творчества А. Башлачёва

Большинство наших рок-мэтров смиренно отдаёт лавры лучшего русского рок-поэта СашБашу. А такие самоценные личности, как Егор Летов, Борис Гребенщиков и Константин Кинчев, прямо говорят о влиянии череповецкого самородка на своё творчество.

Музыкальных критиков поражал неравномерно дышащий ритм его песен. СашБаш неуютно чувствовал себя во время студийной записи. Любое «разложение» на голос и гитару Башлачев воспринимал как препарирование живого организма. На записях всегда поражает его голос — голос, способный на протяжении одной строки сорваться до надрывного хрипа и тут же упасть на проникновенный шепот. Он ДЫШАЛ песней. И еще. Александр Башлачев был чуть ли не первым настоящим большим Поэтом в рок-музыке. Сделать этот смелый вывод позволяет его ответственное и уважительное отношение к Слову — Слову как таковому, а не просто как к одному из компонентов рок-песни. Столь изощренной, филигранной и вместе с тем истинной и могучей поэзии отечественная рок-музыка не знала. Слова в песнях Башлачева сплетаются, перекликаются, каламбурят, одно тянет другое — и при всем этом такая хитрая «конструкция» умудряется звучать цельно и осмысленно. Подлинным рождением оригинального поэтического языка Башлачева принято считать написание «Времени Колокольчиков» — песни, в которой впервые английское слово «рок-н-ролл» перекликается с русским «колокол», рок-н-ролльный драйв — с нашей бесшабашностью, а реалии современности — со славянской образностью. Это был настоящий, а не алхимический, как у многих, брак Запада с Востоком. Его «Абсолютный Вахтер» живет на улице без конкретного адреса, это — обобщенный символ давящей безжалостной тоталитарной власти. Однако, не замалчивая атмосферу страха сталинских времен, СашБаш сам был безжалостен к тем, кто пользовался трагическими моментами истории лишь для того, чтобы хаять родную землю. Песня «Случай в Сибири», к сожалению, один из редчайших случаев в отечественном рок-творчестве, где так откровенно и ясно была высказана эта мысль.

Не менее ясно и цельно высказался он в другой замечательной песне — «Некому Березу Заломати!». Слушая ее, в памяти проносятся и пушкинское «Клеветникам России», и тютчевское «Умом Россию не понять…», и блоковские «Скифы». Песня яростна, сурова и по-медицински жестока не только к «чужим», но и к «своим». Удивительно, но в песнях Башлачева почти нет ни «матрешечной» сусальности, ни оголтелого «панславянизма», ни самовлюбленного «диссидентства». Он, подобно Блоку, сумел окунуться в стихию загадочной «русской души» и показать ее изнутри. Путь этой русской души наиболее полно воплотился в двух огромных песнях — «Егоркиной Былине» и, особенно, в «Ванюше». В «Ванюше» главное даже не текст, а та особая атмосфера, особый ритм, то Башлачевское дыхание, о котором писалось выше. В песне есть все: певучая безбрежная тоска, несущаяся птица-тройка, сатирические частушки, пьянка-гулянка с мордобоем, смерть и воскрешение… Если может в нашем рок-искусстве быть настоящая славянская психоделика, то «Ванюша» — она самая и есть.

В 1983 году написаны песни: «Галактическая комедия», «Грибоедовский вальс», «Королева бутербродов», «О, как ты эффектна при этих свечах!..», «Палата № 6», «Рыбный день», «Сегодняшний день ничего не меняет…», «Трагикомический роман», «Хозяйка», «Новый год».

В 1984 году А. Башлачёв пишет свои самые знаменитые песни, причем большинство из них приходится на сентябрь-октябрь: «Музыкант», «Не позволяй душе лениться», «Подымите мне веки», «Поезд», «Час прилива», «Влажный блеск наших глаз», «Время колокольчиков», «Минута молчания», «Осень», «Подвиг разведчика», «Похороны шута», «Прямая дорога», «Слет-симпозиум», «Черные дыры», «Зимняя сказка», «Лихо», «Некому березу заломати», «Рождественская», «Толоконные лбы».

В 1985 году написаны песни: «Мы высекаем искры сами…», «Дым коромыслом», «Ржавая вода», «Мельница», «Спроси, звезда», «Все от винта!», «Абсолютный вахтер», «Егоркина былина», «Посошок», «Петербургская свадьба», «Как ветра осенние», «Перекур», «Сядем рядом…»

В 1986-м написаны песни: «В чистом поле — дожди», «Ванюша», «Верка, Надька, Любка», «Все будет хорошо», «На жизнь поэтов», «Случай в Сибири», «Слыша B. C. Высоцкого» (Триптих), «Тесто», «Хороший мужик», «Песенка на лесенке», «Вечный пост», «Имя Имен», «Когда мы вместе», «Когда мы вдвоем», «Николина гора», «Пляши в огне», «Вишня», «Я тебя люблю…», «Рашид + Оля».

Дискография: 1989 – «Время колокольчиков», 1990 – «Все будет хорошо»,1990 – «Третья столица», 1992 – «Таганский концерт», 1994 – «Вечный пост», 1994 – «Лихо», 1995 – «Кочегарка», 1998 – «Первый концерт в Москве», 1999 – «Чернобыльские Бобыли на краю света», 2006 – «Семь кругов беспокойного лада» (требьют-альбом), 2016 – «Серебро и слезы» (требьют-альбом).

 

Сохранение памяти о поэте

Личность Башлачева была удостоена собственного музея, в котором зачастую проводятся концерты приемников наследия этого поэта. В настоящее время в соцсетях создано несколько групп, посвященных творчеству Александра Башлачёва. Объявлен сбор средств на установку памятника этому яркому представителю 90-х. Идея создания памятника появилась в 2011 году. Работа над эскизным проектом велась автором-скульптором Марией Ивановой-Очерет в сотрудничестве со скульптором Сергеем Букиным, архитектором Андреем Корляковым, архитектором Златой Пешиковой. Консультант - архитектор Сергей Николаев.

С 2012 по 2015 г. было создано несколько эскизных макетов памятника. С 2016 по 2018 г. создавалась скульптура памятника в глине высотой 2,5 метра. Летом 2018 года с глиняной скульптуры была снята гипсовая форма. Следующий этап - отливка фигуры в бронзе. Памятник планируется установить в Санкт-Петербурге.

Выводы

Александр Башлачёв был яркой звездой того тяжёлого постперстроечного времени. Хотя при жизни ему не удалось издать ни одного сборника своих стихов, в современных творческих кругах высоко ценят музыкальное и поэтическое творчество Башлаёва. 24-летнему череповецкому парню Александру Башлачёву удалось буквально за три года создать настоящую оригинальную «национальную рок-идею», открыть в отечественной рок-музыке национальную образность, национальный дух и язык. Удивительно также и то, что этот юноша, лишь в 1984 г. освоивший гитару (и сразу начавший писать песни), оказался гораздо «взрослее» и мудрее своих рок-коллег. Там, где они долго и неравномерно эволюционировали, Башлачев сразу взял слишком высокую «планку» (что, видимо, и сказалось на стремительном конце его творческого развития и… жизни). По сути дела, он стал своеобразной инкарнацией духа Высоцкого в новых условиях и новой культуре «рок-восьмидесятников».

Каким образом проявилась в Башлачеве такая творческая самобытность, можно только гадать. Любовь к своей земле, к своей культуре, к людям, к женщине. Любовь для Башлачева была выше политических симпатий и антипатий. Родина никогда не делилась им на допетровскую, дореволюционную и советскую. Он воспринимал нашу историю единой, последовательной, она была для него закономерным проявлением «нашей редкой силы сердешной, да дури нашей злой, заповедной». И все «темные пятна» этой истории были нашими «темными пятнами», а отнюдь не происками жидомасонов, Запада или иных злобных сил, на которые так любят списывать все наши беды. Ответственность и вина за это, по мнению Башлачева, лежала на всех нас. Вот почему, касаясь этой темы, он всегда пел «мы», а не «ты» либо «они». В своей любви Башлачев никогда не был слеп.

Творчество Александра Николаевича пронизывает поколения почитателей, сумевших по достоинству оценить усилия столь удивительного человека, и удивляет критиков не только своего времени, но и всех последующих.

Конечным продуктом проекта стал комплект материалов об А. Башлачёве: доклад, медиапрезентация, сборник стихов, подборка песен. Комплект может быть использован для самостоятельного или коллективного ознакомления с творчеством поэта-песенника.

Источники

1. Александр Башлачёв, русская поэзия https://vk.com/club75748201

2. Башлачев. Создание памятника легендарному поэту и музыканту!   https://vk.com/publicmonument

3. Время Колокольчиков. Зачем петь? Надо просто жить. https://vk.com/club6682

4. "Дар русской речи сберечь." Мир Башлачёва. Духовное лицо

https://vk.com/aleksandr8bash


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!