Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?

Русский модерн

Модерн, как архитектурный стиль, зародился в Европе. На родине окончательного оформления он не получил и развивался индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России он стал самостоятельным, особенным направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись, скульптуру.

Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.

Стиль модерн в русской архитектуре

Витебский вокзал в Петербурге - один из первых общественных зданий в стиле модерн. 1904 г. Архитектор академика архитектуры С. Бржозовский при участии гражданского инженера С. Минаша.

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Абрамцевский кружок - объединение русских деятелей искусств и ученых. Действовал в усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова - в Абрамцево– в 1870—1890-х гг

Русский модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн. в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Загородный дом в стиле модерн с русскими мотивами. Иллюстрация в книге «Мотивы русской архитектуры». Год издания: 1874-1879. редакция А. Рейнбота. С.-Петербург

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 – 1927 гг.), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839–1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Церковь Спаса Нерукотворного. Авторы: В. Васнецов, В. Поленов, А. Мамонтов. 1881—1882 гг.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Примером русского модерна может послужить беседка на дачном участке.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Казанский вокзал в Москве. Архитектор А. Щусев. 1913- 1926 гг.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 – 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 – 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Доходный дом Перцова в Москве. Архитекторы С. Малютин и Н. Жуков. 1905-1907 гг.

Гостиница «Метрополь» в стиле модерн создана по проекту В.Ф. Валькота (Вильям Францевич Валькот - британский архитектор и художник, один из основоположников стиля модерна в России. 1874 - 1943 гг.) в стиле европейского модерна. Гостиница представляла собой здание с пластичными фасадами и полукружиями, декорированными майоликой (художники А.Я. Головин, М.А. Врубель). Сложную композицию составили башенки, трубы и беседки на крыше. Стены украшены цветными горизонтальными полосами.

Гостиница «Метрополь». Архитектор В. Валькот. 1899-1903 гг.

Русский модерн – стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал – архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево – архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве – архитектор А. Щусев), доходные дома. Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой. К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский - архитектор, инженер, искусствовед. 1860 – 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Магазин братьев Елисеевых на Невском проспекте а Санкт-Петербурге. Архитектор Г. Барановский 1902—1903 гг.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создало неблагоприятное впечатление от этого стиля. Был и другой взгляд, который изложила в своей книге «Русская архитектура 1830—1910-х годов» (М., 1982 г.) Е. Кириченко (Евгения Ивановна Кириченко - историк архитектуры род. 5 января 1931 г.). Исследователь обозначила конец 19-начало 20 веков как переломный момент формообразования в архитектуре благодаря появлению нового стиля. Другие исследователи отмечали, что модерн связан с символическими образами, связывающими самые разные виды искусства через декор. Сторонники российского модерна считают, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, которые переплелись со вкусами и запросами представителей класса буржуазии.

 

 «Псевдорусский стиль»

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».

Массивная сундучная крыша на удивление легко сочетается с крохотными окошками и низкой дверью, спрятавшейся за крутым крыльцом. Сруб из бревен подчеркнуто массивен.

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.

Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области), построенная Ропетом — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное сооружение с многоярусной крышей, щедро украшенное резными элементами, с округлыми абрисами модерна.

Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).

«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной резьбой по мотивам былин.

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.

Орнамент на фоне кирпичной стены — яркий и оригинальный элемент. Изразцовый узорчатый фриз.

Северный модерн

Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.

Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.

Монотонно серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная штукатурка «под шубу». Истинный северный модерн.

Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.

Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном зимнего сада.

Особняк С.Н.Чаева — пример петербургского модерна с сочетанием в отделке фасада кирпича, гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Угловой вход украшают узкие окна, расположенные по диагонали, и барельефы античной тематики.

Тыльный фасад особняка Чаева. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А.Гогена на творчество создателя — архитектора В.Апышкова.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.

Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.

Московский стиль

Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.

 

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского на Малой Никитской – это уже работа зрелого мастера, его можно считать философски осмысленной декларацией модерна, которая открывает нам «нового» Шехтеля, представившего архитектурную композицию, созданную на основе мира природы. Природные мотивы как символы жизни и вечного движения в убранстве дома повсюду – в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте, в многоцветных стеклянных витражах и покрытых благородной патиной бронзе дверных ручек. Вся структура дома подчинена символам мироустройства и символизирует иерархию ценностей на всем жизненном пути человека, от рождения и до смерти, за которой открывается вечность.

 

Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража символизирующего начало воздушной стихии.

Парадная лестница «Волна»

Лестница как символ восхождения ведет на второй этаж в домовой храм – старообрядческую молельню. В нее можно попасть со второго этажа по другой скрытой маленькой лестнице, символизирующей тайный путь к истине. На этом пути взору открывается большая мраморная колонна с цветками лилий и фигурками саламандр на капители. Такое сочетание символизирует вечную борьбу добра и зла. Лилия – символ чистоты, а ящерицы – прообраз библейского змия. Старообрядческая молельня, устроенная наверху – это главная цель восхождения – это символ вечности и смысл человеческой жизни.

В этом доме все органично и взаимосвязано, здесь невозможно отделить конструкцию от декора, все – единое целое. Это и перила парадной лестницы напоминающее застывшую волну или тело гигантского морского животного, и лепнина потолка в гостиной особняка, поражающая своей органичностью, даже кажется, что крупные соцветия белой сирени свободным полукругом, лежащие на поверхности потолка так и манят своим тонким ароматом бабочек и улиток. В интерьерах особняка живо ощущается взаимосвязь отдельных помещений. Все они в чем-то разные, но в чем-то одинаковые как разные мазки, сделанные одной кистью.

Фрагменты декора потолка

Особняк Рябушинского насыщенный контрастными решениями и обилием противоположностей выраженных огромными окнами, повторяющими очертание диковинных цветов и деревьев, арки крыльца, похожие на рожки улиток, изящные цветочные мотивы и волны в рисунках паркета холла и столовой – все это фирменный стиль самого Шехтеля. Основные черты этого стиля, который стал символом московского модерна окончательно сформировались именно в ходе работы над особняком Рябушинского, ставшего своеобразной визитной карточкой архитектора Федора Шехтеля.

Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…

Рисунок знаменитых витражей

и ограды особняка Рябушинского

 

Одна из лучших работ Льва Кекушева. Дом Миндовского на Поварской практически не изменился с момента постройки.

Особняк Динга в Сокольниках. Обильный ленточный узор из лепнины, окна украшены мозаичными панно, нашлось место и деревянным резным панелям на щипце.

 

Роскошный дом в стиле модерн, названный по имени хозяйки «особняком Дерожинской», расположен в глубине двора, за изящной металлической оградой. Фасаду особняка придает сдержанную элегантность сочетание поливной керамической плитки светло-зеленого цвета, белых горизонтальных окантовочных полос, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно, над которым на кровле установлены две небольшие круглые башни. Терраса парадного входа украшена женским маскароном с причудливо рассыпанными длинными волосами.
Землю в Штатном переулке (такое название переулок носил до 1921 г.) в 1901 г. выкупила Александра Ивановна Дерожинская, дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. Наследница богатейшего купеческого состояния, А.И. Дерожинская решила возвести для себя и своего второго супруга особняк. В качестве архитектора был приглашен знаменитый на всю Москву Ф.О. Шехтель

Дом был спроектирован и построен при участии помощника Шехтеля А.А. Галецкого в 1901-1903 гг. и отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь. Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. Геометрические орнаменты «дублировались» Шехтелем в деталях всего дома.
Особый интерес представляет внутреннее оформление особняка. Первый этаж, предназначенный для светской жизни семейства, состоит из центрального холла, гостиной, библиотеки, спальной комнаты, кабинета и столовой. Все парадные помещения группируются вокруг центрального холла. В нем Ф.О. Шехтель воплотил идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры самой комнаты, двери, окна, камина, светильников. Шедевр холла – мраморный камин с горельефом, изображающим две человеческие фигуры в полтора человеческого роста, «удерживающие» тяжесть верхней дубовой рамы. Гостиная отличается потолочным рисунком – небольшие лампочки желтого цвета, меняющие интенсивность свечения, вмонтированы в сердцевины вьющихся цветов. Художественным решением библиотеки является тема «леса»: хоры с книжными полками закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой развивает мотив сплетенных деревьев с облакоподобными кронами. Второй выдающийся камин расположен в кабинете – огромный, из белого мрамора, с рельефом скачущих античных всадников.

 


 

 

Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и тягучесть форм, кованые детали, лепнина, остекление большой площади. В строительстве использованы кирпич, каменные плиты для цоколя, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверьми и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами — панно с природным пейзажем. Натуральные, теплые оттенки цветов.

Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?

  • Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
  • Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
  • Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
  • Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
  • Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.

 

МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ ТОМСКА

Анализируя период времени модерна в Томске, необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос временных рамок того или иного периода. Архитекторы Томска XIX - начала XX вв. имели в основном столичное образование и прекрасно разбирались в современных вопросах культуры и искусства, тем более в архитектурных стилях. Одновременно нельзя ставить вопрос о провинциальности или отдалённости Томска от столицы или центральных городов России. Известно, что некоторые архитектурные сооружения XIX - начала XX вв. в Томске строились столичными академиками и профессорами архитектуры. Например, при строительстве двух учебных архитектурных комплексов - Томского университета и Технологического института использовались современные методы строительства и применялись самые современные материалы, вплоть до железобетонных перекрытий.

Рассматривая архитектуру губернского города Томска рубежа XIX- XX вв., следует отметить, что стилистика зданий и сооружений построенных в эту эпоху в основном придерживается тех же тенденций, что и в центральных городах России. Частично классификация некоторых зданий была проведена автором в статье “Томское общество любителей художеств и архитекторы города” (“Художественная жизнь Сибири начала ХХв. Материалы региональной научно-практической конференции. Изд. Томского университета. 2000).

Родоначальники модерна в Томске К.К. Лыгин и Ф.Ф. Гут подходили к своей работе с разных позиций и работали в разных направлениях. Первый из них работает в Томске с 1895 года как архитектор при управлении строительства Средне-Сибирской железной дороги, второй с 1896 г. как архитектор Западно-Сибирского учебного округа. Сразу необходимо отметить, что к творчеству томских архитекторов неоднократно обращались многие исследователи, поэтому автор не ставит своей целью оспаривать или опровергать их предыдущие выводы о принадлежности того или иного здания к определённому стилю или направлению. Главное, чтобы в форме дискуссии выявить истинное положение в истории архитектуры Томска.

К интернациональному или раннему (“живописному”) модерну впервые в Томске обращается архитектор Ф.Ф. Гут. Его черты, мы видим в проектах Бактериологического института (1904-1906) (пр-т Ленина, 32),

Учительского института (1903-1906) (ул. Киевская, 60),

Инженерного корпуса Технологического института (1904-1905) (пр-т Ленина,28а) и т.д.

В этом же направлении работает архитектор Т.Л. Фишель - Заозерное городское училище (1910-1912) (пер. Сухоозёрный, 6) и ряд других его построек.

В русле “интернационального” стиля начинает работать и архитектор К.К. Лыгин: аптека Штоль и Шмидт (1904-1905) (пр-т Ленина, 54),

дом Флеера (1904-1906) (пр-т Ленина, 83).

К этому же времени - раннему модерну относится “Второвский пассаж”(1904- 1905) (пр-т Ленина, 111) (автор неизвестен).

Сочетание иррациональных и рациональных тенденций в модерне мы наблюдаем в таких зданиях как “мучной корпус лавок” (1907-1908) архитектора Т.Л. Фишеля, “городского торгового дома в Новониколаевске (1911) инженера А.Д. Крячкова, Манеже-школе общества физического развития детей (1903-1909) (ул. Красноармейская, 14) архитектора Б.Ф. Татарчуха.

На сегодняшний день в Томске сохранилось около сотни зданий, построенных в стиле "модерн" - и кирпичных и деревянных. При этом деревянный модерн считается главной "фишкой" томской архитектуры, отличающей Томск от нашего основного "конкурента" - Иркутска. Деревянный Иркутск - это прежде всего барокко и классицизм. Деревянный Томск - это относительная компактность сохранившейся деревянной среды и модерн.

Несколько образцов этого стиля в Томске:

Вершинина, 12.

В классике или в эклектике основную художественную роль обычно играет главный фасад. А вот модерн проектировался в совершенно другой логике - тут "работает" весь объём здания. Построенные в этом стиле дома предназначены для кругового осмотра. Этот принцип лучше всего был реализован в ОСОБНЯКАХ, которые появляются в Томске одновременно с модерном.

Ещё один особняк. Бывший дом охотника на Гагарина, 42. Памятник федерального значения

Дом детского врача Василькова - представитель т.н. "северного" (норвежского) модерна. Памятник регионального значения

Дом архитектора Крячкова на Кирова, 7 (Музей деревянного зодчества). Памятник федерального значения. Этот дом был задуман и осуществлён Крячковым как экспериментальный - это первый деревянный дом с паровым отоплением. Крячков стремился продемонстрировать, что дерево - современный материал и деревянный дом может быть совмещён со всеми достижениями 20 века. Здесь проявилась ещё одна важная идеологическая составляющая стиля "модерн". Он нёс идею синтеза культурной традиции и современности с её представленями о комфорте и благоустроенности.

Крячков опередил своё время на сто лет. Европа и Северная Америка (и США и Канада), пережив увлечение бетоном и кирпичом, вновь возвращаются к деревянному домостроению, занимающему сегодня до 80 процентов от общего объёма жилого строительства.

Россия от этих тенденций отстаёт, деревянное домостроение развивается у нас почти исключительно в загородном строительстве, но и здесь - в меньших объёмах, чем на Западе.

Белинского, 17. Отреставрирован по программе сохранения деревянной архитектуры. Это уже образец типовой "модерновой" застройки - тоже в её "северной" разновидности. Как и дом Крячкова, это здание является примером совмещения в деревянном домостроении традиции и прогресса. Вообще с модерном в Томске были связаны две жилищные инновации. Во-первых, это ОСОБНЯК (образцы которых выложены выше). Во-вторых, это КВАРТИРА. На фотографии вы видите один из первых 4-квартирных домов в Томске.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!