Волоский воевода о Московском царстве



Хрестоматия по истории СССР. Том 1

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/158.htm

Говорит волоский воевода с великими слезами про ту веру християнскую русского царства и просит у бога всегда умножения веры християнския от восточнего царства, от русского царя благоверного великого князя Ивана Васильевича всеа Русии. Тем ся царством руским и ныне хвалит вся греческая вера и надеются от бога великого милосердия и помощи божия свободитися руским царем от насильства турецкого царя иноплеменника.

И говорит волоский воевода: Такое царство великое, силное и славное и всем богатое, царство московское, есть ли в том царстве правда? Ино у него служил москвитин Васка Мерцалов, и он того вопра- шивал: Ты гораздо знаешь про то царство московское, скажи ми подлинно. И он стал сказывати Петру, волоскому воеводе. Вера, государь, християнская добра, всем сполна, и красота церковная велика, а правды нет. И к тому Петр-воевода заплакал и рек так: Коли правды нет, то всего нет... И в котором царстве правда, в том и бог пребывает и помощь свою святую велику давает, и гнев божий не воздвигается на то царство. Правды силние в божест- венем писании несть.

Правда богу сердечная радость, а царю великая мудрость и сила. Помилуй, господи, вера християнская от неправды их... Ино ныне пишут мудрые философы и докторы о благоверном цари великом князи Иване Васильевиче всеа Русии, что он будет мудр и введет правду в свое царство. И так говорит волоский воевода и просит у бога милости, моляся: Боже! Дай милосердие свое великое, чтобы та его мудрость не оминула великого царя благовернаго...

 

Судебник царя Ивана Васильевича (1550 г.)

Хрестоматия по истории СССР. Том 1.

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/160.htm

Лета 7058 месяца июня в... день царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руссии с своею братьею и бояры сесть судебник уложил: как судити бояром и окольничим, и дворецким, и казнечеем, и дияком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и их тиуном и всяким судиям.

1) Суд царя и великаго князя судити бояром и окольничим, и дворецким, и казначеем, и дияком; а судом не дружити и не мстити никому, и посула в суде не имати; також и всякому судье не имати.

3) А который боярин, или околничей, или дворецкой, или казначей, или дияк в суде посул возмет и обвинит кого не по суду, а обыщется то в правду: и на том боярине, или на околничем, или на дворецком, или на казначее, или на дияке взяти исцев иск, а пошлины на царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене, что государь укажет.

26) А безчестие детем боярским, за которыми кормления, указывати противу доходу, что на том кормленье доходу по книгам; а женам их безчестия вдвое против того доходу. А которые дети боярские емлют денежное жалование, а сколько которой жалования имал, то ему и безчестие; а жене его вдвое против его жалования. А дьякам полатным и дворцовым безчестия, что царь и великий князь укажет; а женам их вдвое против их безчестия. А гостям большим безчестия пятьдест рублев, а женам их вдвое против их безчестия. А торговым людем и посадским людем, всем середним, безчестия пять рублев, а женам их безчестия против их безчестия вдвое. А боярскому человеку доброму безчестия пять рублев, опричь тиунов и доводчиков, а жене его вдвое. А тиуну боярскому, или доводчику и праветчику, безчестие против его доходу, а женам их вдвое. А крестьянину пашенному и непашенному безчестия рубль, а жене его безчестия два рубля. А боярскому человеку молодчему или черному городскому человеку молодчему безчестия рубль же, а женам их безчестия вдвое. А за увечие указывати крестьянину посмотря по увечию и по безчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечью.

32) А неделщику на судей, на бояр, и на околничих, и на дворецких, и на казначеев, и на дияков посулов не просити, и самому неделщику посулов не имати. А которой неделщик... посул возмет, и уличат его в том: и того неделщика казнити торговою казнию, а посулы на нем доправити втрое, да из недель выкинута.

53) А пошлют которого неделщика имати татей и разбойников, и ему имати татей и разбойников безхитростно а не норо- вити ему никому; а изымав ему татя или разбойника не отпустити, ни посулов не взяти; а опричных ему людей не имати. А поцоро- вит которой неделщик татю или разбойнику по посулам, а его отпустит, и уличат его в том; ино на том неделщике истцов иск доправити, а его казнити торговою казнию да вкинути в тюрму, а в казни, что государь укажет.

62) А бояром и детем боярским судити, за которыми кормления с судом с боярским, а на суде у них и у их тиунов быти, где дворской, дворскому, да старосте и лучшим людем, целовални- ком. А судные дела у наместников и у их тиунов писати земским дияком; а дворскому да старосте и цел овал ником к тем судным делом руки свои прикладывати. А противни с тех судных дел слово в слово, писати наместничим дьяком; а наместником к тем противнем печати свои прикладывати... А без старосты и без целовалников суда не судити, и посулов наместником, и их тиуном и их людям не имати: а на государя своего тиуну и пошлинику никому посулов от суда не просити...

68) А которому наместнику дан в кормление город с воло- стьми, или ему даны в кормление волости, а в которых волостех наперед сего старост и целовалников не было, и ныне в тех во всех волостех быти старостам и целовалником...

70) А кого наместничи или волостелины люди учнут давати от кого на поруку до суда и после суда, и по ком поруки не будет: и наместничим и волостелиным людем тех людей являти в городе прикащиком городовым, да дворскому и старосте и целовалником; а в волости являти старосте и целовалником;... а не явя тех людей... к собе не сводити и у собя их не ковати. А кого наместничи или волостелины люди не явя... к собе сведут да у собя его скуют, и ко тем людем и род и племя придут... о том бити челом и являти; и прикащиком да дворскому и старосте и целовалником у наместничих или волостелиных тех людей выймати, и кого у волостелиных людей выймут скована, а им не явлено, ино на наместниче или на волостелине человеке, взяти того человека без- честие, посмотря по человеку; а чего тот на наместниче или на волостелине человеке взыщет, и тот иск взяти на нем вдвое.

80) А холопа рать полонит, а выбежит из полону, и он свободен, а старому государю не холоп; а похочет тот холоп к своему к старому государю, и того холопа явити боярам, а дияку подписати на старой крепости, а пошлины имати с головы по алтыну. А которой холоп побежит с государем своим, или один побежит без государя своего, а не рать полонит, и выедет тот холоп из которыя земли опять к Москве: и он старому государю холоп по старому холопьству, опричь того, нечто кому государь пожалует даст волную грамоту.

81) А детей боярских служивых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит.

87) А кто сорет межу, или грань ссечет, из царевы и великого князя земли, или у боярина, или у монастыря, или боярской у монастырьского, или монастырьской у боярского: и хто в тех межу сорет, или грань ссечет, ино того бити кнутьем, да истцу на нем взяти рубль. А хрестьяне меж собя, в одной волости или в селех, хто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелю или поселскому имати на нем за боран два алтына.

88) А хрестьяном отказыватися из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в полех за двор рубль да два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина да два алтына. А которой хрестьянин живет за кем год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два годы поживет, и он платит полдвора; а три года поживет, и он платит три чётверти двора; а четыре года поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот; а за повоз имати с двора по два алтына; а опричь того на нем пошлин нет. А останется у которого хрестьянина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба, или с стоячего, даст боран, да два алтына. А по кои места была его рожь в земли, и он подать цареву и великого князя платит со ржи; а боярского ему дела за кем жил, не делати. А попу пожилово нет, и ходити ему вон бессрочно воля. А которой хрестьянин с пашни продастся кому в полную в холопи, и он выйдет бессрочно ж, и пожилово с него нет; а которой хлеб его останется в земли, и он с того хлеба подать цареву и великого князя платит, а не похочет подати платити, и он своего хлеба земляного лишен.

90) А который купец, идучи на торговлю, возьмет у кого денги или товар да на пути у него товар утеряетца безхитростно, исто нет или сгорит, или рать или разбой возьмет: и бояром обыскав, велети тому дати цареву и великого князя дияку полетнюю грамоту, с царя и великого князя печатью, посмотря по животом, платитися истцов в истину, без росту. А кто у кого взяв, идучи в торговлю, да пропиет, или иным каким безумием тот товар погубит без напрасньства, ино того выдати истцу головой до искупа. А в розбойном деле дадут кому полетнюю грамоту и как своего розбою доищется, или в его иску розбойников поймают, и у того та грамота его полетняя не в грамоту.

98) А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся и те дела в сем Судебнике приписывати.

 

Царь глаголет к собору

Хрестоматия по истории СССР. Том 1

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/161.htm

Отец мой Макарий митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор. В предъидущее лето бил есми вам челом и с бояры своими о своем согрешении, а бояре такоже; и вы нас в наших винах благословили и простили. А яз по вашему прощению и благословению бояр своих в прежних во всех винах пожаловал и простил; да им же заповедал со всеми хрестьяны царствия своего в прежних во всяких делах помиритися на срок, и бояре мои все, приказные люди и кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех.

Да благословилися есми у вас тогды же судебник исправити по старине и утвердити, чтобы суд был праведен и всякие дела непоколебимо во веки. И по вашему благословению судебник исправил и великие заповеди написал, чтобы то было прямо и бережно, и суд бы был праведен и безпосулно во всяких делех; да устроил по всем землям моего государства старосты и целовалники, и сотские, и пятидесятские по всем градом... и по волостем... и уставные грамоты пописал. Се и судебник перед вами, и уставные грамоты, — прочтите и разсудите, чтоб было наше дело по бозе в род и род неподвижимо по вашему благословению. Аще достойно, сие дело на святом соборе утвердив и вечное благословение получив, и подписати на судебнике и на уставной грамоте, которой в казне быти.

Да с нами соборне, попрося у бога помощи во всяких нужах, посоветуйте и разсудите и умножите и утвердите, по правилом святых апостол и святых отец и по прежним законом прародителей наших, чтобы всякое дело и всякие обычаи строилися по бозе в нашем царствии, и при вашем святительском пастырстве, а при нашей державе; а которые обычаи в прежние времена, после отца нашего великого князя Василия Ивановича всеа Русии и до сего настоящаго времени поизшаталися или в самовластии учинено по своим волям, или предние законы, которые порушены, или ослабно дело, небрегомо божиих заповедей, что творилося и о всяких земских строениях и о наших душах заблуждении, — о всем о сем довольно себе духовне посоветуйте и на среди собора сие нам возвестите.

И мы вашего святительского совета и дела требуем и совето- вати с вами желаем, о бозе утвержати нестройное во благо. А что наши нужи, или которые земские нестроения, и мы вам о сем возвещаем.

И вы, разсудя по правилом святых апостолов и святых отец, утверждайте во общем согласии вкупе; а яз вам, отцем своим, и с братиею, и со своими бояры челом бью.

 

Р. Ченслер о русском войске

Хрестоматия по истории СССР. Том 1.

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/166.htm

Этот князь — повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико. Он может вывести в поле 200 и 300 тысяч людей; сам он никогда не выступает в поле менее, чем с 200 тысяч людей, и когда он выступает в поход — еще оставляет на границах войска, численность которых не мала. На Лифляндской границе он держит до 40 тысяч человек, на Литовской — до 60 тысяч, против ногайских татар тоже 60 тысяч людей — просто удивительно слышать, к тому же он не берет на войны ни крестьян, ни торговцев. Все его военные — всадники, пехоты он не употребляет, за исключением служащих при артиллерии и прислужников, которых будет тысяч 30.

Всадники- стрелки имеют такие же луки и ездят верхом так же, как и турки. Доспехи их состоят из кольчуги и щита на голове. Некоторые покрывают свои кольчуги бархатом или золотой или серебряной парчей; это их страсть одеваться роскошно в походе, особенно между знатными и дворянами. Как я слышал, — украшения их кольчуги очень дороги, отчасти это я и сам видел, иначе едва ли бы поверил. Сам князь одевается богато выше всякой меры; его шатер покрывается золотой и серебряной парчей, до того усыпанной драгоценными камнями, что чудно смотреть; я видал шатры королей английского и французского, которые великолепны, однако же и не походят на этот.

Я думаю, что под солнцем нет людей, способных к такой суровой жизни, какую ведут русские. Хотя они проводят в поле два месяца, когда промораживает землю уже аршина на 2 вглубь, но простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного над головой; обычная их защита против непогоды — войлок, выставляемый против ветра и непогоды; когда навалит снегу, солдат сгребает его, разведет себе огонь, около которого и ложится спать. Так поступает большая часть из них, исключая дворян, доставляющих себе на собственный счет другие припасы. Но и такая жизнь в поле не так удивительна, как их крепость: каждый должен добыть и привезти провизию для себя и своей лошади на месяц или на два; сам он питается водой и овсяной мукой, смешанными вместе \ лошадь его ест зелень и ветки и т. п. Несмотря на все это, русский работает и служит очень хорошо. Спрошу я вас, много ли найдется между нашими хвастливыми воинами таких, которые могли бы пробыть с ними в поле хотя бы один месяц.

Не знаю ни одной страны около нас, которая славилась бы такими людьми и животными. Теперь, что могло бы быть совершено этими людьми, если бы они были выучены порядкам и по- . знаниям цивилизованных войск. Если бы этот князь имел в своей стране людей, которые могли бы выучить их вышесказанным вещам, то я думаю, что два лучших и сильнейших христианских государя не могли бы соперничать с ним, вследствие его могущества, суровости и выносливости его народа и лошадей и тех незначительных издержек, которых стоят ему войны.

Исключая иностранцев, князь не платит никому жалованья (иностранцы получают ежегодное жалованье, но небольшое); воины из его областей служат на собственный счет, исключая, что стрельцам он дает жалованье на порох и пули, т. е. в его землях никто не получает ни гроша жалованья. Если же кто-нибудь заслужит перед ним, то князь жалует ему поместье или кусок земли, за что получивший обязан быть всегда наготове явиться с таким числом людей, какое укажет князь.

 

Отмена кормлений (1555 г.)

Хрестоматия по истории СССР. Том 1

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/168.htm

Лета 7064 (1555) года, сентября 20 дня, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з своею братиею и з боляры приговорил о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити; а по се время князи, бояры и дети боярские сидели по кормлениям, по городам и по волостем, для росправы людем и всякого землям устроения, и собе от служеб для покоя и прокормления.

На которых городех и волостех были в кои лета наместники и волостели, тем градом и волостем росправу и устрой делати, а от всякого их лиха обращали на благое, а сами были доволны оброкы свои и пошлинами указными, что им государь уложил.

И вниде в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинились, наместники и волостели изо многых лет, презрев страх божий и государьскые уставы, много злокозненых на них дел учиниша, и не быша им пастыри и учители на благое, но сотворишася яко волци гонители и разорители; тако ж тех градов горожане и волостей мужики многия коварства и убивства людем содеяша, и как сойдут наместники и волостели с кормления, и мужики многими иски отыскивают, и много в том кровопролития и осквернениа душам содеяша, их же не подобает в христианском законе ни слышати.

Многие наместники и волостели и старого своего стяжания лишишася, живота и отчизны избыша.

Царю же благочестивому обычай есть, да начало его премудрости страх господень будет и да во всем перед богом чиста себя соблюдает, оставя свои царские вся потехи, тщится по христе волю его сотворити во всем и порученные ему царства соблюсти, и устроити подобающую правду, и оборонити от всех иноверных басурман и латин.

Повеле царь и государь во городах и волостях разчинити старосты, и сотцкие, и пятидесятцкие, и десятцкие, со страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтобы разсуждати в разбоях и татьбах всякие дела, и отнюдь бы никоторая вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лживое послушество.

А на кого промеж себя такого лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и волости положити оброки по их промыслам и по землям, и те оброки збирати в царскую казну свою дьяком; а бояр, детей боярских и всех воинов устроил кормлениями праведными уроки, ему же достоит по отечеству и по дородству, а городовых в четвертый год, а иных в третий год денежьным жалованием.

 

Отъезд царя из Москвы

Хрестоматия по истории СССР. Том 1.

http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/170.htm

Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми, со царевичем Иваном и со царевичем Федором, поехал с Москвы в село в Коломенское и праздник Николы чюдотворца празновал в Коломенском. Подъем же его не таков был, якоже преж того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы, и кресты, златом и камением драгим украшеные, и суды золотые, и серебряные, и поставцы все всяких судов золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взяти с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати с женами и с детми; а дворяном и детем боярским выбором из всех городов, которых прибрал государь быти с ним, велел тем всем ехати с собою людьми и с конми, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели, для непогодия и безпути, что были дожди в реках, была поводь велика и кры в реках прошли. И как реки встали, и царь и государь из Коломенского поехал в село в иТанинское, декабря в 17 день, в неделю, а из Тонинского к Троице; а чюдотворцову память Петра митрополита, декабря в 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре; а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша: Афонасий, митрополит всеа Русии; Пимин, архиепископ ВеликагомНоваграда и Пскова; Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский, и иные епископы, и архимандриты, и игумены и царевы и великого князя бояре, и околничие, и все приказные люди; все же о том в недоумении и во унынии быша такому государьскому великому необычному подъему и путнаго его шествия неведома куды бяше.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!