Работа с информацией. (Учебник с.85-89) (10 мин)
Изобразительное искусство. 8 класс.
Программа Б.М. Неменского
Урок 12
Тема: "Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета"
Цель: изучить искусство фотопортрета.
Задачи урока:
1. Закрепить знания детей о жанре, разновидностях портрета.
2. Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуально сходства, но и создание духовного сходства образа человека, отражение его мыслей и чувств.
4. Познакомить с жанром фотопортрет, его видами.
5. Сформировать представление о фотокомпозиции, светотени.
6. Познакомить с правилами выполнения постановочного и репортажного портрета.
Оборудование: фотоаппарат, ИКТ.
Личностные результаты
· Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
|
|
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Предметные результаты
· Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
Ход урока
Мотивационный этап. Чтение и обсуждение притчи. (3 мин.)
Притча о художнике.
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!
Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!
|
|
Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»
И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
|
|
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…
- О чём эта притча?
- В чём вы видите разницу между двумя понятиями «КРАСИВЫЙ», «ПРЕКРАСНЫЙ»?
- О каком жанре искусства идёт речь? (портрет)
Проблемный этап. (5 мин)
- В чем разница портрета и фотопортрета?
Портрет (от франц. portrait, от portraire – изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально.
В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства.
Фотопортрет - портрет, сделанный фотографическим способом.
- Каждый фотограф в своей работе придерживается следующих правил:
· Определение точки и места съёмки;
|
|
· Постановка света;
· Выбор эмоционально-психологического состояния;
· Выбор позы и фона для портретируемого
· Скажите, каких фотографий больше в памяти ваших телефонов.
· Зачем вы делали эти снимки?
· Остались ли довольны фотографией те, кого вы снимали?
· Сейчас, зная некоторые требования к фотографии, вы сможете назвать недостатки?
· Имеем ли мы право использовать чужие фотографии без разрешения? Почему? (напомнить о ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни".
Работа с информацией. (Учебник с.85-89) (10 мин)
- Рассмотрим фотопортреты, размещенные на страницах вашего учебника (с.85).
- Чем схожи и чем отличаются фотографии? все ли они являются фотопортретами?
- В фотографии, как в живописи и в рисунке, пожалуй, самое интересное, хотя и самое сложное,- изображение человека, его портрет. Правда, снимки, царящие на многих дисплеях мобильников и мониторов, трудно назвать портретами. Дурашливые позы и выражения лиц, баловство и кривлянье перед аппаратом, когда ставятся рожки над головой приятеля или корчатся физиономии, одна другой глупее... Согласитесь, вряд ли это ваши истинные портреты, и не по ним же потом судить, какими вы были в юности. (ответы детей)
- Что же тогда может считаться фотопортретом? Фотоснимки для паспорта или удостоверения, где с трудом узнаешь себя из-за какой-то закаменелой напряженности и пустоты взгляда? Или портрет - это когда мы, прихорошившись, встаем перед камерой в красивые, заранее подготовленные позы с заготовленной для этого случая улыбкой и взором, думая: "Ах-ах, как я хороша!" Конечно, это наш портрет. Но какие мы на нем - какие есть или какими хотим казаться? (ответы детей)
- Чем интересен человек? Своей неповторимостью и индивидуальностью. В этом смысле не бывает некрасивых и неинтересных людей. Задача фотографа - запечатлеть индивидуальность человека, выхватив из потока стремительно меняющихся реакций и выражений его лица самое характерное мгновение, раскрывающее его суть, когда человек наиболее равен самому себе. (рассуждения детей)
- (ст. 86) Различие изобразительного языка фотографии и живописи наиболее явственно проступает в портрете. Больше, чем в пейзаже, а тем более натюрморте, в фотопортрете видна его абсолютная привязанность к конкретному персонажу, тогда как на картине он всегда плод образной трактовки и воображения художника. Фотография по своей эстетической природе документальна. Она отражает только то, что расположено перед камерой. Фотоизображение - конкретно и само по себе не в силах быть образным обобщением, символом или метафорой. Однако мастерство оператора может добавить к документальности снимка его художественное видение и превратить фотографию из бесстрастного фиксатора в произведение искусства, сделать ее художественной.
- Используя особенности каждого из искусств, и художник и оператор могут создать различные, но одинаково значимые для нас портреты людей своего времени. Не имеет значения, запечатлен на них актер в специально созданном интерьере или неизвестная нам девушка на фоне старого дерева. Эти фотопортреты, как и фотографии в модных журналах, называются постановочными, потому что они сделаны с людей, знающих, что их снимают.
- Рассмотрим фотопортреты на странице 87 учебника. (анализируют дети)
- В постановочном портрете оператор сравним с художником. По его воле выбирается поза и костюм модели, определяется антураж и фон. Но важнейшим творческим средством в создании фотопортрета является свет.
- В практике фотографии постановочный и репортажный портреты занимают равное место. Но теоретически, исходя из документальной природы фотографии, некоторые предпочтения отдаются репортажному портрету. В любом типе фотопортрета важна передача главного и характерного в облике человека. Репортажная съемка отличается тем, что оператор ищет для этого момент, не подготавливая к нему человека. Съемка в движении, в непосредственной реакции требует постоянной нацеленности на объект, мгновенного выбора места, момента и точки съемки. Если в постановочном портрете оператор руководит и подготавливает действия модели, то в репортаже натура ведет следующего за ней оператора. Только так можно можно увидеть человека во всем многообразии и неподдельности его жизни.
- Репортажный портрет - портрет без прикрас.
- Фотоаппарат возвращает нам возможность быть портретистами и запечатлевать людей такими, как мы их видим.
- Ценность снимка зависит не от цены аппарата, а от точного выбора натуры и умения ее грамотно снять.
Аналитический этап. (22 мин)
- Сравните живописный и фотографический портреты и определите в чем общее и различное в способе и возможностях изображения человека художником и фотографом, как при помощи каких художественных средств они могут проявить свою фантазию? (ответы детей)
- Где больше художественного обобщения и фантазии - в изображенном на фотоснимке или картине и почему?
- Какие выразительные средства есть у оператора?
- В чем различие и общность репортажного и постановочного фотопортретов?
Задание:
Проектно - съемочный практикум "От забавы к фототворчеству"
- Ребята, мы должны выполнить съемку постановочного портрета и репортажного, в рамках нашего практикума, в котором следует проявить стремление к передаче характера и состояния модели. Используйте для этого все приобретенные навыки и знания операторской грамоты. В съемке постановочного портрета проявите внимание к освещению и фону.
- Сделайте репортажный портрет в ситуации, когда раскрывается человеческая суть персонажа в живой связи со средой (серия из 3-5 снимков).
- Сделайте вариативную обработку одного и того же снимка и в цвете и в черно - белой гамме с целью достижения наибольшей художественной и психологической выразительности портрета.
- Предлагаю вам поделиться на 2 группы, т.к. у нас имеется 2 фотоаппарата (можно работать и с телефонами). Первая группа делает снимки постановочных портретов, вторая - репортажных. Каждый участник в группе попробует себя в роли фотооператора, работая с моделью из своей же группы В работе над постановочным и репортажным портретом можно выполнить как индивидуальные фотопортреты, та и групповые, все будет зависеть от вашей задумки. Затем сбрасываете свои фотографии на компьютер и обрабатывает их, стремясь выполнить поставленные задачи.
Рефлексия. (5 мин)
- Полученные работы сбрасываем на компьютер учителя, воспроизводим на доску, смотрим слайд - шоу постановочных, затем репортажных снимков, комментируем свои работы.
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 940; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!