Вариант тестовых заданий для шестиклассников



Звучат два фрагмента «Итальянского концерта» для клавира

И.С. Баха: 1-я часть, 2-я часть

1. И.С. Бах назвал это произведение «Итальянский концерт». Слышим ли мы в этой музыке традиционное для жанра концерта соревнование солиста с оркестром? Какой инструмент исполняет эту музыку?

2. По какому принципу построено сопоставление двух частей концерта? (нужное – подчеркните).

СХОДСТВО КОНТРАСТ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ

3. Тема какой из частей концерта напоминает вам красивую напевную итальянскую мелодию? (нужное – обведите): 1   2

4. Если бы вы были пианистом-исполнителем этих фрагментов «Итальянского концерта», то какие словесные определения вы бы написали в нотах каждой части, чтобы передать их характер, настроение, задать манеру игры?

а) I часть б) II часть

5. Если бы вы были композиторами и следовали традиции написания инструментальных концертов, какой характер бы вы придали III части (финалу) «Итальянского концерта»?

6. Назовите известные вам музыкальные сочинения И.С. Баха, отметив, для каких инструментов (или исполнителей) они сочинены.

Седьмой класс

Раздел учебника: «Основные направления развития музыкальной культуры»

Параграф раздела: «Светская музыка».

Развороты учебника: Симфония №1 В. Калинникова (с. 104 – 105); Картинная галерея (с. 106 – 107).

Разворот творческой тетради: Симфония № 1 В. Калинникова (с. 38).

Методические рекомендации к разработке сценария урока

При разработке сценария данного урока рекомендуется использовать литературные фрагменты сочинений русских писателей: «Нам не дано предугадать...» Ф. Тютчев (эпиграф); «Русь» С. Романовский[23], опираться на осознание ключевых слов (с корнем «род»), а также на демонстрацию картин И. Левитана «Летний вечер. Река», «Вечер на Волге», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь»; Ф. Васильева «Утро», К. Васильева «Осень», «Над Волгой», «Отечество», «Струна» (эскиз).

Этапы урока:

1. Осмысление художественно-педагогической идеи урока, его эпиграфа:

Нам не дано предугадать

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие дается –

Как нам дается благодать.

Ф. Тютчев

2. Актуализация знаний учащихся о жанре «симфония», сравнение развития образов в симфонии с развитием образов в романе (литература). Восприятие и исполнение главных тем следующих знакомых учащимся симфоний:

Симфония № 40 (I часть) В.-А. Моцарта, Симфония № 5 (I часть) Л. Бетховена, Симфония № 4 (II часть) П.И. Чайковского и др.

3.Чтение текста учебника, выявление наиболее значимых мыслей, идей.

Поиск ответов на вопросы.

 

Левитан И. Летний вечер. Река.

Левитан И. Озеро. Русь

Левитан И. Вечер на Волге.

Васильев К. Отечество

Васильев К. Струна (эскиз).

 

  

Васильев К. Осень          Васильев К. Над Волгой

4. Восприятие и исполнение главных тем 1-й части «Симфонии № 1» В. Калинникова, анализ образного строя музыки симфонии, ее интонационно-жанровых и стилистических особенностей, музыкального языка (по методике А. Пиличяускаса) [29]. Работа в двух группах может быть связана с размышлениями учащихся над высказываниями современного музыковеда В.В. Медушевского и немецкого композитора XVIII в. Й. Гайдна. На этом же этапе предлагаются вопросы к анализу симфонии.

5. Выявление ассоциативных связей музыки с литературным рядом (рассказ С. Романовского «Русь»), ключевыми словами, выражающими базовые национальные ценности: РОД – РОДНИК – РОДНЫЕПРИРОДАПЛОДОРОДИЕ – РОДИНАНАРОД, а также со зрительным рядом (картины русских художников И. Левитана, Ф. Васильева, К. Васильева). Поиск общих средств художественной выразительности в музыке, литературе, живописи.

6. Работа с «Творческой тетрадью», поиск ответов на вопросы: Как бы вы обозначили время действия в симфонии (XIX век, XX век, наше время)? Каков, по-вашему, возраст героя симфонии? Его национальность? Темперамент, манера говорить, двигаться? Каким вам представляется эмоциональное состояние героя (героев) симфонии? Какую картину мира предлагает увидеть своим слушателям лирический герой «Симфонии № 1» В. Калинникова? Что дает современному слушателю знакомство с музыкой В. Калинникова?

7. Исполнение знакомых и разучивание новых для школьников песен: русских народных песен «Ты, река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Ах ты, ноченька»[24],«Багульник» В. Шаинского на слова И. Морозова, «Серёжка ольховая» Е. Крылатова на слова Е. Евтушенко[25], «Родина моя» Д. Тухманова на слова Р. Рождественского, «Россия, Россия» Ю. Чичкова на слова Ю. Разумовского[26] (по выбору учащихся и учителя).

8. Экспресс-тест (составление синквейна[27] с ключевым словом «человек»), обсуждение его результатов.

9. Подведение итогов урока – возвращение к эпиграфу, рефлексия (выявление отношения школьников к художественному материалу урока).

Задания базового уровня

Прочитайте эпиграфа урока (Ф. Тютчев). Выскажите предположение о том, почему поэт говорит в нем от третьего лица «нам» (кому?). Объясните слова и выражения: «предугадать», «слово отзовется» (в ком?), «сочувствие» (со-страдание, со-переживание, со-участие), «благодать» (благо дать, благо дарить). Замените существительное «слово» с целью составления высказывания от имени художника («как наши краски отзовутся») или композитора («как наши звуки отзовутся»).

Прочитайте текст учебника. Поразмышляйте над словами Г. Пожидаева – автора книги о Василии Сергеевиче Калинникове (1866 – 1900): «…Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни. Он учит нас дорожить каждым мгновением нашего земного бытия. Из тёмного колодца жизни он видел звезды…». Сопоставьте эти слова с четверостишием Ф. Тютчева.

Послушайте 1-ю часть «Симфонии № 1», выделите две главные темы экспозиции. Пропойте их с ориентацией на нотную запись. Выделите главные интонации музыкальных тем, определите, взаимодействуют ли они в процессе звучания музыки.

Выявите главные образы симфонии – лирические, драматические, трагические. Проанализируйте средства музыкальной выразительности, приемы развития (повтор, контраст, вариативность).

Проведите поиск ассоциативных связей музыки В. Калинникова с пейзажами русских художников – И. Левитана, Ф. Васильева, К. Васильева (с. 105 – 107 учебника), рассказом С. Романовского «Русь», ключевыми словами с общей корневой основой «род».

РУСЬ

                                                                                С. Романовский

Русь! Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Русло, то есть ложе реки, по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса и росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «русь» еще одно значение, которое я услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

− Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, − он и зацвёл.

− Анна Ивановна, а что такое – русь?

− Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу. Русь – светлое место. Русь – страна света. Милая, светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!

 

Составьте синквейн, в котором главное слово «человек» – герой симфонии.

Спойте песни (народные, сочинённые современными композиторами) о природе, о Родине, о родном крае. Найдите варианты их выразительного звучания, скорректируйте недостатки пения, оцените собственное исполнение.

Задания повышенного уровня

Найдите в учебнике «Литература» стихотворения, фрагменты прозы, созвучные музыке «Симфонии № 1» В. Калинникова, аргументируйте их выбор.

Проведите сопоставительный анализ средств художественной выразительности живописных полотен, музыки симфонии с целью выявления их образного единства.

Найдите в сети Интернет информацию о жизни и творчестве В.С. Калинникова, сообщите интересные факты одноклассникам.

Найдите в Интернете, послушайте и запишите на флеш-накопитель или диск другие сочинения В. Калинникова (романсы, симфонические произведения, пьесы для фортепиано). Составьте музыкальную коллекцию, дайте краткие характеристики понравившимся сочинениям композитора[28].

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Близок ли мир мыслей, чувств, переживаний автора «Симфонии № 1» и ее героя современному слушателю?»;

Перечислите известные симфонические сочинения русских композиторов, с которыми перекликаются мелодии-темы первой части «Симфонии № 1» В. Калинникова.

Подготовьте компьютерную презентацию «Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи».

Подготовьте мини-проект – реферат  на тему: «Есть ли у симфонии будущее?».

Критерии оценки планируемого результата

Базовый уровень: проведен анализ стихотворения Ф. Тютчева, определена его главная идея; прочитан текст учебника, предложена аргументация высказываний Г. Пожидаева о творчестве В. Калинникова; в результате восприятия 1-й части «Симфонии № 1» и вокализации ее главных тем выделены образные характеристики этой музыки, проведен анализ средств музыкальной выразительности, приемов развития. Проведено сопоставление музыки с литературным и живописным рядами, выявлено «сходство и различие» приемов создания художественных образов разных видов искусства. Составлен синквейн, дана аргументация предлагаемых характеристик героя симфонии. В процессе разучивания и исполнения песенного репертуара продемонстрирован уровень сформированности вокально-хоровых умений и навыков, выразительность исполнения песен.

Повышенный уровень: в полном объеме выполнены задания базового уровня; проявлен интерес к поиску и накоплению информации о жизни и творчестве В. Калинникова. Подобраны литературные произведения, созвучные образному строю симфонии; даны достаточно полные характеристики образам различных видов искусства; выявлены черты родства в них; самостоятельно создана коллекция музыкальных сочинений В. Калинникова, выделены наиболее значимые для школьника сочинения, к которым записаны словесные рассуждения; даны ответы на проблемные вопросы. Перечислены сочинения русских композиторов-классиков (не менее двух), созвучные образам «Симфонии № 1» В. Калинникова. Составлен реферат по предлагаемой теме с ярко выраженным личностным отношением к его проблематике или подготовлена компьютерная презентация.

Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, уважительного отношения к сохранению культурного наследия русского народа, целостного взгляда на творчество композиторов, поэтов, писателей, художников, воплощающих в своих творениях образы Отечества, его природы, людей, развитие чувства эмоционально-нравственной отзывчивости на явления русской культуры, сопереживания, сочувствия к судьбам создателей художественных произведений разных видов искусства; становление коммуникативной компетентности в общении с творцами художественных образов, сверстниками, учителями, родителями при решении познавательных задач, развитие эстетических потребностей общения с музыкой (литературой, изобразительным искусством) в процессе учебной деятельности, самообразования.

Метапредметные результаты: актуализирован опыт изучения видов и жанров искусства (музыка – симфония, поэзия – лирическое стихотворение, проза – рассказ, живопись – пейзаж); расширены способы действий по классификации лирических, драматических, трагических образов в музыке, литературе, живописи; выявлены приемы развития образных сфер на основе «тождества и контраста» (по Б. Асафьеву), осуществлено уподобление образам различных видов искусства при формировании отношения к вечным темам жизни: истина, добро, красота.

Предметные результаты: потребность общения с музыкой настоящего и прошлого; эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни, запечатленным в музыкальных образах; понимание специфики жанра «симфония», высказывание суждений об основной идее музыкальных сочинений, понимание особенностей музыкального языка, приемов развития музыки в крупных жанрах, определение формы-композиции, овладение специальной терминологией, применение информационно-коммуникационных технологий для поиска информации о музыке и музыкантах; интерпретация в разных видах деятельности образов музыки, использование широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства, участие в творческих проектах, расширение возможностей самообразования.

 

Восьмой класс

Раздел учебника: «Классика и современность»[29]

Параграф раздела: «Музыка к драматическому спектаклю».

Разворот учебника: «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» (с. 44 – 45), (вариант учебника 7 класса с. 76 – 77); «Образы «Гоголь-сюиты» (с. 46 – 47), (вариант учебника 7 класса, с. 78 – 79).

Творческая тетрадь для 8 класса: «Гоголь-сюита» А. Шнитке (2019, с. 16,17).

    При разработке сценария данного урока[30] рекомендуется использовать литературные фрагменты сочинений Н.В. Гоголя – поэмы «Мёртвые души», повестей «Шинель», «Чиновники», «Записки сумасшедшего», «Портрет», а также тексты из переписки с друзьями, из статей писателя; опираться на осознание ключевых слов Человек – Судьба – Дорога, терминов – увертюра, драматический спектакль, а также презентацию, содержащую портреты писателя Н.В. Гоголя, композитора А.Г. Шнитке, режиссера спектакля Ю.П. Любимова, фотографию здания Театра на Таганке (Москва); репродукции учебника: театральная программа к спектаклю «Мёртвые души» Л. Непомнящего; модель памятника Н.В. Гоголю скульптора Н. Андреева, рисунки «Губернский Олимп» (чиновники губернского города NN) П. Боклевского, «В губернской канцелярии», «Чичиков на балу у губернатора» А. Агина к повести «Мёртвые души»; «В департаменте» Кукрыниксы к повести «Шинель»; материалы из творческой тетради: иллюстрации к поэме Н. Гоголя «Мёртвые души» М. Шагала, А. Агина; продемонстрировать видеофрагмент фильма-балета «Анюта» (чиновничество) В. Гаврилина по мотивам рассказа А.П. Чехова «Анна на шее».

Цель урока: восстановить связь времен через такие виды искусства как литература, музыка, театр; доказать, что художественные произведения, созданные в прошлые эпохи, сохраняют сегодня свою ценность.

 

Этапы урока:

1. Осмысление художественно-педагогической идеи урока, его эпиграфов:

 

На серебряной тонкой бумаге Под серебряной мглой облаков Музыканты – извечные маги Вызывают виденья веков.          Б. Дубровин Горьким моим словом посмеюся. Из книги пророка Иеремии (глава 20, 8).Высечены на надгробном памятнике Н.В. Гоголю[31]  

2. Раскрытие понятия «драматический спектакль» через осознание сценического действия, драмы, в которых передаются переживания человека, страдания, смятение, тревога, протест, возмущение и т.п. Понимание, что эти чувства чаще всего проявляются у людей в спорах, столкновениях, конфликтах.

3. Определение знакомого музыкального жанра, предшествующего началу спектакля (оперы, балета, мюзикла), кинофильма – увертюра, что в переводе с французского языка означает «открывать». Определение цели звучания увертюры – приготовить зрителей к тому, что они увидят и услышат в спектакле.

4. Восприятие увертюры к спектаклю «Ревизская сказка» (музыка к которому была преобразована композитором в сюиту под названием «Гоголь-сюита»), предположение о стиле музыки (сочинение композитора-классика или современного композитора); выбор эмоционального словаря (музыка тревожная, резкая, стремительная, грубая, и т.п.), определение преобладающего образа (образ дороги), выявление значения в развитии музыки заключительной темы увертюры (тема судьбы из «Симфонии № 5» Л. Бетховена); вокализация этой темы, подчеркивание ее ритмической основы, других средств выразительности. 

5. Рефлексия по данному этапу урока: музыка современного композитора, которая вводит слушателей в мир тревожных образов, связанных с образом человека, идущего по дороге жизни, его судьбы, завещания потомкам, жизненного выбора. Эти мысли нашли выражение в словах современной песни В. Берковского на слова Ю. Левитанского: «Каждый выбирает по себе: щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты – каждый выбирает по себе».

6. Работа с текстами и иллюстрациями учебника и «Творческой тетради». Раскрытие замысла спектакля, функции музыки в нем, особенностей объединения в сюжете спектакля «Ревизская сказка» литературных сочинений Н.В. Гоголя. Выявление главного героя музыки к спектаклю – это сам писатель, Н.В. Гоголь, Великий Насмешник России, который через карикатуру, сарказм (смех с издевкой), гротеск высмеивал пороки общества XIX в.

7. Восприятие частей «Гоголь-сюиты»: «Чиновники» (№ 5), «Бал» (№ 6). Их интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ. Характеристика особенностей музыкального языка А. Шнитке: резкие контрасты, диссонансы (неблагозвучия), полистилистика (сочетание в одном произведении несовместимых или резко отличающихся друг от друга элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений), часто меняющиеся музыкальные «кадры» (как в кино), клиповое звучание музыки, музыкальный «коллаж».

8. Обсуждение высказываний Гоголя: а) о чиновниках (из письма Я. Белинскому): «Эти государственные деятели, сотни, тысячи стоячих белых воротничков, скрипящих перьев – этот муравейник человеческих душ, может быть, давно уже мертвых, лишенных всякого внутреннего содержания»; б) о силе музыки, ее воздействии на людей: «О, будь же нашим спасителем, хранителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими ударами по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром!» (с. 78).

9. Определение режиссёрского замысла Ю.А. Любимова: обличать пороки общества, заставлять людей задуматься о ценности жизни, ее скоротечности, при этом режиссёр (как и Гоголь) не исключает возможности горько посмеяться над превратностями, крутыми поворотами судьбы. «Горьким моим словом посмеюся». Эти слова из книги пророка Иеремии (глава 20, 8) высечены на надгробном памятнике Н.В. Гоголю. Объяснение драматургической линии развития спектакля, определенной последовательности этапов сценического действия – экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка (учащимися совместно с учителем составляется схема развития частей сюиты). В музыке, так же как и в спектакле, присутствуют две сферы образов: духовная («Портрет», «Завещание» – образ Художника), и мир образов чиновников («Шинель», «Чиновники», «Бал»). Выявление главного драматургического принципа развития – конфликта, что является основой любого спектакля: музыкального или драматического.

10. Поиск ответа на вопрос: «Что повлияло на решение современного композитора А. Шнитке принять участие в создании музыки к спектаклю «Ревизская сказка»?» с использованием текста учебника: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального» (с.78). Уточнение понятия «шлягер», объяснение специфики понятия «симфонический театр» применительно к музыке «Гоголь-сюиты» А. Шнитке» (музыка для симфонического оркестра может исполняться в концертном зале, где нет актеров, декораций).

11. Перед восприятием фрагмента сюиты «Детство Чичикова» (№ 2) – одного из героев повести «Мёртвые души», определить её возможный характер, настроение («Если бы вы были композиторами…»). После прослушивания охарактеризовать особенности музыки (простота, незатейливость, лёгкость, танцевальность, повтор главной темы). Вокализация главной темы учащимися. Выявление особенностей развития музыки этой части. Поиск ответа на вопросы на основе анализа приемов развития: «Кем же станет наш герой: Человеком или человечком?»; «Какие изменения происходят в душе героя, исчезает ли в нём легкомысленность, банальность?». Подтвердить собственные ответы текстом учебного пособия: «появился совершенно обезличенный господин «средней руки – чин, рост, лицо…» (с. 78).

12. Восприятие фрагмента «Гоголь-сюиты» – «Чиновники» (№ 5). Выявление интонационных особенностей пьесы, приёмов развития, выделение её заключительной темы («Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского), сопоставление с пьесой «Детство Чичикова» (много персонажей – один персонаж). Размышления о том, какие черты «Чиновников» можно воплотить рисунке (см.: «Губернский Олимп» П. Боклевского – с. 79), в пластике движений.

13. Просмотр видеофрагмента из балета русского композитора XX в. В. Гаврилина, современника А. Шнитке, «Анюта» по мотивам рассказа А.П. Чехова «Анна на шее» в постановке балетмейстера В. Васильева – «Чиновничество». Определение возможности содружества разных видов искусства в балете (музыка, литература, театр). Выявление сходства в трактовке образов чиновников в музыке А. Шнитке и В. Гаврилина на основе анализа особенностей музыкального языка, приемов развития.

14. Разучивание и исполнение песни «Каждый выбирает для себя» В. Берковского – Ю. Левитанского (1-й и 4-й куплеты). Обоснование приемов выразительного пения.

15. Рефлексия по результатам работы с музыкой «Гоголь-сюиты»: а) осознание конфликта двух миров – духовного и бездуховного, его актуальность в наше время, когда утрачиваются нравственные ценности, исчезает духовность; б) представители искусства разных эпох (Гоголь, Чехов, Шнитке, Гаврилин, Любимов, Васильев) призывают читателей, слушателей, зрителей задуматься о смысле жизни, о выборе своего пути, о бесконечном разнообразии жизни: от высокого, духовного, до карикатурного, смешного.

 

Задания базового уровня

    Прочитайте тексты учебника, определите содержание спектакля «Ревизская сказка» (Театра на Таганке, режиссер А. Любимов) музыки «Гоголь-сюиты» А. Шнитке. Выявите образы главных действующих лиц на основе высказываний Н. Гоголя, А. Шнитке.

    Дайте определение терминов и понятий: музыка к спектаклю, сюита, увертюра.

            На основе использования принципа сопоставления при восприятии музыки выявите драматургию «Гоголь-сюиты», проанализируйте интонационно-образное, жанрово-стилевое содержание е частей, средств выразительности, формы-композиции. Актуализируйте опыт «слышания» в музыке сюиты знакомых музыкальных тем («Симфония № 5» Л. Бетховена, тема 1-й части; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского), узнавая их.

            Разучите песню «Каждый выбирает для себя» В. Берковского на слова Ю. Левитанского. Проявите компетенции в составлении исполнительского плана, направленного на раскрытие е главной идеи.

    Ответьте на вопросы учебника, выполните задания в «Творческой тетради», дайте аргументацию личностного отношения к главной идее спектакля и сюиты.

Задания повышенного уровня

Найдите в учебнике «Музыка» для 7 класса развороты, посвященные музыке А. Шнитке («Кончерто гроссо» (с. 66 – 67), «Сюита в старинном стиле» (с. 68 – 69). Найдите в Интернете и прослушайте фрагменты из этих сочинений, напишите короткое эссе об образах этой музыки.

Определите смысловое содержание эпиграфов к данному уроку.

Выявите содержательные линии, которые составляют основу музыки «Гоголь-сюиты».

Составьте план интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа разных частей «Гоголь-сюиты» и реализуйте его в дискуссии с одноклассниками.

Дайте определение понятий: симфонический театр, полистилистика, коллаж.

Нарисуйте графическую схему развития образов «Гоголь-сюиты», обсудите е со сверстниками.

Найдите в Интернете информацию о жизни и творчестве композитора А. Шнитке, подготовьте мультимедийную презентацию с включением в не фрагментов музыкальных сочинений композитора.

Инсценируйте один из фрагментов «Гоголь-сюиты».

Нарисуйте образы «Гоголь-сюиты», организуйте выставку рисунков, их обсуждение. Сравните собственные рисунки с иллюстрациями учебника и творческой тетради.

Критерии оценки планируемого результата

Базовый уровень: прочитан текст учебного пособия, выявлена литературная основа и главная идея драматического спектакля и музыки к нему; в результате восприятия контрастных частей «Гоголь-сюиты» охарактеризованы средства выразительности, приемы развития музыкальных образов сюиты; даны определения терминов и понятий; дана словесная аргументация смысла фрагмента статьи Н. Гоголя «Скульптура, живопись и музыка» (с. 78); изобразительный ряд учебника соотнесн с фрагментами из «Гоголь-сюиты»; раскрыта степень развития вокально-хоровых умений и навыков в процессе разучивания и исполнения песенного репертуара.

Повышенный уровень: в полном объеме выполнены задания базового уровня; проявлен интерес к музыке А. Шнитке, творчеству Н. Гоголя; проведен поиск информации о жизни и творчестве композитора; дана характеристика идеи спектакля и музыки к нему на основе анализа содержания эпиграфов к уроку, высказываний писателя и композитора, целостного анализа разных частей сюиты, сопоставления средств художественной выразительности литературы, музыки и изобразительного искусства; обоснованы принципы драматургического развития образов спектакля и музыки (составлена схема); высказано собственное мнение при ответах на проблемные вопросы; даны исчерпывающие определения понятий: «симфонический театр», «полистилистика», «коллаж»; проявлена инициатива и самостоятельность при выполнении творческих заданий; корректно и аргументировано представлялась личная точка зрения в процессе дискуссий со сверстниками.

Личностные результаты: формирование личностного отношения к произведениям литературы, музыки, сценического и изобразительного искусства, раскрывающих проблемы жизни человека (прошлого и настоящего времени); понимание значения символики смыслов и способов их художественного воплощения: «дорога жизни – судьба человека – выбор цели – завещание потомкам»; становление оценочных суждений о значении творческих исканий людей искусства – писателей, композиторов, художников, режиссеров, хореографов и др. в раскрытии «вечных» тем жизни; определение эстетического назначения художественных образов различных видов искусства в развитии идеалов, потребностей, мотивов деятельности современного человека.

Метапредметные результаты: становление УУД при постановке и решении учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме урока; самостоятельное использование методов анализа, классификации, обобщения, размышлений при анализе средств воплощения художественных образов (в музыке, литературе, драматическом спектакле, балете); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в разных видах деятельности; проявление умений организации учебного сотрудничества; развитие информационной компетенции, проявление интереса к музыкальному самообразованию.

Предметные результаты: расширение общего и музыкального кругозора восьмиклассников в процессе общения с различными видами искусства XIX и XX вв.; проявление способностей учащихся эмоционально и осознанно воспринимать музыку «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, соотносить е содержание с содержанием драматического спектакля; анализировать интонационно-образные, жанрово-стилевые особенности музыкального языка, формы-композиции частей «Гоголь-сюиты»; выявлять способы развития музыкальной мысли композитора (контраст, повтор, вариационность), понимать значение терминов и понятий: увертюра, сюита, симфонический театр, полистилистика, коллаж и др.; выражать отношение к изучаемой на уроке проблематике в разных видах музыкально-практической деятельности; развивать интерес к выполнению разного рода творческих заданий, самостоятельных работ [48].

При активизации мотивации школьников для создания проектов, напомним читателям алгоритм разработки и защиты исследовательских проектов разного типа (предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические и др.): выбор темы; разработку проектного задания; планирование работы; подготовку материалов к исследовательской работе: выдвижение гипотезы, формулировку проблемных вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности; разработку проекта: моделирование, выбор среды, разработку компьютерной модели, текстов для ведущих; анализ промежуточных результатов проекта (рефлексия); оформление результатов исследования (выводы, статистика, социальная значимость, перспективы разработки темы), проектной документации (реферат, сценарий, мультимедийная презентация); защиту проекта, итоговый анализ его результатов (рефлексия).

 

 

Резюме

Научно-методические подходы к развитию ассоциативно-образного мышления школьников в процессе изучения содержания учебников и учебных пособий «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение» (авторы – Г.П. Сергеева, руководитель проекта, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина), включенных в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством просвещения РФ в 2018 г. [32], связаны с пониманием педагогами-музыкантами функций ассоциативно-образного мышления в ходе развития музыкальной – и  шире – художественной – культуры учащихся, поиском технологий и форм обучения. Изучение учебного материала в синтезе звукового, литературного и визуального рядов помогает выстраиванию образно-смысловых параллелей со смежными искусствами, расширяет культурный кругозор школьников.

 

 

Использованные источники

 

1. Авенариус, В. О Пушкине [Текст]/ В. Авенариус. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 640 с.

2. Батурин, Д.С. Особенности визуального мышления/ Д.С. Батурин [Текст] /Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». Электронный ресурс: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3154 Дата обращения 22.02.19

3. Бахтин, М.М. К философии поступка (философия и социология науки и техники) /под ред. И.Т. Фролова / М.М. Бахтин [Текст]. – М.: Мысль, 1986. – 79 с. – С. 6.

4. Вересаев, В. Пушкин в жизни [Текст]/В. Вересаев. – М.: АСТ, 2018. – 832 с.

5. Википедия – свободная энциклопедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиллеспи,_Диззи]. Дата обращения 01.04.2019

6. Владышевская, Т.Ф. Музыка в синтезе древнерусских искусств [Текст]/ Т.Ф. Владышевская/ Интернет-портал:

https://portal-slovo.ru/art/36095.php?ELEMENT_ID=36095&PAGEN_1=2 Дата обращения 29.02.19

7. Волынский, Э. И. Джордж Гершвин: популярная монография [Текст]/ Э.И. Волынский. – М.: Музыка, 1980. – 96 с. – С. 44.

8. Галеев, Б. М. «Цветной слух» и «теория аффектов» (на примере изучения семантики тональностей) [Текст] /Б.М. Галеев, И.Л. Ванечкина //Языки науки – языки искусства. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 139–143.

9. Егорова Е. Детство Александра Пушкина [Текст]. Электронный ресурс: https://www.proza.ru/2011/02/05/1885 Дата обращения 03.04.19

10. Журавлёва, О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01[Текст] /О. Н. Журавлва. – СПб, 2013. – 48 с.

11. Журавлёва, О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности [Текст]/ О. Н. Журавлёва /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 261 – 268.

12. Зайцев, Б. Люди Божии [Текст]/ Б. Зайцев. – М.: Советская Россия, 1994. – 430 с. – С. 404.

13. Казакова, И.С. Педагогические условия развития интереса к классической музыке у современной молодежи. Автореф. дис… канд. пед. наук [Текст]/ И.С. Казакова. – М., 2008. – 23 с.

14. Как составить рассказ по картине «Осенняя песнь» Борисова-Мусатова [Текст]. Электронный ресурс: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2378583-kak-sostavit-rasskaz-po-kartine-osennja-pesnja-borisa-musatova.html

15. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст]/ М. Кастельс. – И.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. – 458 с. – С. 49.

16. Кашекова, И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: монография [Текст]/ И.Э. Кашекова. – М.: Издательский дом РАО, 2006. – 214 с.

17. Клыков, В. Радонеж от слова «радость» [Текст]/В. Клыков// Слово, 1989, № 5. – С. 25 – 26.

18. Критская, Е.Д. Музыка. 1 – 4 классы [Текст]: учебники для общеобразоват. организаций (серия «Школа России») / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019.

19. Критская, Е.Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки [Текст]: дис… канд. пед наук/ Е.Д. Критская. – М., 1994. – 198 с.

20. Критская, Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки [Текст]//Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие/Л.В. Школяр,, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 336 с.

21. Концепция преподавания предметов образовательной области «Искусство» (опубликована на портале Министерства просвещение РФ 30 декабря 2018 г. [Текст]: Электронный ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b Дата обращения 01.04.19.

22. Кудрявцева, Л. Себя как в зеркале я вижу [Текст]/Л. Кудрявцева. – М.: ИЦ Москвоведение, 2016. – 128 с.

23. Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков [Текст]. – Дубна: Феникс, 1999. – 250 с. – С. 73–74.

24. Медушевский, В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания [Текст]/ В. В. Медушевский/ Искусство в школе. – 1995, № 2. – С. 64 – 65.

25. Михаил Нестеров: как изобразить чудо? Образ Преподобного Сергия Радонежского на полотнах художника [Текст]/ Интернет-журнал «Религия и СМИ» http://religare.ru/2_104712.html

26. Михайлова, Н. Александр Пушкин и его дядя Василий [Текст]/ Н. Михайлов. – М.: Детская литература, 2015. – 30 с.

27. Нечипоренко, Ю. Плыви, силач! Молодые годы Александра Пушкина [Текст]/Ю. Нечипоренко. – М.: Август. 2018. – 112 с.

28. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б.М. Бим-Бад [Текст]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 1552 с. – C. 431.

29. Пиличяускас, А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: пособие для учителя [Текст]/А.А. Пиличяускас. – М.: МИРОС, 1992 – 40 с.

30. Планируемые результаты обучения. Музыка. Изобразительное искусство. Искусство. Мировая художественная культура. Народное творчество: методические рекомендации /под ред. Д.В. Корнева, Г.П. Сергеевой. – Балашиха: МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2015. – 208 с. – С. 4 – 45.

31. Пономарева, Е. Московское детство Пушкина. Альбом [Текст, илл.]/ Е. Пономарева, Г.Светлова. – М.: Планета, 2013. – 180 с.

32. Приказ Министерства просвещения РФ «О Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». № 345 от 28 декабря 2018 г.

33. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы / Под руководством Д.Б. Кабалевского [Текст]. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.– С. 84–89.

34. Психология. Словарь/под общ. ред. А.П. Петровского и М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. [Текст]. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. – С. 401.

35. Пушкин в кино. Электронный ресурс:

http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=124839 Дата обращения 01.04.19

36. Раевский, Н. Портреты заговорили (серия «Я люблю Пушкина») [Текст]/ Н. Раевский. – М.: Книговек, 2016. – 448 с.

37. Раппопорт, А. В Лицей к Пушкину [Текст]/ А. Раппопорт. – М.: Качели, 2018 – 24 с.

38. Ребенок в мире культуры/под общ. ред. Р.М. Чумичевой [Текст]. – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа,1998. – 580 с. – С.26.

39. Российская электронная школа (РЭШ). Электронный ресурс: https://resh.edu.ru Дата обращения 01.04.19

40. Самарцев, А. А.С. Пушкин (серия «История России») [Текст]/А. Самарцев.– М.: Белый город, 2009. – 48 с.

41. Сергеева, Г.П., Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы [Текст]/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2018. – 228 с.

42. Сергеева, Г.П. Искусство. 8 – 9 классы [Текст]: учебник для общеобраз. организаций/ Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. – М.: Просвещение, 2019.

43. Сергеева, Г.П. Уроки искусства Поурочные разработки. 8 – 9 классы/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 157 с.

44. Сергеева, Г.П. Музыка. 5, 6, 7, 8 классы [Текст]: учебники для общеобразоват. организаций /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2019.

45. Сергеева, Г.П. Музыка. 1 – 4 классы [Текст]: учебные пособия для общеобразоват. организаций (серия «Перспектива») /Г.П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2019. 

46. Сергеева Г.П. Вариативность в изучении содержания учебников «Музыка» как показатель педагогического мастерства педагога /Искусство в школе, 2018, № 6. – С. 10 – 15.

47. Сергеева, Г.П. Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании: монография [Текст]/ Г.П. Сергеева. – М: Триумф, 2013. – 264 с.

48. Сергеева Г.П. Особенности завершающего этапа музыкального образования школьников: восьмой класс /Вестник просвещения: сборник авторских педагогических публикаций. № 3, 2019. Электронный ресурс: www.vestnikprosveshheniya.ru

49. Сергеева, Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: монография [Текст] /Г.П. Сергеева. – М.: Триумф, 2016. – 292 с.

50. Сочинение про картину Нестерова «Лель. Весна». Электронный ресурс: http://5class.ru/142-sochinenie-po-kartine-mv-nesterova-lel-vesna.html Дата обращения 01.04 19

51. Тынянов, Ю. Пушкин [Текст]/ Ю.Тынянов. – М.: Детская литература, 2018. – 729 с.

52. Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ». Электронный ресурс: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/

53. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

54. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств. Сборник документальной прозы [Текст]/ П.А. Флоренский. – М.: Советский писатель, 1991. – 542 с. – С. 290.

55. Человек в зеркале культуры и образования: сб. статей [Текст] /сост. И.А. Бирич. – М.: Философское общество СССР. Московское отделение, 1989. – 213 с. – С.11 – 12.

56. Шардай Д. Как-то раз Пушкин [Текст]/ Д. Шардай. – М.: Вита-Нова, 2017. – 64 с.

57. Шенявский, Ю.Л. Чюрлёнис в русской поэзии [Текст]/ Ю.Л. Шенявский. – СПб.: Издательство ПАКО, 1993. – 72 с.

 


[1] Интериоризация – это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходят процессы: развитие мышления; созревание и становление функций психики в целом; формирование жизненного опыта; социализация человека.
Источник: https://interiorizaciya-v-pedagogike-i-psihologii

[2] Самодетерминация – процесс превращения личности из объекта и средства деятельности с субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства её достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его независимо от внешнего мира и неотделимо от самосознания /Источник: Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога.  Сост. В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000/.

 

[3] Гештальт (от нем. gestalt – целостный образ, форма) – это структурное формирование частиц в единое целое, основное понятие гештальтпсихологии. Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира.

[4] Лауреатом степени «Гран-при» стал ансамбль свирелей «Огоньки» ГБОУ «Школа № 1748 «Вертикаль» г. Москвы в номинации «Инструментальное исполнение с вокальным сопровождением» (руководитель И.А. Переверзева).

[5] В Рабочей тетради к учебнику «Музыка» для 4 класса («Школа России») помещен рассказ С. Романовского «Троица».

[6] Возможна демонстрация фрагментов из фильма-балета при изучении музыки Г.Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.Пушкина «Метель».

[7] В фильме-детективе рассказывается о первых учениках Царскосельского Лицея, среди которых Александр Пушкин, Иван Пушин, Александр Горчаков, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Название «1814» говорит о возрасте воспитанников Лицея: младшему – четырнадцать, старшему – восемнадцать.

В аннотации к книге «18-14» Д. Миропольского (М.:АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2008. – 319 с.) читаем: «Пройдет время, и они навсегда войдут в историю: Горчаков станет канцлером Российской Империи, Пушкин – гениальным поэтом, Пущин и Кюхельбекер – декабристами…Но сейчас на дворе 1814 год, и будущие великие учатся в Лицее, закрытой элитной школе при императорском дворе Александра Первого». 

[8] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс. / Сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. Треки №№ 30 – 32.

[9] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс. / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.

[10] См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 класс / Сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

[11] Там же. – С. 113 – 114.

[12] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс.

[13] См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 класс.

[14] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

[15] Тексты предлагаемых музыкальных сочинений даны в пособии для учителя «Уроки музыки. 5 – 6 классы (с. 153 – 154).

[16] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс/сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

[17] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс /сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

[18] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс /сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

[19] См.: Хрестоматия музыкального материала. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015.

[20] См.: Хрестоматия музыкального материала. 3 класс. – М.: Просвещение, 2015.

[21] См.: Хрестоматия музыкального материала. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015

[22] См.: Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. – М.: Просвещение, 2015.

[23] См.: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Просвещение, 2017. – С. 3.

[24] См.: Хрестоматия музыкального материала. 4 класс /сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015; Хрестоматия музыкального материала. 5 класс / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.  

[25] См.: Хрестоматия музыкального материала. 6 класс /сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

[26] См.: Хрестоматия музыкального материала. 7 класс/сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

[27] См.: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2019.

[28]Сочинения Калинникова Василия Сергеевича: (1866 – 1900): «Кедр и пальма», симфоническая картина (1889), «Нимфы», симфоническая картина (1889), «Серенада для струнного оркестра» (1891); кантата «Иоанн Домаскин» (1892); Сюита для оркестра (1891-92); Увертюра «Былина» (1892); «Симфония № 1» (1894 – 95); «Симфония № 2» (1895-97),«Интермеццо № 1» (1896); «Интермеццо № 2» (1897), «Царь Борис», музыка к драме А.К. Толстого (1899); фортепианные сочинения («Грустная песенка», «Элегия», «Менуэт», «Вальс» и др.); песни и романсы на стихи А. Пушкина, А. Плещеева, К. Фофанова и др.

Сочинения Виктора Сергеевича Калинникова, младшего брата В.С. Калинникова (1870 – 1927): хоры «Лес», «На старом Кургане» «Жаворонок», «Солнце, солнце встаёт» и др., обработки народных песен, в том числе детских («Тень-тень», «Журавель» и др.).

[29] Разработка сценария урока соответствует материалам учебника «Музыка». 8 класс. – М.: Просвещение, 2019 (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская).

[30] В данном сценарии использованы методические материалы, разработанные Н.В. Бирюковой, учителем музыки ГБОУ СОШ № 752 СВАО г. Москвы.

[31] «Горьким моим словом посмеюся» – это цитата из книги пророка Иеремии (глава 20, ст. 8) на церковно-славянском языке. Эти слова высечены на надгробном памятнике писателю. Надпись на памятнике была предложена Степаном Петровичем Шевырвым (1806 – 1864), русским литературным критиком, историком литературы, поэтом. Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) был похоронен 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чрном надгробном камне («Голгофа»), а на нм высечены слова пророка Иеремии. 31 мая 1931 г. могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!