Язык русского населения Поволжья: специфика русского языка в Поволжье.
Марийский фольклор
Пословицы
· Без ходьбы не бывает тропы, без взаимного посещения не бывает родни.
· Братья побеждают даже и медведя. (о дружбе)
· В теле женщины имеется три капли змеиной крови.
· Вдова – огород без изгороди.
· Вдова – потерявшаяся гусыня.
· Вышла замуж – терпи, заячья шкура тоже терпит три года.
· Дитя – родительская кровь.
· Если дитя не почитает родителей, то он бестолковый.
Волк на свадьбе — марийская народная сказка
Три дня рыскал голодный волк по полям да по лесам, по проезжим дорогам — искал, чем бы набить пустое брюхо.
Повстречал волк на дороге мужика, щелкнул зубами и говорит:
— Мужик, я тебя съем.
— А я тебе, серый волк, хотел к зиме красную шубу сшить, но, видно, не придется, — отвечает мужик. — Что ж, ешь!
Подумал-подумал волк: и есть хочется, и шубу к зимним холодам сшить тоже неплохо бы.
— Не буду тебя есть, — говорит волк мужику. — Шей мне красную шубу.
— Шить так шить, — отвечает мужик. — Ложись на землю, сначала сниму с тебя мерку, потом сошью.
Лег серый волк на землю и вытянул лапы, а мужик: взял толстую палку и давай отхаживать волка по голове, по загривку, по спине.
Терпел-терпел волк, не вытерпел и спрашивает:
— Ну как, готово?
— Нет еще, — отвечает мужик. — Это я с тебя только мерку снял, а сейчас начну шить.
Колотил, колотил мужик волка, наконец устал.
— Готова твоя шуба, — сказал он волку и ушел своей дорогой.
Поднялся волк: спина у него болит, каждая косточка ноет.
«Зато зимой не замерзну, — думает волк.—-В красной-то шубе никакой мороз не страшен». А есть волку все равно хочется. Видит, пасется на горе белый баран.
— Баран, баран, сейчас я тебя растерзаю и съем!
— Ешь, — говорит баран. — Только зачем тебе меня на части рвать — зубы тупить? Лучше открой свою пасть пошире, я сам тебе в пасть прыгну, проглотишь меня целиком.
«И правда,— подумал волк, — зачем понапрасну зубы тупить!»
Разинул волк зубастую пасть, а баран разбежался да: как стукнет волка рогами в широкий лоб! Волк так и свалился на землю.
Лежит волк и удивляется: «Целого барана проглотил, а есть пуще прежнего хочется. Лучше бы на части его растерзать, чем целиком глотать».
Поднялся волк и побрел искать удачи в другом месте. Видит, на зеленом лугу пасется лошадь. Волк — к ней:
— Лошадь, я тебя съем.
— Прежде чем меня съесть, надо сначала пересчитать мои тысячи, — говорит лошадь.
— Какие тысячи?
— А те, что у меня сзади.
Зашел волк сзади, видит: хвост, а в хвосте тысячи волосков.
Стал волк считать волоски в лошадином хвосте, а лошадь хвать его копытом в широкий лоб и умчалась к своему табуну.
Очнулся волк — в голове у него словно в пустом котле гудит.
«Это от счета голова кругом идет! — подумал волк. — Никогда теперь не стану считать лошадиные тысячи». Побрел волк дальше. Встретил собаку.
— Вот тебя-то, собака, я сейчас растерзаю и съем.
Собака испугалась, поджала хвост и говорит:
— Не ешь меня, дядюшка. У моего хозяина сегодня свадьба. Пойдем-ка лучше на свадьбу — там наешься досыта!
Согласился волк, и побежали они в деревню.
Собака под ворота — и волк за ней, собака в избу — и волк туда же, собака под стол — и волк под стол.
А в избе полно народу. Гремят барабаны, гудят волынки, люди поют, свистят, пляшут — вся изба ходуном ходит.
Какой кусок упадет со стола — все волк и собака поедают.
Волк наелся и говорит собаке:
— А что, племянница, не спеть ли и мне?
— Спой, дядюшка, — отвечает собака. — Сегодня свадьба, сегодня все поют.
— У-у-у! — завыл волк под столом.
Люди услыхали волчий вой, притихли; осмотрели все кругом в сенях, поискали во дворе, а под стол заглянуть не догадались.
Поискали-поискали люди волка и снова веселиться начали.
Собака говорит волку:
— Сейчас Миклаева жена выйдет плясать. Ах, как хорошо она пляшет!
— Может, и мне сплясать? — спрашивает волк.
— Спляши, спляши, дядюшка!
Вышла плясать Миклаева жена, и волк из-под стола вылез.
— Волк! Волк! — закричали все.
Набросились люди на волка, кто с дубьем, кто с кнутом — еле-еле ушел серый со свадьбы.
|
|
|
|
Марийская легенда
|
|
Мифы марийцев одновременно близки и к мифам удмуртов, и к мифам мордвы. Сильным было воздействие на марийскую мифологию тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в средневековых государствах - Волжской Болгарии и Золотой Орде.
В начале ХХ века марийскую религию и мифологию исследовал знаменитый финский религиевед Уно Хольмберг (Харва), в последнее время исследованием традиционного фольклора марийцев занимается В.А. Акцорин и др.
Живой камень
Марийская легенда
Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утёс Живой камень.
Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.
|
|
Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:
- Не бойтесь. Я никогда и мёртвый не дам вас в обиду. Когда плохо придётся, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!» Я встану тогда и обороню вас.
С этим и умер Чумбулат.
Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
- Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!
Шло время. Всё было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
- Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.
Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.
Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху, и хохоту, и сколько потом всяких рассказов!
Стали опять играть в войну и опять вызвали Чумбулата.
Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.
Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.
Увидел их Чумбулат и крикнул им:
- Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.
Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов.
Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.
Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.
Марийские народные загадки
Явления природы.
Солнце.
· Выше леса, краше света.
· Круглое, красивое, всему миру нравится.
· Катится колесо - остановить нельзя.
Лучи солнца.
· Не стукнет, не брякнет - лезет в окно.
· В каждое окно протянуты золотые нити.
Земля.
· Меня бьют, меня режут - я не умираю, становлюсь только краше.
· Крутится, вертится - никогда не останавливается.
Месяц.
· Сам как серп, а жать им нельзя.
· Хотя и далеко, ночью освещает весь мир.
Звезды.
· По всей вселенной рассыпан горох.
· Собрались и подмигивают друг другу.
Большая медведица.
· Из какого ковша нельзя пить?
Небо.
· Весь мир укрыт синим платком.
Луна. Звезды.
· Тысячи овец пасёт один пастух.
Солнце, Луна, Звёзды.
· У двух господ - не счесть слуг.
Небо, Звёзды, Луна.
· Поле не мерено, овцы не считаны, пастух один.
Луна, Звёзды, Молния.
· Есть седло - не заседлать, есть шлея - не повесить, есть вожжи - не закрепить.
Воздух.
· Не огонь, а жжёт.
· Глазами не видать, но без него на свете никто не может жить.
Облака.
· Не бежит, не скачет - только идёт.
· Нет ни крыльев, ни ног, ни рук, а сам идёт.
Снег.
· Молча приходит, с рёвом уходит.
· На пушистой перине лежат блёстки.
Туча, Снег.
· Шагает медведь - шерсть сыплется.
· Неживой летит, безруий сеет.
Туман.
· Посреди поля стоит безногий амбар.
Иней.
· Через сугроб ни проехать, ни пройти.
Утренние заморозки.
· Не снег, не лёд, солнышко выглянет - будто его не было.
Снежинки.
· Под ногами светится много лунных звезд - не сосчитать.
Буран.
· Летом спит, зимой просыпается.
· Хотел идти, хотел свистеть, дорогу потерял да остановился.
Мороз.
· Без рук, без ног - щёки румянит.
· Без рук, без ног - на окнах рисует.
Лёд.
· В воду бросишь - не тонет, в огонь бросишь - не горит.
· В воде рождается, воды боится.
Сосульки.
· На краю крыши выросла белая морковка.
· Весной вниз головой растёт.
Река.
· Течёт-течёт - не вытечет.
· Зимой тихо сидит, а летом зашумит.
Родник.
· Нет рук, нет ног, но вытекат через камень. Как бы ни пришёл на это место - напоит досыта.
Река, берега.
· Лошадь идёт, а оглобли остаются.
· Всю жизнь смотрит на брата, но близко подойти не может.
Река, рыба.
· Изба шумит, а хозяин тихо сидит.
Вода.
· Неживая, а дальше всех идёт.
· Бежит-бежит - не добежит, течёт-течёт - не вытечет.
Ветер.
· Без рук, без ног, а ворота отворяет.
· Без рук, без ног, а пыль поднимает
Гром.
· Плачет, ревёт, а самого не видно.
· Гром, молния, дождь.
· Все нас ждут, а как придём - прячутся.
Радуга.
· Над полем встала разноцветная дуга.
· Через море закинули дугу.
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!