Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)



В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова

 

Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:

1) нахождение и снятие собственных зажимов;

2) изучение невербальных компонентов общения;

3) осознание языка собственного тела.

Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность "телесно-ориентированных" тренингов.

Полноценное общение невозможно без так называемой "обратной связи". Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот "невербальный" язык может быть и информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Ситуации, предлагаемые в этом тренинге, дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения.
Навык приобретается путем освоения упражнений по следующим направлениям (темам):
1. Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых "зажимов"). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые "разогревающие процедуры".
2. Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на "здесь и теперь"), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.
3. Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.
4. Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
5. Кульминация цикла занятий – взаимодействие в хэппининге – импровизации.

1. "Напряжение – расслабление"

На первом занятии участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

2. "Перекат напряжения"

Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.

3. "Огонь – лед"

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего "Огонь" участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде "Лед" участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. "Ртуть"

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. "Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец". Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.

5. "Зажимы по кругу"

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить "обычное" для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с "обычным" зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день.

6. "Центр тяжести"

Упражнение выполняется всеми участниками.
Инструкция: "Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте "на себе" все это. Животные и маленькие дети – самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов".

7. "Растем"

Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: "Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста". Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность "роста" до 10 – 20 "стадий".

8. "Скульптор и глина"

Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

9. "Групповая скульптура"

Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:

1) действовать в довольно быстром темпе;

2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: "застывшая" скульптура может "ожить".

10. "Марионетки" ("Подвески")

Участникам предлагается представить себе, что они – куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. "Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается". Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников

11. "Согласованные действия"

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды:

– пилка дров;

– гребля;

– перемотка ниток;

– перетягивание каната и т.д.

Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений – "Канатоходец". "Канатоходец" имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но "как бы" по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца – удержаться, несмотря на препятствие.

12. "Оправдание позы"

Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего, каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. "Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде "Отомри" продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому" .

13. "Тень"

Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения. Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

14. "Зеркало"

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала":

1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений;

2) не делать мимических движений;

3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями.

В ходе выполнения упражнения участники, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

15. "Японская машинка"

Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущем всегда присваивается номер "ноль". Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет "раз" – удар ладонями обеих рук по коленям, на счет "два" – щелчок пальцами правой руки, на счет "три" – щелчок пальцами левой руки и т.д. Одновременно со щелчком право руки ведущий начинает игру, произнося свой номер "Ноль". На щелчок левой руки он называет номер игрок, который продолжает игру дальше. Например: "Ноль – два". Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом участники, приглашая, к игре друг друга, должна обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.
Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: "Третьего нет", и продолжает игру. Ошибками считаются:

1) сбой темпа;

2) неправильное называние своего номера;

3) неправильное называние номера партнера;

4) приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет);

5) приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа; изменение направления расчета участников; расчет нечетными цифрами или буквами. Игра превращается, когда в кругу остается 2 – 3 участника. Это задание, прежде всего на собирание внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее условиях, на ситуации "здесь и теперь". Кроме того, это задание – на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки) в ситуации ограниченного времени (заданный темп) и, наконец, это задание – на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, "отверженных". Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера.

16. "Ритм по кругу"

Группа – в полукруге. Ведущий отстукивает в ладони какой-либо ритм. Участники внимательно слушают и по команде ведущего его повторяют (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, участники получают команду: "Давайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий участник выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды ведущего "Стоп". Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма; отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.

17. "Предмет по кругу"

Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, "увиденный" предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

18. "Слово-глагол"

Упражнение для двоих участников, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии. Первый участник, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существительное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и бросает новое существительное и т.д. Этот вариант техники "свободных ассоциаций" чрезвычайно интересен и информативен для последующей работы с проблемами каждого отдельного участника.

19. "Шахматы"

Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг относительно друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение шахмат в течение 30 – 40 секунд. Ведущий дает пояснения: "Вам необходимо запомнить только положение фигур, позы их не имеют значения (если участников много)", либо: "Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участников мало)". Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего - восстановить картину.

20. "Рисунок из точек"

Упражнение может проходить в два этапа:
1) Каждый участник занимается самостоятельно.
2) Один участник "водит", другие наблюдают за ним и пытаются отгадать задуманную им

фигуру.

Фигуры "водивших" и наблюдающих сравниваются.

Ведущий предлагает участникам зафиксировать взором какую-либо точку на потолке. Потом еще одну, достаточно удаленную от первой, но чтобы, однако, для фиксации их поочередно достаточно было бы переводить взгляд, не поворачивая головы. Потом третью, четвертую и т.д. Затем эти точки надо мысленно соединить отрезками прямых линий. Проследив несколько раз получившуюся фигуру, участник должен пройти по проекции этой фигуры на полу. Второй этап упражнения направлен на наблюдение за телом водящего.

21. "Сколько человек хлопало?"

Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются "водящий" и "дирижер". "Водящий" становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. "Дирижер" занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом "дирижера" участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. "Водящий" должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, "водящий" занимает место в полукруге, "дирижер" идет вводить, а из полукруга выходит новый участник.

22. "Прислушивание"

Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 –3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.

23. "Приглядывание – 1"

Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет до цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Например: "Какие цвета "собраны" в паркете?". Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания.

24. "Приглядывание – 2"

Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного другого.

25. "Сиамские близнецы"

Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. "Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д." Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

26. "Разговор через стекло"

Участники разбиваются на пары. Ведущий: "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

Работа с метафорой

Цель: развитие творческого подхода в решении проблем, осознание своих метафор, что дает доступ к собственным возможностям и предоставляет свободу выбора. Использование метафор в общении. Обучения правилам создания и изложения метафоры, на примерах поучительных историй, сказок, легенд написанных известными психотерапевтами Д. Гордон, Д. Гриндер, Р. Бэндлер, М. Эриксон, Н. Пезешкиан.
Не смотря на разнообразие подходов к толкованию метафоры, многие выдающиеся психологи, психотерапевты высоко оценивали метафору как средство терапии и активно использовали её в своей работе. Та или другая история, предъявляемая психологом слушателю преднамеренно с психотерапевтической или воспитательной целью, становится для него метафорой. Притчи, рассказываемые в разные моменты тренинга, часто имеют вид короткой сказки. Понимание и проживание через неё содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет участникам тренинга распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Эффективность каждой метафоры в психотерапевтической и воспитательной работе определяется многоаспектностью её понимания, а значит и применения. Каждый человек выделяет в ней значимый для себя аспект, что обеспечивает индивидуальность подхода.
1 упражнение. Выбрать метафору, которая символизирует состояние в данный момент. И метафору того, как хотелось бы, чтобы было. В паре с терапевтом, клиент работает с метафорой, изменяя ее маленькими "шагами", каждый из которых приближает к желаемому состоянию. После каждого шага, изменяющего метафору, клиент идентифицируется с получившимся предметом, и говорит о чувствах. Например, "камень в ущелье" может превратиться в "птицу в небесах".
2 упражнение. Придумать метафору своего состояния. По кругу называть имя и метафору. Последующий повторяет всех тех, кто говорил до него. Копируя сказанное точно, говоря от первого лица, в том числе, по возможности, повторяя интонацию и позу.
3 упражнение. Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов, которые обычно играют бытовую роль. Участникам предлагается выбрать предмет из числа, лежащих перед ними в центре группы. "Этот предмет должен символизировать в каком-то смысле ваше состояние и ваш опыт в данный момент". Те, кто выбрал один и тот же предмет, объединяются в малые группы.

В малой группе расскажите о том, какие именно материальные свойства данного объекта иллюстрируют или по аналогии передают эти особенности вашего личного опыта, "почему он – это вы". Следите за точностью описания. Следите за тем, чтобы именно целостность, то есть все качества, и свойства предмета нашли свое отражение в психической реальности. Обязательно отметьте не только "позитивные" черты предмета, но и "негативное". Другие участники группы отмечают и сообщают свои наблюдения о том, как выполнено это задание, что было говорить легко и что сложно. В обсуждении обратить внимание на различия проекций. После этого сделайте следующий круг обсуждения. "Что вы узнали нового о себе благодаря пользованию метафорой-предметом, какие материальные, функциональные свойства метафоры позволили вам осознать в себе это".

4. "Метафоры чувств"

Участникам группы предлагается описать себя в качестве растения. Опишите, где оно растет, какая обстановка вокруг, какая почва, какой вид, есть ли цветки, как взаимодействует с солнцем, со стихиями.

5 упражнение. Опишите себя в качестве природной стихии, какого-то явления. Обсуждение в группе или по подгруппам.

6 упражнение. Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов (предметы мебели, игрушки, бытовые предметы). Каждый участник выбирает один из предметов и зарисовывает себе его. Потом, объединившись в малые группы, каждый участник отвечает на вопрос:

– Что это за предмет?

– Для чего предназначен?

– Из чего сделан?

– С кем дружит?

– С кем не дружит?

– Что любит?

– Что не любит?

В своих подгруппах обсудить, свои метафоры и услышанные, обратить внимание на проекции.

7. "Ассоциации"
Один из участников выходит из аудитории. Остальные договариваются между собой, кого из группы они будут загадывать. Вернувшийся должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он это делает, задавая участникам по очереди вопросы типа: "Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным, птицей?" и т.д. Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации о характеристиками загаданного человека. Его темперамент, характер, привычки, рост, цвет волос и т.д., но только не впрямую, а как бы описывая характеристики объекта, о котором спрашивает водящий.
Если водящий отгадывает, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Победитель тот, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников.

8. Метафоры, предлагаемые для прочтения на группе:
1. "Один восточный властелин увидел сон, – будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив, сообщить тебе радостную вещь! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" – спрашивали они. На что последовал ответ: "Всё зависит от того, как сказать, то, что сказано" (Н. Пезешкиан).

2. "Однажды я с друзьями возвращался из колледжа, и вдруг мимо нас на большой скорости помчалась беглая лошадь с надетой уздечкой, и она влетела в ближайший фермерский двор,… чтобы попить воды. Она вся была взмылена. Фермер не признал её, и тогда мы загнали её в угол двора, и я стреножил её задние ноги.… И так как на ней была уздечка, я взялся за повод и сказал: "Ну, проказница", и повел лошадь к дороге. Я знал, что она повернет в правильном направлении, хоть и не знал, какое направление будет правильным. И лошадь зарысила по дороге. Поминутно она забывала, что идет по дороге, и порывалась свернуть в поле. Тогда я чуть подталкивал её обратно и привлекал её внимание к тому факту, что дорога находится там, где, как лошадь сама знает, должна бы быть. В конце концов, мили через четыре от того места, где я оставил её, она повернула к ферме, и фермер сказал:

"Вот как, эта бродяга вернулась! Где вы её нашли?"

Я сказал: "В милях четырех отсюда".

"Но откуда вы знали куда идти?"

Я ответил: "Не знаю… Лошадь, знает, я всего лишь привлек её внимание к дороге".

Думаю, что именно таким способом вы проводите психотерапию (М. Эриксон)".

3. Метафора на преодоление трудностей

"Среди высоких гор и скал, где тихий бархат тишины мирно сосуществует с, пронизывающим грохотом обвалов и водопадов, где яркое солнце лишь изредка закрывается мощными крыльями, гордых птиц, жил веселый звенящий ручей. Он любил бегать среди высоких шуршащих трав, узких ущелий, журча веселую песенку. Вился тонкой лентой и легко прыгал со скал, оставляя им как подарок свои прозрачные капельки – смешинки. В его глазах отражалась теплая сверкающе желтая улыбка солнца и мягкая зелень травы, и мраморный отблеск гор, и бездонная густота голубого неба.
Жизнь ручья была легка, весела и безоблачна. Так он жил, игриво перебегая из одного ущелья в другое, пока на его пути не возник огромный, тучный, склизкий, весь покрытый темно-кровавым мхом – скрипуче-серый валун. Он закрыл собой выход из глубокого, темного ущелья и из-за него не было видно ни ласкового персикового солнца, ни манящего неба, ни изумрудной травы. Лишь гнетущая и давящая, смрадная и черная пустота, ужасающая своей безысходностью, витали вокруг него.
"Что мне делать? Как быть?" – безмолвно журчал опечаленный ручей. Его охватили паника и страх. Они сжали его так сильно, что он задрожал всем телом. "Мне никогда не выбраться отсюда, я никогда больше не погреюсь в апельсиново-сочных лучах, не увижу яркой травы и синевы неба, не буду резвиться, и прыгать с высоких гор. Никогда не почувствую своего единства с миром и природой. Помогите же мне кто-нибудь, помогите-е-е-е.…". Но в ответ раздавалось лишь ядовито скрипучее подсмеивание ненавистного валуна.

"У меня нет сил бороться", – подумал ручей, и стал медленно затихать.
Он почти полностью погрузился в образованное пространство, его сил явно не хватало для преодоления преграды. Внутренние потоки стали медленно закручиваться, постепенно опускаясь и всасываясь в липкую грязь и цепкие щупальца мха, находившиеся вокруг камня. Голос ручья становился всё тише и глуше, некогда прозрачная вода мутнела, теряя способность и желание двигаться и отражать окружающий мир. А темнота необратимо накрывала его своим страшным одеялом. Через некоторое время все замерло и затихло.

Но вдруг тело ручья пронзила тоненькая струйка родничка вырвавшегося откуда – то из самых глубин Земли. "Что это?", – спросил ручей? Он прислушался к тихому голоску. Этот маленький жгутик холодной до жесткости воды вырывался снизу из-под земли, где тишина в кромешной тьме царствует уже много лет. Он тихо звенел о солнце, его манила синева неба и сочные цвета ярких трав, о которых он только слышал, но так сильно хотел увидеть и почувствовать.

Ручей в изумлении наблюдал за этим действом, такой маленький, подумал он. Как он сможет преодолеть преграду??? Ему ведь не по силам сделать такое. А родничок тем временем карабкался по стенкам ущелья и снова и снова обрывался вниз в недвижимое тело ручья. Большой и уже успевший наводниться своей печалью ручей подставлял свои воды маленькому герою.

"Может быть, он сможет перепрыгнуть эту преграду", подумал ручей и вытолкнул струйку родничка над собой. На вид такой маленький родничок прыгнул без страха и легко перелетел преграду. "Идем со мной" слышался издалека игривый полный счастья голос родничка. "Счастливчик", подумал ручей с тоской в голосе, "я ему смог помочь, а вот кто поможет мне?" Перед его глазами пролетели яркие картинки былой жизни. Они заставили тихие воды кружиться и бурлить, жгутики внутренних течений упрямо цеплялись за уступы ущелья и поднимались вверх. "Я хочу увидеть то, что закрывает этот ненавистный камень", – решил ручей. Он дотянулся до верхней кромки и увидел Солнце, оно как прежде ярко светило отражаясь и искрясь во всем. Ручей широко улыбнулся, и в его водах тоже отразилась игривая желтизна солнечных лучей. И тогда, раздался страшный треск, и то, что считалось непобедимым, оказалось обычным известняком, который разлетелся на мелкие кусочки. Воды, скопившиеся за это время в ущелье, с грохотом устремились вниз, сметая со своего пути грязь, мох и такой жалкий теперь валун.
Ручей несся вперед, и горное эхо подхватило его победную песню и в его глазах еще ярче засветило солнце, громче зашуршали травы, взбодренные его капельками-смешинками и даже горы улыбнувшись, уступали ему дорогу, а голубое небо запело вместе с ним: "Теперь я знаю, я могу, я победил…" И жизнь покатилась своей чередой. Веселый ручей превратился в сильную, жизнерадостную, уверенную реку, которая понесет свою веселую песню к новым берегам".(авт.)

4. "Взрослое послание для внутреннего ребенка"

"Ты есть.

Готовишься родиться, тебе страшно. Тебе беспокойно и слезы рядом.

Рождаться страшно малыш, я знаю. Я чувствую, как ты дрожишь, как решаешься

уйти или остаться, спрятаться или обнять.

Ты тревожишься, ты ждешь, – что в тебе возьмет верх – страх или любопытство,

покой или привязанность, необходимость или настойчивость. Это трудный выбор.

И ты чувствуешь, каков он, и ты чувствуешь слабость сделать его своим.

Сейчас твоя минутка, малыш. Выглянуть или спрятаться, заснуть или подрасти, объяснить или удивиться.

Тебе страшно, и слезы рядом.

Рождение – это и смерть. Приобретение – это и потеря. Это правда, – бинарность

мира. Но твой сегодняшний выбор имеет оппозицией лишь время…

Он уже сделан тобой – утаенный от себя самого, ещё спрятанный выбор – твое

тайное желание встречи с возможным, ещё небывалым и уже необъяснимым, – с

УДИВЛЕНИЕМ.

Оно ждет тебя – непростое, долгожданное, мечтанное, твое.

Прикоснись к нему, возьми в ладошки. Оно награда твоей отваге, твоей

неугомонности. УДИВЛЕНИЕ – награда за ПРЕОДОЛЕНИЕ.

Теперь ты знаешь, что всякий раз пешком по знакомой дорожке – стоит сделать шаг в сторону – ещё, ещё – и новое удивление ждет тебя, и новый опыт, и новый ты.
Ты ещё тревожишься, – но это радостное возбуждение от того, что ты смог.
Ты бежишь вперед по зеленой-зеленой траве, и тебе уже не нужно протоптанной дороги.
Впервые легко. Тебя ведет удивление, и ты веришь".( О. Маркова)

9. "Рекламный ролик"

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты.
После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.

10. "Козлятушки-ребятушки"
Бывают ситуации, когда мы должны убедить человека или большое количество людей или, наоборот, на нас происходит такое воздействие, и мы не всегда понимаем, что стоит за этим воздействием: желание помочь или обмануть. Всем хорошо известна сказка "Волк и семеро козлят". В сказке семеро козлят и один волк. У нас будет семеро козлят и семеро гостей, но под личиной 4-х из них будут скрываться настоящие волки. Гости будут приходить, и проситься в дом. Задача гостей: уговорить козлят их пустить. Козлята должны разгадать, кто есть кто, но из семерых гостей, четырех они должны пустить обязательно. Решение козлята принимают сообща.

11. "Сказка"
Предлагаем вам призадуматься о своей жизни и сочинить каждому небольшую сказку, в которой бы емко и образно отобразилось самое яркое и важное из неё. Попробуем понять себя и друг друга в сказочном контексте. Вы можете использовать для этого известные литературные персонажи, а можете придумывать свои, никому ранее не известные. На обдумывание сюжета дается 15 минут. Затем участники делятся на пары или на малые группы и один из партнеров начинает рассказывать свою сказку, но заключительную часть, на чем дело кончилось, опускает. Задача другого: придумать продолжение сказки, а потом сравнить результаты с концовкой партнера. Обменяться своими впечатлениями с партнером. Поменяться ролями, а затем и парами.

 

3.3. Тренинг развития креативности

Н.Ю. Хрящева.

Основной целью программы является осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:

1) осознания и преодоления барьеров проявления креативности;

2) осознания характеристик креативной среды;

3) формирование навыков и умений управления креативным процессом.

Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.
При этом психолог ориентируется на следующую последовательность шагов:

· детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта;

· использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом;

· воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

1 упражнение. Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и, какое растение Вы бы выбрали".

2 упражнение. Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.

Инструкция: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто умеет водить машину", – и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось, то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже".
В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8 – 12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: "Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас".

3 упражнение. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все – от ступней ног до макушки головы... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки..., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями... Порой они бывают молниеносными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.
Какие мысли у вас возникают?.. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2 – 3 раза).

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе".

После того как все участники группы открыли глаза, тренер может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т.д.

Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

После того, как все закончили рисовать, и рисунки прикреплены на натянутую леску или к стене, тренер продолжает инструкцию: "Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4 – 5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится".

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, тренер побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

4 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.

Инструкция: "Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача - узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, "сообщить Светлане, что написано на карточке".
Те, кто окажется в центре круга, и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

5 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого".

В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: "В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?", "Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?", "Что вам помогало справляться с поставленной задачей?"

6 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Давайте, вообразим, что это (тренер показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".
Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее".
Также тренер обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как "желтый", "оранжевый", а следующий участник говорит: "Кубинский". В этом случае тренер может сказать: "Появилась новая область – страна – производитель".

7 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: "Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут". (Можно не задавать тематику написания рассказа).

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

8 упражнение. Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежат бумага, краски, фломастеры и т.д.– все, что необходимо для рисования.

Инструкция: "Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки".
После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он (а) понимает, что такое креативность.

По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

9 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"

10 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух" – название птицы, во втором случае ("земля") – животного, и если было сказано "вода" – название рыбы. Реагировать нудно как можно быстрее".
По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

11 упражнение. Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.
Инструкция: "Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у Вас будет три минуты".
Через три минуты тренер предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Продолжение инструкции: "Теперь у вас будет некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомните 1 – 2 аргумента, которые есть у партнера, а у вас их нет, и эти аргументы кажутся вам особенно неожиданными и оригинальными".
Через 5 – 7 минут, когда все завершат работу, тренер продолжает инструкцию: "Сейчас у вас будет еще три минуты, в течении которых каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов против курения".
Затем участники обмениваются результатами своей работы так же, как они делали это на предыдущем этапе.
Продолжение обсуждения происходит в общем кругу.
Тренер: "Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов "за" и "против" курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными".

12 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и. т.д.
Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее".
В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.

13 упражнение. Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".

14 упражнение. Участники группы сидят по кругу, у каждого несколько листов бумаги, карандаши, фломастеры. Тренер в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова.
Упражнение проводится в три этапа.
Этап 1. "Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течении трех минут постарайтесь найти слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек".
После того как участники справились с заданием, тренер предлагает рассказать о полученных результатах и о том, как они были получены.
Этап 2. "Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на карточке.
Этап 3. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех слов".
Когда все участники справятся с заданием, тренер предлагает им поделиться полученными результатами и своими впечатлениями от работы. Упражнение

15 упражнение. Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".

16 упражнение. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: "Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано..." Проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, должен сказать, согласен ли он, надеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого – нет.
Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью".

3.4 Игры гештальт-терапии

(сост. Е Петрова)

Цель: Обучение базовым знаниям в гештальт-терапии с использованием техник, которые раскрывают суть практического использования методов гештальт-терапии в групповой работе.
Основные понятия:

· отношение фигуры и фона;

· осознание и сосредоточенность на настоящем (принцип "здесь и теперь");

· расширение границ осознания;

· усиление внимания к чувствам;

· механизмы защиты;

· понятие зрелости.

Гештальт-терапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальт-группы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.
Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, тогда, когда между нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Понятие "противоположности", ярким примером которого является конфликт между "нападающим" и "защищающимся", описывает борьбу между двумя полярными сторонами нашего "Я", которые должны сосуществовать вместе. Функции защиты представляют собой неэффективные способы избавления от угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается, как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя.

1. "Приветствие"

В двух шеренгах – по команде ведущего, двигаться навстречу друг другу и не вербально поприветствовать другого. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать новую форму приветствия.

2. "Встреча руками"

Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут:

1) друг друга;

2) познакомятся;

3) проявят симпатию;

4) потанцуют;

5) подерутся;

6) помирятся;

7) попрощаются.

Всего задание занимает 5 – 7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.

3. "3еркало в движении"

Два человека становятся один за другим на расстоянии трех шагов. Первый начинает свободно двигаться, исследует пространство. Второй следует за ним, повторяя все его движения, в течение 15 минут. Поменяться ролями. Это задание желательно выполнять в пространстве, где есть интересные предметы или сложный ландшафт. Например, на открытом воздухе.

4. "Движение и звук"

Участники двигаются свободно в помещении и начинают каждый звучать на свой собственный лад. Затем находят пару, и, не переставая "звучать", настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 чел. В итоге вся группа стоит в кругу и "звучит" без слов ( По Вадиму Каневскому).

5. "Контакт в пространстве"

Для всей группы, освоение пространства, материального и группового. "В этом эксперименте осознавайте все, что с вами происходит, эмоции, желания, как вы с ними поступаете, желания реализовываете или нет..."

1. Группе, закрыть глаза, двигаться, осознавая, с чем вы в контакте, как вы ощущаете себя, как взаимодействуете с окружающим миром, какие фантазии вы начинает контактировать, как возвращаетесь к контакту здесь и сейчас.

2. 0ткрыть глаза. Двигаться, взаимодействовать только с объектным миром, не вступая в контакты с людьми, что привлекает Вас, как вы можете контактировать с объектами или избегать контакта.

3. С открытыми глазами, молча взаимодействовать с людьми, вступая в контакт, если есть желания, и выходя из контакта.

4. С закрытыми глазами, продолжая двигаться, вступать в контакт или уходить от контакта, как вы взаимодействуете с самим собой и с другими людьми в этой ситуации...

5. Остановиться, с закрытыми, глазами, побыть в контакте с тем, с кем вы сейчас оказались в паре, молча, если пары – нет найти ее.

6. Открыть глаза, молча постоять, сохраняя позу; продолжить контакт с этим человеком с открытыми глазами. Отметить изменения, которые произойдут в вашем контакте, когда вы увидели, кто ваш партнер.

7. С тем, с кем вы оказались в паре, поделиться впечатлениями. После этого найти еще одну пару – и в группах по 4 человека обсудить весь ход эксперимента.

6. "Групповая проекция"

Группа вся целиком строит из себя групповую скульптуру: транспортное средство. Каждый человек, по очереди, выходит на середину, называет, какая он "деталь автомобиля". Затем пристраивается к уже существующим деталям. Конечно, автомобиль может выйти без колес и с тремя рулями, это вполне возможно. Пусть получившаяся фигура (транспортное средство) попробует двигаться, существовать в пространстве. После завершения эксперимента обсудить, кто какую функцию взял на себя, какие функции остались "невостребованными". Как это проявляется в жизни группы.
(Вариант инструкции: вместо транспортного средства создается животное. При обсуждении можно обратить внимание, что умеет делать это животное, какие условия нужны для его существования и так далее).

7. "Африка"

Участники группы представляют, что все они волшебным образом переместились в Африку, причем каждый стал либо животным, либорастением, либо элементом ландшафта. Далее система может спонтанно организоваться, и каждому участнику стоит попробовать в своей роли устроить свою жизнь наиболее подходящим образом. Задание выполняется без слов, в течение 5 – 7 минут.

8. "Разговор телом"

Работа в группе 3 – 4 человека. Выбрать часть своего тела, которая кажется самой привлекательной, которая самому себе нравится. Сделать презентацию (по аналогии с тем, как делается презентация новых товаров) для этой части тела. Слушатели задают вопросы и высказывают пожелания. Затем то же самое сделать по отношению к части тела, которая не нравится в самом себе более всего (представляется проблемной).

Вариант: В паре с партнером сделать презентацию части своего тела, отвергаемой или одобряемой. Затем партнер делает презентацию вашей части тела публике, в то время как Вы просто демонстрируете ее.

9. "Диалог между двумя частями тела"

Работа в парах. Выберете две части своего тела – любимую и нелюбимую, организуйте диалог между этими частями.

10. "Боюсь-хочу"

В паре с партнером. 10 мин говорить фразы, каждая из которых начинаются со слов " Я боюсь…" Не стоит развивать тему. Партнер поддерживает темп выполнения и не позволяет говорить более одной фразы на каждую тему. После этого продолжить в течение 10 минут монолог, каждая фраза начинается с "Я хочу...". После завершения поменяться ролями.

11. "Психологический магазин"

Представьте себе, что Вы прогуливаетесь в незнакомом городе, и попали в волшебный магазин. Это Психолавка. Здесь продают личные качества и способности людей. И валюта здесь тоже особая. Хозяин лавки принимает в качестве платы те человеческие качества и способности, которые ему кажутся ценными. Вы можете попытаться выменять себе что-нибудь ценное в обмен на то, что у Вас имеется в избытке, или то, что осталось в прошлом, или то, с чем не жаль расстаться. Продавец в этом магазине предлагает Вам то, что может Вам пригодиться в дальнейшей жизни смелость, чувствительность, силу, здоровье, карьера, дружба, успех. Он попросит что-то в обмен. Вы можете торговаться.
При выполнении этого задания может быть построен эксперимент в реальном пространстве группы, в этом случае добровольцы могут стать продавцами.

12. "Похвала"

Работа в тройках. Один человек хвалит себя за что-то в течение 3 минут, второй записывает все слова. Третий наблюдает. Наблюдатель отмечает и сообщает после завершения 3 минут – чем было хвалиться легко, чем затруднительно. Как распределялась энергия. Потом второй, который выслушивал, буквально по тексту зачитывает первому эти слова, то есть хвалит этими словами "от себя". "Я тебя хвалю за то-то..." далее по тексту. Тот, кто наблюдал, дает обратную связь – что было труднее воспринимать из уст другого, что легче. Когда я хвалюсь – значит, за что-то хвалюсь. За то, за что меня не похвалили другие. Это вариант исследования ретрофлексии и профлексии. Тема похвалы – это могут быть направления, по которым я не получил достаточного одобрения. И тогда вопрос. Перед кем из реальных людей я хотел бы похвалиться и получить одобрение, но не могу. И почему (Даниил Хломов).

13. "Рыбки-актинии"

Группа делится на две приблизительно равные части. Одна половина из них представляет себя актиниями, другая половинка рыбками. Рыбки могут плавать между актиниями. А могут хватать или не хватать, удерживать или отпустить. Удерживать сколь угодно долго, захватывать еще одну. Рыбка может вырываться или оставаться. Актинии не могут сходить со своего места. Они пятками приращены к полу. Действие выполняется 10 – 15 мин. После чего актинии и рыбки меняются ролями. Обсуждение – кем было легче – рыбкой или актинией, хотелось ли хватать и удерживать, хотелось ли быть схваченным и удерживать, кто остался не захваченным, кто никого не захватил (Даниил Хломов).

14. "Молчание в группе"

Эксперимент для работы с молчанием. Инструкция: возьмите ручку и бумагу, записывайте все о чем молчите, все что придет в голову. В этой записи могут быть повторы, например, одно слово "трудно" или "зачем" Поработать в парах с полученным материалом в парах, отмечая свои чувства по поводу прочитанных слов, фрагментов текста. Это могут быть стыд, страх, радость удовольствие презрение, отметить для себя, если эти чувства являются токсическими. Чувство – это признак формирующейся фигуры, "гештальта", а токсическое чувство – признак фрустрации, что означает нарушенную потребность или голодную потребность. (Даниил Хломов).

15. "Зоны осознавания"

Мир опыта может быть разделен на три зоны. Мир внешний (материальных объектов), мир внутренний ( тело, его ощущения) и мир "средний" (фантазии, мысли). В паре в течение 10 минут говорить партнеру об осознавании по трем зонам. "Сейчас я осознаю" осознавание внешнего мира – начинать предложение словами "сейчас я осознаю и заканчивайте его сообщением о непосредственном осознании ощущений, которые возникают в результате воздействия предметов внешнего мира, например, косметика, пахнет, звук вентилятора избегать интерпретации или оценки, затем переключитесь на партнера, слушайте его. Затем то же проделать с ощущениями своего тела, осознайте свою позу, боль. Затем – средняя зона, сообщение о переживании тревоги о событии, мыслей о доме и так далее.
После идентификации трех зон – наблюдайте, куда, ведет вас внимание, не связанное заданием сконцентрироваться на конкретной зоне. Начинайте "Сейчас я осознаю" и заканчивайте любым сообщением к какой бы зоне – внешней, внутренней или вредней – это ни относилось. Можно обнаружить связи между зонами. Например, осознать, что есть шум, вспомнить о том, как шумит холодильник, почувствовать во рту вкус пиши и голод в теле (внутренняя зона).

16. "Воспитатель"

В парах один клиент, второй играет роль родителя (учителя, воспитателя). Задача первого этапа: Лаской, уговорами, поглаживаниями заставить другого человека принять максимально компактную позу, все спрятать, принять более зажатую позу.
После чего воспитатели меняются клиентами. Задача следующего "воспитателя" – как можно больше раскрыть, растопырить, клиента, чтобы он раскрыл ноги, руки, даже открыл рот, глаза, растопырил руки и вообще занял как можно больше места в пространстве. Обсудить переживания "воспитателей" и "клиентов" (Даниил Хломов).

17. "Я должен"

Напишите 3 фразы, которые начинаются со слов "Я должен..." Попробуйте заменить их на фразы, которые начинаются со слов "Я могу...", с тем же продолжением. В паре произнесите "с чувством" эти новые фразы. Осознайте, какие действительные чувства и потребности стоят за этими словами. Напишите 7 – 10 фраз, в которых отражено то, что вы никогда не сможете. После этого работа в парах. После этого замените " я никогда не смогу" словами" Я очень хочу". Обсудите и подумайте, какое желание за этим стоит на самом деле. Например: "Я никогда не буду воровать" это значит, что я задавливаю свою зависть к людям, не позволяю себе завидовать тем, кто, что-то имеет. "Я никогда не смогу убить – я никогда не позволю себе злиться" (Даниил Хломов).

18. "Я не должен"

Напишите 3 раза фразы, которые начинаются со слов: "Я не должен". Замените в этих фразах начало на "Я могу...". Подумайте, какую награду, психологическую или материальную, вы получали в детстве и получаете сейчас благодаря соблюдению этих долженствовании. Осознайте, какое "наказание" вы понесете за нарушение, или какую плату придется платить, чем вы рискуете, если нарушите запрет. Этот эксперимент нацелен на исследование интроектов (Елена Петрова).

19. "Кукла"

Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать "стоп". Задача – добиться от куклы "стоп", определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна "кукла", говоря "стоп" раньше времени.

Один человек – экспериментатор, второй – говорящая кукла. "Кукла" знает одну-единственную сказку (историю – готовую, которую хорошо знает, и задумывает заранее). "Кукла" придумывает на своем теле "кнопку" – одну единственную. Терапевт должен где-то на теле, пробуя прикосновения, пробуя прикосновения, найти эту кнопку, "нажать" ее и услышать историю (Даниил Хломов).

20. "Благодарность"

Выберите человека, которого точно уважаете, который для вас важен. Напишите его наиболее важные характеристики. Зачеркните его имя, Напишите свое. Осознайте, которые из этих характеристик действительно относятся к вам (Даниил Хломов).

21. "Работа с именем"

Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме "официального" имени" человек несет детские и "особенные" имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.

Для исследования стоит обратить внимание на само имя и его значение, варианты имени (в том числе имя, когда он был ребенком), прозвища. Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства, связанные с именем и ассоциированных с именем отношений в первоначальной семье.
Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, – но стоит выбрать подходящий для данной сессии. "Вспомните имена, которыми Вас называли в детстве. Кто дал Вам эти имена, в каких обстоятельствах Вас называли тем или иным именем. Кто называл. В каких обстоятельствах. Какие чувства Вы испытываете, когда думаете об этих именах. Как чувства есть у Вас к этим людям сейчас.

Вспомните детские имена и прозвища. Какие чувства они вызывали. Выберете наиболее яркие. Вспомните "детские" ощущения и назовите себя сейчас этим прозвищем. Какие чувства и кому выражало это имя. Как к Вам относились те, кто давал это имя или прозвище.

Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена. Как вы их получили. Какие области жизни они затрагивают.

Есть ли разные имена сейчас дома и на работе. Если да, с чем это связано. Какие у вас сейчас варианты имен. В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где. Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами. Какие отношения с этими людьми.

Вспомните ваши имена в разные периоды жизни. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось. Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды негативного отношения. Связь изменений в жизни, в том числе кризисов, и отношения (выбора) имени. Какая связь имен и отношения к своему полу. Были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу, или которое вызывало насмешки.
Как выбирали Ваше имя родители. Что вы об этом знаете. Их ожидания. В честь кого. Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для Вас в разные периоды жизни.
Как вы себя чувствуете с вашим именем среди толпы (среди других). Отношение к тем, у кого такие же имена, чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами. Если Ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя.
Если бы вы выбирали себе имя заново, – какое бы вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.

22. "Старый заброшенный магазин"

Упражнение с использованием воображения, управляемой фантазии. При его выполнении участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые ранее не осознавались.
"Представьте себе, что вы идете вниз по городской улице поздней ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, запыленные. Но если заглянуть в эти окна, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город".

В паре или в малой группе опишите этот предмет, обнаруженный вами за окнами заброшенного магазина. Затем поговорите от имени этого предмета, от первого лица. Как Вы чувствуете себя? Почему Вы оставлены в магазине? Кто Вас оставил? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и вернитесь мысленно в тот же город. Подойдите к магазину, и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему? (По Джону Стивенсу).

Вариант 1. "Представьте себе, что Вы прогуливаетесь по большому старому городу. Может быть, это знакомый Вам город, или воображаемый. На улице Вы можете найти предмет, унесите его с собой".

Вариант 2. Вы турист, на экскурсии Вы находите "Волшебный магазин сувениров". Заходите в помещение, оглядываетесь. Первая помещение – старинная мебель, картины, лампы, люстры, зеркала. В другой комнате Вы видите старинную посуду, ковры, утварь. В отдельной витрине – куклы, экзотические раковины, сувениры из экзотических стран. А в глубине небольшая комната, где сокровища букиниста. Какой-то интересный предмет привлечет Ваше внимание. Вы понимаете, что это сувенир, этот предмет – для Вас" (предложено Ф.Перлзом).

 

Приложение 1

"Потерпевшие кораблекрушение"

Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять одно долларовых банкнот.

1. Сектант.

2. Зеркало для бритья.

3. Канистра с 25 литрами воды.

4. Противомоскитная сетка.

5. Одна коробка с армейским рационом.

6. Карты Тихого океана.

7. Надувная плавательная подушка.

8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

9. Маленький транзисторный радиоприемник.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. Два квадратных метра непрозрачной пленки.

12. Один литр рома крепостью 80%.

13. 450 метров нейлонового каната.

14. Две коробки шоколада.

15. Рыболовная снасть.

Приложение 2

Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения

"Потерпевшие кораблекрушение"

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

3. Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу

8. Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.


 

ДЛЯ ЗАМЕТОК


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!