Значение и место древнерусской культуры в процессе формирования и развития великой русской культуры.



     - Создание древнерусской культурой единого культурного фундамента для развития восточного славянства.

     - Оформление единого русского литературного языка.

     - Создание предпосылок для синтеза восточно-христианской и народно-языческой культуры.

      - Превращение Православия в единый духовный фундамент русской культуры и государственности.

Крещение наших славянских предков Владимиром Святым положило начало целой эпохе духовно-культурного формирования русского народа. Подобно равноапостольному князю, преобразившемуся после приобщения к христианству (распустившему свой многочисленный гарем, воздвигшему храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте убийства киевскими язычниками христиан Феодора и Иоанна, начавшему оказывать щедрую помощь бедным и убогим и даже остерегавшемуся карать преступников из-за боязни жестокосердия и греха), древнерусское общество с 988 г. стало на путь религиозно-нравственного совершенствования. Особенности крещения страны, обстоятельства исторической жизни и своеобразные душевные качества восточного славянства привели к тому, что служение Православию превратилось на Руси во всенародное дело. Христова вера внутренне сплотила русских людей, сделала Русь самостоятельной культурно-исторической индивидуальностью, противостоящей как католическому Западу, так и нехристианскому Востоку. Если бы Русь, находящаяся на стыке разных религий и цивилизаций, всенародно не утвердилась в Православии – она оказалась бы неизбежно разорвана между разными вероисповеданиями и не состоялась как великая политическая и культурная держава. Начиная свою историю в стране, не защищенной природою, открытой с востока, юга и запада, легко доступной вражеским нападениям, русский народ, по верной мысли С.М. Соловьева, восполнил отсутствие ясных физических границ своей страны твердыми духовными границами, в которых стал развивать свою культурную жизнедеятельность.

II. Русская культура в XIV-XVI вв.

Кодификатор ЕГЭ:

Древность и Средневековье
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Культурное развитие русских земель и княжеств
Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв.

                                                                     Персоналии

                   Подвижники Церкви и деятели культуры
Митрополит Киевский и всея Руси Пётр Рязанский старец Софоний Митрополит Алексий Игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский Монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый Стефан Пермский Андрей Рублёв Феофан Грек Даниил Чёрный Дионисий Игумен Филофей Нил Сорский Иосиф Волоцкий Вассиан Патрикеев Максим Грек Иван Пересветов Андрей Курбский Сильвестр митрополит Макарий Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти Антон Фрязин Новый Алевиз Солари Пьетро Барма и Постник Иван Фёдоров Фёдор Конь  Андрей Чохов

Основные термины и понятия

Уния. Автокефалия. Иосифляне. Нестяжатели. Ересь. Стригольники. Жидовствующие. Шатровый стиль.

I. Предпосылки становления и развития великорусской культуры.

   - Складывание в процессе объединения русских земель в Московское государство и борьбы за ликвидацию зависимости русских земель от Орды предпосылок становления  и развития великорусской культуры.

  - Преемственность становления великорусской культуры XIV-XVI вв. по отношению к культурному наследию Киевской Руси.

II. Основные направления развития культурного творчества в XIV-XVI вв.

Литература и устное народное творчество в XIV - XV вв.

    Возрождение летописания на Руси (конец XIII – начале XIV вв.).

Наряду с Новгородом, Псковом, не пострадавшим от нашествия монголо-татар,  летописи ведутся в Ростове, Суздале, Рязани и Твери.

Становление и развитие летописания в Москве ( XIV - XV вв.).

   - Становление летописания в Москве (1326), которое постепенно приобретает черты летописания общегосударственного характера.

   - Создание в Москве первого общерусского свода – Троицкой летописи(около 1408 г.).

   - Создание Московского летописного свода (около 1480 г), в основе которого лежала идея необходимости единства страны, сильной великокняжеской власти и ведущей роли Москвы в объединении русских земель.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!