Трансформация знания: взаимодействие неформализованного и формализованного знания
История западной эпистемологии может рассматриваться как споры о том, какое из знаний более истинно. В то время как, согласно западным традициям, принято придавать значение формализованному знанию, в Японии большую ценность имеет знание неформализованное. Тем не менее, с нашей точки зрения, оба этих вида знания следует рассматривать не по отдельности, а как взаимодополняющие факторы единой природы. В процессе человеческой созидательной активности они взаимодействуют и переходят одно в другое. Наша динамическая модель создания знания исходит из предположения о создании и распространении знания посредством социального взаимодействия формализованного и неформализованного знания. Это взаимодействие мы назвали трансформацией знания. Следует отметить, что трансформация — социальный процесс, происходящий между индивидуумами, а не в индивидууме. С рационалистической точки зрения человеческое познание — дедуктивный процесс индивидуумов, но ни один из них в момент восприятия не бывает изолирован от других индивидуумов. Таким образом, посредством «социальной трансформации» и формализованное, и неформализованное знание увеличивается как качественно, так и количественно.
Идея «трансформации знания» в какой-то степени похожа на модель ACT (adaptive control of thought) из области когнитивной психологии. Согласно этой модели, для развития когнитивных навыков все декларативное знание, являющееся по нашей теории знанием формализованным, должно быть преобразовано в процедурное знание, т. е. знание неформализованное, используемое при такой деятельности, как езда на велосипеде или игра на пианино. Но у модели Сингл и и Андерсона есть один недостаток: трансформация в ней рассматривается как отдельный случай, поскольку модель создавалась для исследования процесса приобретения и передачи процедурного (неформализованного) знания, а не декларативного (формализованного). Проще говоря, сторонники этой модели рассматривают трансформацию знания, как правило, в качестве дороги с односторонним движением, от декларативного (формализованного) к процедурному (неформализованному), а мы считаем процесс двусторонним и развивающимся по спирали.
|
|
Четыре способа трансформации знания
Предположение о создании знания посредством взаимодействия неформализованного и формализованного знания позволяет нам утверждать, что существуют четыре способа его трансформации:
1) из неформализованного в неформализованное — социализация;
2) из неформализованного в формализованное — экстернализация;
3) из формализованного в формализованное — комбинация;
|
|
4) из формализованного в неформализованное — интернализация.
Три из четырех перечисленных способов, а именно социализация, комбинация и интернализация, рассматривались в рамках теории организации с различных точек зрения. Социализация, например, связана с теориями групповых процессов и организационной культуры; комбинация происходит в результате обработки информации; интернализация находится в тесной связи с организационным обучением. Экстернализация, однако, игнорировалась. Все четыре способа трансформации показаны на рисунке 3.2, в дальнейшем они будут пояснены примерами из реальной жизни.
Рис. 3.2. Четыре модели трансформации знания
Социализация: из неформализованного знания в неформализованное
Социализация — процесс распространения знания и создание тем самым знания неформализованного, например распространяемых интеллектуальных моделей и технических навыков. Отдельно взятый человек способен воспринять неформализованное знание непосредственно от других людей без использования слов. Подмастерья, работая с мастерами, обучаются ремеслу не слушая, а наблюдая, подражая и практикуясь. По тому же принципу построено обучение без отрыва от работы или «в процессе работы». Ключ к восприятию неформализованного знания — опыт. Без восприятия опыта в какой-либо форме человеку было бы крайне сложно проникнуть в мыслительный процесс другого человека. Передача информации в отрыве от связанных с нею ощущений и специфических условий, в которых она была получена, сама по себе зачастую почти бессмысленна. Вот три примера, поясняющих применение социализации в японских компаниях при разработке продукции.
|
|
Первый пример социализации взят из практики компании Honda, организующей сборы для «мозгового штурма» (тама даши кай) — неформальные собрания для детального обсуждения способов решения сложных проблем, возникающих при разработке новой продукции. Сборы проводятся не на работе, а в загородных гостиницах, где участники обсуждают сложные проблемы, попивая сакэ (рисовую водку), наслаждаясь едой и купаясь в горячем источнике. Нет запрета на участие в подобной встрече сотрудникам фирмы — нечленам команды разработчиков, прийти может любой сотрудник компании, заинтересовавшийся проектом. В ходе дискуссии не придается значения квалификации или статусу участников, и вообще существует одно табу — на неконструктивную критику. Обсуждение ведется в атмосфере понимания того, что «критиковать в десять раз легче, чем выдвинуть конструктивное предложение». Такой тип встреч для «мозгового штурма» принят не только в Honda, но и во множестве других японских фирм. Они применяются не только при разработке новых продуктов или услуг, но и для развития системы управления и корпоративных стратегий. Сборы представляют собой не только форум для конструктивного диалога, но и одну из форм распространения опыта и укрепления доверия между участниками. Подобная форма работы особенно эффективна в деле распространения неформализованного знания и выработки перспективы. Она без грубого давления перенацеливает интеллектуальные модели всех индивидуумов на решение одной задачи. Сборы для «мозгового штурма» демонстрируют механизм достижения гармонии при объединении физического и психического опыта.
|
|
Второй пример, демонстрирующий социализацию неформализованных технических навыков, взят из практики Matsushita Electric Industrial Company (MEIC). В отделении компании в Осаке при разработке автоматической хлебопечки в конце 1980-х годов столкнулись с серьезной проблемой — механизацией навыка вымешивания теста, являющегося неформализованным знанием пекарей. Икуко Танака, отвечавшая за разработку программного обеспечения, знала, что лучший хлеб выпекается в отеле Osaka International. Чтобы овладеть навыком вымешивания теста, она и несколько инженеров добровольно поступили в обучение к старшему пекарю отеля. Научиться печь такой же превосходный хлеб, как и маэстро, было нелегко, и никто не мог объяснить почему. Однажды после многих безрезультатных попыток Танака поняла, что пекарь не только раскатывает, но и скручивает тесто. Это и был секрет производства вкусного хлеба. Другими словами, она социализировала неформализованное знание пекаря посредством наблюдения, подражания и практики.
Социализация, кроме того, происходит и между разработчиками продукта и клиентами. Взаимодействие с клиентами и до разработки продукта, и после представления его на рынке явля ется непрерывным процессом распространения неформализованного знания и идет по его совершенствованию. Будет уместным вспомнить историю разработки компанией NEC первого персонального компьютера. Разработку начали совместно осуществлять сотрудники из отделов продаж полупроводников и интегральных схем, вдохновленные идеей наладить сбыт первого японского персонального компьютера ТК-80 и расширить объем продаж полупроводниковых устройств. Решение запустить ТК-80 в широкую продажу само по себе стало отходом от принципов политики NEC, специализировавшейся на выполнении заказов Nippon Telegraph and Telephone (NTT). Совершенно неожиданно компьютер привлек в демонстрационный центр NEC самых разных покупателей — от школьников старших классов до профессионалов-энтузиастов. Демонстрационный центр располагался в Акихабаре — районе Токио, славящемся магазинами бытовой электроники. Через несколько лет в результате обмена опытом и общения с покупателями появился самый популярный персональный компьютер NEC — РС-8000.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!