Э. Дюркгейм и его концепция религии как «коллективного представления».



Позитивист. Через исследование прошлого объясн современность т.е. религиозную природу чел. чтобы постичь суть рел. феномена, необход. обратится к его элемент, простейщим формам. Религия – социальный факт, состоит из элементов. Разделяет священное и профанное. Священное имеет хар-р и олицетворение социум как источник запрета и принуждения. Религия переводит социальные отношения на человеческий язык. Источник религии – общественно – психологический процесс общения, коллективная психология, возникающая на базе внеэкономической непроизводственной деятельности.

Религия укрепляет общественную солидарность. Функции религии: дисциплин-щая, сплачивающая, воспроизводящая, транслирующая, эйфорическая, познавательная функции. Исследовал тотемизм в Австралии. Пришел к выводу, что тотем – средство включения человека в общество и в мир. В символах, вроде тотема сосредотачиваются общественные связи. Коллективные представления и чувства – религиозные представления и чувства. Считал, что государственные праздники не отличаются от религиозных.

М. Вебера. - один из основателей соц. религии. Одна из центральных тем- рационализм. Делит все науки на науки о природе (используют обобщающий метод, объясняют природные явления.) и науки о культуре( индивидуализируют, исследуют духовные процессы). Вебер предлагает не работать с явлениями, так как поработать с ними нельзя в силу необычайной сложности, а работать с идеальными моделями, такими как церковь, секта и т.п. Социальные религиозные действия – те, которые не в одиночестве, а направлена на кого-то другого.

Для Вебера главное в исследовании религии – обнаружение тех религиозных психологических стимулов, которые указывали направление поведению и удерживали индивидуум в нем. Считает, что наиболее продвинутая форма экономики – капитализм. ЕЕ обеспечивает протестантская этика. Неутомимый труд по призванию, систематический самоконтроль.

Г. Зиммель - основатель Формальной социологии. У человека есть потребности. Они образуют «вещество жизни». Каждый род потребностей удовлетворяется в своих формах. Напр. техника, как форма удовлетворяет потребность в господстве над природой. Существуют потребности, которые он называет религиозными порывами – стремление к восполнению несовершенства жизни, примирению противоречий между людьми, достижению стабильности. Сама же религия – душевный способ жить и переживать мир, на почве всех потребностей религиозных.

Две поверхности бытия – уровень опыта и практики, уровень науки, религии, искусства и пр.

Религия объединяет людей, перенося точку единения из этого мира. (Бог)

Парадокс религии – она развертывается внутри общества, ставя точкой единения в трансцендентном.

Парадигма – совокупность основных теоретических положений и принципов, обладающих единым категориальным аппаратом и своеобразной методологией.

Структурные парадигмы /классические – рассматривают организацию, функционирование и развитие обществ как системного целого на макроуровне.

- структурный функционализм. Основу подхода заложил Дюркгейм, а его идеи разрабатывали А. Редклифф-Браун, Малиновский, Т. Парсонс, Р.К. Мертон. В основе подхода то, что общество рассматривается как иерархическая система, состоящая из некоторого множества подсистем (элементов), в центре внимания находится проблема структурирования, дифференциации, функц-ния, интеграции, равновесия, стабильности, статусов, ролей, норм, образцов, ожиданий и т.д.

Дюркгейм, теория социальных фактов: Религия – социальный факт, который состоит из элементов: морфологический факт – плотность населения, пути сообщения, поселения; «коллективные представления» - духовные, нематериальные факты.

Мертон, теория социальных систем.

- конфликтные парадигмы связаны с социальной дифференциацией общества. Общества – это единое целое, но оно состоит из групп людей с разными интересами. И одни извлекают пользу за счет других.

Марксистская парадигма, в основе разбираются экономические факторы конфликта.

Общество - это целостная социальная реальность: экономика, политика, правовые и религиозные институты. Но приоритет у экономики.

Дорендорфф искал позитивные функции конфликта.

2.Интерпритивные/неоклассические  не создают законы, а описывают существующие общественные отношения. Занимаются изучением и интерпретацией человеческого поведения и его мотивов. Это микросоциология.

- теория социального действия или “понимающая” социология

М.Вебер обращает внимание на мотивы поведения человека, пытается истолковать социальное действие, и объяснить его не вообще, а его процессы и воздействие.

- символический интеракционизм, изучение людей с помощью интеграции символов, значение которым придают сами индивиды

Мид – основатель символического интеракционизма, в основе его теории символы, принятые роли, самость. Люди взаимодействуют с помощью символов, которые сами и создают, и они выступают как средство общения с социальной средой.

Чарльз Кули, теория зеркального “Я”, пытается противопоставить индивида и общество. Общество формирует индивида, а индивид формирует общество.

- феноменологические, изучают способы, которые люди используют между собой в общение для осмысления окружающего мира.

- этнометодология, акцент ставит на методах, используемых людьми при трактовки соц. мира (как люди трактуют свою жизнь и придают ее смысл.

Гарфинкель – основатель этнометодологии., рассматривал повседневные события, и соц взаимодействия.

- психоанализ, внимание к неосознанным мотивам человека.

Фрейд, Фромм


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!