Журналистика периода перестройки.



Стровский:

1985 год можно считать точкой отсчета преобразований в области журналистики: именно тогда, в ходе апрельского пленума ЦК КПСС, был провозглашен курс на перестройку во всех сферах 234 общественной жизни. В это время вошло в повседневный обиход и слово «гласность». «Мы стремимся к большей гласности... Люди должны знать и хорошее, и плохое, с тем чтобы при- умножать хорошее, а с плохим вести борьбу», — отмечал смысл этого понятия М.С.Горбачев . Впрочем, как выяснилось уже довольно скоро, представления о гласности у редакций СМИ и партийно - государственной системы власти существенно расходились. Первые с самого начала стремились «донести правду» до читательской и зрительской аудитории, но далеко не всегда отдавали себе отчет в том, как «аукнется» их слово в ее сознании. Власть, в свою очередь, во что бы то ни стало старалась оградить себя от «посягательств» со стороны журналистов, которые во второй половине 1980-х гг. обрушились на нее бурным потоком. Это было время появления «разоблачительных» статей по вопросам истории, национальной политики государства, очерков и корреспонденции о коррупции в партийной, правительственной сферах, о криминальных структурах, заявивших о себе в эти годы и т.д. В основе каждого из таких материалов стояла конфликтность сложившихся общественных отношений. В новых условиях масс-медиа оказались составной частью фрагментарной политической культуры. Следует отметить, что эта культура, как правило, формируется в условиях авторитарного общества. Существование такого общества предполагает большую, чем при тоталитарном государстве, свободу политических, экономических и иных отношений. Вместе с тем, нестабильность самой ситуации вызывает серьезные разногласия относительно базовых ценностей, идеалов и целей развития общества между различными социальными группами, порождает массовые конфликты. Они были характерны во второй половине 1980-х гг. и наложили зримый отпечаток на развитие журналистики. Это время было ознаменовано серьезными противоречиями в общественной жизни страны. Они коснулись межнациональных, этнических вопросов (вспомним Нагорный Карабах, события в Казахстане, на Северном Кавказе), противоборства между «верхами» и «низами» на различных ступенях государственной, социальной лестницы и, в частности, в решении экономических вопросов (пожалуй, наиболее яркое событие того времени — массовая забастовка шахтеров

летом 1989 г.) и т.д. Рушились наши привычные стереотипы восприятия действительности. Духовная миссия СМИ в этой обстановке выглядела достаточно зримой. Средства информации, как никакой другой общественный институт, проявили осознанное стремление разобраться в происходящем и вынести свои оценки. На этом поприще именно журналистика является катализатором формирования общественного мнения по важнейшим социально-политическим вопросам. «Четвертая власть» в эти годы уже не выглядит, как прежде, однородной и с различных позиций оценивает те или иные явления. В области масс- медиа постепенно происходит поляризация политических интересов (экономические будут утверждаться позже, в ходе формирования рыночных отношений), что накладывает зримый отпечаток на уровень информирования и формирование определенных читательских аудиторий.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: прорыв в сфере гласности и стремление к разнообразию информации; журналисты сами начинают воспринимать информацию как товар.

Ёще одна тенденция, наметившаяся в эти годы: дифференциация изданий. О создании многочисленных, ярко выраженных групп СМИ, исходя из сегментации читательской аудитории, говорить пока не приходится. И все-таки уже в 1988- 1989 гг. при участии финансовых организаций сделала первые шаги новая экономическая пресса (можно вспомнить, напри- мер, еженедельник «КоммерсантЪ» на 24 полосах и насыщенный разнообразной деловой информацией, позже к нему добавились журналы «Деловой мир», «Деловые люди»). Все это формировало особую роль журналистики в нашем обществе. Благодаря возросшей информативности таких изданий, как журнал «.Огонек», газеты «Аргументы и факты», «Известия», ((Комсомольская правда», ((Московские новости», читательский интерес к ним взметнулся вверх. Например, подписка на «АиФ» на 1990 год составила 31,5 млн. экз., «Комсомолку» — 20 млн.; «Огонек» занял первое место среди журналов — 4 млн. экз 5 . Те же СМИ, которые не сумели вовремя среагировать на изменившуюся общественно-политическую ситуацию, учесть возросшую конфликтность в обществе или сознательно придерживались традиционных информационных подходов (скажем, газета «Правда», журналы «Коммунист», «Политическое самообразование», другие партийные и ведомственные издания, многие годы державшиеся «на плаву» в основном за счет обязательной подписки), стремительно теряли в тиражах...

СЛОЖНОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ: Конфронтация между журналистикой и партийно-государственными структурами: «четвертая власть» в эпоху перестройки стремилась развязать гордиев узел строгой подчиненности по отношению к власти. В свою очередь, административный аппарат пытался обуздать СМИ идеологическими и административными методами. К концу 1980-х гг. печать по-прежнему оставалась собственностью государства. Чиновники делали всё, чтобы помешать журналистам в получении информации.

Таким образом, 1985-1990 гг. с полным правом можно назвать временем обретения отечественной журналистикой нового политического «лица», изменения содержательной модели многих изданий. Все это вступало в противоречие с привычными основами функционирования тогдашней партийно-государственной системы, что приводило к столкновениям между нею и журналистикой.

 

Кольцов-фельетонист.

Михаил Кольцов основал «Крокодил» и «За рулем», возродил «Огонек», стал главным редактором «Правды». Он проникал в логово белых генералов и троцкистов, писал горячие репортажи с полей гражданской войны в Испании, но все равно был расстрелян. В 1940-м, с «личного согласия товарища Сталина».

Во время Гражданской войны стал заместителем редактора одной из самых массовых красноармейских газет – «Красная Армия». Талант и кипучая деятельность молодого журналиста не остались незамеченными. В начале двадцатых годов его привлекают для работы в системе Народного комиссариата по иностранным делам и в РОСТА. В это же время его первые очерки и корреспонденции появляются уже в центральных газетах.

Благодаря Кольцову в каждом воскресном выпуске газеты «Правда» появляются острые и злободневные фельетоны: журналист высмеивает тупоумие и черствость чиновников-бюрократов («Воронежские пинкертоны»), подхалимы («Медвежьи углы»), сутяги («В самоварном чаду»), головотяпы («Свежие воспоминания»), морально опустившиеся типы («Иван в раю», «Устарелая жена»), жулики («Люди с размахом»), – пытавшиеся приспособиться к новому строю. вседозволенность зарвавшихся партийных бонз, карьеристов и взяточников, неумелых хозяйственников. За 18 лет работы (с 1920–1938 гг.) Кольцовым было опубликовано в «Правде» около 1800 фельетонов.

Его творческие приемы в подаче материала отличает удивительное разнообразие и выдумка. К примеру, фельетон «Иван Вадимович – человек на уровне» написан им в форме внутреннего диалога героя. И эти откровения вызывают чувство брезгливости к этому трусливому, безнравственному человеку. Ничто в этой жизни ему не дорого – ни потеря друга, ни отношения с собственным сыном. Он совершает нелицеприятные поступки и боится только одного – лишиться своего кресла. Но Кольцов даже не высмеивает его прямым текстом, он дает читателю возможность самому определить свое отношение к персонажу.

Фельетон «Куриная слепота», написанный Михаилом Кольцовым в 1930 году, выдержан уже в совершенно другой манере. Он написан в форме письма самого автора к заместителю председателя сельхозотдела, который разослал абсурдную директиву о переписи скота во всех хозяйствах страны, в том числе и кур. «Прежде всего. Видели вы, товарищ Лишевский, когда-нибудь курицу?.. Если в самом деле имели случай видеть и наблюдать – не приходили вам в голову соображения о необычайной трудности учета кур, этих малокультурных и в то же время быстроходных животных? …И дело не только в том, что это как-то по-куриному, но и в несвоевременности. Знаете ли вы – ну хотя бы из газет – о перегибах при коллективизации… о раздражении середняка и дажебедняка придирками не в меру ретивых администраторов к его более чем скромному домашнему имуществу…»

В 1927 году Кольцов с поддельным паспортом приехал в Будапешт и проник в «царство фашиста Хорти». В 1932 году в газете «Правда» появился фельетон Кольцова «В норе у зверя», посвященный белому генералу Шатилову и его деятельности в Русском Обще-Воинском Союзе (РОВС), созданном в 1924 году генералом Врангелем. Шатилов возглавлял в нем

большой отдел, который курировал работу с эмигрантами во многих странах Европы, а также в Египте, Сирии, Палестине. Кольцову удалось под видом французского журналиста проникнуть в штаб РОВС, взять интервью у генерала и даже сфотографировать его.

Интересненькое: Михаил Кольцов пользовался авторитетом и уважением у своих зарубежных коллег. В Испании он познакомился и подружился с Эрнестом Хемингуэем. В романе писателя «По ком звонит колокол» есть сцена разговора между американским антифашистом Робертом Джорданом и советским журналистом по фамилии Карков. Под этим псевдонимом на страницах романа выведен Михаил Кольцов. Хемингуэй характеризует Каркова как «самого умного из всех людей, которых ему приходилось встречать». (Кстати, вначале Кольцов фигурировал под своей настоящей фамилией. Однако, узнав, что его друг арестован, писатель не стал подвергать его дополнительной опасности, и переименовал его в Каркова. На вопрос, откуда взялся столь нелепый псевдоним, Хемингуэй отвечал: «От слова „кар“ – автомобиль. Кольцов всегда в движении, он динамичен и целеустремлен, как автомобиль». Предосторожность Хемингуэя оказалась нелишней – в Советском Союзе роман был запрещен, ведь автор писал, среди прочего, и об ошибках сталинистов, дискредитировавших антифашистский фронт.)


Билет 18.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!