Тема нравственности у Тесс и Богата.



Билет 1.

Ликвидация оппозиционных СМИ в первые годы советской власти.

Сразу же после свержения Временного правительства, 26 октября, по постановлению Петроградского и Московского Военно-революционных комитетов десять наиболее крупных буржуазных газет, в том числе «Речь», «День», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Утро России» были закрыты, однако некоторые из них возобновились под другими названиями. 27 октября был издан «Декрет о печати», опубликованный в «Правде» 28 октября.
В котором говорится:
Совет Народных Комиссаров постановляет: 1. Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера. 2. Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров. 3. Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.
И подписан он Лениным.
Благодаря тому, что полиграфическая база закрытых газет была конфискована, большевистские издания получили лучшие типографии страны и огромные запасы бумаги в свое распоряжение. Всего же до 30 июня 1918 г. было секвестировано, реквизировано, конфисковано или национализировано более 150 предприятий полиграфической промышленности. В тех буржуазных и оппозиционных изданиях, которые большевики ещё не успели закрыть, появились статьи с яростной критикой Декрета о печати. Развернулась острейшая борьба вокруг вопроса о свободе прессы. В стране прошли митинги и демонстрации в защиту свободы слова, распространялись многочисленные листовки, а Союз русских писателей выпустил специальную однодневную «Газету-протест. В защиту свободы печати», обвинявшую большевиков в осквернении идеалов демократии, поругании основных ценностей общественной жизни. В конце ноября 1917 г. ЦК трудовой народно-социалистической партии выпустил первый номер газеты с красноречивым названием «Слово в цепях». 18 ноября газета "Полтавский день" вышла с белыми страницами, на которых вместо обычного текста красовалась одна только фраза: "Редакция протестует против воскрешения политической цензуры"... Русский писатель Владимир Галактионович Короленко, демократ и гуманист, ненавидевший самодержавие, боровшийся против произвола царских властей, защитник угнетённых, писал: «...Эта цензура партийная... Это просто попытка одной партии наложить печать молчания на остальные, инакомыслящие и не разделяющие ее ожиданий». Он отмечал, что цензура, осуществляемая большевиками, не имеет никакого оправдания, так как установлена «без всякого права и в интересах узко партийных и односторонних». В статье «Голоса отрезвления» В.Г. Короленко называет ленинский проект «свободы печати» «исступленно фанатичной утопией», которая превосходит «самые безумные мечты царских ретроградов». М. Горький, в дореволюционный период активно сотрудничавший с большевиками, в газете «Новая жизнь» выступил с осуждением политики большевиков в области прессы: Я нахожу, что заткнуть кулаком рот «Речи» и других буржуазных газет только потому, что они враждебны демократии - это позорно для демократии.
В целом же в первые месяцы после революции по отношению к мелкобуржуазной печати принимались не самые радикальные меры: в основном в качестве наказания осуществлялись временные приостановки изданий, задержка печатания отдельных номеров, денежные штрафы. В целях лишить оппозиционную прессу источников существования, в ноябре (точная дата неизвестна, не позднее 20 ноября по н. ст.) вышел Декрет о введении государственной монополии на объявления.
Местные органы Советов и ВРК также принимали активные меры административного воздействия и экономического ограничения контрреволюционной прессы. Выход новых газет допускался только с разрешения комиссаров по делам печати. Провинциальные власти издавали свои законодательные акты, ограничивавшие деятельность газет и журналов. Так, например, «для пресечения тлетворного влияния контрреволюционной печати на дело революции» Совнарком Донской республики 1 апреля 1918 г. принял «Декрет о печати». На учет брались все запасы бумаги, при местных Советах образовывались отделы печати. Право издания получили только советские, партийные и профсоюзные организации. После левоэсеровского мятежа в начале июля 1918 года началась тотальная ликвидация оппозиционной прессы. Летом 1918 г. пресса небольшевистских политических партий практически прекратила свое существование: если в начале года насчитывалось 154 издания, отражавших взгляды меньшевиков, эсеров, анархистов и др. партий, то в начале сентября их осталось только 50, а к концу года считанные единицы. Всего с октября 1917 г. по июнь 1918 г. были закрыты властями или прекратили свое существование самостоятельно более 470 оппозиционных изданий.

Районные будни» Овечкина

Валентин Владимирович Овечкин (9 (22) июня 1906 года, Таганрог — 27 января 1968, Ташкент) — русский советский прозаик и драматург, журналист. Псевдонимы — Буревой, Валентин Буревой, В. Савельев.

Известным на всю страну Валентин Овечкин стал после цикла из пяти очерков, опубликованных в 1952—1956 годах в журнале «Новый мир» под общим названием Районные будни, связанных общностью темы и лиц, выведенных в них: Районные будни, На переднем крае, В том же районе, Своими руками, Трудная весна. По сути в его очерках «деловая» проза, факты реальной экономической и социальной жизни людей из глубинки, хотя и с вымышленными персонажами и измененным сюжетом, впервые в советской литературе стали предметом глубокого эстетического переживания и явлением большой литературы. Безусловно, это, как и многие другие произведения литературы того времени (так называемая «литература оттепели»), было вызвано коренными сдвигами в общественном сознании, связанными с процессами «десталинизации» страны, так называемой борьбой с «культом личности» Сталина, провозглашенной руководством СССР после XX съезда КПСС. В этих очерках, показанное писателем ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей), принимало характер обобщения и масштабной социальной критики всей советской тоталитарной системы. Хотя, конечно Овечкин в своих произведениях ни в коем случае не был убежденным противником советского строя. Он видел главного врага советского строя в отдельных личностях, в тех, кто его извращает, то есть в бюрократах и управленцах и не только низшего звена. В своих произведениях он вывел такого бюрократа в образе 1-го секретаря райкома КПСС Борзова, что по тем временам было очень и очень смело. Хотя, стоит заметить, что в последней части цикла он ставил вопрос и о необходимости системных перемен, по сути о принципиальной демократизации общества как условии его процветания.


Билет 2.

1.Журналистика в период Гражданской войны (агитпоезда и агитпараходы) + ДОПОЛНЕНИЯ К 16 БИЛЕТУ

Гражданская война внесла определенные изменения в структуру журналистики Советской России. Буржуазные издания, с которыми полностью сомкнулись газеты и журналы правых эсеров, целиком встали на сторону контрреволюции и перешли во враждебный стан. Они стали карательной силой в руках контрреволюции на территориях, захваченных белогвардейцами и иностранными интервентами.

Вторая половина 1918 г. практически свела на нет прессу оппозиционных социалистических партий. Если в начале года в стране выходило 154 издания меньшевиков, эсеров (левых, правых), анархистов, эсеро-меньшевистских, мелкобуржуазных, то к сентябрь их осталось 50, а в 1919 г. – всего 3.

Ведущую роль в системе печати Советской России в условиях войны играла большевистская журналистика, процесс строительства которой продолжался несмотря на все трудности военного времени. Советская пресса представляла собой идеологическое и организационное средство проведения политики РКП.

Среди центральных изданий, возникших в годы гражданской войны, следует назвать газету «Жизнь национальностей» – орган Народного Комиссариата по делам национальностей. Издавалась она еженедельно с 9 ноября 1918 г. по 16 февраля 1922 г.

Главная ее цель – освещение мероприятий Советской власти по национальному вопросу, публикация важнейших документов на этот счет, освещение процессов, связанных с утверждением и ростом национальной государственности, национального самосознания.

В 1918–1920 гг. продолжался процесс дальнейшего строительства системы советской прессы. Развивалась местная и национальная печать, появлялись новые областные, губернские, уездные газеты. Периодические издания создавались во всех крупных городах по мере установления в них Советской власти: в Челябинске, Омске, Красноярске, Воронеже и др.

В годы гражданской войны во многих районах Украины, Белоруссии, Сибири, Дальнего Востока активно действовала подпольная и партизанская печать. Пропагандистское воздействие на войска и тыл противника осуществляла специальная группа международной пропаганды, созданная при Политуправлении Республики (ПУР). Ей удалось издать и распространить на различных фронтах около 16 млн. экз. листовок на иностранных языках. Кроме того, удалось наладить выпуск ряда специальных газет для распространения среди русских белогвардейских и польских войск.

В 1918 г. Наркомпросу с помощью A.M. Горького удалось наладить выпуск произведений русских классиков в массовой серии «Народная библиотека», создать издательство «Всемирная литература». Предпринимаются первые шаги в издании детской литературы. Только в 1918 г. было выпущено для детей 428 названий книг тиражом почти в 3 млн. экз. В 1920 г. трехмиллионным тиражом вышел новый «Букварь».

В годы гражданской войны особое значение для Советской страны приобрело радио. С его помощью удавалось информировать местные органы власти о мероприятиях правительства, доводить до сведения населения положение на фронтах. Основным передающим центром после переезда правительства в Москву стала Ходынская радиостанция. К осени 1918 г. передаваемая по радиотелеграфу информация в тот же день вывешивалась в виде листовок и плакатов на вокзалах крупных железнодорожных станций, водных пристанях, городских площадях и в других людных местах.

19 июля 1918 г. Совнарком принял «Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР», в соответствии с которым в стране началась организация государственной радиотехнической сети. Проведение этой работы возлагалось на Народный комиссариат почт и телеграфов.

30 июля 1919 г. Совет рабоче-крестьянской обороны принял специальное постановление о срочном строительстве мощной радиостанции в Москве для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с окраинами и западными государствами.

В развитии советской журналистики в 1918–1920 гг. исключительная роль принадлежит «АгитРОСТА», при создании которого его ответственным руководителем являлся Л. Сосновский, комиссаром Л. Старк. Поработали они, однако, вместе недолго: Сосновский перешел в «Бедноту», а Старк на военную работу. В апреле 1919 г. постановлением Президиума ВЦИК ответственным руководителем РОСТА был утвержден заместитель редактора «Известий» П.М. Керженцев. С его приходом РОСТА исполняло функции не только информационного органа, но занималось постановкой и изданием многочисленных органов печати, инструктированием местных газет и журналов, подготовкой журналистских кадров. Именно благодаря РОСТА появился такой тип печати, как стенные газеты РОСТА.

Значительное место в деятельности РОСТА периода Гражданской войны занимает печать агитпоездов и агитпароходов. Первый военно-передвижной

фронтовой литературный поезд имени Ленина отправился из Москвы на Восточный фронт в августе 1918 г. Это был поезд Предреввоенсовета Л. Троцкого. В поезде работали: секретариат, типография, телеграфная станция, радио, электрическая станция, библиотека, гараж и баня.

За годы гражданской войны поезд Троцкого прошел более 200 тыс. километров. Он практически побывал на всех фронтах, но особенно много поездок было на Южный фронт, который, по словам Троцкого, оказался «самым упорным, самым длительным и самым опасным». Сильное агитационное воздействие на красноармейцев и жителей прифронтовых районов оказывала многотиражка «В пути» с многочисленными статьями Л. Троцкого, нередко перепечатывавшимися в «Правде», «Известиях» и местных газетах.

Главное в публицистике Л. Троцкого – призыв к быстрейшей победе над белогвардейцами и интервентами. В январе 1919 г. газета «В путь» поместила его статью «Пора кончать», в которой, обращаясь к солдатам и командирам Южного фронта, Троцкий писал, что пора проложить дорогу на Кавказ, пора нанести «смертельный удар заклятому врагу и дать истомленной стране безопасность, мир и довольство». Эти же призывы содержались в его статьях, «Россия или Колчак», «Весна, которая решает», «В чаду и хмелю». В последней внимание акцентировалось на том, что Красная Армия сумеет победить и на Западе, как она побеждала на Востоке, на Севере и на Юге.

В апреле 1919 г. был оборудован, также получивший большую известность, агитпоезд «Октябрьская революция», совершивший до 1922 г. 17 рейдов по стране. На этом агитпоезде, возглавлявшемся М. Калининым, тоже издавалась газета (тиражом 10–15 тысяч экземпляров) под названием «Известия передвижного инструкторского бюро РОСТА на литературно-инструкторском поезде Октябрьская революция», затем просто «Октябрьская революция», а с июля 1919 г. – «К победе!» Одним из редакторов газеты являлся В. Карпинский. Газета имела небольшой формат, выходила через день.

На Дону, Кубани, Северном Кавказе курсировали поезда «Красный казак», «Советский Кавказ».

Походные поездные типографии, кроме многотиражных газет выпускали значительное количество листовок с речами В.И. Ленина, декретами и постановлениями Советского правительства. Значительную пропагандистскую деятельность развернул плававший по Волге и Каме в 1919–1921 гг. агитпароход «Красная звезда». Пароход тянул на буксире баржу, на которой были оборудованы кинозал на 600–800 мест, типография, книжный магазин, радиостанция. Политическим комиссаром на пароходе был В. Молотов, представителем Наркомпроса Н. Крупская. Пароход плыл, украшенный кумачовыми полотнищами с лозунгами: «Бей разруху дружным трудом!», «Честь и слава героям труда!», «Труд – наше спасенье!», «Праздность – преступление!». На пароходе выходила многотиражка под названием «Красная звезда». Самым активным сотрудником газеты являлась К.Н. Самойлова, жизнь которой трагически оборвалась 2 июня 1921 г. Более тридцати раз выступала в «Красной звезде» Н. Крупская. 30 сентября 1920 г. редактор «Красной звезды» В. Карпинский в газете «Нижегородская коммуна» выступил со статьею «Плавучие дома просвещения», в которой писал: «О качестве, полезности и настоятельной необходимости такой агитационно-инструкторской деятельности криком кричит каждая наша остановка. Достаточно сказать, что не было ни одного места, где бы нас не спрашивали, с кем и почему идет война, чтобы понять до какой степени необходима еще простейшая агитация по самым основным вопросам».

Тема нравственности у Тесс и Богата.

 

Из конспекта источников, пересказ текста Богата.

 

Евгений Богат. Моралите

 

Богат пишет о том, что, прочитав книгу, мы не всегда, усвоенное из неё, выпускаем в свою жизнь. Не умеем восхищаться героями книг так же, как и обычными людьми, с которыми мы встречаемся в жизни. Каждый человек — особенный, и нужно уметь его разглядеть и понять.

 

Автор пишет, что в основе литературы лежат те же ценности, что и в основе жизни, но у каждого путь к этим ценностям свой. И можно прийти к ним через литературу, а можно через свою собственную жизнь. Главное — не забывать о полученном опыте.

 

ТЭСС. Его дети.

 

Автор рассказывает о жизни простого врача, в чью судьбу неожиданно попали четверо детей его умершей сестры. Этот человек, несмотря на то, что дети были ему не родные, он вложил в них самые лучшие человеческие качества, смог их воспитать, как своих.

 

Герой материала Павел Нилович Ягодка очень скромный, ему странно слышать вопросы от журналиста, которыми, как ему всегда казалось, интересовался только он сам. Смущаясь, он рассказывает о своей жизни, не жалуясь, что они жили в маленькой квартире, что у него, вероятно, не сложилась личная жизнь и что с четырьмя маленькими детьми ему ещё нужно было писать диссертацию, а ещё отдавать свою любовь пациентам, которые, несомненно, тоже его дети, которым он так же помогает встать на ноги.

 

Также можно рассмотерть её книгу «Американки». Она стала открытием Америки. Здесь нет политического подтекста, упор сделан на человеческую жизнь, её нравственные аспекты.

 

Например, Тэсс описывает, как в Нью-Йорке убивают девушку. Она кричит, в окнах квартир зажигается свет и скоро гаснет. Преступник уходит, но потом решает вернуться. И так три раза он возвращался, чтобы нанести новые ножевые ранения. Девушка кричала, звала на помощь, заползла в подъезд дома. 38 свидетелей из квартир не вышли, не помогли и даже не вызвали полицию, которая бы приехала быстро, а девушка была еще жива. Люди были уверены, что преступник не один, у него сообщники, они придут за ними и вообще зачем ввязываться? Они не собирались помогать девушке.

 

Также она вспоминает о том, как американцы подарили ей семена кактуса. Она пишут о своём отношении к подаркам: мне всегда дороги те, которые несут в себе доброе зерно жизни.

 

«Очерк «Конец одиночества», посвящённый послевоенному времени. "Ей казалось, что вместе с сыном умерла и она. Из того, что у нее осталось, нельзя было сделать жизни, - это были обрывки, клочья, лишенные живой ткани, лишенные той дорогой, счастливой основы, вокруг которой раньше строилась жизнь". Но Тэсс не показывает слабых героев. Они у нее находят силы в себе и справляются со всеми трудностями на их пути. Например, женщина в очерке "Конец одиночества", потеряла сына в боях Сталинграда, отчаялась и не видела смысла жить дальше одной, без него… а это значила, что и без будущего. Однако же она нашла силы и взяла на попечение двух маленьких девочек-сирот: "Вслед за Женей вкатился шарик в шубе и капоре, - оказалось, что у девочки есть еще и младшая сестра, Надя". На этом Одиночество героини и страдания закончились с появлением детей, в которых она увидела смысл существования".


Билет 3.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!