ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИЯ 10 страница
Предсказания делаются с помощью двух операций. Во-первых, наблюдатель изучает возможности. Во-вторых, наблюдатель подсчитывает вероятность различных результатов. Прошлое снабжает нас примерами того, что возможно, или, точнее, экспериментальное наблюдение предполагает, что некоторые вещи логически зависят от наблюдаемых элементов. Похожесть отдельных результатов может быть экстраполирована из общего единообразия, наблюдаемого на протяжении определенного времени в различных местах. Эти два исследования должны по названным выше причинам повернуться больше к наименее переменным величинам явлений, чем к сложным событиям (включая выбранные наугад идиосинкре-тические подробности), с которыми часто имеют дело эмпиристы. Это правильно по одной замечательной причине: бесполезно искать предсказуемые образцы, которых не сущестует.
На протяжении XIX века многие люди обращались к так называемому историческому методу изучения общественных явлений. Много важных исследований было проведено, чтобы выяснить корни этих явлений. Это обозначило заметный успех в приближении к опыту в сравнении с этическим и метафизическим методами, которые были, да в каком-то смысле и остаются, очень важными. Но мы можем пойти дальше по сравнению с историзмом, используя гениальные методы эксперимента.
Какой-либо институт или социальный факт в данный отрезок времени может быть, хотя это и не обязательно, непосредственным превращением априорного института или социального факта. Однако схема эволюции не представляет собой прямую линию и наличие общих признаков не следует путать с доказательством происхождения одного от другого. Рассматривая птиц и млекопитающих как классы, хищных птиц мы помещаем на позиции, аналогичные позициям зверей. Но даже самый ярый дарвинист не будет утверждать, что звери произошли от хищных птиц. Современные профсоюзы аналогичны средневековым гильдиям. Но если даже некоторые пламенные приверженцы метода социального происхождения однажды рассматривали это как случай непосредственного превращения и осведомлены об экспериментальной методологии, то в итоге и они отказались от предположения о таком происхождении.
|
|
Метафизики начинают с абсолютных принципов и пытаются давать объяснения реальности, согласующейся с этими принципами. Ученые и эксперименталисты стараются обнаружить общие черты и образцы, которые также называют абстракциями.
Я упомянул об этом потому, что есть авторы, которые путают экспериментальный метод с метафизикой. Игнорирование этого различия происходит от недостаточного знакомства с экспериментальным методом.
|
|
Степень, до которой можно дойти в экспериментальном отвлечении, бесконечна. Любой общий принцип может зависеть от еще более общего и так далее, беспредельно. Но следовать этой логике не всегда можно и не всегда приемлемо для выполнения наших целей. Нужно избегать риска обобщения вне границ сегодняшнего опыта и странствования в воображаемых пространствах. Ньютон справедливо ограничивал себя в размышлениях о гравитационной Вселенной, как справедливо современные инженеры желают дальнейшего прогресса и как будет справедливо для людей будущего отвлекаться от успехов современности. Нужно также заметить, что важно ограничивать область исследования. Последователи Ньютона сослужили хорошую службу тем, что ограничили свои изыскания нахождением выводов из теории гравитации. Их вклад в науку был бы незначителен, если бы они искали только "сущность" земного притяжения. Сходным образом сейчас, кажется, растет интерес к праздной дискуссии о "ценностях" среди некоторых экономистов (если их можно таковыми назвать).
В "Трактате по общей социологии" мы анализировали элементы, называемые "резидуями". Нет сомнения, что этот термин включает бесконечное число широко обозреваемых фактов и что рано или поздно мы откроем еще больше общих фактов. Все можно объяснить таким образом. Было бы вопиющим противоречием, если бы кто-то утверждал в споре, что экспериментальный метод никогда не постигнет абсолютного знания, и в то же время заявлял, что все явления можно объяснить в терминах открывательских принципов. Я буду теперь говорить только от своего имени, а не от имени других. Давайте посмотрим, какие взгляды можно вывести из широко обозреваемых фактов. Это занятие более утомительное, чем позволять нашему воображению блуждать в бесконечных пространствах вне царства опыта. Как я уже сказал, такой подход ценен, когда он рассматривается с научной точки зрения. Но он не ценен с точки зрения веры, которая побуждает простых людей к действию.
|
|
Те, кто утверждает, что научное обоснование менее важно, чем вера, побуждающая к действиям, правы. Я не буду спорить с этим. Они оправданы теорией, которую считают принципиально важной, и могут быть довольны тем, что моя попытка построить логически-экспериментальную теорию находится среди вторых по важности.
Чтобы открыть элементы, относящиеся к вопросу, который мы задаем, давайте поищем другие аналогичные факты. Мы найдем различные факты, рассмотрим разные элементы. Те, кто тщательно наблюдает факты такими, как они сейчас раскрываются, заметят по меньшей мере три очень различные тенденции: 1) ослабление центральной власти и рост анархических сил; 2) быстрое движение внутри цикла демагогической плутократии; 3) трансформацию чувств буржуазии и все еще правящего класса.
|
|
Эти три тенденции - предметы следующих эссе.
ГИДДИНГС ФРАНКЛИН ГЕНРИ (GIDOINGS) (родился 23 марта 1855 г. в Коннектикуте, США) - американский социолог, был президентом Американского социологического общества (1908 г.). В 1894 г. первым в США получил должность "полного профессора" социологии в Колумбийском университете. В начале научной карьеры он примыкал по своим взглядам к психологическому эволюционизму, являвшемуся одним из направлений психологической социологии Общество, по мнению Гиддингса, есть физико-психический организм, особого рода организация, представляющая отчасти продукт бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана. Анализируя общество, социология должна сочетать изучение субъективно-психологических и объективно-природных факторов. Считая основополагающим элементом общественной жизни "сознание рода" (коллективное сознание), Гиддингс использует это понятие наряду с термином "социальный разум". В своей концепции существования "социальной структуры" он называет три класса: "жизненные классы", "классы личностей", "социальные классы", а для объяснения эволюции общественной организации использует тезис о развитии социума от "зоогенической ассоциации" к современной "демогенической ассоциации". В поздний период своей деятельности, начиная с 20-х годов, Гиддингс становится одним из самых активных пропагандистов новых концепций позитивизма и статистического метода исследования и оказывает заметное влияние на формирование эмпирической социологии США. При этом изменилась и его трактовка предмета социологии, изучающей "плюралистическое поведение", истолковываемое в бихевиористском смысле — как совокупность реакций индивидов на стимулы среды. Главными произведениями Гиддингса являются: "Основания социологии (Анализ явлений ассоциации и социальной организации)", изданные в русском переводе (Киев-Харьков, 1898), а также "Studies in the theory of human society" (N.Y.. 1924). Умер Гиддингс 11 июня 1931 г. в Нью-Йорке.
Ф.Г. Гиддингс
ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ
АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЙ АССОЦИАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ*
*Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. (Анализ явлений ассоциации и социальной организации).
Глава первая СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Среди той обширной группировки видов жвотных, которая носит название географического распределения, существует более мелкая группировка их в стаи, рои или стада, а человеческого населения в орды, кланы, племена и нации. Эти естественные группировки сознательных индивидуумов представляют физические основания социальных явлений. Общество в первоначальном значении этого слова является сотовариществом, сообществом, ассоциацией, и все истинно общественные явления - психические по своей природе. Но умственная жизнь в отдельных индивидуумах находится не в более сильной зависимости от физического строения мозга и нервных клеточек, чем общественные сношения и общие стремления - от физических группировок населения. Следовательно, вполне соответственно природе вещей обозначать словом "общество" также рассматриваемых коллективно индивидуумов, которые и находятся в сношениях друг с другом и соединяются или организуются ради общих целей. Далее, из этих конкретных идей выводим отвлеченное понятие об обществе как о союзе, об организации — как о сумме формальных отношений, которыми вступившие в ассоциацию индивидуумы связаны друг с другом.
Соединяя в одно эти идеи, мы находим, что наше понятие об обществе получило уже несколько более сложный характер. Но оно было бы все еще недостаточно полным, если бы мы не приняли во внимание взаимную зависимость, существующую между временными и постоянными формами ассоциаций, между мимолетными сообществами и прочными организациями, между свободными соглашениями и требующей повиновения властью, между искусственно образованными союзами и теми саморазвивающимися общинами, племенами и нациями, среди которых происходят более мелкие явления ассоциации.
Для целей политической науки различие между "естественным" и "политическим" обществом представляет существенное значение. Определения этих форм, Данные Бентамом в его "Fragment on Government", в высшей степени метки. "Когда известное число лиц (которых мы можем назвать подданными), - говорит он, -получают привычку оказывать повиновение данному лицу или данному собранию лиц (которых мы можем назвать правителем или правителями), обладающими известным определенным характером, то о такого рода лицах в их совокупности (подданых и правителях) говорится, что они образуют политическое общество". "Когда известное число лиц приобретают привычку к взаимным сношениям и в то же время чужды той привычке, о которой мы только что упоминали, то о них говорится, что они образуют естественное общество". Тем не менее разница заключается только в степени, как доказывает далее Бентам. "С ними происходит то же, что со светом и тьмою: как бы различны ни были идеи, которые при первом упоминании вызываются в нашем уме этими именами, сами предметы в действительности не имеют ясно обозначенных границ, разделяющих их". Раньше или позже, но взаимные сношения сами собою вырабатывают формы управления и повиновения. Ассоциация переходит нечувствительно, постепенно в определенные и постоянные отношения. Организация, со своей стороны, придает устойчивость и определенность социальной группе. Психическая жизнь и ее физическое основание развиваются совместно.
Таким образом, наша идея общества обращается в идею обширного и сложного естественного явления, в понятие о космическом факте, чудесном и чарующем. Мы замечаем, что только в узком смысле этого слова общество представляет простое сообщество, или просто некоторое число индивидуумов, соединившихся для известной цели. В более обширном и в более важном в научном отношении смысле общество представляет естественно развивающуюся группу сознательных существ, в которой сообщество переходит в определенные отношения, которые с течением времени развиваются в сложную и прочную организацию.
Точное знание общества, понятого именно в этом смысле, составляет одно из позднейших наших приобретений. За исключением тайны самой жизни, ничто другое в природе, кроме общества, не оказывало такого глубокого впечатления на человеческое воображение, и за исключением самой жизни, ничто другое не доставляло так много почвы для свободной игры воображения. Ни один образ не казался слишком фантастическим, ни одно умозрение слишком мистическим, ни одно верование слишком нелепым, чтобы не послужить основанием для описания и объяснения общества.
Зачатки научного наблюдения и классификации социальных явлений и истинного обобщения их сохранились для нас в "Республике" и "Законах" Платона и в "Политике" Аристотеля, но они представляют только зачатки. В этих произведениях, впрочем, общество исследуется в своем целом, как организованное в общину или государство, между тем как во времена Римской империи, в средние века и в эпоху Возрождения все научные исследования социальных явлений отличались отрывочным характером. Одни касались экономической стороны вопроса, другие юридической, третьи — церковной, четвертые — политической. Никто не делал попытки описать ассоциацию и социальную организацию в их полном виде; никто не пробовал понять конкретное, жизненное целое. Только в настоящем столетии к разрешению этой более обширной задачи были впервые систематически приложены научные методы, которые немедленно принесли богатые плоды в виде существенных вкладов в сумму истин. Теперь мы обладаем быстро увеличивающимся запасом проверенного и подвергнутого обсуждению знаний социальных отношений и имеем, наконец, основание говорить, что создана уже социология, которая может быть определена как систематическое описание и объяснение общества, рассматриваемого в его целом. Это - общая наука о социальных явлениях.
Слово "социология" было впервые употреблено Огюстом Контом в его "Cours de'philosophie positive" для обозначения обширной социальной науки, рассматриваемой как часть позитивной, подлежащей проверке философии, и Конт первый высказал значение, представляемое отделением элементов таковой науки от чуждых ей материалов, идей и методов; он же первый соединил в одно понятие все действительно необходимые элементы. Платон и Аристотель не отделяли ни политики от этики, ни науки политики от искусства политики. Обсуждение в XVIII в.- вопросов политической науки привело к самому бесплодному смешению ее с революционным духом. Ни Гоббс, ни Монтескье, ни экономисты не изучали общества во всех его проявлениях и несмотря на влияние Юма, которому Конт обязан всем, что есть истинного в его понятиях о причинности, объяснения социальных явлений носили по-прежнему в значительной степени теологический и метафизический характер.
Следовательно, Конт первый обратил свет рационалистического исследования на этот хаос. Он утверждал, что общество должно быть рассматриваемо как неделимое и ограниченное целое, и вследствие этого старался основать науку социальных явлений в их связной полноте, науку положительную по своим методам, опирающуюся на обширное наблюдение явлений и в качестве науки отделенную раз навсегда от политического искусства и революционных целей. Следовательно, социология, как он ее понимал, должна была быть тождественной с социальной физикой, потому что задача социологии должна заключаться в том, чтобы открыть природу, естественные причины и естественные законы общества и чтобы изгнать из истории политической экономии и политики всякого рода обращение к метафизическому и сверхъестественному, подобно тому, как оно было изгнано из астрономии и химии. Конт думал, что, следуя позитивному методу, социология может сделаться до некоторой степени наукой предвидения, предсказывающей ход прогресса.
Со времени Конта социология разрабатывалась главным образом людьми, которые почувствовали всю силу импульса, произведшего глубокий переворот в научном мышлении на все будущие времена. Эволюционное объяснение естественного мира проложило себе путь во все отрасли знания. Закон естественного отбора и понятие о жизни как о процессе приспособления организма к окружающей его среде лежат в основе современной биологии и психологии. Эволюционная философия должна была неизбежно расшириться, чтобы охватить социальные явления человеческой жизни. Наука, проследившая жизнь от протоплазмы до человека, не могла остановиться на объяснениях его внутренного строения. Она должна была ознакомиться и с его разнообразными внешними отношениями, с этническими группами, с естественными обществами людей и с обнаруживающимися в них явлениями и исследовать, насколько все это продукт всемирной эволюции. Поэтому, как в ранних трудах Герберта Спенсера, так и в сочинениях Дарвина и профессора Геккеля, мы находим указания на эволюционное исследование социальных отношений. Эти намеки не представляли еще сами по себе социологии. Для создания социологии требовались другие факты, вытекавшие непосредственно путем индукции из социальных явлений. Но такого рода намеков было достаточно, чтобы указать, где следует искать основные положения новой науки, чтобы открыть некоторые из ее основных понятий, чтобы доказать, что социолог должен быть не только историком, экономистом и статистиком, но и биологом и психологом. Следовательно, современная социология образовалась на эволюционных началах и благодаря трудам эволюционных мыслителей. Она представляет истолкование человеческого общества в выражениях естественной причинности. Она отказывается рассматривать человечество как нечто, стоящее вне космического процесса, подчиненное собственному закону. Социология является попыткой объяснить происхождение, развитие, строение и деятельность общества действием физических, жизненных и психических причин, работающих совместно в процессе эволюции.
Вряд ли нужно говорить, что наиболее важная попытка этого рода сделана ^пенсером в его "Синтетической философии". В этом великом произведении основания социологии выведены из оснований психологии и биологии. Социальное развитие рассматривается как надорганическая эволюция. Это процесс, в котором все органические и психические явления человеческой жизни соединяются в более широкие формы запутанной, но правильной сложности. Понятие Спенсера об обществе как об органическом целом более определенно, чем у Конта. С точки зрения Спенсера, общество представляет организм, организм действительный, а не существующий только в виде фантастической аналогии, как в "Левиафане" Гоббса, организм не только нравственный, но и физиологический, потому что в строений его замечается разделение труда, распространяющееся от отдельных индивидуумов на группы и организации индивидуумов. Существует система питания, составленная из промышленных групп, система распределения, составленная из разных отраслей торговой деятельности, и регулирующая система, составленная из политических и религиозных агентов. Спенсер прилагает немало усилий, чтобы показать, что этический прогресс и счастье человечества обусловлены этой функциональной организацией общества, но он не развивает в желательной полноте мысль Платона, который находил в социальном разделении труда основание и истинный тип этической жизни и подготовил таким образом путь для понятия об обществе как о средстве совершенствования человеческой личности.
Если Спенсер обнаруживает некоторые недостатки в этом отношении, то он мало оставляет желать лучшего относительно той замечательной определенности, какую он обнаруживает, связывая социальную организацию с мировым физическим процессом. Большинство писателей, подвергавших критике социологические учения Спенсера, не обратили должного внимания на основные начала, из которых он выводит свои заключелия. Они искали его социологическую систему в тех его книгах, которые носят социологические заглавия, между тем как на самом деле основные теоремы его социологической мысли рассеяны во второй половине его сочинения, озаглавленного "Основные начала", и для сведения их в одно целое требуют некоторого труда со стороны читателя. Взятые совместно, эти теоремы составляют истолкование социальных перемен посредством тех законов постоянства силы, направления и ритма движения, интеграции материи и дифференциации формы, которые в их совокупности образуют хорошо известную спенсеровскую формулу всемирной эволюции. Общество, подобно материальному миру и живому организму, подвергается интеграции и дифференциации. Оно переходит от однородности и неопределенности неорганизованного состояния к разнородности и определенности организации. Конечной причиной всех этих перемен является всемирное равновесие энергии. Конт употребляет выражение "социальная статика" в чисто риторическом смысле, обозначая им социальный порядок, а выражение "социальная динамика" служит у него для обозначения прогресса. Спенсер, поступая более научным образом, считает нужным точно определять физические понятия. Социальная статика представляет, с его точки зрения, исследование социальных сил, состоящих в равновесии. Полное равновесие никогда не достигается на деле благодаря нарушающим его изменениям, которые, в свою очередь, являются последствием уравновешения энергии между обществом и окружающей его средой. В действительности же, впрочем, статические и кинетические стремления сами собой уравновешиваются и в результате в обществе, как и в солнечной системе и живом существе, получается неустойчивое равновесие.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!