Создание журнала «Отечественные записки», его деятельность в 40-50 годы 19 века.



 

Журнал «Отечественные записки» был создан в 1818 г. Было неинтересное бесцветное издание. Но спустя 20 лет в журнал пришел А.А Краевский. Он поставил дело на широкую ногу, он был буржуазным предпринимателем, и смотрел на него как на коммерческое предприятие. Борьба против одиозных изданий привлекла большое внимание многих литераторов. Но у него не было ясной четкой полит программы. Он приглашает молодого Белинского на роль критика. С сер. 29 года Белинский работает в нем, возглавив критико-библиографический отдел. Отдал весь свой талант публициста, критика. Благодаря Белинскому, с журналом сотрудничали крупнейшие писателей, представители «Натуральной школы». Один из авторов был А.И. Герцен («Кто виноват», «Сорока-воровка»), имел псевдоним Искандер. Помещал свои философские трактаты.

Также печатался Тургенев, до 40-х – Некрасов. Также Достоевский, Салтыков-Щедрин («Запутанное дело»), Григорович, Фет. И конечно Белинский.

Защищали принципы «Натуральной школы». Но особенно много досталось газете «Северная пчела», особенно Булгарину.

Журнал стал лучшим журналом 40-х годов. Небывалый коммерческий успех. Краевский потом стал требовать от писателей смены полит взглядов, из-за правительства. Разрыв Белинского с Краевским был неизбежен. Их отношения портились ещё и из-за того, что Краевский эксплуатировал Б. нещадно. Прошения прибавки к жалованию, ни к чему не привели. В 1848 – умер Б. от бедной болезни – чахотки, ему было 37 лет.

Белинский: «Умру на журнале и в гроб велю положить журнал». Он очень любил этот журнал.

После ухода Б. в Современник, ушли и Герцен и многие другие. Журнал стал благонамеренным, но интерес общественности стал угасать.

Отечественные записки – печатались Григорович, Даль А. Майкл, Фет

Белинский работал в отделе критики. О.З – боролись с крепостничеством, идеологии. Белинский и Герцен осуждали пренебрежительное отношение к крестьянству. Натуральная школа – говорить правду.

Идеалисты – первичное сознание – Бог. Материалисты (Мария Складовская-Кюри) – первичное материя – Герцен Письма об изучении природы»

Отечественные записки стали лучшим изданием 40-х годов. Особое отношение к Белинскому.

Краевский стал требовать от литераторов смены воззрений на умеренно-либеральные.

С 1846 года – Белинский уходит в Современник.

1848 – революция в Европе. (1789 – великая французская революция – справка, день взятия Бастилии – 14 июля) Перекинулась на все страны Европы. В России неспокойно. Слово «прогресс» - крамольное слово. Для печати наступило мрачное время. Наступило «мрачное семилетие», что привело О.з. к полному упадку.

 

 

Начало журналистской деятельности Горького.

 

На рубеже нового революционного подъема в середине 90-х годов, когда началось «массовое рабочее движение с участием социал-демократии» в России, на поприще журналиста-профессионала вступил М. Горький. Ранняя публицистика великого пролетарского писателя продолжала лучшие традиции революционно-демократической печати. Работая в 1895–1896 гг. в провинциальных газетах Поволжья и Юга России – «Самарской газете», «Нижегородском листке» и «Одесских новостях», – он неизменно защищал интересы народа. Правда, в то время его мировоззрение окончательно еще не сложилось; отвергая помещичье-буржуазный строй, Горький не видел реальных путей его замены. И, тем не менее, появление Горького в легальной печати явилось важным событием в русской журналистике.

Весной 1894 г. по рекомендации Короленко он переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и становится сотрудником «Самарской газеты».

«Самарская газета» представляла собой типичное либерально-буржуазное провинциальное издание. В ней были широко развернуты отделы хроники, обозрений (столичной и провинциальной печати, местной жизни), печатались корреспонденции, фельетоны, беллетристика. В 90-е годы в газете сотрудничали: Н.И. Ашешов, С.С. Гусев, Н.Г. Гарин-Михайловский, С.Г. Петров (Скиталец). Тираж газеты составлял две-три тысячи экземпляров.

Горький выступает как обозреватель провинциальной прессы, ведет городской фельетон «Между прочим», печатает отдельные статьи, рассказы и художественные произведения («Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе»).

В «Очерках и набросках», к написанию которых Горький приступил тотчас по приезде в Самару весной 1895 г., он впервые получил возможность непосредственно обратиться к читателю и дать публичную оценку ряду явлений общественной жизни. «Очерки и наброски» строились главным образом на материалах провинциальной прессы.

Почти одновременно Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида стал вести один из самых боевых отделов газеты – фельетон на местную тему под заглавием «Между прочим».

В отличие от многих провинциальных газетчиков Горький не раболепствует перед фактом: он для него важен не только сам по себе, сколько в качестве повода для беседы с читателем по острым проблемам жизни.

Пользуясь либеральным характером газеты, Горький остро критикует недостатки самарской жизни: приниженное положение женщин, отсутствие высоких идеалов у местной интеллигенции, эксплуатацию детского труда, грязь в городе, некультурность городского обывателя, при этом постоянно выступая защитником беднейших слоев населения. Печать он рассматривает как «арену борьбы за правду и добро». Так называлась и одна из его статей.

Горький глубоко верил в великую прогрессивную силу печати, но в статье писал, что в его время публицисты не выполняют своих обязанностей – служить правде и обществу, а работают на собственное благо и благо издателя, часто не понимают правды жизни или боятся ее рассказать.

Самое большое внимание уделено эксплуатации трудового народа. Не страшась административных и цензурных преследований, Горький разоблачает самарского фабриканта Лебедева, применяющего на своей фабрике детский труд («Между прочим»).

Ряд очерков и фельетонов посвящен положению крестьян. Горький не идеализирует мужика, он видит его неразвитость, забитость, подавленное чувство человеческого достоинства и понимает, что в этом виноват общественный строй, обрекающий народ на бесправное, полуголодное существование. Он осуждает нравы буржуазной провинциальной прессы, которая беды и несчастья одних людей делает развлечением для других.

Большое место в фельетонах отводится контрастам большого капиталистического города, критике отсталости провинциальной жизни, бескультурья.

К выступлениям Горького, затрагивающим вопросы искусст­ва, примыкают его статьи «Еще поэт» и «Поль Верлен и декаден­ты», опубликованные «Самарской газетой» в 1896 г. В последней наиболее полно вскрываются корни и социальный смысл дека­дентства как искусства, порожденного загнивающей буржуазией.

От статьи к статье крепнет публицистическое мастерство Горь­кого. Выходец из народа, много видевший «в людях» и во время странствований по Руси, писатель неустанно работает над собой, прислушиваясь к советам Короленко, Гарина-Михайловского. До конца жизни не прекращал он публицистической деятельности. Школа профессионального журналиста оказалась чрезвычайно полезной для будущего роста писателя.

Самарские темы под пером Горького звучали социально широко, далеко выходя за границы города и губернии. В фельетонах писателя, опубликованных в «Самарской газете», ясно проглядывает лицо всей самодержавной России.

Пребывание в Самаре – чрезвычайно важный этап в идейном и творческом росте Горького. Наряду с публицистикой здесь были созданы «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль» и другие произведения. Работа в «Самарской газете» дала писателю обильный материал для разработки темы мещанства, «окуровщины».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!