Следующий Атрибут «Сыфатун Нафс» - Атрибут Душа.



Мы приписываем Всевышнему Аллаху Душу – «ан-Нафс».

 

و مما نطق بها القرآن و صح بها النقل من الصفات: النفس.

«И из тех Атрибутов, о которых нам сообщил Куран, и пришло с достоверными иснадами от Посланника Аллаха (салАллаху алейхи уа ссалляма) – это Душа».

 

قال الله عز و جل إخبارا عن نبيه عيسى أنه قال:

Сказал Всевышний Аллах, сообщая о том, что Его Пророк Иса (алейхи ссалям) сказал:

"تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلاَ أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ" (المائدة: 116).

 «О Аллах, Ты знаешь то, что в моей душе, а я не знаю то, что в Твоей Душе, поистине Ты Знающий сокровенное». (Сура Трапеза, аят 116)

 

То есть Иса сказал относительно Всевышнего Аллаха «Я не знаю то, что в Твоей Душе». Он приписал Душу Всевышнему Аллаху.

 

و قال: "كَتَبَ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ"(الأنعام: 12).

Всевышний приписал своей Душе Милость.

 

و قال لموسى: "وَاصْطَنَعْتُكَ لِنَفْسِي" (طه: 41).

 «И сказал Мусе: Я вырастил тебя для Самого Себя для того, чтобы ты был Моим рабом, был пророком и посланником».

Есть и другие аяты о том, что Всевышний Аллах предупреждает вас от Самого Себя и тому подобное. Здесь можно выделить, что ахлю сунна уаль джамаа разошлись во мнениях относительно того, что подразумевается под понятием «Нафс» (Душа).

 

Во-первых, ахлю сунна единогласны в том, что подтверждается Всевышнему Аллаху или утверждается Ему Сыфа, то есть Атрибут Душа. Никто не спорит из ахлю сунны о том, что Всевышний Аллах описывается Атрибутом «Душа». Это единогласно, так как это пришло в Коране и в достоверных хадисах.

 

Дальше ахлю сунна разошлись на два мнения:

1 - Что подразумевается под душой Сам Всевышний Аллах. Имеется в виду «ЗатуЛлах» - Сама Сущность Всевышнего Аллаха, то есть когда я говорю: «Нафси» («Моя душа»), я имею в виду самого себя полностью, а не просто свою душу. Поэтому сказали некоторые, что здесь имеется в виду не какая-то отдельная «сыфа», а это и есть Сущность Всевышнего Аллаха «Нафс».

 

2 - Второе мнение, что Нафс - это Атрибут Сущности Всевышнего Аллаха. Один из Атрибутов Сущности (не Сама Сущность, а один из Атрибутов Сущности), то есть «Сыфатун ли Зат». Некоторые сказали - это сама по себе Сущность, а другие сказали «нет, это Атрибут для Сущности или одно из описаний Сущности, или качество Сущности Всевышнего Аллаха. Первое мнение, что под словом «Нафс» имеется в виду сама Сущность Всевышнего Аллаха, то есть Сам Всевышний Аллах имеется в виду. Это мнение шейх уль ислямия Ибну Теймийи. Он единственный, больше никто из ахлю сунна этого не сказал, только шейх уль ислямия Ибну Теймийя. К тому же он сказал, что тот, кто придерживается второго мнения, тот ошибается. Оказалось, это ошибка. Второе мнение заключается в том, что «Нафс» «Душа», это Атрибут, которым описывается сущность. Это не сама Сущность, а качество, которым описывается Сущность. Это мнение принадлежит имаму Ибну Хузейма, также Ибну Кудама аль Макдиси, имама АбдульГани аль Макдиси, а из современных это шейх Мухаммад Аман аль Джахми (об этом он написал в книге «Ас-Сыфат аль Илляхия» на странице 299-300), шейх Ибн Усаймин и шейх Фаузан.

 

Это те ученные, которые говорят, что под этим Атрибутом (под словом Нафс) не имеется в виду сама Сущность Всевышнего, а какое-то описание этой Сущности (качества этой Сущности). И второе мнение нам показалось более правильным. Во-первых, потому что его придерживались уляма и имамы еще до шейх уль исляма Ибну Теймийи.

 

Первым, кто заявил об этом, был шейх уль ислямия Ибн Теймийа. Он принес слово, которое до него не говорил никто. Поэтому второе мнение (что под словом Нафс не имеется в виду Сам Всевышний Аллах, а имеется в виду какое-то качество, которым описывается Всевышний Аллах) кажется более правильным.

 

و روى أبو هريرة عن النبي (صلى الله عليه السلام) قال:

И приходит к нам хадис от Абу Хурейры о том, что Пророк (салАллаху алейхи уа ссаляма) сказал:

"يقول الله عز و جل: أنا عند ظني عبدي بي

Говорит Всевышний Аллах: Я таков, как думает обо Мне, Мой раб»

و أنا معه حين يذكرني

«И Я бываю со Своим рабом, когда он поминает Меня»

Как понять «Я бываю со Своим рабом»? Мы же сказали, что Он над Троном. Подразумевается - Своим Слухом, Зрением, Знанием и так далее.

 

فإن ذكرني في نفسه ذكرته في نفسي

 «Если Мой раб помянет Меня в своей душе, то и Я помяну его в Своей Душе»

Если человек вспомнит об Аллахе в своей душе, не говоря ничего, то Аллах тоже вспомнит его в Своей Душе. Это не означает «Я забыл о нем, потом вспомнил». Нет. Всевышний Аллах не описывается забывчивостью. Более того твой Господь не бывает забывчивым. Это Качество, которое мы отрицаем от Всевышнего Аллаха (Сальбийа).

 

و إن ذكرني في ملاء ذكرته في ملاء خير منهم

 «А если Мой раб помянет Меня в обществе, то Я помяну его в обществе, лучше чем его общество» В обществе ангелов.

 

و إن اقترب إلي شبرا اقتربت إليه ذراعا

«А если Мой раб приблизится ко мне на расстояние «Щибар», то Я приближусь к нему на локоть».

 

Щибар - это когда ты пальцы растопыришь, от конца мизинца до конца большого пальца, то есть «Если он приблизится ко Мне на пядь».

 

 و إن اقترب إلي ذراعا اقتربت إليه باعا

«А если он приблизится ко Мне на локоть, то Я приближусь к нему на расстояние вытянутой руки».

و إن أتاني يمشي أتيته هرولة".

« А если он пойдет ко Мне пешком, то Я побегу к нему бегом».

 

Посланник Аллах привел этот хадис для того, чтобы показать, что Всевышний Аллах принимает покаяние Своих рабов, и что Он Милосерден к Своим рабам, чтобы люди не отчаивались в Милости Аллаха.

 

Имам АбдульГани аль Макдиси привел этот хадис для того, чтобы указать, что в хадисах приходит подтверждение Атрибута Всевышнего Аллаха «Нафс» - Душа: «Если он помянет Мена в своей душе, то я помяну его в Своей Душе» - говорит Всевышний Аллах. Этот хадис приходит у Бухари и Муслима, и нет сомнения в его достоверности.

 

و روى أبو هريرة قال: قال رسول الله (صلى الله عليه السلام) :

«И также предается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (салАллаху алейхи уа ссаляма) сказал:

 

"لما خلق الله الخلق كتب في كتاب فكتبه على نفسه

 «Когда Всевышний сотворил Свои творения, Он записал запись в Свою книгу и записал эту книгу для Самого Себя».

 

Здесь встречается слово «Нафс», приписаное Всевышнему Аллаху. Душа не может существовать сама по себе. Раз Душа присывается Всевышнему Аллаху, соответственно это хадис об Атрибутах и Качествах Всевышнего Аллаха.

 

فهو موضوع عنده على العرش: إن رحمتي تغلب غضبي".

«И эта книга находится около Него, над Троном. Всевышний записал после того, как сотворил творения «Поистине Моя Милость одолевает Мой Гнев».

Это что касается Атрибута Всевышнего Аллаха «Душа». Если тебя спросят: «Приписывает ли ахлю сунна Всевышнему Аллаху Атрибут Душа?» Говори: «Да» и приводи эти аяти и хадисы.

 

 

 

Вопросы по 4 уроку:

 

40. Как мы отвечаем на вопрос: "При схождении Всевышнего на ближнее небо остается ли Его Трон свободным?"

41. В каком случае священный контекст получает название "контекста об атрибутах"? И каких видов бывает то, что приписывается к Всевышнему Аллаху в священных контекстах?

42. Слово "Рука" (اليد) пришло в контекстах в нескольких формах. Что это за формы и как разъяснить это разногласие? Приведи примеры.

43. В каком хадисе устанавливается атрибут "почерк" (аль-Хатт) Всевышнему Аллаху?

44. Как мы опровергаем слова тех, кто говорит, что под словом "Рука" (اليد) имеется в виду Мощь или Милость?

45. Упомяни те доводы, в которых устанавливается атрибут "Душа" (ан-Нафс) Всевышнему Аллаху?

46. Разъясни смысл разногласия ученых относительно значения атрибута "Душа" (ан-Нафс).

 

 

Ответы на вопросы:

 

40. Не отвечаем на этот вопрос ни утвердительно, ни отрицательно, так как ни этот вопрос, ни ответ на него не пришел в священных контекстах.

 

41. Контекст получает название "контектса об атрибутах" если в этом аяте или хадисе что-либо приписывается Всевышнему Аллаху в форме "мудаф - мудаф илейхи" (приписываемое и то, к чему приписывается) (Лик Аллаха, Руки Аллаха …). Но то, что приписывается к Аллаху, бывает двух видов:

1. Либо что-то смысловое (Милость, Гнев, Щедрость, Мощь…) – подобные контексты в большинстве своем являются контекстами атрибутов

2. Либо что-либо сущностное (Лик, Руки, Стопы, дом Аллаха, верблюдица Аллаха, раб Аллаха…). Что касается этого, то если приписываемая сущность способна существовать сама по себе (верблюдица, дом, раб), то этот контекст не из контекстов Атрибутов. Если же эта приписываемая сущность не способна существовать сама по себе (Лик, Руки, Стопы…), то этот контекст из контекстов Атрибутов.

 

42. Слово "аль-Йяд" (рука) в состоянии приписывания к Аллаху пришло в контекстах в трех формах:

1. в единственном числе: "Благословен Тот, в Чьей Руке власть" (67: 1).

2. в двойственном числе: "Обе Его Руки распростерты", а также: "Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?" (38: 75).

3. во множественном числе: "Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы, создали для них скот, и что они им владеют?" (36: 71).

 

Если приходит в единственном числе, это не мешает нам говорить, что Рук у Аллаха больше, чем одна. Если приходит во множественном числе, то в этом случае имеется в виду две руки, а не много, так как в арабском языке если слово в двойственном числе приходит вместе с местоимением множественного или двойственного числа, то оно переделывается во множественную форму для облегчения произношения слова. Как пришло в аяте: "Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону" (66: 4).

 

Здесь слово ваши сердца изначально пришло в двойственном числе, так как в начале говорится о двух людях ('Аише и Хафсе), а у двух людей, как известно, только два сердца, но для облегчения произношения, Всевышний сказал "ваши сердца" вместо "два ваших сердца", поставив слово сердце во множественное число.

 

43. Хадис Абу Хурейры у Бухари и Муслима, в котором говорится о диспуте пророков Адама и Мусы (мир им).

 

44. Так как про милость Аллаха и Его мощь не говорят в двойственном числе, так как Мощь у Аллаха одна, а милостей не счесть "Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!" (16: 18).

 

45. Слова Аллаха: "Знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе". (5: 116). Хадис Абу Хурейры (Бухари и Муслим): "Если раб мой помянет Меня в своей душе, Я помяну его в Своей Душе".

 

46. Шейх уль-ислам Ибн Теймия считает, что под Атрибутом "ан-Нафс" (душа) имеется ввиду сама Сущность Всевышнего Аллаха, а не описание этой Сущности. Т.е. шейх уль-Ислам считает, что под Душой подразумевается Сам Аллах. А остальные обладатели знания (как Ибн Хузейма, Ибн Кудама, 'АбдульГани аль-Макдиси, шейх Мухаммад Аман аль-Джами, шейхи Усеймин, Фаузан) считают, что под душой подразумевается описание (Атрибут) Сущности Аллаха, а не сама Сущность.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!