Техника вызывания в воображении сенсорных образов



Эту технику можно использовать в качестве дополнения к телесно-ориентированной терапии. Она заключается в активизации кинестетического воображения, дополненной тактильными, вкусовыми и обонятельными образами. Кинестетические, тактильные, вкусовые и обонятельные образы делают более ярким визуальное и слуховое припоминание. Работа с ними разбивается на два этапа: вначале субъект знакомится с реальным ощущением (в случае тактильного ощущения его просят потрогать кусочек холодного стекла или погладить кошку — вызывать тактильные ощущения от поглаживания меха особенно по-

16*

247


лезно, так как на бессознательном уровне мех тесно связан с базовым чувством тепла и близости, в случае вкусовых ощущений - попробовать какой-либо напиток или блюдо с ярко выраженным вкусом, в случае обонятельных - понюхать ароматическое масло или духи), а затем попытаться воспроизвести эти ощущения в воображении. Подобные тренировки были важной составляющей подготовки воинов-ниндзя в Японии. Кинестетическая тренировка достигается за счет воссоздания в воображении ощущений мышечного напряжения или давления на тело или какой-либо его участок. Эта техника показана людям, у которых нарушена способность осознавать свое тело, например, работникам умственного труда, сосредоточенным на мыслительных процессах. Однако у людей, страдающих ипохондрией, и тех, кто обращает чрезмерное внимание на свои физические ощущения, она может вызывать негативный эффект.

Танатотерапия

Эта техника была разработана примерно 20 лет назад московским психологом Владимиром Баскаковым, который привнес в телесно-ориентированную терапию опыт восточных учений. В основу танатотера-пии было также положено фрейдовское учение об одном из «основных инстинктов» человека - инстинкте разрушения, смерти — Танатосе. В восточных учениях практикам смерти и умирания отводилось очень важное место, так как смерть рассматривалась, во-первых, как переходное состояние, в котором очень важно подготовится к будущему рождению, во-вторых, как состояние, позволяющее реализовать те возможности, использование которых было затруднено при жизни (см. об этом раздел «Homo Elementalus»).

В процессе терапевтической работы клиенты моделируют характеристики тела только что умершего человека и достигают состояния, которое Баскаков определил как «катарсис умирающего», состояние, наступающее в результате правильно подготовленной (в восточном понимании этого слова) естественной смерти. В этом состоянии тело максимально расслаблено, уходят боли, спазмы, разного рода телесные зажимы, снижается или вовсе отсутствует контроль сознания.

Точки рождения и смерти - крайние точки человеческой жизни, но они во многом сходны по своим характеристикам, поэтому, приобретая опыт смерти, умирания, человек одновременно приобретает и опыт рождения. Сеанс проходит под соответствующее музыкальное сопровождение, от пациента требуется только отказ от фиксации

248


на привычных телесных ощущениях, в том числе и от установки на расслабление. Для этого используются элементы традиционных ритуальных практик. Сеанс танатотерапии может проводиться как индивидуально, так и в группе. Отмечено, что в последнем случае наблюдается более сильный эффект, так как группа позволяет войти в глубокий контакт с партнерами и получить богатый трансперсональный опыт.

Танатотерапия успешно применяется в работе со страхами и фобиями, в лечении нарушений сна, проблем в сексуальной сфере, для помощи лицам, страдающим заболеваниями опорно-двигательной системы, для работы с будущими матерями (снижение родовой боли, послеродовая адаптация), в лечении алкоголизма и наркомании. Особенно эффективен этот метод при реабилитации военнослужащих, вернувшихся из «горячих точек».


Глава 5

РАБОТА СО СЛУХОВЫМИ ОБРАЗАМИ

Техника вызывания в воображении слуховых образов (по Р. Ассаджиоли)

Р. Ассаджиоли предлагал использовать эту технику в качестве подготовительного этапа для музыкотерапии. Он выделял два типа слуховых образов:

1) звуки и шумы природы,

2) звуки, имеющие антропогенную природу.

Звуки первой группы часто бывает трудно отделить от визуальных представлений. Здесь возможны два варианта работы: стараться максимально исключать возникающие зрительные образы, концентрируясь исключительно на звуковых образах (тренировка «Я-созна-ния», воли), или же позволить свободно возникать и тем и другим. В последнем случае развивается способность индивида к интроспекции -нейтральному наблюдению за происходящим во внутреннем мире.

Что касается антропогенных звуков, то здесь тоже существует два направления работы. Одно упражнение заключается в том, что субъекта просят внутренне воспроизвести определенный ритм, мелодию, голос знакомого человека, тембр звучания какого-либо музыкального инструмента и т. д.

Второе упражнение нацелено на исключение из сознания звуков, особенно шумов, оно требует упорной работы и довольно трудно для освоения. Сначала субъекту предъявляется источник шума или звука, например, тикающие часы. Его просят слушать их в течение примерно полминуты, а затем избавиться от этого слухового ощущения, а на более высокой стадии — заменить его другим, более приятным слуховым ощущением. Это развивает способность к сознательному вытеснению нежелательных шумов - звуков уличного движения, криков ссорящихся соседей и т. д. Надо ли говорить, что это умение чрезвычайно полезно в повседневной жизни?

И, наконец, еще одно упражнение - слуховая регистрация (аналогичное мысленной фотографии), воспроизведение в воображении прослушанной музыкальной композиции.

250


Было выявлено, что слуховое припоминание вызывает большой эмоциональный резонанс, усиливает способность эмоционального контроля и самопроизвольного генерирования положительных эмоциональных состояний. Эта техника показана людям двух противоположных типов: людям с недостаточно развитым слуховым восприятием и тем, у кого оно, напротив, чрезвычайно развито. Особенно она эффективна при работе с невротиками, страдающими повышенной чувствительностью к звукам и шумам. Но не следует применять этот метод при работе с лицами, способными слышать «внутренние голоса», так как он может усугубить их состояние.

Музыкотерапия

Всем известна сила музыки. Вряд ли найдется человек, равнодушный к той энергии, которая вырывается на свободу, как только зазвучит музыкальное произведение. Целебные свойства музыки были известны издавна. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. А в Библии сказано, что пение и игра пастухов положительно влияют на рост стада. В эпосе Гомера истека-ние крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливая гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от всех недугов, которые неподвластны врачам. В России во второй половине XIX в. физиологу Ивану Тарханову удалось установить, что радостные мелодии замедляют пульс.

Затем на какое-то время мир, увлеченный идеями Фрейда, забыл о целительных свойствах музыки. На уникальную силу музыкального психотерапевтического эффекта снова обратили внимание в 1930-е годы. А в 1990-х годах музыкотерапия стала одним из самых популярных направлений в США. Основанием для возникновения столь нетрадиционной техники явилась психодрама Я. Л. Морено. Пожалуй, это была настоящая революция в европейской и американской психотерапии. Главным толчком послужил отказ от элитарности музыки и творчества вообще.

251


Я. Л. Морено провозгласил спонтанность творчества как основной метод психотерапии и коррекции поведения. Он предложил разделить психомузыку надве основные исторически сложившиеся формы: органическую и инструментальную. Первый тип - самый ранний, для него используется термин «онтопсихологическая музыкотерапия» — умение слушать смысл «музыки» через внутренние биологические ритмы. Это не та музыка, которую пишут композиторы, а музыка, автор которой — сам дух жизни. Здесь инструменты исключены, единственным посредником является тело человека.

Во втором случае инструмент используется для лучшего выражения внутреннего состояния личности, но сам человек выступает как мастер, творящий вне культурного контекста. Словом, для Морено основной проблемой был отказ от обращения к так называемым «культурным консервам»153, так как в них ему виделось основное сопротивление настоящему творческому акту выхода внутренней энергии вовне. Однако, как уже указывалось ранее, практически любой вид психологической саморегуляции возник из синкретической формы шаманских, первобытных практик.

Любая музыкотерапия ориентирована на приобщение человека к внутреннему опыту гармоничного здоровья собственного тела и души. Здоровье, по сути, — это осознание себя, человек здоров настолько, насколько сознает свое бытие здесь и сейчас. Древнейшие практики использовали безграничные резервы человеческого организма как наиболее естественного музыкального инструмента. Основным вспомогательным средством был барабан, диктовавший ритм. На основе исследования развития музыкальной культуры можно предположить, что при музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. В идеале музыкотерапия должна приводить человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, известные нам из культурного контекста, традиций и обычаев, а телесная реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям до и после рождения,' давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь. Т. е. музыка содержит своеобразные архетипы ритма и звука, свойственные человеческому существу как частичке природы. Поэтому кроме конечной цели — гармонизации человеческого бытия — главным является достижение синхронизации всех частей тела.

15J Некий конечный продукт творческого усилия, например, книга, пьеса, симфония. Морено считал, что «культурные консервы» являются препятствием для творчества, и мечтал заменить их новой альтернативой - спонтанным поведением. (См.: Морено Я. Л. Психодрама. М., 2001, с. 350.)

252


Музыкотерапия — это обращение к собственному телу. Музыка создается здоровым и живым организмом непосредственно в ходе тренинга. Не всегда легко заставить себя полностью существовать. Человек существует в теле, но часто начинает думать о себе извне и не может локализовать мысли в теле; он притрагивается к себе, словно к чужому телу; смотрит на свое тело как бы со стороны. Возможно, это говорит о том, что мы воспринимаем себя как законченное произведение, не поддающееся изменениям, и оцениваем согласно канонам. На самом деле следует вернуться в то далекое время, когда даже музыка не была «точной наукой», и существовали иные ценности, в том числе и музыкальные, которые были ориентированы прежде всего на целесообразность. Понятие, выражающее это первозданное состояние, — импровизация или спонтанность, согласно Я. Л. Морено.

Некоторые люди находятся даже не в теле, а там, где их Супер-Эго, —дом, социальное окружение, общественность. Морено приводит пример с известным скрипачом, у которого начинался тремор правой руки, как только он начинал играть на публике. Тремор был диагностирован как своеобразный вид музыкального заикания. После ряда сеансов выяснилось, аудитория вызывала у него страх быть осмеянным за ошибку и ассоциации с неким травматическим опытом. Морено предположил, что с помощью музыкотерапии освобождается заблокированная часть тела, и она начинает снова ощущать жизнь. В случае со скрипачом был применен не традиционный психоанализ, а психомузыка в сочетании с психодрамой. Интерес заключался в том, что человек инсценировал выступление в совершенно незнакомой аудитории, свободной от комплексов и настроенной на спонтанность. Свобода от каких-либо установок, культурных и социальных, позволила самому человеку стать символом своей музыки.

В биоэнергетической психотерапии тело — первооснова, в которой придает себе форму каждый человек, как только он начинает думать, замечать себя. Тело — это воплощение духа. Тело является первым способом, через который дух являет себя как существующий, то есть он себя чувствует, ощущает и осуществляется как первое «осознание». Здоровье есть тогда, когда энергия может течь к месту своего естественного выхода, не будучи ни блокированной, ни отклоненной от своего пути. Любые блокировки проявляются внутри в виде навязчивого состояния, одержимости, а вовне — в виде статичности, окостенелости, рассеянности движения, телесной патологии человека. Тело всегда слушает жизнь. Это передатчик смысла любой связи, непосредственный выразитель наших мыслей, инстинктов, желаний. Учиться у него означа-

253


ет осознать внутренние, глубоко скрытые пути к тому, чего мы пока не понимаем.

В музыкотерапию из терапии В.Райха пришло понятие оргазма и эротики не столько в сексуальном смысле, сколько как понятие удовлетворенности, катарсиса. Эротический компонент в музыкотерапии является определяющим. Истинный эротизм, по Райху, — это здоровье. Важно уметь приводить в состояние катарсиса, своеобразного оргазма все части тела, делать это гармонично, добиваясь мягкой и нежной эйфории. По мнению музыкотерапевтов, эротизм надо распространять и направлять во все части тела, обеспечивая постоянный обмен. Болезнь — это не что иное, как закрепощенный, скованный эрос. В процессе спонтанного творчества (вне зависимости от того, музыка это, пение или другой вид активности) постепенно происходит его освобождение и, вырвавшись на свободу, эрос возвращает силу и радость всему организму. Основная задача — устранить тот страх, который мы испытываем, выделяясь из собственного культурного круга.

Еще одно направление музыкотерапии использует способность музыки вызывать транс. Уход в музыку, как и сон, является способом покинуть реальный мир. Поэт Р. М. Рильке назвал музыку «зеркалом исчезновенья». Состояние сна — мир, где господствует образ и чувство, и одновременно это очень индивидуальный мир, принадлежащий именно нам. Гераклит говорил, что когда мы бодрствуем, то находимся в общем мире, но когда засыпаем, каждый из нас уходит в свой собственный. Поэтому музыкотерапию сочетают с терапией рисунком: музыкальные образы становятся зримыми и выступают как средство проекции внутренних проблем.

Рис. 21. Рисунок музыки                 Рис. 22. Музыка Моцарта.

Рахманинова.                                  Выполнил больной с диагнозом

Выполнял больной,                         астения

страдающий длительной депрессией

254


Рис. 23. Третья симфония Прокофьева, детские страхи

С музыкой непосредственным образом связано пение как выход внутренней энергии. Психотерапевты замечают: для того чтобы петь, не обязательно уметь или учиться это делать. Гораздо важнее чувствовать свою наполненность, которая выражается в пении. Тогда все части тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки. Это психическое ощущение: в определенный момент все клетки обретают голосовые связки и начинают выражать себя, и человек должен суметь вовлечь их в этот процесс, который и становится экстазом. В качестве примера можно привести случаи хорового пения, когда целая группа людей спонтанно обретает внутреннее единство и под влиянием этого чувства, отказавшись от рационализации процесса, поет. Но отказ от рационализации зачастую бывает вызван различного рода вспомогательными средствами и становится катализатором процесса освобождения внутренней энергии.

Как надо начинать петь? Музыкотерапевты полагают,

что начать можно с молчания, чтобы лучше проявился внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в организме максимальный резонанс. И делать это следует так, чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, за-

Рис. 24. Вивальди, детские страхи154

' Все рисунки из этого раздела опубликованы на сайте www.humans.ai.

 

255


рождающийся в глубинах. Нужно слушать себя только телом, только изнутри.

Песню логично сопровождать танцем, чтобы получить резонанс с движением тела. Как только зазвучит барабан, все клетки организма начнут вибрировать сами собой, без внешнего проявления. В этот момент можно почувствовать саму энергию в ее первозданном виде, жизнь в ее гармонии. Необходимо научиться слушать себя изнутри, отключив рациональное мышление, и тогда тело само придет в движение, так как танец, как музыка и песня, сидит в нас, их надо только «выпустить».

Предлагается определенная методика, совмещающая танцевальную, музыкальную и телесную терапию. Онтомузыка должна соответствовать одной из нот, отвечающей «душе» нашего организма, подобно звуку «Ом» в восточной медитации. Чаще всего используют барабан. В качестве дополнительных инструментов можно использовать бубен, примитивные ударные, орган, гитару. Но все они должны подстраиваться под ритм большого барабана. Ведущий начинает играть на барабане, рождая мелодию, затем остальные постепенно подстраиваются под нее. Нужно молча, как бы исподтишка, войти в этот ритм таким образом, чтобы все участники могли постоянно слышать друг друга, так как в музыкотерапии двигаться в одиночку, отдаляясь от остальных, нельзя.

Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Главное — получить удовольствие и счастье от процесса. В музыкотерапии надо идти вслед за движением, вслед за музыкой, стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже не вы идете за музыкой, а музыка несет вас.

Однако стоит помнить о том, что далеко не всякая музыка обладает терапевтическим эффектом и лечебные свойства никак не связаны с эстетической ценностью, а скорее с ритмом и специфическими звуковыми вибрациями.

Правильно подобранная музыка нормализует ритм дыхания, пульс, давление, снимает мышечное напряжение. К «вредной» относится музыка, в которой часто встречаются диссонансы, отсутствуют формы, нерегулярен ритм. Разная музыка подходит для разных целей. Интеллектуальную деятельность стимулирует музыка композиторов, прошедших через сильные стрессы, боль, отчаяние, но нашедших в себе силы преодолеть их, например, сонаты и симфонии Бетховена. Религиозная музыка действует как своего рода анальгетик, даруя чувство покоя и снимая боль. Особенно умиротворяющим и

256


гармонизирующим эффектом обладают произведения Баха, Гайдна и Генделя. В музыкотерапии часто используется этническая музыка и произведения Моцарта.

Китайские мудрецы-законодатели наказывали за негармоничную музыку, ибо нарушенный внутренний мир человека волнообразно влечет за собой нарушение космического ритма. И наоборот, когда человек под влиянием музыкотерапии овладевает способностью двигаться изнутри, это всегда очень приятно. Извне становится заметно, что этого человека направляет что-то прекрасное, делающее его более тонким, сильным и красивым, что-то, что одновременно руководит им и дает ему свободу.

Примеры составления авторских упражнений

Теперь читатель уже имеет представление о том, что психотехники, при всем их различии, опираются на некоторые общие структуры и представления, уходящие корнями в глубь веков. Это означает, что каждый может изобрести психотехнику, подходящую именно для него. Вот несколько примеров.

Упражнение-медитация «Колесо времени»

В своей книге «Психотехнологии измененных состояний сознания» В. В. Козлов предлагает следующее упражнение.

• Нарисуйте на белом листе бумаги круг диаметром 7 - 9 см. Таким образом мы получим совершенную мандалу времени. Круг не

' имеет ни начала, ни конца и, следовательно, вмещает в себя все потенциальные возможности. Исходя из имеющихся знаний о цвете, мы предполагаем, что лучше выбрать синий цвет.

• Нарисуйте внутри круга красный огненный крест, который является символом смерти и возрождения.

• Прикрепите этот лист перед собой и в течение 3 — 5 минут пристально смотрите на него.

• Закройте глаза и сделайте несколько глубоких расслабляющих вдохов и выдохов.

• Вспомните первую в вашей жизни ситуацию, когда вы испытали негативное чувство: боль, страх, вину, обиду и т. д. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей.

257


• Когда вы полностью войдете в эту ситуацию, откройте глаза и попытайтесь представить ее в круге.

• Затем медленно сотрите ее поворотом круга по часовой стрелке. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, представьте следующую подобную ситуацию и так до настоящего момента.

Эффективность этого упражнения проверена авторами на себе. Впрочем, мы обнаружили, что лично нам эту технику удобнее применять в ситуации творческого кризиса, тупика, когда кажется, что все идет не так, как надо, а вместо того, чтобы собраться и бороться, начинаешь жалеть себя, впадать в уныние и т. д. В таких случаях мы сначала разрешаем себе пережить всю полноту отрицательных эмоций, постепенно перемещая их внутрь круга (круг не обязательно рисовать, достаточно просто представить), который движется по часовой стрелке, затем представляем, что все эти эмоции и препятствия внешнего мира сгорают в пламени креста, а круг поворачивается в обратную сторону. Несколько раз после этого упражнения обстоятельства внешнего мира действительно радикально менялись в благоприятную сторону.

Идею модифицировать эту технику мы почерпнули из книги Фло-ринды Доннер «Тень ведьмы», повествования о ее жизни в доме Мерседес Перальды, колдуньи и целительницы. Южноамериканские целители сравнивают судьбу человека с колесом, а неожиданное изменение судьбы называется «поворот колеса случая», который обычно происходит, если на него падает «тень ведьмы» или просто очень сильного человека. «Своими историями донья Мерседес стремилась показать мне, что ведьмы и даже обычные люди, используя удивительные силы, существующие во Вселенной, меняют ход событий, или курс своей жизни, или жизни других людей. Ход событий она называла «колесом случая», а процесс влияния на него — «тень ведьмы». Она претендовала на то, что мы можем менять все без прямого вмешательства в процесс и в то же время даже не зная, как мы собственно это делаем»155.

Свободные ассоциации

Мы также пробовали самостоятельно применять метод свободных ассоциаций 3. Фрейда. Это получилось совершенно спонтанно.

Доннер Ф. Тень ведьмы. СПб.: Комплект, 1993, с. 2000.

258


Как-то раз одна из нас заметила у себя странную, не свойственную ей реакцию, которая дважды повторилась в течение недели. Вот рассказ об этом:

«Так случилось, что мне пришлось дважды общаться с официальными лицами двух ростовских вузов по поводу вопросов, которые имели большое значение для моей будущей карьеры. Само общение прошло нормально, и я осталась вполне довольна результатами. Однако оба раза мне пришлось ожидать в холле, наблюдать за происходящей жизнью, общаться с преподавателями. И я ощутила совсем не свойственную мне скованность, чувствовала себя такой маленькой на фоне великолепия обстановки, и особенно среди проходивших мимо важных, отстраненных, дорого одетых преподавателей, словно здесь не было места для меня.

Надо сказать, что одно время я работала журналистом в местной газете и мне часто приходилось бывать на выставках, презентациях, бизнес-семинарах и т. д., то есть в местах, где и обстановка более торжественная, и публика собирается солидная, и такое ощущение скованности на публике я забыла уже давно. Тем более мне показалось это странным, поскольку никаких видимых причин я обнаружить не смогла.

И как-то вечером, находясь в расслабленном состоянии, я вновь вспомнила об этом, потом на минуту закрыла глаза и решила ни о чем не думать. И тут в моем мозгу возник образ китайского дворца, придворных, обменивающихся друг с другом замысловатыми ритуальными движениями — китайские дворцовые церемонии. И тут я поняла причину своей скованности. Со времени первого столкновения с официальными властями (получение паспорта) я, как и большинство граждан нашей страны, испытывала ужас всякий раз, когда мне приходилось оформлять какие-либо документы, собирать подписи, справки и т. д. Кроме того, несмотря на то, что о студенческих годах и времени обучения в аспирантуре у меня остались самые теплые воспоминания, единственное, что я не принимала в университетской жизни, — это сложный ритуал взаимоотношений, запутанный этикет, мне казалось, что я никогда не смогу его освоить (да, честно говоря, и не хотелось)».

Итак, пока автор пыталась «допрашивать» свое сознание, результат был нулевой. Но стоило расслабиться, забыть о проблеме и представить какой-нибудь образ, - вот он, ключ к разгадке. Возможно, читатель спросит, как это осознание может помочь реальному разрешению проблемы? До тех пор, пока автор не знала о причине, вызвавшей это состояние, она считала эти чувства и эмоции своими естественными

259


проявлениями. Теперь же она могла наблюдать за своей реакцией как бы со стороны, анализировать ее и таким образом не поддаваться ее власти. Р. Ассаджиоли очень метко выразил этот принцип: «Над нами властвует то, с чем мы себя идентифицируем. Мы можем контролировать все то, с чем мы себя не отождествляем»156.

Стихотерапия

Эта техника была изобретена Винченцо Беллини, известным итальянским композитором XIX века, учеником Дж. Россини. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова. Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты.

Коллекция метафор

Еще одна техника, изобретенная авторами, называется «Коллекция метафор». Суть ее состоит в том, чтобы выписывать понравившиеся метафоры из художественных произведений, стихов и т. д. Каждая метафора записывается на отдельную карточку. Метафоры отбираются только в том случае, если они вызывают у вас эмоциональный отклик. Затем все карточки группируются в зависимости от того, какое именно ощущение они вызывают. Потом, если необходимо, например, успокоиться, зачитываются «успокаивающие» метафоры. При этом нужно постараться максимально реалистично представить описываемую картину. Вот пример нескольких «успокаивающих» метафор из книги X. Мураками «Пинбол-1973»:

«В перерыв я сходил пообедать и еще раз поиграл с двумя абиссинскими кошками. Я просовывал мизинец в сантиметровую щель между стеклами, а они кидались к нему наперегонки и хватали зубами.

В этот день продавщица зоомагазина дала мне подержать кошку в руках. На ощупь будто связанная из качественной кашмирской шерсти, она уткнулась мне холодным носом в губы»157.

156Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М.: ЭКСМО-Пресс,,2002, с. 35. 157 Мураками X. Пинбол-1973. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, с. 212.

260


«Сквозь шторы ее окон пробивался теплый желтый свет. На часах десять минут восьмого. Время, когда люди заканчивают ужин и растворяются в тепле своих комнат»158.

А это пример «защищающей» метафоры из романа Дж. Апдайка «Кентавр»:

«Олтон ширился. Его руки - белые уличные огни - тянулись к реке. Сияющие волосы раскинулись по поверхности озера. Я чувствовал, что мое существо разрастается, пока, любящий и любимый, видящий и видимый, я не вобрал в себя несколькими могучими охватами самого себя, город и будущее, и в эти мгновения действительно оказался в центре всего, победил время. Я торжествовал. Но город жил и мерцал за окном, непоколебимый, свободно пройдя сквозь меня, и я, опустошенный, стал ничтожно маленьким. Торопливо, словно мое крошечное тело было горсткой тающих кристаллов, которые, если их не подобрать, исчезнут совсем, я снова натянул на себя белье и лег в постель, к самой стенке; холодные простыни раздвинулись, как мраморные листья, и я ощутил себя сухим семенем, затерянным в складках земли»159.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!