Главные ценности: выживание, удовлетворение основных физиологических потребностей и инстинктивных желаний, продолжение рода, жизнь в настоящем моменте.

Уровни Грейвза и спиральная динамика

Ulissa 05.04.2008, 13:47 11516 35

Клэр Грейвз (Clare W. Graves) — американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью "извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека". Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий — какая из них "правильная"? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом?)

Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию "психически здорового человеческого существа". (Популярная тема в 50-х гг в США — тут можно вспомнить концепцию "самоактуализировавшегося человека" по А.Маслоу, "полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве "подопытных" он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию "здоровой личности", формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.

Дальше начиналось самое интересное.

Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.

В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая "классифицировать эти взгляды — по любому признаку, если это возможно."

Результаты были ошеломляющими.

В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения "здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

"жертвенная" категория ("меняю себя, приспосабливаясь к миру"): пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее ("нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай");

пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же ("я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность").

"экспрессивная" категория ("меняю мир, приспосабливая его к себе"): выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;

выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

В исследованиях начала 60-х гг Грейвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну "экспрессивную" категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: "выразить себя импульсивно, любой ценой". ("Мир — это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает") и получить данные, указывавшие на "жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как "приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира."

Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о "нормальной личности". Например, представители группы "жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе "проявляю себя за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе "выражаю себя, но не за счет других" реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое.

Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.

Категория "выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в "пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее". В свою очередь, эта категория переходила в "проявляю себя обдуманно, за счет других", она — в "жертвую одним сейчас ради другого сейчас же", а эта — в "выражаю себя, но не за счет других".

В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих "подопытных". Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории ("выражаю себя, но не за счет других"), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что он называл "скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы". По мнению Грейвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой "уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Вот краткое описание "уровней существования", проявившихся до настоящего времени.

1. "Охотники-одиночки". Экспрессивный тип. Цель - биологическое

выживание. Работают только базовые биологические инстинкты - голод,

размножение и т.п.

2. "Племя". Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию

племени. Цель - безопасность, выживание племени, семьи. Мир

воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать.

3. "Боги и герои". Экспрессивный. Попытка гиперреализации себя,

импульсивно, любой ценой. Цель - личная власть, расширение сферы

контроля. "Мир - это джунгли, выживает сильнейший". Время великих

путешественников и героев.

4. "Жертва ради идеи". Жертвенный. "Пожертвовать чем-то, чтобы получить

награду позднее". Свои желания приносятся в жертву идее, высшему

порядку. Чувство долга. Цель - стабильность, порядок, соблюдение

ритуалов. На этом уровне появляются крупные религии, преследование

ересей и т.п.

5. "Большая игра". Экспрессивный. "Проявляю себя обдуманно, в том числе и

за счет других" Реализация себя в конкуренции с другими, причем

собственно процесс ценится выше результата. "Проигравшему потом

возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз." Появляется

профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п. Цель - успех, влияние.

6. "Человек превыше всего". Жертвенный. "Жертвую одним сейчас ради другого

сейчас же". Жизненное кредо - "бесплатных пирожных не бывает".

Внимание к потребностям других людей. Появляется концепция экологии.

"Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух". Цель - гармония,

взаимный рост, сотрудничество.

7. "Интеграция". Экспрессивный. "Выражаю себя, но не за счет других."

Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей.

Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную

систему. Системный подход, учет контекста.

8. "Глобальное сознание". Пока что характер этого уровня не вполне ясен.

Жертвенный тип. Приспособление себя к базовым принципам устройства

мира. Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого,

интеграция на уровне культур.

 

Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем "второго яруса" систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грейвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грейвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов.

1-й уровень — безусловные рефлексы, инстинкты.

2-й — условные рефлексы (И.Павлов).

3-й — инструментальное кондиционирование (Б.Скиннер)

4-й — наказание и поощрение, вина (З.Фрейд)

5-й, 6-й — обучение, социальное обучение (А.Бандура)

 

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ВОЛНЫ БЫТИЯ

Первые шесть уровней — это «уровни выживания», ознаменованные «мышлением первого порядка». Затем происходит эволюционный сдвиг в сознании: возникают «уровни бытия» и «мышление второго порядка», у которых есть две основных волны. Ниже краткое описание всех восьми волн, процент населения для каждой волны и процент общественной власти, которой каждая из них обладает.

1. Бежевый: архаически-инстинктивный. Уровень базового выживания; приоритетны пища, вода, тепло, секс и безопасность. Использует привычки и инстинкты для выживания. Отдельная самость едва пробуждена и едва поддерживается. Чтобы поддерживать жизнь, формируется в группировки по выживанию.
Где встречается: первобытные сообщества, новорождённые младенцы, лица со старческим слабоумием, лица на поздней стадии болезни Альцгеймера, психически больные бездомные люди, голодные массы, люди с нервным истощением в боевых условиях. Примерно 0,1% взрослого населения, 0% власти.

2. Фиолетовый: магически-анимистический. Анимистическое мышление; магические духи, добрые и злые, населяют землю, насылая благословления, проклятия и заклинания, которые предопределяют события. Формируется в этнические племена. Духи обитают в предках и связывают племя. Родственные связи и происхождение устанавливают политические связи. Звучит «холистично», но на деле очень атомистично: «есть название для каждой излучины ручья, но нет названия для самого ручья».
Где встречается: вера в «проклятия Вуду», кровные клятвы, древняя вражда, амулеты удачи, семейные ритуалы, магические этнические верования и суеверия; силён в условиях стран третьего мира, в бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах». 10% населения, 1% власти.

3. Красный: боги силы. Впервые — возникновение самости, отделённой от племени; властный, импульсивный, эгоцентрический, героический. Магически-мифические духи, драконы, чудовища и могущественные люди. Архетипические боги и богини, могущественные существа, силы, с которыми надлежит считаться — и с добрыми, и с злыми. Феодальные лорды дают протекцию холопам взамен на подчинение и труд. Основа феодальных империй — силы и славы. Мир — это джунгли, полные опасностей и хищников. Завоевать, перехитрить, доминировать; наслаждается собой полностью без сожалений и угрызений совести; быть здесь в настоящем моменте.
Где встречается: кризисный период «двухлетнего ребёнка», бунтующая юность, менталитет переселенцев, феодальные королевства, эпические герои, враги Джеймса Бонда, лидеры банд, солдаты удачи, нью-эйджевский нарциссизм, неуправляемые рок-звёзды, Атилла Завоеватель, «Повелитель мух». 20% населения, 5% власти.

4. Синий: мифический порядок. У жизни есть смысл, направленность и предназначение, причём итоги предопределены всемогущественным Другим или Порядком. Праведный Порядок принуждает к кодексу поведения, основаны на абсолютистских и негибких принципах «правильно» и «неправильно». Нарушение кодекса или правил вызовет серьёзный, возможно бесконечный резонанс. Следование кодексу приведёт праведника к награде. Основа древних наций. Ригидные социальные иерархии; патриархальность; один и только один правильный способ мыслить обо всём. Закон и порядок; импульсивность контролируется посредством чувства вины; конкретно-буквалистская и фундаменталистская вера; подчинение правилам Порядка; в сильной степени конвенциональность и конформизм. Нередко «религиозный» или «мифический» [в мифически-членском смысле; Грейвз и Бек называют это «святым/абсолютистским» уровнем], но может быть и секулярный или атеистический Порядок или Миссия.
Где встречается: пуританская Америка, конфуцианский Китай, диккенсовская Англия, сингапурская дисциплина, тоталитаризм, кодекс рыцарства и чести, благотворительные хорошие поступки, религиозный фундаментализм (например, христианский или исламский), бойскауты и гёрлскауты, «моральное большинство», патриотизм. 40% населения, 30% власти.

5. Оранжевый: научные достижения. На этой волне самость «уходит» от «стадной ментальности» синего и ведёт поиски истины и смысла в индивидуалистических терминах — гипотетико-дедуктивных, экспериментальных, объективных, механистических, операциональных — «научных» в обычном смысле слова. Мир — это рациональная и хорошо смазанная машина с законами природы, которые можно выучить, освоить и которыми можно манипулировать в своих собственных целях. Высоко ориентирован на достижение, особенно (в Америке) на материальные ценности. Законы науки управляют политикой, экономикой и людскими событиями. Мир — это шахматная доска, на которой играются игры, в которых победители получают преимущество и привилегии над проигравшими. Рыночные альянсы; манипулирование земельными ресурсами ради стратегических выгод. Основа корпоративных государств.
Где встречается: эпоха Просвещения, «Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged) Айн Ранд, Уолл-стрит, возникающий по всему миру средний класс, индустрия косметики, охота за трофеями, колониализм, Холодная война, индустрия моды, материализм, секулярный гуманизм, либеральный личный интерес. 30% населения, 50% власти.

6. Зелёный: чувствительная самость. Коммуны, скрепление человеческих отношений, экологическая чувствительность, социальные сети. Человеческий дух должен быть освобождён от корысти, догматизма и разобщённости; чувства и забота предшествуют холодной рациональности; прославление земли, Геи, жизни. Противостоит иерархии; устанавливает горизонтальные связывание и отношения. Проницаемая самость, реляциональная самость, групповое сцепление. Акцент на диалоге, взаимоотношениях. Основа сообщества по ценностям (то есть свободно выбираемая принадлежность, основанная на разделяемых пристрастиях). Принимает решения посредством примирения и консенсуса (минус: нескончаемая «обработка» и неспособность принимать решения). Обновить духовность, привнести гармонию, обогатить человеческий потенциал. Строго эгалитарные, антииерархические, плюралистичекие ценности, социальное конструирование реальности, диверсификация, поликультурализм, релятивистские системы ценностей; мировоззрение зачастую называется плюралистическим релятивизмом. Субъективное, нелинейное мышление; демонстрирует более глубокую способность к эмоциональной теплоте, чувствительности и заботе к Земле и её обитателям.
Где встречается: глубинная экология, постмодернизм, голландский идеализм, психологическое консультирование по Роджерсу, канадская здравоохранительная система, гуманистическая психология, теология освобождения, кооперативное познание, Совет мировых церквей, «Гринпис», движение за права животных, экофеминизм, постколониализм, Фуко/Деррида, политкорректность, движение за культурное разнообразие, проблемы прав человека, экопсихология. 10% населения, 15% власти. [Заметьте: это 10% населения мира. По подсчётам Дона Бека, около 20—25% населения США находится на зелёном уровне.]

С завершением зелёного мема человеческое сознание готово к квантовому прыжку в «мышление второго порядка». Клэр Грейвз назвал его «судьбоносным скачком», благодаря которому «пересекается пропасть смысла невероятной глубины». В сущности при второпорядковом сознании человек может думать в обоих направлениях — и вертикально, и горизонтально, используя и иерархии, и гетерархии (и ранжирование, и связывание). Человек, тем самым, впервые приходит к способности живо ухватить весь спектр внутреннего развития и, таким образом, увидеть, что каждый уровень, каждый мем, каждая волна жизненно важна для здоровья всей Спирали.
По моему выражению, каждая волна «трансцендирует и включает». Иными словами, каждая волна превосходит (или трансцендирует) свою предшественницу, однако включает или охватывает её в собственной структуре. Например, клетка трансцендирует, но включает молекулы, которые трансцендируют, но включают атомы. Говорить, что молекула превосходит атом, значит говорить не то, что молекулы ненавидят атомы, а то, что они любят их; они обнимают их в своей собственной структуре; они включают их, но не маргинализируют. Точно так же, каждая волна бытия суть фундаментальная составная часть всех последующих волн, — таким образом, каждую следует лелеять и обнимать.
Более того, каждая волна сама может быть активирована или реактивирована по требованию жизненных обстоятельств. В кризисных ситуациях мы можем активировать драйвы красной силы; в ответ на хаос нам может потребоваться активировать синий порядок; при поиске новой работы нам могут понадобиться драйвы к оранжевым достижениям; в браке или с друзьями — тесное зелёное связывание. Все эти мемы вносят что-то важное в качестве своего вклада.
Но то, чего ни один первопорядковый мем не способен сделать самостоятельно, так это полностью оценить существование других мемов. Каждый из первопорядковых мемов считает, что его мировоззрение является единственно верной или лучшей перспективой. Если поставить его под вопрос, он реагирует отрицательно; он брыкается при помощи доступных ему методов, когда бы ему ни угрожали. Синий порядок чувствует себя очень некомфортно и с красной импульсивностью, и с оранжевым индивидуализмом. Оранжевый индивидуализм считает, что синий порядок для неудачников, а зелёный эгалитаризм слаб и плаксив. Зелёный эгалитаризм не может легко сносить преуспевание и ценностное ранжирование, большие картины, иерархии или что бы то ни было, что напоминает авторитаризм, и тем самым зелёный сильно реагирует на синий, оранжевый и всё, что после зелёного.
Всё это начинает меняться с мышлением второго порядка. Поскольку второпорядковое сознание полностью осознаёт внутренние стадии развития — даже если оно не может технически верно их сформулировать, — оно отступает назад и схватывает большую картину, и тем самым второпорядковое мышление ценит ту необходимую роль, которую играют все эти различные мемы. Второпорядковое сознавание мыслит в терминах общей спирали бытия, а не просто в терминах какого-то одного уровня.

Обширное исследование Грейвза, Бека и Ковэна указывает на то, что существует по меньшей мере две основных волны у этого второпорядкового интегрального сознания:

7. Жёлтый: Интегративный. Жизнь — это калейдоскоп естественных иерархий [холархий], систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высшую приоритетность. Различия и множественности могут быть интегрированы во взаимозависимые естественные потоки. Эгалитаризм дополняется естественными степенями ранжирования и преуспевания. Знание и компетентность должны заменить власть, статус или групповую чувствительность. Превалирующий всемирный порядок является результатом существования различным уровней реальности (мемов) и неизбежных паттернов движения вверх и вниз по динамической спирали. Хорошее управление облегчает возникновение новых единиц через уровни возрастающей комплексности (вложенная иерархия). 1% населения, 5% власти.

8. Бирюзовый: Холистический. Универсальная холистическая система, холоны/волны интегративных энергий; объединяет чувство со знанием; множественные уровни взаимопереплетены в единой сознательной системе. Универсальный порядок, но в живой, сознательной форме, а не основанный на внешних правилах (синий) или групповых связях (зелёный). «Великое объединение» [«теория всего» или Т.В.] возможно в теории и действительности. Иногда сопровождается возникновением новой духовности как сетчатой структуры всего бытия. Бирюзовое мышление использует всю Спираль; видит множество уровней взаимодействия; определяет гармонию, мистические силы и вездесущие потоковые состояния, которые пронизывают любую организацию. 0,1% населения, 1% власти.

С менее чем 2% населения с мышлением второго порядка (и только лишь 0,1% на бирюзовом уровне) второпорядковое сознание относительно редко, поскольку сейчас оно является «передовым краем» коллективной эволюции человечества. В качестве примеров Бек и Ковэн перечисляют список, включающий концепцию ноосферы П. Тейяра де Шардена, теории хаоса и комплексности, универсальное системное мышление, интегрально-холистические теории, плюралистическую интеграцию Ганди и Манделы, причём частота встречаемости всё возрастает и даже ещё более высокие мемы ждут нас в недалёком будущем.

Прыжок к сознанию второго порядка
Как Бек и Ковэн отмечают, второпорядковое мышление должно возникнуть в условиях сильного сопротивления со стороны мышления первого порядка. На самом деле, вариация постмодернистского зелёного мема с его плюрализмом и релятивизмом активно борется против возникновения более интегративного и холистического мышления. И всё же без второпорядкового мышления, как указывают Грейвз, Бек и Ковэн, человечеству суждено оставаться жертвами глобальной «автоиммунной болезни», в которой различные мемы сражаются друг с другом в попытке установить своё превосходство.
Именно поэтому многие аргументы на самом деле являются не вопросом более точных объективных данных, а вопросом субъективного уровня спорящих. Никакое количество оранжевых научных данных не убедит синих мифических верующих; никакое число зелёных связей не производит впечатление на оранжевую агрессивность; никакое количество бирюзового холизма не вытеснит зелёный плюрализм — пока индивиды не окажутся готовы к дальнейшему развитию по динамической спирали раскрытия сознания. Именно поэтому «межуровневые» дебаты редко приходят к разрешению и все стороны чувствуют себя проигнорированными и неоценёнными.
Сходным образом, ничто из того, что может быть сказано в этой книге, не убедит вас в том, что теория всего возможна, если вы уже не соприкоснулись с бирюзовым цветом на вашей когнитивной палитре (и тогда вы будете практически на каждой странице думать: «Я уже это знал! Я просто не знал, как это сформулировать»).

Как мы уже говорили, первопорядковые мемы обычно противостоят возникновению мемов второго порядка. Научный материализм (оранжевый) агрессивно редукционен в отношении второпорядковых конструкций, пытаясь редуцировать все внутренние стадии до объективных нейрональных фейерверков. Мифический фундаментализм (синий) зачастую с яростью относится к тому, что он воспринимает как попытку спросить его данный Порядок. Эгоцентризм (красный) вообще игнорирует второй порядок. Магический (фиолетовый) пытается его сглазить. Зелёный обвиняет второпорядковое сознание в авторитаризме, ригидной иерархичности, патриархальности, маргинализировании, притеснении, расизме и сексизме.
Зелёный стоял во главе культурологических исследований в течение последних трёх десятилетий. Вы, вероятно, уже узнали многие из стандартных клише зелёного мема: плюрализм, релятивизм, разнообразие, поликультурализм, деконструкция, антииерархичность и т.д.

С другой стороны, плюралистический релятивизм зелёного благородно расширил канон культурологических исследований, чтобы включить ранее маргинализированные народы, идеи и нарративы. Он действовал чувствительно и заботливо, пытаясь переодеть социальные неравноправия и избежать исключающих практик. Он был ответственен за основные инициативы в области гражданских прав и экологической защиты. Он разработал сильную и зачастую убедительную критику различных философий, метафизики и социальных практик конвенционально-религиозного (синего) и научного (оранжевого) мемов с их нередко исключающими, патриархальными, сексистскими и колониальными предубеждениями.
С другой стороны, сколь эффективной бы ни была критика дозелёных стадий, зелёный уровень попытался направить свои пушки и на все постзелёные стадии с наиболее неудачными результатами. Это сделало очень сложным и зачастую невозможным для зелёного продвижение к более целостным, интегральным конструкциям.

 

 

Бежевый уровень

Главным мотивом людей этого уровня является выживание. Здесь преобладает физическое самосохранение, природные и биологические потребности. Уровень развития согласно теории Грейвза наиболее характерен для первобытных времен, когда первоочередной задачей для каждого - было выжить. Ведущую роль при «бежевом» мышлении играют инстинкты и основные потребности: пища, вода, безопасность, тепло, секс.
На этом уровне поведение человека мало чем отличается от животного, потому что он руководствуется в основном природными рефлексами и инстинктами. При этом, для бежевого уровня характерно полное отсутствие этики, а индивидуальность и сознательность в нем только начинают зарождаться. В этом состоянии максимально сконцентрированы быстрота реакции, мышечная сила и острое чутье. Именно эти качества помогают выживать в тяжелых жизненных условиях. Для выживания и продолжения жизни в подобных обстоятельствах создавались свободные группы.

Главные ценности: выживание, удовлетворение основных физиологических потребностей и инстинктивных желаний, продолжение рода, жизнь в настоящем моменте.

Где можно наблюдать: в первобытных племенах, у новорожденных, при старческом слабоумии, при болезни Альцгеймера, у психически больных, при массовом голоде, во время войны, в условиях лишений.

На этом уровне людей ничего не волновало, они тогда еще жили в пещерах, фактически это «младенческий уровень» ребенка, когда он начинает ползать. Цель одна – выживание, или существование. Первичные потребности, мышление инстинктивное, иерархия отсутствует.
Интересный момент: так как на «Бежевом уровне» главным мотивом было выживание, очень быстро люди смекнули, что «в кучке выживать как то проще», т.е. если ты один, ты мамонта не завалишь, если толпой, то это можно сделать, один раз мамонта завалил, есть еда на целый месяц. Поэтому очень быстро этот мотив привел к появлению следующего уровня: Фиолетового


· выражает себя автоматически, это удовлетворение физиологических потребностей, существование в зоне собственного комфорта;

· опора на мир природы;

· если во время отступления человека назад, превалирует бежевый цвет, то потребности приобретают императивный характер, то есть они неотлагательны;

· классический бежевый мир - это мир без слов, это лишь мир первобытного невербального общения;

· человек руководим своими инстинктами и рефлексами;

· "я" сильно не проявлено, неярко выражен коллективизм, но в случае опасности способны объединяться в группу;

· в бежевую группу попадают люди, если наступила критическая грань либо болезнь;

Фиолетовый уровень

Мышление фиолетового уровня подразумевает веру в добрых и злых магических духов, которые оказывают влияние на все происходящие на земле события. Колдовские чары, благословения, проклятия, всевозможные ритуалы, вера в ангелов-хранителей – на всем этом основано управление группой или племенем. Это коллективный уровень, при котором племя является способом выжить за счет сплоченности, соблюдения определенных ритуалов и обычаев.

Так называемый магический уровень способствовал образованию первобытных племен. В то время, как во внешнем мире господствуют духи, и он представляет опасность, сообщество способно защитить и значительно повысить шансы на выживание. Поэтому группа имеет большее значение, чем любой отдельный индивидуум.

Главные ценности:
• Вера в мистических духов и подчинение их желаниям.
• Соблюдение традиций, верность племени, предкам, клану.
• Наличие священных мест, ритуалов, объектов.
• Объединение в группы для безопасности.
• Стремление найти гармонию с силами природы.

Для фиолетового уровня большое значение имеет почитание предков, семейные связи, племенное и кровное родство. На нем нередко строятся политические связи.

Мышление фиолетового уровня тесно связано со способностями правого полушария: интуицией, глубокой привязанностью к предметам и местам, мистификацией происходящих событий. На передний план выходят сверхъестественные силы, заговоры, колдовство, суеверия, мифы о человеческом происхождении. Для этого уровня характерны всяческие легенды, притчи, мифы, которые нередко стирают границы между выдумкой и реальностью.

Группы с фиолетовым мышлением четко подразделяются на своих и чужих. С одной стороны, это помогает сконцентрироваться на решении проблем внутри группы и защитить ее от опасности, а с другой, отделяет ее от других, изолирует от их открытий или даже враждебно настраивает против чужаков. Иногда это приводит к расовой нетерпимости или войнам. Некоторые лидеры подобных групп получают безграничную власть над людьми.

Где можно наблюдать: в странах Третьего мира, в преступных группировках, бандах, в спортивных командах, корпоративных «кланах».

 

Красный уровень

На первый план в красном уровне выходит Я-сознание. В связи с изменением уровня жизни, повышением безопасности зарождается индивидуальное самосознание, при котором ключевую роль играют личные желания и потребности. Красный – это уровень силы, где сильный побеждает слабого и добивается своего любой ценой. Достижение собственных целей происходит за счет силы и власти над более слабыми.

Мышление красного уровня основывается на жажде славы, доминировании над кем-то, командовании, собственном возвышении. Для достижения хороши любые средства, в том числе сила, хитрость, эксплуатация. Человека отличает желание захватывать, подчинять, контролировать и наслаждаться властью. Кроме того, его абсолютно не мучают угрызения совести или чувство вины, он хочет получить все, несмотря ни на что и ни с чем не считаясь.

Для «красных» мир подобен джунглям, где выживает сильнейший и более приспособленный. При этом, сильный берет на себя ответственность за других и может подчинять их своей воле. Для такого человека репутация и уважение имеют огромное значение.

В истории красный уровень характеризуется эпохой завоеваний. Так более сильные племена под предводительством властных завоевателей захватывают слабые племена. Сила и слава являются основой феодальных империй, когда рыцари-феодалы защищали своих крестьян и жили за счет их труда. Человечество в периоды доминирования красного не раз сталкивалось с военными диктаторами и их идеями о завоеваниях и империях.

Люди с подобным мышлением упорно сопротивляются любым проявлениям власти над собой. Сопротивление, как правило, выражено в ярости, ненависти, жажде мести и сильном гневе.

Главные ценности:

• Стремление к признанию и доминированию.
• Эгоцентризм, безоговорочное следование своим желаниям и ощущениям.
• Полное отсутствие сожаления и чувства вины.
• Действие с позиции силы или власти.
• Самоутверждение, захват, эксплуатация.

Где можно наблюдать: феодальные королевства, эгоистичные маленькие дети, подростки-бунтари, герои мифов и легенд, рок-звезды, герои из голливудских фильмов «Терминатор», «Рэмбо» и т. п.

 

Синий уровень

Сознание «мы» синего уровня во многом отличается от фиолетового. В «синем» определяющими направлениями являются смысл и цель в жизни. Свод правил, закон и порядок для людей с синим мышлением - ключевые понятия. Существует некая Высшая сила, которая всем воздает по заслугам, наказывая зло и награждая добродетель. Все в мире происходит согласно Божественному плану, контролирующему все аспекты жизни. При этом, человек идет по назначенному пути и может пожертвовать своими желаниями во имя прекрасного будущего.

Мышление синего уровня смогло обуздать завоевателей красного уровня, усмирить их жестокость при помощи страха перед Высшей силой. Существуют четко обозначенные понятия «правильного» и «неправильного», при соблюдении которых человеку гарантируется стабильность в настоящем и блага в будущем. Чувство вины помогает контролировать импульсивные поступки, а нравственные качества формируются за счет дисциплины и строгих законов.

На смену хаосу и анархии приходит порядок, где есть явно выраженные социальные уровни, касты, иерархии. Таким образом человек полностью осознает свое место, придерживается его и даже испытывает чувство благодарности. Личные потребности, которые преобладали в красном уровне, уходят на задний план и уступают место самопожертвованию во имя общего блага. Тяжелый труд, терпение, праведная жизнь и исполнение долга – приоритеты для мышления «синих».

Синий уровень представлен во многих религиях (иудействе, христианстве, мусульманстве). Его можно также наблюдать в протестантской этике западной Европы, иерархических кастах Индии. Синий цМем, как и другие уровни, может меняться не только в сторону развития, но и в противоположную. Так, например, если «синие» сообщества сталкивались с угрозой в виде другого закона или иной веры, они превращались в «красных», устраивая крестовые походы, зачистки, геноцид или политические расстрелы.

Главные ценности уровня:

• Наличие цели и определенности.
• Порядок и стабильность во всем.
• Послушание во имя стабильности и награды в будущем.
• Конформизм и чувство вины.

Где можно наблюдать: пуританская Америка, исламский фундаментализм, развитый социализм,Хассидский Иудаизм, Армия Спасения, патриотизм, кодекс чести, организации скаутов.

 

Оранжевый уровень

В средние века выход на оранжевый уровень ознаменовался Эпохой Возрождения, развитием науки и искусства, географическими открытиями. Индивидуальное сознание и лидерство – основные приоритеты этого мышления. Именно в период перехода на оранжевый уровень произошла механизация труда, прогресс в изучении секретов природы, максимальное использование ресурсов земли. У людей оранжевого уровня явно прослеживается стремление освободиться от навязанных стереотипов мышления, поиск новых продуктивных решений, желание обрести материальное благополучие, приобретение собственного опыта, дух соревнования.

Мир, при этом, представляется полным возможностей для тех, кто не боится действовать и идти на разумный риск. Достаточно лишь хорошо изучить законы природы, а затем использовать их для достижения успеха и материальных благ. Этот уровень хорошо прослеживается в современном бизнесе, поэтому типично «оранжевые» принципы находят отражение в бизнес-книгах, написанных успешными людьми. При этом, в бизнесе в поведении «оранжевых» можно заметить довольно жесткое отношение к окружающим, которое напоминает поведение «красных». Это выражается в стремлении к цели любой ценой, манипулировании ресурсами Земли, соблюдении только личных интересов.

Главные принципы уровня – это эксперименты, опыт, применение собственного ума, главные цели – преуспеть, добиться победы, признания. Что касается эмоциональных связей, здесь они довольно непрочные. Как только человек перестает быть полезным, связи с ним обычно прекращаются. Доверие и сопереживание отсутствует в мире бизнеса, где каждый сосредоточен исключительно на себе.

Достижение целей в оранжевом уровне базируется на самоуверенности, поэтому многие корпоративные тренинги и семинары по продажам основаны на усилении этого качества в людях. При этом, «оранжевым» часто не хватает моральных качеств, так как они привыкли достигать успеха любыми средствами.

Главные ценности:

• Использование возможностей в стремлении к успеху.
• Независимость, самодостаточность и оптимизм.
• Выработка стратегии, конкуренция, соревнование.
• Прагматичность и движение вперед всеми способами.

Где можно наблюдать: Эпоха Просвещения, средний класс, Уолл Стрит, материализм, Палата Коммерции, новые русские.

 

Зеленый уровень

Переход на следующий уровень после «оранжевого» ознаменовался зарождением коллективного сознания, которое основано на объединении ценностей и взглядов. Например, это экологические движения, сообщества, проповедующие духовность. В отличие от идеологических догм синего уровня, жесткости и нетерпимости оранжевого уровня, «зеленое» мышление основано на духовности и гармонии.

Взаимная выгода и всеобщее процветание – главные принципы существования «зеленых». На высоком уровне находятся межличностные взаимоотношения, так как между людьми преобладает конструктивное взаимодействие. Важными навыками здесь являются умение слушать, проницательность и интуиция. Тренинги и семинары, которые проводятся в соответствующих структурах, направлены на развитие чувствительности, изучение психологии человеческих отношений.

Дух соревнования сменяется взаимопониманием, терпимостью, принятием, взаимообменом. Качества, присущие «зеленым», это повышенная эмпатия, доброта, постоянство. Все участники зеленой группы безоговорочно принимают друг друга, относятся терпимо к различиям в образе жизни и поведении, при условии, что это не приносит вреда. Людям зеленого уровня для счастья не нужно богатства и общепризнанного успеха, они довольствуются внутренней наполненностью и потенциалом.

Для «зеленых» характерно равномерное распределение возможностей и ресурсов земли. Принятие решений возможно только после достижения общего мнения, что иногда затрудняет выбор конечного решения. Забота о жизни, земле, животных, сохранение экологии являются приоритетами данного типа мышления.

Главные ценности:

• Любовь и гармония.
• Союз для взаимного развития.
• Принадлежность к чему-то значимому.
• Спонтанность и гибкость.
• Стремление к согласию и сотрудничеству.

Где можно наблюдать: гуманистическая психология, голландский идеализм, Гринпис, организации по защите прав животных, защита прав человека, психотерапия Карла Роджерса, политкорректность.

 

Желтый уровень

Второй этап развития спирали начинается с желтого уровня. Он осознает и вписывает все предыдущие способы мышления в картину мира, понимая, что невозможно нормально существовать в нем, имея всего одну жесткую систему взглядов. В стремительно меняющихся условиях мира, когда информационная насыщенность и интерактивность наиболее высоки, приходит время «желтого» мышления.

Гибкость желтого уровня позволяет ему успешно взаимодействовать с каждым из первых шести уровней спирали. Люди, имеющие «желтое» мышление способны решать проблемы, не прибегая к крайностям прежних уровней. Они используют собственный обоснованный выбор, не ограничены жесткими правилами и не зависят от догмы властей. У них нет страхов «синего», эмоциональной зависимости «зеленого», честолюбия «оранжевого», поэтому они могут адекватно оценивать свои возможности и конструктивно решать проблемы.

Спонтанность, гибкость и функциональность помогают «желтым» нормально себя чувствовать в бесконечно меняющемся потоке жизни. Только им под силу находить способы правильного взаимодействия между различными системами взглядов. «Желтые» прекрасно понимают, что знания и компетентность гораздо более ценны, чем звания, статусы и власть. Именно поэтому они сами способны учиться из любого источника и в любое время. Они могут собирать и структурировать информацию, обладают достаточной энергией и дисциплиной для работы над долгосрочными проектами, а также испытывают неиссякаемый интерес ко всему новому и неизведанному. При этом, люди желтого уровня способны задействовать любой из шести уровней мышления в зависимости от необходимости.

Высокая личная ответственность побуждает их делать максимум из того, что возможно для достижения цели. Способность желтых видеть целостную картину, воспринимать все в совокупности и анализировать позволят им решать даже невыполнимые, на первый взгляд, задачи.

Главные ценности:

• Независимость.
• Гибкость и спонтанность.
• Способность быть частью системы.
• Знания и компетентность.
• Системное мышление.
• Интегральность и функциональность.

Где можно наблюдать: теория хаоса, Астрономия Карла Сагана, экоиндустриальные парки, обучающиеся организации Питера Сенге, «новая физика» Ф.А. Вольфа.

 

Бирюзовый уровень

Холистический уровень единства - это бирюзовый, который объединяет мышление «я» и «мы». Целостность мира на бирюзовом уровне ощущается одновременно разумом и духом. Люди имеют высокоразвитую интуицию, доверяют инстинктам и в то же время при обработке информации используют все возможности разума, позволяя сознательной и бессознательной части работать слажено. На бирюзовом уровне восстанавливается связь с теми аспектами сознания, которые были утеряны или подавлены на начальных уровнях. Таким образом высвобождаются новые неиспользованные ресурсы мозга.

Этот уровень еще больше, чем желтый, понимает и использует полноту спирали, что помогает приспособиться к сложной реальности нашего мира. Взаимосвязь причин и следствий, взаимодействие различных энергий – все это доступно для понимания «бирюзовому» мышлению. Происходит переплетение множества уровней в одну сознательную систему. При этом, «бирюзовый» понимает, что невозможно знать и понимать все. Это является основой принятия и смирения, а также основой понимания значимости бытия. Бирюзовый в любой момент может стать просто созерцателем, а после возвратиться с новой перспективой.

Главный вклад бирюзового – это способность видеть общую картину (макроперспективу) и действовать в соответствии с ней на благо всей спирали и каждой из ее отдельных частей. Мир для «бирюзовых» единый взаимосвязанный организм, который обладает коллективным разумом и динамично развивается. При этом, все очень тесно переплетается между собой, включая энергетические потоки. Объединяя чувства со знаниями, взаимодействуя на разных уровнях бирюзовая система способна внести гармонию в существование человечества.

Главные ценности:

• Сохранение жизни на Земле.
• Способность адаптироваться к реальности.
• Гибкость и сотрудничество.
• Использование опыта и взаимосвязей.
• Объединение разума и чувств.

Где можно наблюдать: философия Кена Уилбера, идеи Ганди, ноосфера Теяра де Шардена, концепции Вернадского.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!