С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 117 страница



  После неудачной попытки уехать через Владивосток и Японию к отцу в Америку, 27 ноября 1918 г. побывав в Ясной Поляне, сыновья С.Н. Толстой Михаил, Андрей и Владимир стали пробираться на юг в Новочеркасск, где их ждали мать и сестра Вера. Сын Илья ещё раньше уехал к Колчаку на восток. Там на юге 28 марта 1919 г. Михаил умер от сыпного тифа в Новочеркасском госпитале. Андрей погиб 3 апреля 1920 г. в Новороссийске во время боя. Владимир, Вера и Софья Николаевна заразились сыпным тифом, но выжили.

В 1919 г. мать и дочь каким-то чудом попали на пароход, который отплывал в

 

 

520

 

Югославию (Сербию). С.Н. Толстая вела дочь на пароход под руки, так как она была слаба, на голове шапка (Вера была без волос). После нескольких лет скитаний и «хождений по мукам» — Салоники, Югославия, Австрия — С.Н. и В.И. Толстые прибыли в Прагу. Президент Чехословакии Томаш Масарик, почитатель Толстого, предложил им на выбор: пособие Софье Николаевне до конца дней или стипендия на учёбу в Пражском университете Вере Ильиничне. Они выбрали пособие матери.

  С.Н. Толстая умерла и похоронена в Праге.

А.Н. Полосина

ТОЛСТАЯ-ЕСЕНИНА Софья Андреевна (1900-1957) — внучка Толстого, дочь его младшего сына Андрея Львовича. Директор ГМТ в 1942-1957 гг. Автор публикаций и книг, выпущенных в соавторстве с крупными учёными-толстоведами. Приложила много усилий по созданию музея Л.Н. Толстого и собиранию его фондов. С июля 1925 г. - жена поэта С.А. Есенина.

В детстве со своей матерью О.К. Толстой (рожд. Дитерихс) и братом Ильёй (родители рано разошлись) жила в Англии вместе с семьёй родной тётки А.К. Чертковой. Позже она вспоминала: «Из Англии я писала ему <деду Толстому — Л.П.> письма, послала ему свою фотографию и из писем бабушки <С.А. Толстой. – Л.П.> знала, что он здоров или болен, что он гуляет и пр. От окружающих начинала понимать, что мой дедушка — это что-то замечательно хорошее и большое, но что именно и чем он такой особенно хороший, не знала. Восьми летя прочла “Кавказский пленник”. Во всю свою последующую жизнь ни одной книги я не читала с таким огромным восторгом, как восьми лет “Кавказского пленника”. Я знала его почти наизусть. Это было невероятно сильное наслаждение, вернее, пробуждение» (ОР ГМТ).

 

     

Давно стала хрестоматийной фотография, сделанная В.Г. Чертковым в 1909 г.: Толстой рассказывает сказку об огурцах внукам Соне и Илюше. Толстому очень нравился этот снимок. В кадрах старой кинохроники можно увидеть юную Сонечку Толстую: при посещении Толстым Крёкшина, где жил его друг Чертков, девятилетняя Соня встречает своих дедушку и бабушку букетом цветов. Радость общения с дедом оборвалась с его смертью в 1910 г.

В Москве в 1918 г. Толстая-Есенина окончила гимназию Алфёровой, училась в Московском университете на факультете общественных наук. В 1925 г. закончила литературное отделение Гос. Института Слова. Свободно владела английским языком. В 1920-1921 гг. была официальным представителем музея-усадьбы Ясная Поляна при музейном отделе Наркомпроса. С 1926 г. – литературный сотрудник музея Союза писателей, где проработала 14 лет, став хранителем музея и заведующей библиографическим кабинетом. По совместительству с 1928 г. заняла должность учёного секретаря музея Толстого.

Особенно ценную помощь Толстая-Есенина оказывала музею Толстого в период подготовки к 100-летнему юбилею писателя. Она сама отобрала и привезла в фонды ГМТ многие экспонаты из художественных хранилищ Москвы и Ленинграда, участвовала в подготовке и открытии юбилейной экспозиции в музее Толстого.

После гибели С.А. Есенина Толстая-Есенина собрала уникальную коллекцию рукописей, изданий и личных вещей поэта, открыла музей его памяти, став первым хранителем. Взяла на себя основной труд по изданию стихов Есенина, дала ценные комментарии к ним. Фактически она явилась последовательным пропагандистом и хранителем наследия двух классиков русской литературы.

По её ходатайству ГМТ вместе с филиалами в 1939 г. перешёл в ведение Института мировой литературы им. А.М. Горького Академии наук СССР и с тех пор стал научно-исследовательским центром мирового значения по изучению и пропаганде творчества писателя, где собраны и бережно хранятся его рукописи.

В тяжелейшее время Великой Отечественной войны, в 1942 г., Толстая-Есенина возглавила музей Толстого в Москве и Ясной Поляне, организовала эвакуацию рукописей и экспонатов в Сибирь и вместе с сотрудниками музея сохранила бесценное наследие писателя. После разгрома фашистов под Москвой, освобождения Ясной

521

 

Поляны и возвращения назад реликвий в короткий срок была восстановлена и открыта для посетителей музей-усадьба Ясная Поляна, открыты новые экспозиции музея в Москве. При участии Толстой-Есениной в 1942 г. вышел в свет сборник статей «Ясная Поляна», где она и другие авторы рассказали о бесчинствах немецко-фашистских захватчиков на земле Толстого. Сборник получил известность во всём мире и вызвал бурю негодования против вандалов.

За подвижническую деятельность в годы войны Толстая-Есенина была награждена орденом «Знак Почёта», двумя медалями. Она пользовалась большим уважением среди русской и зарубежной творческой интеллигенции. Её московская квартира была своеобразным литературным салоном, где собирались писатели, актёры, художники, певцы, музыканты. Все ценили в ней преданность классической литературе, «толстовский ум» и обаяние.

В 1949 г. по инициативе Толстой-Есениной был открыт музей на железнодорожной станции Астапово, названной «Лев Толстой», где, тяжело больной, провёл свои последние дни её великий дед. До конца своих дней Софья Андреевна руководила музеем Л.Н. Толстого. Она похоронена в Ясной Поляне в родовом некрополе Толстых Кочаках.

 

Лит.: Подсвирова Л.Ф. Последняя любовь Сергея Есенина // Поэзия. — 2000. № 3-4; Калинина Н.А., Подсвирова Л.Ф. Неизвестные страницы из жизни С.А. Толстой-Есениной (по материалам архива С.А. Толстой-Есениной) // Толстовский ежегодник. — Тула, 2001; Подсвирова Л.Ф. Легко ли быть внучкой Толстого и женой Есенина. К 100-летию С.А. Толстой- Есениной // Факел. - 2000. № 4.

 Л.Ф. Подсвирова

 

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-1875) — писатель, троюродный брат Толстого. Окончил курс словесного отделения Московского университета, занимал различные чиновные и придворные должности, в 1855-1861 гг. — флигель-адъютант Александра II, в 1861 г. ушёл в отставку.

Современники отмечали разносторонность дарования А.К. Толстого: лирик, воспевавший природу, добро, красоту, создатель романсов и баллад, блистательный сатирик, автор драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис») и прозаической повести из эпохи Ивана Грозного («Князь Серебряный»). Наряду с фантастическими повестями («Упырь», «Семья вурдалака» и др.) он писал философские и религиозные поэмы («Грешница», «Иоанн Дамаскин» и др.), вместе с братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми был создателем пародийной литературной маски Козьмы Пруткова. Как поэт стал известен с 1840-х гг. Многие его лирические стихотворения приобрели широкую известность и были положены на музыку П.И. Чайковским, П.П. Булаховым и др.

Знакомство Толстых произошло в декабре 1856 г. 13 декабря А.К. Толстой писал своей будущей жене С.А. Миллер: «Вчера я позвал к себе на завтрак Л.Н. Толстого, он очень хороший человек: мне хотелось бы, чтоб он с тобой познакомился. Толстой написал своё “Юношество”, которое появится в январском “Современнике”. Я предвкушаю большое удовольствие» (47: 388).

В декабре 1856 г. Толстой часто виделся со многими петербургскими писателями, в т.ч. и с А.К. Толстым.

Их объединяли общие взгляды на искусство и отрицательное отношение к «гоголевскому направлению» в литературе. Их страстным увлечением была музыка. В январе 1857 г. Толстой познакомился со скрипачом Г. Кизеветтером, ставшим одним из прототипов героя его рассказа «Альберт». Тот же Кизеветтер вдохновил А.К. Толстого на создание стихотворения «Он водил по струнам, упадали...» (1857).

В истории взаимоотношений Толстых это был единственный случай, когда музыка объединила поэта и прозаика. В последующие годы творчество А.К. Толстого продолжало развиваться в русле эстетического направления, а взгляды Толстого на искусство и литературу претерпели существенные изменения.

В трактате «Что такое искусство?» Толстой негативно оценивал всё современное искусство и особенно музыку. Драматическую поэму «Царь Борис» А.К. Толстого он ставил в один ряд с историческими драмами А.Н. Островского и рассматривал их как «подражания подражаниям»: высоко ценя многие сочинения Пушкина, его «Бориса Годунова» Толстой считал подражанием Шекспиру, а «Царя Бориса» А.К. Толстого, соответственно, — «подражанием» Пушкину. «Такие подражания подражаниям наполняют все литературы самыми ничтожными, ни на что не нужными произведениями» (30: 124). Таким образом,

 

 

522

 

в контексте размышлений Толстого о «вредном влиянии критики на вкусы публики и писателей», А.К. Толстой оказался в одном ряду е Шекспиром, Пушкиным, Островским.

Поэзия А.К. Толстого, как и его драматические произведения, неизменно вызывала критические отзывы Толстого: писатель называл его «искусственным и прозаическим стихотворцем» (34: 275). Поэтическое творчество А.К. Толстого он рассматривал в контексте развития всей русской поэзии XIX в., которая, как он считал, движется по нисходящей линии. В иерархии поэтов А.К. Толстому отведено место между А.А. Фетом, Н.А. Некрасовым и поэтами, принадлежащими к «новому искусству». Проясняют отношение к поэзии А.К. Толстого письма Толстого Фету: «С вашими стихотворениями выписал я Тютчева, Баратынского и Толстого. Сообществом с Тютчевым, я знаю, что вы довольны. Баратынский тоже не осрамит вас своей компанией; но Толстой — ужасен. Я открыл его в разных местах, и одно хуже другого. Например, картина ночи “не скрипят в сенях ступени” <стих. А. Толстого «Милый друг, тебе не спится...» - И. Л.-Б.>. Отчего же не сказано, что не хрюкают в хлеве свиньи? И всё в том же роде. <...> Баратынский настоящий <...>. Один стих “Любить и лелеять недуг бытия” <«Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти...» — И. Л.-Б.> стоит дороже всех драм Толстого» (6-7 декабря 1876 г.); «Вы пишете, что в “Русском вестнике” напечатали Толстого, а ваше “Искушение” лежит у них. Такой тупой и мёртвой редакции нет другой» (22-23 марта 1877 г.).

 

 И.Ю. Лученецкая-Бурдина

 

ТОЛСТОЙ Алексей Львович (1881 — 1886) — один из младших сыновей Толстых, родился 31 октября 1881 г. в Москве, в доме кн. Волконского в Денежном (ныне Лёвшинском) переулке, в доме № 3.

Алёшу любили все в доме, это был прекрасный ребёнок — «чудный, умненький, красивый мальчик... Как солнышко в доме, был всегда весёлый, со всеми ласковый, всеми любимый» (Толстая С.А. Письмо к Т.А. Кузминской 20 января 1886 г.). Толстой однажды был очень тронут словами маленького сына о дружбе с ним: «Алёша льнёт ко мне и говорит: мы с папа дружны...» (83: 479).

Этот умный и добрый мальчик прожил всего четыре года. 18 января 1886 г. он скончался от «горловой болезни» в московском доме Толстых, в Хамовниках. «Алёша задыхался, горел от страшного жара и через 36 часов умер. Точно мрачная туча нависла над семьёй Толстых. Маленького 4-летнего Алёшу любили все, только двухлетняя Саша ничего не понимала, смеялась и, как всегда, радовалась жизни.

Софья Андреевна, не отходившая от Алёшиной постели, рассказывала, что перед самым концом Алёша вдруг широко открыл свои большие, серые, с большими ресницами глаза: “Вижу, вижу..." — сказал он, и так и умер с выражением удивления и восторга на личике» (Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого. М., 1989. С. 263).

Не только родители и старшие дети в семье переживали смерть Алёши, но и маленькие тоже: «Андрюша <...> разрыдался, когда увидел куколку Алёши, в красной рубашечке мальчика. Он положил его, бросился в подушки и стал рыдать. Миша не плакал, а с недоумением и грустью спрашивал: “Никогда, никогда мы больше не увидим Алёшу?”» (Толстая С.А. Письмо к Т.А. Кузминской 20 января 1886 г.).

Для родителей смерть сына была тяжёлым ударом. Отец и мать по-разному перенесли это несчастье. Раньше к смерти своих близких Толстой относился очень болезненно, смерть омрачала все его мысли и чувства. Но сейчас смерть Алёши он воспринял в свете своего нового религиозного сознания. 18 января 1886 г. он писал Черткову: «Об этом говорить нельзя. Я знаю только, что смерть ребёнка, казавшаяся мне прежде непонятной и жестокой, мне теперь кажется и разумной и благой. Мы все соединились этой смертью ещё любовнее и теснее, чем прежде». Для Софьи Андреевны смерть Алёши была бессмысленной жестокостью.

Похоронили Алёшу на кладбище при селе Никольском, близ Покровского-Стрешнева под Москвой. С.А. Толстая писала сестре: «Так вот, где Химка внизу течёт, так на другом берегу, где село Никольское, на обрыве высоком над речкой, отведено кладбище. Место чудесное... и земля чистая, Божья, нетронутая, и природа чудесная... Я решила туда и похоронить Алёшу».

В 1932 г. прах А.Л. Толстого перенесён на Кочаковское кладбище.

 

 Е.Г. Шестакова

 

 

ТОЛСТОЙ Андрей Львович (1877—1916) — один из младших сыновей Толстого; помещик, владелец имения Таптыково в Тульском уезде в 18 км от Ясной Поляны.

Как много раз уверяла Софья Андреевна, именно этого сына Толстой любил больше, чем остальных, — за искренность во всём, и в дурном, и в хорошем («люблю, потому что он подлинный»), за доброе сердце. Сама С.А. Толстая, видя все недостатки

 

523

 

Андрея, обожала своего «милого, любящего, весёлого, щедрого, честного» сына.

«Милый Андрюша, жалкий Андрюша», так часто начинал писатель свои письма к сыну, а в дневнике писал: «Удивительно, почему я люблю его. Сказать, что оттого, что он искренен и правдив, — неправда. Он часто неправдив (правда, это сейчас видно). Но мне легко, хорошо с ним, люблю его. Отчего?» (55: 50-51).

Природная доброта и врождённое свойство очаровывать людей непостижимым образом уживались в Андрее с гордостью и самоуверенностью, он считал себя правым всегда, а отец говорил ему, что это его главный недостаток. С 15 лет Андрей пропадал в деревне Ясной Поляне, играл на гармони, пел частушки, без него не начинался ни один хоровод. Та жизнь, которую Андрей вёл с подросткового возраста, не могла не тревожить его отца.

В 18 лет Андрей сообщил ему, что хочет жениться на яснополянской крестьянке Акулине Макаровой, Толстой же отвечал, что «питьё водки <...> и игра на гармони не имеют ничего общего с женитьбой» (68: 215). Когда Андрей жаловался на скуку и отсутствие интересных для него занятий, отец напоминал, что таких занятий множество, если не жить только для своего удовольствия, и что нельзя ставить целью в жизни безумную трату денег, не заработанных своим трудом. Андрей жил только своими интересами, меньше, чем остальные сыновья, был близок взглядам отца. В обществе одни его любили за открытый, общительный, весёлый нрав, он мог быть душой компании, с большим мастерством и чувством пел под рояль или гитару цыганские романсы, другие же считали, что у Андрея плохая репутация — пьяница, кутила, дикий характер, страстный поклонник женщин, имевший бесчисленное количество романов.

Он учился в гимназии Поливанова в Москве, потом в катковском лицее, но учёбу бросил, курса не кончил. В 1896 г. поступил вольноопределяющимся на военную службу, уехал на Кавказ. 8 января 1899 г. женился на O.K. Дитерихс, которая была старше на 5 лет, в браке с ней родилось двое детей, Соня и Илья. Брак вскоре распался из-за полного несходства характеров. В августе 1904 г. Андрей добровольцем уехал на Русско-японскую войну, награждён Георгиевским крестом, был контужен и 10 января 1905 г. вернулся с фронта боевых действий. В декабре 1906 г. поступил на службу чиновником особых поручений при тульском губернаторе М.В. Арцимовиче, был представлен его жене Е.В. Арцимович, к тому времени матери 6 детей. Через несколько месяцев (14 ноября 1907 г.) А.Л. Толстой и Е.В. Арцимович вступили в брак, как она позднее писала в своих воспоминаниях, их соединила любовь, всё прощающая, всё понимающая и благодарная. В 1908 г. у них родилась дочь Маша. Вместе они прожили до самой смерти Андрея от заражения крови в 1916 г.

А.Л. Толстой объяснял близким, что расположением к нему отца обязан своим сходством с героем драмы «Живой труп» Федей Протасовым. Сам же писатель не искал причины своей любви к «худшему по жизни из всех сыновей», а просто говорил ему: «Несмотря на всю твою отдалённость от меня по взглядам, я тебя очень, очень люблю» (75: 165).

 

Лит.: Толстой A.Л. О моём отце // ЯП. сб. 1965. — Тула, 1965; Толстая Е.В. Записки (1876—1919 гг.) // Л. Н. Толстой и его близкие. – М., 1986.

 

 Л.C. Дробат

ТОЛСТОЙ Валериан Петрович (1813-1865) — муж сестры Толстого М.Н. Толстой. Знакомство Толстого с его будущим зятем произошло ещё в отроческие годы, примерно в 1838 г. В 1905 г. П.И. Бирюков сделал со слов писателя такую запись по факту казанского периода жизни Толстого: «Приезд Горчакова Петра Дмитриевича, сибирского генерал-губернатора, и его адъютанта Валериана Петровича, и моё увлечение его красотой и кавалерийскими панталонами» (34: 401).

 

 

В.П. Толстой служил в гусарском полку, перед женитьбой вышел в отставку с чином майора. Он женился на М.Н. Толстой 3 ноября 1847 г., когда она едва вышла из Благородного пансиона. Ей было 17 лет, ему вдвое больше. Т.А. Кузминская писала в воспоминаниях: «Она говорила мне, что <...> ей было безразлично, за кого выходить замуж» (Кузминская. Ч. III. Гл. X). Жить стали с матерью Валериана, Елизаветой Александровной (сестрой Т.А. Ёргольской), в Покровском, Чернского уезда Тульской губ., растили детей, занимались имением. В письме Толстому 24 ноября 1851 г. М.Н. Толстая рассказывала о новых делах и постройках мужа: это конный двор, скотный, новая кухня, молодой сад, грунтовой сарай. «Новый дом их очень хорош!» — писал в декабре 1853 г. Николай Толстой брату Льву.

В старости Толстому припомнилось о Валериане, что он «хорошо говорил по-немецки, по-французски» (ЯПЗ. 1. С.480). Знакомство молодого Толстого с В.П. Толстым весьма похоже на знакомство Ир-

524

теньевых с адъютантом Дубковым на страницах повести Толстого «Отрочество». У Дубкова ногти и прекрасное знание французского языка позволяли ему считаться человеком «комильфо». В «Отрочестве» от подражания Дубкову у брата Володи идёт «страсть к вещам». В июле 1856 г. в записной книжке Толстого, относящейся к писанию «Юности», появилась заметка: «Тип Валерьяна, любящий и имя и отчество, и вещи, имеет маленькие, закруглённые пухлые ручки, похожие на кисточки» (47: 190). Вскоре в варианте второй редакции появился текст, соединяющий тип Валерьяна с образом Дубкова, у которого «руки были маленькие, пухлые, загнутые внутрь, чрезвычайно ловкие и с мягкими пальцами, похожими на кисточки, именно тот сорт рук, на которых бывают перстни и которые принадлежат людям, помнящим имена и отчества всех знакомых, имеющим хороший, даже щеголеватый выговор на иностранных языках и любящим иметь красивые вещи» [1 (19): 423-424]. Фрагмент этот с небольшими изменениями вошёл в окончательный текст «Юности».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!