Грядущее падение языческих держав и Вавилона



Исайя произносит пророчества о многих языческих народах и царствах, показывая их роль в Промысле Божи­ем (Ис 13-23): так, могущественная Ассирия есть «орудие гнева» Бога, лезвие бритвы, карающее народы за их грехи (Ис 7:20). Но если цари этих держав припишут свои успе­хи только самим себе, они получат возмездие от Бога, Ко­торый обнажит перед всеми их человеческую слабость (Ис 10:12-13,15).

Среди пророчеств о грядущем падении царств выделя­ется грозное пророчество о Вавилоне (Ис 13:1-14:27). В более позднюю эпоху Вавилон служил воплощением мировых империй, построенных на лжи и насилии (Ис 14:12-15). Здесь Вавилон становится образом падшего ангела-сатаны, который восстал против Бога и низвержен в «глубины преиспод­ней». Первая часть Книги Исайи завершается предсказа­нием царю Езекии о Вавилонском плене (Ис 39:6)[9].

Пророчества о возвращении из плена и о Новом Иерусалиме (Ис 40-66)

Утешение народа — возвращение из плена

Пророчество Исайи сбылось — в 587 году народ Юж­ного (Иудейского) царства был угнан в плен в Вавилон и жил там в изгнании. Это бедствие произошло из-за упор­ного ожесточения и грехов иудеев (Ис 48:18-19). Но тяготы плена послужили нрав­ственному очищению народа (Ис 48: 10). И теперь наступает время милости Божией (Ис 40: 1-2). Господь прощает Израиль (Ис 43:25).

Вавилонская империя была завоевана персидским ца­рем Киром Великим. Кир разрешил плененным Вавило­ном народам вернуться на их родину. Пророк возвещает, что все это было устроено Господом на благо Израиля (Ис 45:1-4,6). Царь Кир неосознанно выполняет волю истинного Бога, разрешая иудеям вернуться в зем­лю Ханаанскую — в их Обетованную землю.

Новый исход

Пророк призывает: «Встань, пленный Иерусалим! сни­ми цепи сшей твоей, пленная дочь Сиона!» (Ис 52:2); «Уходите из Вавилона, бегите из Халдеи!» (Ис 48:20). Про­рок слышит голос свыше, который взывает: «Приготовьте в пустыне дорогу Господу, путь прямой в степи проложи­те для Бога нашего! Пусть все лощины поднимутся, горы и холмы опустятся, искривленное станет гладким, а не­ровности станут равниною. И откроется слава Господа, все живущие увидят ее!» (Ис 40:1-5)[10].

Мессианское Откровение о Служителе Господнем

Вторая часть Книги пророка Исайи содержит четыре гимна о «Рабе/Служигеле Господнем» (евр. Эвед Адонаи)[11]; их можно интерпретировать как указание на Мессию[12]. Одним из прообразов Служителя Господня является царь Кир, «помазанный» Богом.

1) В первом гимне Служитель изображен как праведный кроткий властитель и «свет для язычников»[13] (Ис 42:1-4,6-7).

2) Во втором гимне Служитель Господень — это одновре­менно и народ Израиля, и Человек, Который возродит на­род Божий (Ис 49:1-2,6).

3) Третий гимн показывает, что Служитель Господень претерпевает бесчестие от противящихся ему людей; возможно, здесь содержится намек на судьбу самого про­рока (Ис 50:4,6).

4) Наиболее сильное впечатление производит четвер­тый гимн (Ис 52:13-53:12). В нем изображается, как цари и многие народы созерцают Раба Господнего, при­нимающего на себя великие страдания. Первоначально Раб показался им ничтожным человеком, который был заслуженно наказан Богом (Ис 53:2-4). Но затем люди с изумлением осознают, что Раб Господень добро­вольно пошел на муки ради них, ради искупления их вины (Ис 53:5). Раб Господа явился Ходатаем за грешников (Ис 53:12). Но при этом Бог возвысит его и дарует ему удел великих людей.

В иудейской традиции четвертый гимн Рабу Господню интерпретировался как указание на страдающий Изра­иль, униженный перед народами, но возвеличенный Богом в будущем. Однако искупительное и спасительное значение страданий Раба Господня показывает, что Раб не может быть отождествлен ни с Израилем, ни с самим пророком Исайей, ни с другими ветхозаветными лично­стям. Смысл этого пророчества раскрывается только в свете новозаветного откровения: безгрешный Иисус Христос принял мучительную и позорную смерть на Кресте во искупление грехов всех людей[14].

Истинный Бог и идолы

Плененные иудеи, живущие в Вавилоне — столице языческой империи, — ежедневно соприкасались с куль­том языческих божеств, видели посвященные им красивые храмы и пышные ритуалы. Желая «развенчать» языческие культы, пророк подробно рассказывает, как ремесленни­ки своими руками изготовляют изваяния богов из куска дерева, а потом начинают поклоняться созданному ими идолу и молить его о помощи. Пророк неоднократно под­черкивает, что никакие языческие божества не могут даже сравниться с Богом Яхве. Бог, открывшийся Израилю — это истинный Бог, Творец мира и Вседержи­тель (Ис 45:7). Поэтому человек должен благоговейно склониться перед властью всесильного Бога (Ис 45:9,12). Все земные представления о Боге являются ограни­ченными, они не могут охватить Его безмерного величия и мудрости (Ис 55:8-11).

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!