Портрет Г. И. Головкина. 20-е гг. XVIII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
*Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio — «ясно вижу») — система изображения пространства и предметов на плоскости, распространившаяся в Европе с эпохи Возрождения.
**Парсуна (от лат. persona) — тип портретного изображения в русской живописи второй половины XVI — XVII вв., сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы.
***Батальный жанр (франц. bataille —- «баталия», «битва») — жанр изобразительного искусства, посвящённый войне.
Луи Каравакк.
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты.
Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов» (около 1729 г.). Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не утихают до сих пор. Вероятнее всего, это автопортрет художника с женой, т. е. первый автопортрет в истории русской живописи.
С 1727 г. и до самой смерти Матвеев возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии художеств учились и служили практически все художники.
К 40—50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761). Самый изысканный портрет Вишнякова изображает Сарру Элеонору Фермор, дочь начальника Канцелярии от строений (1749 г.). Юная девушка в роскошном серебристо-сером атласном платье, вышитом цветами, готовится сделать реверанс. В руке она грациозно держит веер. Кисти
|
|
ГРАВЮРА
Самым доступным и распространённым видом изобразительного искусства в Петровскую эпоху была гравюра. Гравюры отражали важнейшие события, служили своеобразными учебными пособиями и иллюстрациями в книгах.
Традиции русского гравировального искусства заложили голландские мастера Адриан Схонебек (1661—1702) и Питер Пикар (1668 или 1669—1737).
Самым знаменитым русским гравёром начала XVIII столетия был Алексей Фёдорович Зубов (1682 или 1683 — после 1749). Его работы запечатлели военные победы Петра I на суше и на море, свадьбу Петра и Екатерины в 1712 г. и главное «творенье» русского царя-реформатора — строящийся Санкт-Петербург.
Искусство гравюры, которое так ценили в Петровское время, возродилось в 40—50-е гг. XVIII в.
Популярным жанром тогда стал портрет. Очень часто на гравюрах изображались роскошные торжества и фейерверки при дворе императрицы Елизаветы Петровны.
В 1 753 г. был издан альбом гравюр по рисункам Михаила Ивановича Махаева (1718—1770), содержавший двенадцать «проспектов» (перспектив) Петербурга.
|
|
Алексей Зубов. Васильевский остров. 1714 г. Гравюра.
186
Андрей Матвеев.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!