Основным понятием его концепции есть понятие мотивации.



Деффициентная мотивация произошло от понятия дефицит – человек ориентирован на удовлетворение потребностей, которые не удовлетворены или фрустрированы. ДМ заключается в потребности изменить данное состояние дел. Пример, когда хотим есть или спать мы испытываем дефицит, нужно удовлетворить срочно эту потребность. Бытийная же мотивация относиться к наслаждению, к желанию искать позитивные цели. Она проявляется когда человек не испытывает голода, страха или более. Бытийная мотивация здесь рассматривается как любопытство. ДМ чаще всего встречается на низших уровнях как потребность в безопасности.

Бытийная мотивация - встречается на всех четырех уровнях пирамиды кроме 1 самоактулизации.

Метамотивация проявляется только на высшим уровне. Она касается поведения вызываемая потребностями и ценностями роста. По Маслоу такого рода мотивация характерна самоактулизировашимися людям. Итак метамотивация может проявится когда удовлетворены все низшие потребности. Тогда метамотивация представляет собой посвящения идеалам, высшим целям. Метамотивация выходит за границы личности.

Маслоу выделял два понятия Любовь это бытийная и дифециентная.

Дифициентная любовь это любовь к другом потому что он удовлетворяет какую-то потребность, причем чем больше удовлетворения тем больше возрастает этот род любви. В сексе, из за страха одиночества.

Бытийная любовь это любовь к сущности человека, к его бытию, такая любовь не стремиться к обладанию и занята больше добром другого человека. Бытийная любовь бескорыстна. Другой человек здесь рассматривается как личность а не как удовлетворение своих эгоистических потребностей. Такая любовь богаче и более длительна, она не увядает как любовь дифецитарная.

Средний человек в большей степени испытывает дефицит и не переходит на другой уровень.

ПО Маслоу каждый человек стремиться к самоаутулизации, но не каждый достигает этого.

Теория личности Ф. Перлза.

«Тревога - разрыв, напряжение между “сейчас” и “тогда”. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее».

Ф. Перлз [5]

Основные положения теории личности Ф. Перлза представлены на рис. 14.

Рис. 14

Ключевые понятия

Бытие «здесь и теперь». По Ф. Перлзу, невротики не способны жить в настоящем. Они постоянно носят неоконченные дела из прошлого. Но прошлого «уже нет», «будущего еще нет». Согласно Ф. Перлзу, существует только настоящее.

Гештальт. Термин, означающий в гештальтпеихологии следующее: паттерн или конфигурация, т. е. определенная организация частей, которая образует нечто целое. Целостность в гештальттерапии - это целостность поля «организм / среда»; целостность психофизиологического поля, целостность актов переживания и поведения. Как считает Ф. Перлз, «любое нарушение баланса организма представляет собой какой-то неполный гештальт, какую-то незавершенную ситуацию, вынуждающую организм заняться созиданием, изыскать средства и способы восстановления этого баланса» [8, с. 171].

Зрелость личности. Переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя.

Интроекция. Защитный механизм, посредством которого люди усваивают нормы, установки, способы действия и мышления, не являющиеся их собственными, не ассимилируя, не усваивая их в достаточной степени, чтобы сделать их своими.

Конфлюэиция (слияние). Защитный механизм, при котором люди нс ощущают границ между собой и своим окружением. Такая реакция препятствует адекватному восприятию другого человека как другого.

Мудрость организма. Разновидность интуиции, основывающаяся, прежде всего, на эмоциях, а не на интеллекте, на природных способностях, а не на концептуальных системах. По Ф. Перлзу, в современном обществе интеллекту придается слишком большое значение в ущерб подлинному эмоциональному осознанию.

Проекция. Отказ от собственных импульсов, желаний, поступков. Тенденция возлагать на других ответственность за то, что исходит от самого человека.

Ретрофлексия. Защитный механизм, при котором люди становятся одновременно и объектом, и субъектом своих поступков. Расщепляя себя, они становятся «мишенью» собственных действий.

Слои невроза. Пятислойная структура невроза. Согласно Ф. Перлзу, рост личности происходит при прохождении человеком через эти слои. Первый из них - слой клише, или слой символьного существования. Следующий - ролевой, или игровой слой. Затем идет тупиковый слой, иначе называемый слоем антисуществования и фобий. Четвертый - слой смерти или имплозии. Последний - слой взрыва или экс- плозии.

Тревога. Разрыв в напряжении между «сейчас» и «тогда». Неспособность выдержать это напряжение заставляет людей заполнять разрыв планированием, повторением и попытками обезопасить будущее.

Эгограница. Граница, позволяющая выделить человека из окружающей его среды; отделение «Я» от «других».

«Я-идеал». Понятие, сходное с суперэго 3. Фрейда. Ф. Перлз сравнивает «Я-идеал» с «собакой сверху», «белым клоуном», характеризующимся самодовольством, требовательностью, авторитарностью. Противоположна позиция «собака снизу», «рыжий клоун» - защищающийся, оправдывающийся, бессильный. Обе позиции - манипуля- тивны. По Ф. Псрлзу, человеческая жизнь проходит в стремлении достичь недостижимого «Я-идсала». Выход - в диалоге, интеграции противоположных частей.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!