Культурная жизнь в Коканде в XI Х веке.



Поэты кокандской литературы среды писали свои стихи на узбекском и таджикском языках. Двуязычие, как и в других регионах, так и в Коканде, было характерным явлением в культурной жизни XVIII-XIX в.в. В частности, видным поэтом своего времени, писавшим свои произведения на таджикском и узбекском языках, был Мулла Шермухаммад Акмаль, в творческом наследии которого встречаются стихи острой социальной направленности, обличающие гнёт и деспотизм. Следует отметить, что кокандская литературная среда не была однородной. Уже начиная с XVIIIв., в литературной жизни Кокандского ханства сформировались два противоположных направления: одно, реакционное, феодально-клерикальное, представленное поэтами, близкими ко двору и занимавшимися главным образом восхвалением правителя и его приближенных, призывающими ко всемерному укреплению ханской власти при сохранении в повиновении народных масс; другое, прогрессивное, демократическое; представлявшие его поэты воспевали нужды и чаяния народа, стремились пробудить в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости. Особенно усилилась творческая деятельность представителей феодально-клерикального направления в литературной жизни Коканда в начале XIX в., причем немалую роль в этом сыграл Умар-хан - человек поэтически одаренный, писавший свои стихи под псевдонимом Амир, вдохновлявший придворных поэтов на создание произведений, полных славословия в адрес его и его окружения. Видным представителем этого направления был Султан тура Адо - аристократ, занимавший высокий пост при дворе кокандского хана, а затем бухарского эмира. К прогрессивному, демократическому направлению относится творчество кокандских поэтов и писателей Махмура («Мухаммас», «Хапалак» и др.), Гулхани («Зарбулмасал»), Гази, Хазыка, Маъдана и др., которые в своих произведениях, горячо сочувствуя угнетенным, остро, в сатирической форме, обличали произвол и беззаконие, алчность и лицемерие баев, ханских чиновников, протестовали против существующих порядков. Они заложили основы будущей демократической литературы, получившей широкое развитие в Коканде в конце XIX - начале ХХ в.

Развитие художественной культуры в среднеазиатских ханствах нашло свое выражение в совершенствовании искусства книжной миниатюры (Мухаммад Юсуф Роджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Ахунд, Камалиддин Хусайни и др.), появлении новых имен талантливых певцов и музыкантов - исполнителей (Пахлаван Нияз Мирза-баши Мухаммад), развитии музыкального фольклора (макомы, шашмакомы и др.), театра масхарабозов (в Бухарском оазисе - Сайфулла Масхара, Закир Масхара, Эргаш Масхара, Эргаш Масхара; в Кокандском ханстве - театр Кизикчи, Мухаммад Салих Бадиёршум), распространении кукольного театра (Шосолих, Гафур, Халфаранг - Коканд; Дониёр - Ташкент; Шариф Сайёх, Кори ходжи - Бухара; и многие другие), дальнейшем развитии имеющего богатейшее наследие узбекского танцевального искусства и т.д.

Экономическая и духовная зависимость Узбекистана в период Советской власти и её последствия.

В духовной сфере заключается творческий потенциал, от которого зависит успех прогрессивных преобразований в жизнедеятельности каждой нации и народности, успех перестройки. Без духовной культуры невозможно создать общество полной демократии, гуманизма и свободы. Нравственность народа, жившего на территории Узбекистана, формировалась под влиянием богатых духовных традиций, выработанных прошлыми поколениями, классических положений гуманизма Востока, правовых и дидактических норм. ислама. Его культура сложилась под воздействием учения выдающихся мыслителей Средней Азии. Чрезвычайно высока была роль в культурной жизни Узбекистана национальной интеллигенции- литераторов, журналистов, учителей. В культурной жизни Узбекистана заметную роль играли представители интеллигенции из России, Татарстана, Башкортостана, Турции и других стран. Политика советской власти распространялась так же на работу среди женщин-мусульманок, поскольку с точки зрения европейской цивилизации считалось, что их роль в общественной жизни проявлялась недостаточно, а следование таким обычаям, как ношение чадры, унижает их. Характер политических компаний носила и работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Классовый подход, составлявший один из ведущих принципов культурной политики советской власти, нанес непоправимый урон таким институтам национальной культуры Узбекистана, как вакуф, старометодные школы, медресе и др., притеснение которых вызывало противодействие населения, порождая конфликтные ситуации. Для творческой жизни республики это был сложный период, полный поиска и жесточайших столкновений многочисленных направлений, отличающихся своими мировоззренческими позициями, период приобретений и потерь, рождения новых талантов и трагических судеб. В эти годы все громче стало о себе заявлять новое художественное течение- пролеткульт, ставившее задачей формирование новый, пролетарской культуры. Грубо вульгаризированный подход к сложнейшим проблемам духовной жизни с надуманным противопоставлением пролетарской культуры всему духовному богатству народа, нигилистическим отношением к культурному наследию прошлого, духовным завоеваниям всего человечества вызвал неоднозначную реакцию в обществе.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!