Задания для самостоятельной работы



1. Проведите с детьми беседу на тему «Мои игры» по следующим вопросам:

· Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

· Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду?

Во что ты играешь дома?

С кем ты играешь дома?

· В какие игры ты играешь с ребятами в детском саду?

· Ты любишь играть один или с ребятами?

· С кем ты любишь играть? Назови имена своих друзей.

· У тебя есть любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

Рекомендации:

· беседу следует проводить индивидуально с каждым ребенком;

· для беседы отобрать детей в количестве 6-8 человек (принципы отбора: 1) дети, регулярно посещающие детский сад и дети, эпизодически посещающие дошкольное учреждение; 2) активные и мало активные дети; 3) дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и не пользующиеся авторитетом);

· продумать время и место для беседы в режиме дня;

· вопросы задавать в медленном темпе;

· не торопить ребенка с ответом;

· все ответы ребенка записывать дословно.

 

2. К ниже приведенным сценариям народных игр придумайте варианты, обогащающие их содержание.

Сценарий народной игры Ваш вариант
1. «Жмурки» С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим. 2. «Молчанка» Все садятся и хором произносят: Первенчики, бубенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д. 3. «Прятки» С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот, кого он найдет первым, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.  

 

3. Составьте картотеку русских народных игр с подробным их описанием по следующим основаниям:

· игры, отражающие отношение человека к природе («Гуси-лебеди», «Волк и овцы»…);

· быт русского народа («Ворота», «Каравай»…);

· игры на смекалку, находчивость, быстроту и хорошую координацию («Жмурки», «Горелки», «Ловишки»…).

Распределите их по возрастным категориям:

                          - младший дошкольный возраст;

                          - старший дошкольный возраст.

 

4. Подготовьте методический отчет о проведенной беседе с анализом ответов детей на тему: «Мои игры». В отчете сформулировать предложения относительно тех детей, ответы которых вызвали вашу обеспокоенность о эмоциональном состоянии и положении ребенка в группе сверстников.

 

5. Составьте план на месяц по расширению детских представлений о событиях и явлениях окружающего мира, которые будут способствовать развитию сюжетно-ролевых игр, практикующихся в возрастной группе ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику.

Согласуйте план с воспитателями группы. Определите свое участие в его реализации.

 

Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Л.В. Артемова делит их на стендовые и настольные.

Вообще, в режиссерской игре есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Во-первых, ребенок в этой игре часто сам создает сюжет-сценарий или действует с персонажами определенной сказки, внося свои изменения.

Во-вторых, ребенок, разворачивая сюжет (литературный или задуманный им самим), придумывает, что чем будет. И, как показывает опыт, разыгрывая определенную сказку, её персонаж он может представить в другой роли.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т. е. представляет в пространстве, кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать.

Режиссерская игра выступает как самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве. Это вид игры, в которой ребенок идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Центральным моментом этой игры является событийная сторона.

Режиссерская игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Но наличие этой игры в детском коллективе часто остается для взрослых тайной. Дело в том, что режиссерскую игру
трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во- вторых, ребенок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в неё ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При её организации необходимо соблюдать три условия. Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна, внутри этих границ он хозяин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов. А что же ребенок? Ему как никакому взрослому, нужно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным. Без этого он не может играть, не может фантазировать.

Второе условие – это наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Такие предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности.

Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры – позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет.

Как подчеркивает Е. Е. Кравцова, именно режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Общим для режиссерской игры и игры-драматизации является наличие зрителя. Кроме того они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества.

О.А.Акулова , кандидат педагогических наук, предложила свою систему работы по развитию театрализованной деятельности . Вся работа проходит в три этапа:

  1. художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2. освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  3. самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Методика работы с детьми в разных возрастных группах имеет свою специфику (цели, задачи и содержание).


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 873; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!