II. ОТНОШЕНИЕ ЛЮТЕРА К СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НАРОДНОМУ ДВИЖЕНИЮ



Мартин Лютер. Пастырское увещание всем христианам отречься от мятежа и возмущения (1522 г.)

Божьей милостью в наше время опять воссиял свет христианской истины, дотоле скрытый папой и его присными, и все их многовредные и мерзкие обольщения, преступления и тиранство теперь выведены на свет Божий и посрамлены; можно даже опасаться, что возникнет мятеж... Ибо простой народ, возмущенный и раздосадованный ущербом имущественным и вредом душевным, выведенный почти из терпения бесчестными и безмерными тяготами, не сможет, пожалуй, да, по веским причинам, и не захочет впредь терпеть подобное и возьмется за цепы и дубинки...

...Я все-таки нимало не опасаюсь возмущения.., ибо по Писанию папе и его приспешникам грозит худший конец, чем смерть телесная при возмущении...

Папство и все его учреждения... чистейшая ложь и ложью порождены... Нужно поэтому лишь, чтоб ложь эту узнали и открыли, тогда она сама падет вместе с папой, попами, монахами, со всем позором и скверной...

И вот, прежде всего, обращусь к светской власти и дворянству; каждый князь или властитель должен бы уже по обязанности применить законную власть свою в стране своей; ибо то, что совершается при посредстве законной власти, нельзя считать возмущением... Простой же люд нужно успокоить и указать ему, чтоб он воздержался от мятежа и в словах, и в помыслах и ничего бы не предпринимал без повеления начальства, без указаний иконной власти...

...В мятеже мало разумною: вся тяжесть его обрушивается обыкновенно более на невинных, чем на виновных... Потому-то и установлена власть и вручен ей меч карать нечестивых и охранять благочестивых, дабы не было мятежа... Если же поднимется госпожа «толпа», кто различит доброго от злого, кто соблюдает это различие; нет, удары посыпятся тогда как попало, и не может не быть великой, страшной несправедливости.

...Если начальство не захочет начинать... сделай так, чтоб уста твои были устами духа Христова... Так мы и поступим, если по-прежнему будем продолжать клеймить и в речах, и в писаниях, пред всеми людьми, плутни и обманы папы и папистов, дабы весь свет узрел их в наготе их и они были бы посрамлены. Ибо прежде всего нужно бить их словом...

 

Мартин Лютер. О светской власти, в какой мере люди обязаны ей повиновением (1523 г.)

I.  Светская власть — Божье установление

...Если бы весь мир состоял из настоящих христиан, т. е. из истинно верующих, то не нужно бы ни князей, ни королей, ни господ, ни меча, ни закона... Но так как далеко не все — верующие, так как лишь незначительная часть ведет себя по-христиански, не противясь злу, а также и для того, чтобы это меньшинство само не причинило бы зла, Бог, кроме христианского чина и Божьего царства, установил еще и другой строй, подверг всех власти меча, дабы [беззаконники] при всем желании не могли бы исполнить злой умысел свой... Не будь этого, то ввиду всеобщей распространенности зла — между тысячью найдется едва ли один истинный христианин, — один пожирал бы другого и никто не мог бы обзавестись женой или детьми, не мог бы мирно трудиться и служить господину; мир превратился бы в пустыню...

...И вот, раз [светский] меч всем людям полезен и необходим для охраны мира, карания преступлений и защиты от злых, он [христианин] и платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает все, что идет на пользу светской власти, дабы ее не забывали, чтили и боялись; [так поступает христианин], хотя ему самому все это совсем не нужно... Не нужно тебе, так нужно твоему немощному ближнему, ему помоги, ему дай мир и охрану от недругов... Цени поэтому меч и светскую власть не менее супружества, земледелия, ремесла и прочих установлений Господа Бога...

...Но ты спросишь тогда, истинные ли христиане приставы, палачи, юристы, адвокаты и прочие, богоугодны ли дела их? Ответ. Если светская власть и меч — служение Богу то и все, что помогает власти действовать мечом сим — тоже служение Богу...

 

II. Как далеко простирается светская власть

...Светский строй имеет свои законы, распространяющиеся лишь на тело и добро наше, на все материальное. Над душой же Бог не дозволяет властвовать никому, кроме него самого. Поэтому, раз светская власть дерзнет диктовать душам законы, она грубо вмешивается в управление Господа, соблазняет и убивает души. Это мы сделаем очевидным до осязательности, так что даже наши дворянчики, наши князья и епископы должны будут понять, как безнадежно глупо с их стороны законами и указами заставлять подданных верить так, а не иначе...

...Немилостивцы мои — папа и епископы — должны бы быть [лишь] епископами и проповедовать слово Божие, но они пренебрегли этим и стали светскими государями... Также и светские государи: внешнее управление страной и людьми принадлежит им, но они пренебрегли этим; они умеют лишь драть шкуру [с подданных], загребать последнее, накладывать пошлину зa пошлиной, ренту за рентой... Посему Бог извратил их разум, и они взялись за безумное дело — управление душами подданных...

Знай также, что с сотворения мира мудрый князь — птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо отчаянные злодеи; всегда нужно ждать oт них наихудшее, редко что-либо хорошее, особливо в божественных делах, в делах спасения души. Ведь они палочники и палачи Господа, и божественный гнев употребляет их для наказания злых, для утверждения внешнего [лишь] мира...

Если же князю удается быть умным, благочестивым и христианином, то это — великое чудо, вернейший знак Божьей милости для [данной] страны... Мир слишком испорчен, он недостоин иметь много умных, благочестивых князей; для лягушек нужны аисты...

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!