Проблемы и возможности развития ценности юмора и способности понимания комического в подростковой и молодежной среде



Ковалева Н.Б. Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя // Психология и Психотехника. 2016. № 4. С.330-342. DOI: 10.7256/2070-8955.2016.4.19891 http://www.nbpublish.com/ptmag/contents_2016_4.html

 отрывок ( 336-342) можно уцкоротить

 

В рефлеклсивно-позиционной  концепции обретение свободы мышления осуществляется (в случае возникшего затруднения или обнаружения проблемы) на основе остановки действия, фиксации затруднения, ревизии и преодоления некритично усвоенного суждения, поверхностного взгляда; построения нового, соотнесенного с культурным значением, понимания ситуации; наконец, личностного осмысления (оборачивания на себя) полученных знаний. Применение данной системы к анализу разбираемого юмористического высказывания Бернарда Шоу, позволяет предложить следующую схему сборки: а) остановка инерционного восприятия по стереотипам и клише, вмененного понимания, предрассудочного видения; б) фиксация противоречия в понимании, возникшего за счет юмористического высказывания; в) отстранение и юмористический взгляд на свои прежние упраздняемые, снимаемые и преобразуемые представления; в) обнаружение культурного значения ситуации; г) переосмысление собственной ситуации (оборачивание нового взгляда на себя), рефлексивное схватывание нового качества видения себя с осознанием преобразования собственной субъектной позиции.

Такова последовательность стадий (этапов) самоизменения в аспекте мыслительных процедур и действий, необходимых для получения нового продуктивного знания в ситуации понимания юмора в рефлексивной теории творческого мышления (рис. 2).

С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода [25-29; 36; 59], способность понимания юмористического текста в значительной мере определяется развитием рефлексивного мышления и коммуникативных способностей. К коммуникативным способностям относятся способности понимания и репрезентации позиции и средства их согласования в диалогическом событии. Юмор и ирония понимаются нами как формы комического, основанные на мыслительной способности вскрытия противоречий и деконструкции (выявления детерминант и логик в отношении) их оснований. Противоречия преодолеваются в оптике парадоксальной точки зрения, за счет внесения нового неожиданного фактора в контекстуальное поле. Противоположности «снимаются» по-разному: за счет усмотрения большого в малом; за счет пересмотра значимости прежних целей и ценностей; за счет переосмысления и гармонизации ситуации в контексте эстетического переживания.

В анекдоте, как правило, противоречие разрешается радикальным расширением контекста возможных толкований или в очередном «абсурде», что и является причиной смеха. В «новом абсурде» возникает новая ясность: позиция, позволяющая видеть абсурд, должна сама по себе иметь достаточно большую жесткость и основательность, быть непричастной ситуативным рамкам, являясь позицией «над» или «вне».

Ироническая позиция ‑ «позиция над» с уклонением от предпочтений любой из изначально привлекательных альтернатив. Если в абсурдной форме показывается мелочность «спорящих до посинения» героев (акторов ситуации, события), то смеющийся над ними выделяет как важное свою возможность встать выше спора и вне его. Косвенно этим постулируется, что ценности лежат вне функционально закрепленных форм, надетых на героев как карнавальный балахон или униформа, согласно их ролевой идентификации.

 

Рис. 2. Рефлексивно-позиционная схема понимания юмора

Соответственно, понимание юмора возможно только в соотнесении с системой ценностей, вне которой все эти переходы оказываются бессмысленными. Юмор борется с незыблемостью идеалов и мифов, с догматической предзаданностью истин и «правильных» мнений, с вмененным пониманием и с принуждением. Интересно, что данная концепция юмора хорошо сопрягается с теоретическим воззрением других авторов [10; 33-37; 46, 50]. В частности А. Н. Лук [32], выделяет следующие предпосылки для понимания юмора:

 — способность к отчуждению, умению видеть себя как бы сторонним взглядом;

 — способность видеть вещи под неожиданным углом зрения;

 — «раскованность» мышления, лёгкость ассоциирования, отсутствие страха.

Первые две предпосылки, очевидно, связаны с рефлексией в принятом нами понимании. Как было показано в наших работах, в концепции Н. Г. Алексеева отстранение (эмоциональное снятие значимости наличной актуальной позиции) является одним из основных рефлексивных действий, наряду с остановкой действия, фиксацией, объективацией и оборачиванием. Умение видеть себя со стороны, а вещи под неожиданным углом зрения ‑ это результаты рефлексивных действий, обеспечивающих творческую позицию человека. Объективация результатов интуитивных прозрений обеспечивается такими мотивационно-личностными факторами как свобода мышления, чуткость к латентным смыслам, полипозиционность мышления, отсутствие установок на самоограничение, инициативность [27].

Таким образом, рефлексивно-позиционный метод анализа текста или высказывания позволяет выделить следующие функционально рефлексивные действия по его пониманию:

1. Реконструкция предмета и содержания самого текста; позиции его автора.

2. Позиционно-ролевой анализ текста. Выявление всех функционально-ролевых позиций и их определение.

3. Установление отношений между функционально-ролевыми позициями всех субъектов (автора, героев, читателя, критика, т.п.), включенных в ситуацию: а) гипотетической позиции автора новеллы; б) своей предварительной точки зрения; в) позиции любопытствующей дамы; г) позиционные следы актора‑писателя, он же персонаж авторского повествования.

4. Первичная выработка позиционного отношения и построение позиционного высказывания на основе встречного понимания.

Комизм ‑ в несовместимости «реальности» спрашивающего и «действительности» отвечающего; их разнокачественности и разномасштабности; их внеположенности по отношению к друг-другу – как миры они взаимоперпендикулярны! Но при серьезном подходе к сравнительному анализу присущих той или иной позиции ценностей, компульсивное (вне рациональных оснований) опровержение значимости одной из них ‑ усиливает значимость и влияние как раз опровергаемой позиции, её достоинства, косвенно подтверждаемого мощью и изощрённостью красноречия критикующего оппонента. Как мы видим, при юмористическом взгляде и ироническом способе отношения, при не пропорциоанальном ценности объекта атаки низпровергающем усилии, выказанном по ходу дискуссии, – необходимо укрепляется другая (собственно говоря, критикуемая) позиция, как будто одалживая часть энергии и сил у своего интенсивного «не по разуму» визави.

Медиагерменевтическое усилие в декодировании опосредующих описаний помогает нам через смену позиций выявить новый ракурс рассмотрения, в котором знакомая вещь иначе интерпретирует себя, предъявляя новый абрис своей формы [26; 29; 59]. В этой новой экспозиции ‑ знакомое, подчас, приобретает качества не знакомого и не ожиданного. Это можно уподобить своеобразной переустановке света на сцене пещеры Платона, новое измерение или проекция видения, – и новые мы, по-новому, из другого пространства возможностей, взирающие на привычное для нас содержание.

Юмор и ирония, таким образом, опираются на специфически культурные способности художественно и критически вскрыть несоответствие описания и факта, или зафиксировать противоречие между видимым и скрытым. В этом смысле юмор выступает как мыслительные средства осуществления ревизии оснований, предмета, содержания наших предрассудков или некритично усвоенных мнений; декодирования симулякров; прояснения природы базовых представлений, ориентирующих нас в отношении нашего прошлого, настоящего и будущего. Рефлексивно-эвристическая функция комического (юмора, иронии, сатиры, сарказма) превращается тем самым в инструмент проблематизации и переосмысления существующего положения вещей как в приватной области самопознания-познания, так и в области публичных гуманитарных практик, а в конечном итоге становится источником различных личностных новообразований: ценностной основы самосознания, мировоззренческих идеалов, картины мира, духовно-нравственных убеждений, социокультурной идентичности.

Проблемы и возможности развития ценности юмора и способности понимания комического в подростковой и молодежной среде

Развитие культуры понимания юмора и комического имеет особое значение для молодежной аудитории. Проблема формирования культуры понимания текстов (в живом и опосредованном общении в детской и юношеской среде) сама по себе, несмотря на фиксируемый герменевтический бум, до сих пор в достаточной мере не нашла своего разрешения в социокультурной практике воспитания, образования и управления образованием [11; 14; 28; 30; 34; 41;55].

Хотя и существует немало интересных прецедентов формирования культуры понимания текстов, в том числе юмористических, на различных ступенях основного и дополнительного образования [29; 37;46; 48], ‑ общий уровень культуры понимания текста, по признанию ведущих экспертов, стремительно падает. Феномены «вмененного понимания», клипового мышления, фоновая ротация миметического ширпотреба, получающие все большее распространение [2; 26, 28, 36, 59], яркое подтверждение этому. Подтверждают такую ситуацию, в частности, и наши собственные исследования.

В течение нескольких лет нами проводились исследования современных представлений старшеклассников и студентов по теме «Образ образованного человека» [25–28]. В общей сложности проведена экспертиза порядка 1000 творческих работ. Анализ данных эссе и других творческих работ позволяет зафиксировать, что чувство юмора упоминается как качество, необходимое образованному человеку, крайне редко и не имеет статистически значимых показателей. В представлении молодежной аудитории юмор не имеет самостоятельного статуса в качестве образовательной ценности или общей характеристики образованности. Среди студентов факультета начального образования МПГУ на прямой вопрос, нужно ли чувство юмора учителю, большая часть студентов ответила, что нужно, но как дополнительное, не основное качество. Модель педагогического профессионализма для многих из них пока строится на представлениях о педагоге, как о человеке, транслирующем информацию в виде «готового знания», и не практикующего в качестве средства и условия совместного с учениками открытия и освоения ими знаний – исследовательский диалог, в пространстве которого чувство юмора оказывается более чем востребовано. Ниже приведены некоторые результаты комплексного исследования способностей понимания текста студентами 2 курса МПГУ факультета начального образования, проведенного на материале фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».

Основная цель: определение характеристик понимания разного рода медиатекстов (пословицы, метафоры, картинки, стихи, мультимедиа объекты, прочее) через соотнесение с картиной мира и ценностными ориентациями самих студентов.

Один из субтестов был направлен на диагностику способности понимания юмора (на материале высказывания из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», ставшего крылатым выражением: «Присоединяйтесь, Господа, присоединяйтесь». В фильме с призывом «Присоединяйтесь, Барон. Незаметно присоединяйтесь!» попеременно к барону обращаются: его официальная супруга; бургомистр; король. Часть результатов представлена в табл. 1.

 

Таблица 1


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!