Образование пяти первоэлементов
Давайте рассмотрим процесс образования каждого из пяти первоэлементов. Существует две основные школы, по-разному объясняющие этот процесс – агницентрическая, или огненная, и акашацентрическая, или эфирная. Первая школа считается изначальной, а вторая – более поздней.
1. Агницентрическая школа. Эта школа считает изначальным, первым и всетворящим элементом Огонь, утверждая, что его природа наиболее близка и подобна природе Бога и души.
Когда частицы Огня начинают плавиться от собственного внутреннего жара, появляется Вода, которая, по мере удаления от источника жара, начинает застывать и постепенно превращается в первоэлемент Земля. Когда раскаленные частицы Огня начинают испаряться, появляется Воздух. Чем дальше он разлетается от Огня, тем больше разрежается – так появляется Эфир. В соответствии с этими данными можно составить следующую схему формирования пяти первоэлементов:
3 2 1 2 3
АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ
К сожалению, все основные тексты, принадлежащие этой школе, в настоящее время считаются утерянными, и на первое место вышла акашацентрическая школа. Весь современный аюрведический фундамент базируется именно на этой теории.
2. Акашацентрическая школа. Эта школа считает, что изначальным и первым элементом является Эфир, который формируется непосредственно из первокачества Звука[37]. Процесс формирования каждого из пяти первоэлементов заключается в накоплении Эфиром определенных качеств, которые относятся непосредственно к первокачествам. При комбинации Эфира с Осязаемостью во время его движения возникает Воздух, при комбинации с Осязаемостью и Формой возникает Огонь. Этот процесс сопровождается выделением тепла. При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает Вода, и этот процесс сопровождается растеканием частиц творения. При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой, Вкусом и Запахом образуется Земля. Процесс формирования Земли сопровождается застыванием элементов творения. Можно составить следующую схему формирования первоэлементов в соответствии с известной шлокой из Падартхавигьяны[38]: "Воздух из Эфира, Огонь из Воздуха, Вода из Огня, Земля из Воды".
|
|
1 2 3 4 5
АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ
Таким образом, исходя из этой теории, мы имеем только Эфир, который в ходе соединения с первокачествами приобретает новые качества и свойства.
Связь качеств и воздействия первоэлементов
|
|
Как вы уже поняли из предыдущих глав, качества и действие тесно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно проследить на примере формирования свойств и качеств Воды[39]. Для ее формирования необходимы: Эфир, Осязаемость, Форма и Вкус. Эфир является источником всех остальных первоэлементов. При соединении Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает первоэлемент Вода. Эти четыре элемента являются создающими субстанциями для Воды и пребывают относительно ее в мельчайшей форме. В данном случае Вода является создаваемой субстанцией и относительно их пребывает в более насыщенной качествами форме, хотя на самом деле и является мельчайшей. Можно сказать и несколько иначе - для ее формирования необходим Огонь и Вкус, ведь Вода – производное от Огня. В целом же, качество Воды, Вкус, соединяется с Эфиром и с составляющими частицами Воздуха и Огня. Итак, наиболее важным элементом процесса возникновения Воды является Огонь.
Согласно Удаяне, жар и свет, исходящие от Солнца – источник всего Огня – всего жара и всей энергии, благодаря которой происходят все превращения и изменения субстанций в этом мире. Чуть меньшее количество жара зимой порождает формирование снега, чуть большее дает окраску цветам, много большее – жар огня. Постепенное созревание незрелого плода под жаркими лучами солнца, коррозия металлов, переваривание пищи и трансформация семи тканей – три разновидности одного процесса, называемого «пака», или варка.
|
|
Удаяна, описывая Огонь, пишет в своей Лакщанавали, что он исполнен цвета, но не имеет вкуса. Канадарахасья указывает, что особенность Агни в том, что он обладает цветом, на абсолютно лишен веса. Тексты выделяют следующие качества Агни: цвет (форма), осязаемость, объем, размер, разделенность, соединенность, доминирование, текучесть, скорость, причем, первые два качества являются его отличительными признаками. Его цвет проистекает из света, а осязаемость – из жара, они – вечные, стабильные и неизменные во Вселенной и переменчивые в субстанциях. Его движение всегда восходящее.
Агни проявляется в двух формах – Нитья Агни, или вечный огонь, присутствующий на уровне параману, или субатомном уровне, и Анитья Агни, или не вечный огонь, являющийся физическим проявлением предыдущего. В свою очередь, Анитья Агни проявляется в трех формах.
1. Тэджошарира, или физическое проявление огня, как то планета Солнце или огонь костра, или молния.
|
|
2. Индрия-теджас, или огонь органов чувств, локализующийся в глазах и отвечающий за зрительное восприятие окружающего мира.
3. Вишая-теджас – природный огонь, сокрытый в субстанциях. Бывает четырех типов:
а. Бхаума теджас, или огонь земли. Им наиболее наполнены горючие субстанции.
б. Дивья теджас, или небесный огонь – солнечный, лунный или звездный свет, полярное сияние и т.д.
в. Аударья теджас, или огонь в телах живых существ.
г. Акараджа теджас, или огонь в металлах. Проявляется как блеск золота, серебра и др.
Действие Агни складывается из его качеств:
- Огонь способствует работе органов чувств и органов контроля над чувствами.
- Он способствует нагреванию или внутреннему теплу субстанций.
- Он способствует трансформации субстанций.
- Он способствует росту и развитию.
Когда субстанция вступает в контакт с огнем, под его влиянием происходит изменение ее качеств. Он вызывает резкое или постепенное разделение качеств субстанции, заканчивающееся полным разрушением ее внутренних связей и распадом субстанции на мельчайшие структурные составляющие. Дальнейшее воздействие огня вызывает перекомбинацию и «спайку» этих составляющих, способствуя формированию новых качеств, и, соответственно, новой субстанции.
Вторым по важности первоэлементом является Ап Махабхута, или вода. Вода является мельчайшей и бесчувственной, ведь все творящие субстанции обладают этими качествами. Она относится к проявленной материи, ведь обладает формой, измеримым количеством и воздействием. Качества Воды складываются из первокачеств и доминирующих гун[40]. Шершавость, Звук, Форма и Вкус – ее первичные качества; Вкус является ее основным качеством. Помимо этих четырех первозданных качеств, Вода обладает вторичными качествами: вязкостью, холодностью, клейкостью и текучестью. Эти качества много более проявлены у субстанций, основным созидающим первоэлементом которых она является, чем непосредственно у Воды, и у Воды чем у первокачества Вкуса. Любой объект, находящийся в форме жидкости состоит из доминирующего количества этого первоэлемента.
Действие Воды складывается из ее качеств:
Вода помогает формироваться шести вкусам в различных субстанциях, например, создает сладкий вкус в сахарном тростнике, кислый вкус в лимоне и т.д., а также создает жидкую форму воды, молока, масел и топленого коровьего масла.
Вода помогает соединению, сцеплению двух и более атомов и многоатомных объектов. «Во всех субстанциях Вода отвечает за соединение частей в единое целое».
Вода способствует охлаждению большинства субстанций.
Вода способствует растворению или разжижению большинства субстанций.
Существует четыре вида Воды:
1. Телесная вода (кровь, лимфа, флегма и др.)
2. Органы вкусового восприятия и вкус сам по себе.
3. Вода океанов, морей, рек и озер.
4. Вода, в виде дождя присутствующая в атмосферном воздухе.
Вода – один из основных факторов жизни, поэтому ее часто называют «дающая жизнь» или "умиротворяющая, дающая счастье". В Ведах говорится, что она необходима абсолютно всем живым существам, включая и тонкоматериальных – духов.
Точно таким же образом можно охарактеризовать и остальные первоэлементы. Это необходимо не только для понимания связи их качеств и воздействия, но и для более точной характеристики каждой из трех доша, которые складываются из сочетания двух первоэлементов, и для осознания принципов процесса внутриутробного формирования человеческого тела, его роста и развития, а также механизмов возникновения основных заболеваний.
Помимо основных и второстепенных свойств, первоэлементы обладают так называемыми мистическими свойствами, связанными с духами, ими управляющими. Мистические свойства и качества первоэлементов можно посмотреть в таблице 2.
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!