Процесс: волшебство в синхроничности



 

Это не просто X появляется перед u . Это достаточно волшебно, ведь X призрачно, и вы можете находить это X в своих сновидениях. Недостаточно мыслить только в терминах сознательного (u ) и бессознательного (X). Синхроничность подразумевает, что сознание и бессознательное – это в действительности выдумки наших фантазий общепринятой реальности! Вместо процесса имеется течение между X и u – поле и потенциальный танец! Каждое заигрывание – это синхроничность, один момент в процессе! Отношение между вами и мной или между любыми u и X, только отчасти состоит из видимых сигналов; оно также включает в себя чувствующее течение соединяющего нас поля. Возможно, это поле подобно любви, это Дао, которое не может быть выражено словами. Эта книга указывает на пространственно-временное сновидение, как на Дао, невыразимое словами, пространство между нами, переживания общей основы, лежащей под синхроничностью.

Самое плавное течение – это переживание сущности. Оно глубже, чем любая форма X или u в реальности или в сновидениях. Глубочайший аспект течения – пространственно-временное сновидение, следующее самому себе. В переживаниях пространственно-временного сновидения X и u представляют собой фазы танца, они – аспекты Дао, невыразимого словами. Но они не само Дао, невыразимое словами. То Дао, что невыразимо словами, – это поле процессуального ума, сила, проявляющаяся как танец пространственно-временного сновидения, как все заигрывания и все X и u , которые вы можете обнаружить.

Некоторые физики могли бы увидеть сходство между моим пониманием синхроничности и квантовой физикой. Вещи соединяет квантово-волновая функция; она стоит за сцепленностью, взаимосвязями между X и u . Но никто не может вам сказать, что в точности представляет собой эта квантово-волновая функция.

Мои учителя физики говорили: «НЕ СПРАШИВАЙ». Но мы должны спрашивать. Мой ответ состоит в том, что квантовая волна – это пример переживания узора или ритма танца процессуального ума. Она дает начало осознанию всех форм, но не является ни одной из этих форм. Квантовая волна – это пример потенциальной реальности, стоящей за нашим стохастическим танцем.

Я говорю, что на заднем плане есть организующие поля – называйте их умом бога, или процессуальным умом, или квантово-волновой функцией, или полями пространственно-временного сновидения. Это в наибольшей степени основанное на имеющихся данных объяснение опыта, которое мне известно. Мы чувствуем поля, связующие вещи так, как если бы они были атмосферами земли, силами и полями, заставляющими нас танцевать. Это сновидение является общей основой. Оно подобно идее Эйнштейна о пространственно-временном эфире, соединяющем обычных наблюдателей в разных местах Вселенной. Сновидение – это что-то вроде опыта четырехмерного пространства– времени общей теории относительности.

За синхроничностями стоит пространственно-временное сновидение процессуального ума. Большинство из нас знают, что если мы достаточно глубоко уходим в себя, проблемы, которые нас беспокоят, уменьшаются, и нам становится лучше. Однако в то же самое время это облегчение может затрагивать и других людей, тех, с которыми мы связаны. И тогда они временно могут чувствовать облегчение, даже не зная, где вы сейчас находитесь. Это шаманизм. Попробуйте провести данный эксперимент с кем-то из своих близких или друзей.

В следующем опыте мне бы хотелось, чтобы вы экспериментировали с погружением глубоко в себя, а затем пробовали разрешать проблему отношений. Это даст вам возможность поэкспериментировать с процессуальным умом, «одним миром», или Unus Mundus – с полями, общими для всех нас. Попробуйте следующий эксперимент.

 

Эксперимент unus mundus – синхроничности в отношениях

 

Я буду спрашивать вас о проблемах, которые вас беспокоят, и энергиях, которые вас раздражают, а потом буду просить вас связывать эти проблемы и энергии с кем-то, кого здесь с нами нет. Этот человек может вам нравиться или не нравиться, это не имеет значения. Это может быть ваш партнер или кто-то, кого вы не выносите.

Арни : Какова самая трудная энергия отношений в вашей жизни?

Одна из слушательниц : Это повторяющаяся вещь, случающаяся в моей жизни, энергия, которая агрессивна и нападает, и пытается захватывать. Я думаю о моем соседе, который хочет захватить часть моей земли и построить там свой гараж. Его энергия говорит: «Мне нет дела до тебя! Я просто хочу гараж!»

Арни : Когда вы в упражнении задаете человеку этот вопрос (Какова самая трудная энергия отношений в вашей жизни?), следите, что он или она делает со своими руками. Наша дама-доброволец двигала руками вот так (делает хватающее, режущее движение ).

Слушательница : Та же энергия была у моего отца: «Молчи! Заткнись!»

Арни : Это не похоже на то, как вы обычно выглядите! Какая энергия в вас больше всего восстает против этого резкого замечания: «Заткнись!»?

Слушательница : Часть меня, которой нравятся все мнения, нравится разнообразие, которая хочет иметь диалог, беседу между частями, хочет уважать обе стороны.

Арни : (Действуя как тот «отец» .) Фу!!! (Смех. ) Что заставило вас смеяться? Что заставило ее смеяться? Возможно, что процессуальному уму нравится энергия того резкого, хватающего X, даже несмотря на то что ваш сознательный ум ненавидит ту сторону. Имеется сцепленность, неизвестная связь между u и X. В любом случае, как эта сцепленность проявляется в отношениях?

Слушательница : Я сталкивалась с этой проблемой снова и снова, с другим соседом, тем, кто хочет брать и безразличен к другой стороне. Тогда это сказывается на моих основных отношениях с моим партнером, поскольку я становлюсь озабоченной. Когда появляется та энергия, у меня все идет наперекосяк.

Арни : Вашему партнеру от этого тоже немножко достается?

Слушательница : Да, он очень похож на меня, возможно, порой бывает слишком уступчивым, не любит конфликтов.

Арни : Как вы думаете, есть ли у него тоже немного той энергии X внутренне или внешне?

Слушательница : Он немного лучше с этим справляется, чем я. Когда еще один сосед сносил бульдозером наш забор, он вышел с лопатой!

Арни : Теперь, чтобы сделать это легче, можете ли вы сделать набросок этого X? Почувствуйте ту энергию X и нарисуйте ее.

Слушательница: проводит прямую рассекающую линию. Арни : А другая энергия выглядит как?

Слушательница: рисует извивающуюся линию.

 

Рис. 14 . Прямая и извивающаяся энергия

 

Арни : Классические противоположности! Прямолинейный разрез в противоположность изгибающемуся – это само по себе наводит на много размышлений. (Пауза. ) Теперь, какое место на земле вы предпочитаете?

Слушательница : Остров в Средиземном море к югу от Крита, откуда видна Африка.

Арни : Давайте отправимся туда. Можете ли вы видеть где-нибудь там эти две энергии?

Слушательница : Была забастовка! Перед тем как мы смогли туда попасть, все дрались и вопили. Была студенческая забастовка, все орали и кричали друг на друга. Это хватающее, режущее движение.

Арни : А другая энергия тоже там – волнистая?

Слушательница : Да. Тот остров – единственное место, где я когда-либо засыпала, плавая на поверхности воды. Она была такой безопасной, такой поддерживающей, такой теплой. Я сейчас чувствую себя спящей, просто плавающей.

Арни : Итак, отправимся на тот остров с забастовкой и плаванием. Вспоминайте паром, который привез вас туда, волны и солнечный свет. Позвольте острову дышать вами… дышите так, как если бы вами дышал остров. Недалеко есть и другая энергия… Когда остров дышит вами, может ли он также дышать в ту, другую энергию? Посмотрите, не можете ли вы дышать и в то, более прямолинейное поведение… Теперь, чтобы сделать вещи еще легче, представьте, что вас свободно движет Вселенная в пространстве вокруг того острова, пусть вас движет то пространство, пространство всей Вселенной. Ладно, теперь, когда вы чувствуете себя свободно танцующей… вы готовы приносить те пространственно-временные движения назад на этот остров, к тем энергиям, к прямолинейной энергии. Бог знает, что она собирается делать, эта вселенная, когда она вас двигает. Позволяйте ей двигать вас почти непредсказуемым образом.

Слушательница: двигается и кружится.

Арни : Вселенная делает вещи, которые вы просто не можете предсказать: вдруг заставляет вас вот так вертеться. Теперь давайте принесем это движение обратно к тем энергиям острова вблизи Крита вместе с опытом Вселенной, и увидим, как этот опыт одного мира управляется с проблемами разнообразия.

Вспоминайте свободу Вселенной в ваших движениях… Ага! Я вижу, вы уже поняли, я это видел. Вы это уловили?

Слушательница : Было очень большим облегчением чувствовать, как тебя кружит Вселенная, и смотреть на вещи с перспективы Вселенной. Это трудно выразить словами. В моей обычной самости я люблю эту текучую часть, часть, с которой я отождествляюсь, но когда я танцую и погружаюсь глубже, эта прямая линия вдруг перестает быть трудной. Потому что это просто часть течения – она становится частью танца, она становится тем, что необходимо для всей этой текущей вещи. Виляние хорошо, но если только нет части, которая режет и вопит Бам! Это! Сейчас! Мое! Если нет этой части, весь танец не является самим собой. Он перестает быть цельным.

Арни: Итак, кружение, виляние. Хорошо. Но с перспективы Вселенной его недостаточно без «гав!» в вашем танце! Вы смотрите на меня и что-то думаете…

Слушательница : Это каким-то образом принесло такое облегчение, потому что вдруг оказалось, что я не жертва той прямой линии, но что эта линия является частью меня, и моей природы, и природы Вселенной, и жизни.

Арни : Сейчас это для вас хорошо – вы выглядите довольно собранной и счастливой в отношении этого. Если бы вы могли еще на одном этапе не забыть завтра позвонить вашему соседу и просто сказать: «Я тут подумала о вас, и, кстати, как вы себя чувствовали вчера?» При этом обозначьте ему то время, когда мы с вами сегодня работали. Это важная часть упражнения. Могли бы вы это сделать?

Слушательница : Чтобы посмотреть, как это на него подействовало? Конечно.

Арни : Спасибо!

Будьте терпеливы, делая это упражнение. Не выходите из этого переживания Вселенной, пока ваш танец не становится немного непредсказуемым. Только после этого нужно принести это чувство непредвзятости и сновидения обратно в ваше затруднение в качестве метанавыка, который важен для напряженности или конфликта.

Один из слушателей : У вас есть гипотеза относительно того, что именно происходит с другими, с которыми мы находимся в отношениях?

Арни : Так как мы работаем не просто с другими людьми, а с полем между нами, иногда другой человек будет что-то замечать, иногда вещи происходят в какой-то общей окрестности.

Важная вещь – это непредсказуемый, открытый ум, выполняющий пространственно-временное сновидение. Он полностью подобен уму Дзен. Мы сосредоточиваемся не только на отношениях в общепринятой реальности, но также на энергиях и полях, стоящих за реальностью. При этом мы используем правую сторону нашего мозга. В этом состоянии ума любые непреднамеренные чувство или мысль, очевидно ваши, но также одновременно, находятся повсюду вокруг вас как часть вашего танца! Я хочу сказать, что синхроничность – это приглашение для u танцевать с X, приглашение для всех танцевать с Вселенной. Синхроничность – это пример того, как пространство между нами соединяет и связывает нас некогнитивным (или необъективным. – Пер.) образом. Она имеет дело с энергиями отношений, а не просто с участвующими в них людьми.

(Тридцать минут спустя после того, как все попробовали это упражнение.)

Арни : Я должен вернуться назад вместе с нашим добровольцем – что произошло, когда вы проверили дома? Слушательница : Поскольку вы сказали, чтобы я проверила, я позвонила своему другу, который был дома. Он был особенно бодрым, особенно довольным, и я спросила: «Почему ты такой довольный?» О ответил: «Ну эта проблема, над которой я работал три месяца, – я ее только что решил!» Проблема состояла в том, что он не мог заставить работать нашу газонокосилку. Он возился с ней три месяца, и вдруг в шесть часов вечера, когда мы работали здесь в классе, газонокосилка заработала!

Арни : Так называемый неодушевленный объект! Газонокосилка, которая косит газоны! Она заработала!

На мой взгляд, проблема между двумя (или более) людьми не может полностью разрешаться, если она не разрешается везде, где в вашей жизни существуют энергии u и X. Никакая проблема не бывает только местной или личной; все, что вы чувствуете, – ваше и принадлежит полям в мире вокруг вас.

Что такое личное развитие? Личное развитие нашего добровольца включает в себя газонокосилку даже при том, что сама она с ней не работала. Она работала над той режущей энергией, которая была против нее в форме соседа, пытающегося захватить или отрезать часть ее собственности. Все, что нам известно сейчас, – это то, что «резак» больше не действует против нее, а действует для нее. «Он» починен; он был в ситуации «неустойчивого равновесия», он не действовал… но был на грани перехода в рабочее состояние, и затем – вещь, которая подрезает ее газон, заработала! Что происходило с человеком, в ком она чувствовала ту энергию X? Мы пока не знаем. Если он похож на большинство из нас, он может быть упрямым и не хотеть говорить или признавать, что в течение нескольких минут у него были хорошие мысли о его соседке. Но потом, возможно, он это признает.

Я хочу сказать, что «реальная» проблема есть позади разногласий в вопросе разнообразия в общепринятой реальности, но также и в экстатическом опыте поля, соединяющего все вещи. Во время своего Танца Вселенной вы пребываете в экстазе и осознаете, что вещи не являются только личными. Танец Вселенной действует нелокально на всю «область владения», газон или ваш двор. Юнг бы сказал, что он действует синхронически. Сегодня мы можем говорить, что доступ к пространственно-временному сновидению, полю, которое нас соединяет, помогает с «полем» и всеми проблемами в его области.

 

Резюме упражнения

 

1. Какова сейчас самая трудная энергия X в вашей жизни, и кого (u) расстраивает эта энергия? Как эта напряженность X + u также проявляется в одном из ваших отношений? С кем эти отношения?

2. Отправляйтесь в ваше любимое место на земле и находите там X + u . Дышите в это место.

3. Отпускайтесь немного больше и чувствуйте себя движимыми пространством; используйте это переживание отрешенности, чтобы танцевать.

4. Теперь, танцуя, возвращайтесь в то место и танцуйте между X и u , замечайте догадки.

5. Наконец, справьтесь у своего друга, как он или она себя чувствует. Спросите о своей догадке, как будто она просто «витала в воздухе».

Вы изменяли человека или этот человек изменял вас? Мой ответ, что это процесс. Я хочу, чтобы вы были слегка навеселе – желательно все время. По крайней мере, какую-то часть времени и не с помощью алкоголя.

Слушатель 1 : Руми, суфий, говорит о пьяном, который пребывает в экстазе.

Слушатель 2 : Хафиз, еще один суфий, часто называл мир грез кабаком.

Слушатель 3 : Тамара звонила своему сыну в НьюЙорк, чтобы спросить, заметил ли он что-либо, связанное с тем, над чем она работала, и он сказал: «Да!»

 

Политика парадигмы процесса

 

Пространственно-временное сновидение влияет на то, как мы думаем о реальности, о ее частях и сторонах. Процессуальная работа во многом сходна с другими психотерапиями, но также имеет определенные отличия. Вещи, о которых мы думаем как о частях, такие как анима и анимус, мужское и женское, сознательное и бессознательное и так далее, представляют собой названия, относящиеся к данной общепринятой реальности, заставляющей нас считать их неизменными образами или состояниями. Такие состояния, как хорошее и плохое, здоровое и больное, старое и молодое, даже мертвое и живое, могут быть важными понятиями общепринятой реальности, не имеющими точных определений. Однако привычка держаться этих частей может оставлять без внимания поле, потенциальный танец на заднем плане и вместо этого заставлять нас считать одну часть отдельной от другой или лучшей, чем другая. Процессуальная работа не сосредоточивается на этих терминах отчасти потому, что с уровней сновидения и сущности эти термины представляют собой только моменты в течении, не будучи постоянными структурами.

В процессуальной работе, части – это аспекты танца. С этой точки зрения очень важны различные взгляды и идеи, к примеру, связанные с расовой, национальной принадлежностью, сексуальной ориентацией, политическими убеждениями и так далее. Мышление, ориентирующееся на части, может создавать ясность, но также может создать серьезную проблему: оно часто делает одну часть лучше другой. Оно всегда устанавливает иерархию. Патологизирование[7]может быть важным в стремлении обнаруживать болезнь, прежде чем она зайдет слишком далеко, но более часто патологизирование оказывает ятрогенное[8]действие, создавая сопротивление и боязнь «X», заставляя нас чувствовать себя больными.

Обычно ятрогенез происходит непреднамеренно, как вредное следствие того, что делают, говорят или предлагают врачи или терапевты. Любая попытка лечить или помогать – даже комплементарные или альтернативные медицинские процедуры – может быть опасной, если вмешательство поляризует человека, заставляя его думать, что это хорошо, а то плохо. Плохое самочувствие по медицинским или социальным причинам может быть частью процесса человека в данный момент, но в политике процессуальной парадигмы поддержка частей или состояний здоровья или сознания может создавать много проблем. Все суждения и категории важны, и они должны уравновешиваться процессом; богатый-бедный, гетеро-гомосексуальный, темный-светлый, хороший-плохой – это названия, части нашего текущего соглашения о реальности; они – части. Но, внимание, – это еще не танец!

Политика – это соглашение общепринятой реальности относительно того, как управлять государством или организацией. Я предлагаю, чтобы помимо «политики полярности» у нас появилась процессуально-ориентированная политика, которая включала бы в себя не только проблемы и поляризации общепринятой реальности, но также пространственно-временное сновидение, динамику потока и его сущность. На самом деле, без «Танца Древнего» политика обречена быть проводимой в основном теми, кто обладает наибольшей властью, наивысшим общественным положением, приписываемым им в соответствии с их полом, расой, возрастом и так далее.

Проблемы, различные u + X, это не единственные проблемы. На самом деле, есть более глубокая проблема: нахождение танца. Проблемы существуют просто для того, чтобы не-много выводить вас из равновесия, чтобы побуждать вас снова находить танец. Я верю, что Юнг тоже это осознавал. В своей автобиографии Юнг рассказывает Аньеле Яффе, что его идея архетипов близка к энергиям, которые я называю X + u . Он говорит:

В физике мы тоже говорим об энергии и ее различных проявлениях… Точно такая же ситуация и в психологии…

Мы имеем дело, главным образом, с энергией, с мерами интенсивности, с большими или меньшими количествами… в разнообразных обличьях. Если мы понимаем либидо как энергию, то можем придерживаться всеобъемлющей и единой точки зрения… подобной той, какую в физических науках дает теория энергии… Я рассматриваю человеческие побуждения как различные проявления энергетических процессов… сил, аналогичных теплоте, свету и т. д.

В старости, за несколько лет до смерти, он говорил:

Однако, серьезные проблемы в жизни никогда не разрешаются полностью…

По-видимому, смысл и цель проблемы заключаются не в ее решении, но в нашей непрерывной работе над ним, работе, которая является тем единственным, что удерживает нас от окамененияx.

Сегодня мы могли бы сказать, что цель проблем заключается не только в работе над решениями, но также в установлении контакта с вечным процессом пространственно– временного сновидения на заднем плане.

 

Для размышления над главой 5

 

1. Психология – это процесс, который можно моделировать, но невозможно полностью и объективно объяснить. Я узнал это от Риклина, который моделировал для меня дух синхроничности.

2. Смена парадигмы в психологии? Да, от материи и психики, сновидений и реальности к танцу отношений, который я называю пространственно-временным сновидением.

3. В известном смысле нет ни материи, ни психики, старого или молодого, мужского или женского. Есть мгновенные фотографии потока, в которой все мы живем, течения пространства-времени между нами.

4. Впервые идеи пространственно-временного сновидения были сформулированы, но не разработаны в полном объеме в работах Юнга, в алхимии и даосизме.

5. Наши проблемы существуют не просто между людьми, но между энергиями во Вселенной. Наши проблемы носят не только личный характер, но и являются проявлениями фоновых полей.

6. Текущая политика ориентирована на полярности. Политика будущего будет включать в себя полярности, но не будет отождествляться с ними вследствие осознания того факта, что в основе всего лежат процесс, течение и сущность.

 

 

Глава 6. Дао Стивена Хокинга

 

Моя задача проста. Это полное понимание Вселенной. Я должен понять: почему она такая, как она есть, и почему она вообще существует.

Стивен Хокинг

 

Если верно, что конфликты происходят между людьми, а также между нелокальными конфликтующими энергиями во Вселенной, значит, очевидно, что нам нужно изучать природу Вселенной. Из чего она состоит? Существует ли пространство, «эфир», альтернатива пространства-времени, из которого это все произошло? Что собой представляют те 95 % энергии Вселенной, которые мы не можем видеть? Что такое темная энергия и темная материя?

Алхимики полагали, что сущность Вселенной – это нечто вроде Unus Mundus (одного мира). Позднее католическая церковь заставила замолчать многих алхимиков, настаивая, что «первоэлементом» был Бог. Потом пришли первые химики, считавшие сущностью Вселенной неделимый атом. Вскоре после этого появились субатомные частицы, квантовые теории, струнные теории… и так далее. Могут ли все эти поля быть аспектами чего-то единого и целого?

Давайте шагнем в мир космологии, чтобы понять современное научное представление о Вселенной. Я люблю физику не только из-за ее рациональной природы, но потому, что она представляет собой процесс, в основе которого лежит постоянное стремление узнать как можно больше о неизвестном.

Некоторые из величайших проблем в глазах физики являются ответами на вопросы о том, кто мы такие, откуда мы пришли, как и из чего вообще возникла Вселенная.

Теоретическая физика изо всех сил старается найти нечто такое, что позволит объединить мир большого с миром малого, то есть понять, как именно нам объединить самое слабое из физических полей – гравитацию, силовое поле Вселенной, – с электромагнитными, сильными и слабыми силами, которые действуют на уровне атомных ядер?

В особенности меня интересует то, как пространственно-временное сновидение соотносится с невидимыми энергиями Вселенной и с субатомными, электромагнитными и гравитационными полями. В этой главе я расскажу, как самые крохотные, неуловимые стохастические «влияния» природы (в научной терминологии – такие виртуальные частицы, как гравитоны, которые, предположительно, передают силу гравитации и пространствавремени) могут соотноситься с тем, что даосы называют «Дао Де», и с нашим пространственно-временным сновидением.

Физики считают, что поля передают силы объектам посредством «виртуальных» частиц. Виртуальные частицы? Да, «виртуальные» означает, что их невозможно видеть, они представляют собой математические фантазии, считающиеся существующими из-за их измеримых эффектов, но они живут лишь временно… подобно тому, как сновидение в пространственно-временном сновидении представляет собой виртуальный опыт, который исчезает, если вы пытаетесь его удержать. Вы можете видеть его эффект, но само сновидение подобно Дао, невыразимому словами.

Ричард Фейнман представлял себе виртуальные частицы как волнообразные извилины или извивающуюся веревку, соединяющую две реальные частицы.

 

Рис. 15. Взаимодействие двух фермионов (например, электронов). Каждый электрон представлен прямой линией. Они обмениваются виртуальной частицей фотоном (извилистая линия) и отталкиваются друг от друга

 

По аналогии эти частицы, изображенные в виде прямых линий, напоминают мне вас и меня, или наши «внутренние части», X и u . Извилистые отрезки напоминают мне пространственно-временное сновидение, а именно то, как мы переживаем его в виде предсказуемых и почти непредсказуемых колеблющихся, трепещущих переживаний.

Кроме того, идея колеблющихся или виртуальных частиц поля напоминает мне «веревку» бушменов, которая, как говорят, соединяет охотника и животное, на которое он охотится. Эти «веревки» невозможно видеть, но их присутствие ощущается. «Веревки, шнуры, нити и линии света позволяют духовным целителям общаться с предками и богами, а также поддерживать связь с другими общинами бушменов». Их воображаемые веревкообразные «связи» со Вселенной – это то, что я называю пространственно– временным сновидением.

Откуда берутся эти связи? Откуда берутся сновидения и то, что мы называем реальностью? Почему они здесь? Стивен Хокинг собирает все эти размышления воедино своим простым вопросом: «Почему есть нечто, а не ничто?» В то или иное время все мы спрашиваем себя: «Почему мы здесь? В чем смысл жизни?» Этот вопрос похож на высказывание Эйнштейна, которое я цитировал в начале моей книги «Процессуальный ум»:

«Я хочу знать мысли Бога, все остальное – детали».

Чтобы понимать Танец Древнего, я должен подходить к этим вопросам с позиции глубокой демократии – то есть думая о реальной Вселенной, о том, как мы ее переживаем, и о чувстве, что нами что-то движет.

 

ТВО[9], или Теория всего

 

Сегодня мне приходится немного шептать, немного больше обычного, потому что я бегал вместе с Эми, смеясь и крича и веселясь, как пятилетний ребенок, хотя в действительности мне 72 года! Я нахожусь в процессе открытия того, кто я есть! Эта небольшая простуда мне как раз подходит, так что я порой буду говорить шепотом. Меня волнует сегодняшний день, и эта внезапная потеря голоса, невозможность заявить во весь голос, напоминает мне, что есть нечто, о чем едва ли можно говорить. Э то подобно «Дао, невыразимому словами».

Когда современный астрофизик Стивен Хокинг спрашивает: «Почему есть нечто, а не ничто? », я прежде всего понимаю, что большинство людей не слишком задумываются об этих вещах. Но человек должен задумываться об этом, потому что его вопросы могут помогать другим находиться ближе к их глубочайшей самости на всех этапах жизни – в гуще бизнеса, на пороге смерти, влюбляясь и переставая любить.

Кто ты на самом деле? Какова цель твоей жизни, если она вообще существует? Что мы все вместе делаем здесь, на этой планете? Есть ли у человечества какая-то общая задача? Я обращаюсь к некоторым из этих вопросов в Приложении А моей книги «Процессуальный Ум», но здесь я хочу пойти дальше.

Ответы на эти вопросы требуют объединяющего чувства или теории. Физики говорят о Боге, неопределенно намекая, что есть нечто вроде Бога, чье поведение и чьи «мысли» носят объединяющий характер.

Например, когда Эйнштейн говорил о Боге, он имел в виду Законы Природы . Он размышлял над тем, что представляют собой эти законы, кем они созданы. Носят ли эти законы, или естественные принципы, неизменный характер? Можем ли мы их познавать? Я должен спрашивать, как психология, ваша личная психология соотносится с Вселенной? Каковы были бы ваши вопросы, если бы вы позволяли задавать самим себе вопросы о Вселенной?

● Как нам выбраться из той непростой ситуации, в которой сегодня находится мир?

● Для чего я здесь?

● Какова цель той боли и мучений, которые присутствуют в моей жизни?

● Зачем нужна война?

● Почему мы постоянно забываем, что должны все вместе делать одно общее дело?

● Зачем за периодом созидания обязательно следует период разрушения?

● Как все это соединяется в единое целое?

 

Возможно, все мы ищем ТВО. Как я уже указывал в «Процессуальном Уме», в физике имеется понятие о существовании разнообразных полей. Вы знаете о магнитном поле. Это оно позволяет магниту поднимать металлическую скрепку для бумаги. Точно так же, Земля представляет собой разновидность магнита, и потому ее магнитное поле может воздействовать на стрелку компаса, устанавливая ее вдоль силовых линий магнита. Но что представляет собой это поле между магнитом и скрепкой или стрелкой компаса, которое передает силу? Где это поле? Можно ли его видеть? Можно видеть лишь то, что оно перемещает вещи. Идея поля столь же призрачна, сколь полезна.

 

Рис. 16. Электромагнитное поле

 

Физика говорит о полях. Есть магнитное поле и есть три других силовых поля. Есть два ядерных силовых поля, именуемых сильными и слабыми полями, и они организуют ядерную физику. Все эти силы и их действие достаточно понятны. Но что такое гравитация? Можно ли сказать, что гравитация обусловливает то, что вещи падают на пол, но чем обусловлена она сама? Почему материя оказывает на все небольшое гравитационное воздействие? И почему гравитация такая слабая? Гравитация тянет скрепку вниз, когда вы пытаетесь поднимать ее магнитом. Но магнитное поле намного сильнее и легко поднимает скрепку. Почему гравитация такая слабая?

Различные физические поля – гравитация, электромагнетизм, сильные и слабые поля – пока еще не вполне согласуются друг с другом теоретически. Но если мы найдем это согласование, результат будет называться ТВО, или теорией всего. Когда у нас появится ТВО, вы сможете сказать: «Теперь мы понимаем Вселенную немного лучше, поэтому попробуем понять, почему и как все здесь оказалось!» Однако никто не знает, как гравитация согласуется с тремя другими полями. У этих трех полей есть нечто, что их объединяет. Люди долгое время надеялись, что теория струн объединит эти три с четвертым – гравитацией. Но пока физика все еще ищет ТВО[10].

В психологии тоже недостает ТВО. Чем бы могла быть ТВО в психологии? Тем, что объединяет:

● Тело, ум и дух.

● Прошлое, настоящее и будущее.

● Индивидуальное и групповое сознание.

И тогда подлинная ТВО объединила бы психологию с физикой.

Процессуальный ум – это своего рода объединенная теория поля, которая пытается соединить мировые сообщества с индивидуальной работой, со всеми состояниями сознания и с космосом. Процессуальный ум вместе с другими инструментами процессуальной работы работает с людьми в нормальных состояниях сознания, с людьми на пороге смерти, с больными людьми, со сновидениями, с отношениями и с большими группами. Процессуальная работа соединяет измененные состояния, крайние состояния с обыденной жизнью. Добавляя к медицине свои смыслы, как, например, при работе со сновидящим телом, процессуальная работа сближает психику и материю. Она соединяет разных людей. Считаю, что она представляет собой межкультурное понятие.

Ваш процессуальный ум может быть вневременным. Так, уже в возрасте трех лет что-то создает ваши сновидения, организуя то, какую профессию вы выберете впоследствии. Сегодня эти ранние сновидения даже позволяют мне предположить, с какими проблемами вы столкнетесь на протяжении всей своей жизни.

Что это за гигантский разум, стоящий за такими ранними (и часто повторяющимися) сновидениями? Откуда у вас берется такое творческое сновидение, когда вы еще так малы и малоопытны? По этим сновидениям даже можно догадаться, какого рода отношения сложатся у вас с другими людьми во взрослой жизни.

Паттерны сновидений детства, или личные мифы, проявляются на первый взгляд в случайных решениях, которые вы принимаете: то – то, а то – это, а потом, впоследствии, вы оглядываетесь назад и видите, что эти решения связаны историями и смыслом. Кажется, сновидения детства организуют даже то, куда вам нравится путешествовать на земле, ваши любимые места земли. Ах, мое место! Возможно, что и у вас есть парочка таких священных мест.

Процессуальный ум проявляется в преходящем поле вокруг вас, в вашей тенденции двигаться и в движениях подбрасывания монет или «верчения бутылки». Австралийские аборигены называют действующее на заднем плане организующее начало Сновидением , землей, которая вас движет. Они говорят не о гравитации, они говорят о линиях песни в земле. Они говорят, что каждый из нас происходит из определенного особого места на земле.

Итак, поле пространственно-временного сновидения процессуального ума проявляется как гравитация в окружающем нас пространстве, или в чувствах, которые даосы называли Дао, а австралийские аборигены Сновидением. В Буддизме это поле могло проявляться как ум Будды – пустой ум, творческий ум и т. п.

Фукусима Роси использовал термины «ум Дзен», «пустой ум» или «му-син». Он говорил: «Иди в пустоту, в открытый ум», и затем он отпускался, и происходило что-то неожиданное. К примеру, как-то его рука двигалась, создавая прекрасную каллиграфию! Он был мастером стохастического опыта. (В следующей главе я остановлюсь на понятии тонкого тела или «тела сновидения» в тибетском буддизме, которое, подобно процессуальному уму организует наше существование после смерти.)

Еще одну организующую фигуру представляет Натараджа, или Танцующий Шива, в индуизме. Люди всегда искали объединяющие идеи. Теперь позвольте мне попытаться свести воедино идеи процессуального ума в виде схемы.

Как я указывал в главе 2, Дао, выразимое словами, – это инь или ян, видимый результат: выпадение орла или решки. Дао, выразимое словами, – это окончательный ответ на то, как падают монеты, подброшенные в воздух. Но само стохастическое поле, через которое летят монеты, не выражается . Это невидимая сила, которую сложно определить и измерить. Сон, приснившийся вам прошлой ночью, можно рассказать, но о процессе сновидения говорить очень сложно . Можно только сказать, что на заднем плане есть поле. И это то, что вас движет .

И общепринятая реальность, и неуловимые «виртуальные частицы» или переживания поля представляют собой центральные аспекты природы. В нашем обычном осознании оба аспекта маргинализируют друг друга. Осторожно, не будьте только реалистами! Вы рискуете изнурить себя, если сосредоточитесь только на практической стороне жизни и станете забываете о силе полей и пространстве между нами, того Дао или поля, дающего нам всем свободу танцевать и двигаться.

В пространстве между нами есть нечто, что вы желаете чувствовать, но не вполне можете выразить, и это то , что приносит в вашу жизнь сновидения. Вот почему работа со сновидениями замечательна сама по себе. Но не обманывайтесь, суть заключается совсем не в этом! Карта – это не территория. Сновидение и его значение – это карта, но не процесс. Суть в вашем отношении к источнику сновидения, в вашем отношении к процессу сновидения . Помните, жизнеспособным является не ответ, но «путь» к ответу. Знайте, куда вы хотите двигаться, и позволяйте пространству непредсказуемо перемещать вас туда.

Если вы сосредоточитесь на ответе, то будете иметь только это, и тогда вы сможете приносить этот ответ туда, где он требуется. Вы можете говорить: «Друзья, у меня есть ответ! Делайте это так!» Этот ответ действует сегодня, действует завтра… Но что же случается потом? Ваш сегодняшний ответ перестанет действовать через три дня, и ваша внутренняя работа, и ваш групповой процесс нужно будет начинать сначала. «Я думал, у меня есть ответ!» Но ответ и поле, стоящее за ответом, – разные вещи. Один из них – объект, за который можно ухватиться, а другое – дух процесса, дух самой жизни.

Так что спросите себя: если вместо ответа у вас есть дух, стоящий за ответом, как это меняет вещи? Это меняет ваши чувства по отношению к жизни и ее возможным смыслам. Если у вас есть дух, стоящий за ответом, а также ответ, то вы можете следовать ответу своим умом общепринятой реальности и можете чувствовать себя более близким и более открытым к танцу, к духу изменения, к движению, к стохастичности, которая является и детерминированностью, и случайностью самой жизни. Работая с отдельными людьми и целыми группами людей, вы говорите: «Да, у нас есть ответ». И это замечательно. Ведь все мы хотим прежде всего ответов. У вас простуда? Примите немного витамина C. И это будет замечательно. Но это не будет процессом.

Если вы маргинализируете чувство, что нечто вас движет, то оно становится «не вами». Это создает умеренную хроническую депрессию по неизвестной вам причине. Многие люди говорят: «Почему у меня депрессия? В моей жизни все идет нормально!» Но это не так, они просто утратили контакт с тайной. Это не единственная причина для депрессии, но это именно та причина, о которой редко говорят, которую редко принимают во внимание…

Карта – это не путешествие. Важно ощущать силовое поле, создающее процесс путешественника! Я говорил о нескольких уровнях: (а) человеке в общепринятой реальности; (б) мире сновидения разных частей или энергий X + u ; и (в) уровне сущности процессуального ума (см. схему ниже ).

Поскольку этот уровень сущности лежит за пределами частностей, мы в действительности не можем описать человека только как индивида, как отдельную личность. Поскольку мир сновидения и мир сущности нелокальны, постольку ваших друзей и окружающие вас вещи также следует учитывать как перекрывающиеся состояния в Стране Грез и сущности. Иными словами, все, с чем вы соприкасаетесь, разделяет ваш процессуальный ум (его нелокальный аспект).

Ваши друзья тоже имеют перекрывающиеся образы в Стране Грез, которые могут выглядеть немного иначе, чем ваш личный образ, но могут разделять с ним сходные энергии. На уровнях Страны Грез и сущности наши сновидения, фантазии, двойные сигналы, внезапные догадки и т. п. представляют собой не разделенные биты или части, но сцепленные части, или квантовые биты. В квантовом мире такие состояния, как бытие живым или мертвым, могут перекрываться, то есть присутствовать одновременно. Таким образом, на каком-то уровне мы можем быть как правыми, так и неправыми.

Следовательно, этот другой человек на моей схеме 17 имеет Страну Грез, отражающую вашу. Что из этого следует? Как вы думаете?

А следует то, что уровень сущности, пространственно– временного сновидения, соединяет всех нас. Хотя в общепринятой реальности мы этого не замечаем, несмотря на то что чувствуем эмоциональную связь с другими, если только не находимся близко к пространственно-временному сновидению. В сновидении мы мало разделены! Я – немножко вы, а вы – немножко я (см. следующую схему, где я пытаюсь показать эти взаимосвязи ).

Описывать меня отдельно от Эми или от вас нормально, если это язык общепринятой реальности. Но в действительности вещи, которые раздражают меня, могут немного раздражать и ее. Вот почему важно знать и публично показывать всю свою самость: Поскольку то, что ты показываешь, это не только ты .

Чувство того, кто ты есть, позволяет вчувствоваться в атмосферу, то есть «шаманить». Вы следите за линией моих рассуждений? Я говорю о простуде, и она моя, но ее тихая часть, ее шепот – не просто мой, он принадлежит всем. То, что у вас на уме, может присутствовать, отражаться и в мыслях окружающих вас людей.

 

Рис. 17. Схема отношений показывает, каким образом мои Уровни Общепринятой Реальности, Сновидения и Сущности являются отдельными от ваших уровней сновидения и сущности, а также перекрываются

 

Процессы отношений

 

На практике это означает, что проблемы отношений носят как личный, так одновременно и почти безличный характер. Такие проблемы отчасти усугубляются, если смотреть только на верхнюю часть схемы, относящуюся к общепринятой реальности. Проблема состоит в вас или во мне . Не в нас ! Вы понимаете – почему?

Мое убеждение, что вы – не я, отчасти верно, но это убеждение нас разделяет и игнорирует путаницу, которая может быть в наших отношениях, будь она чудесной или ужасной. Как только я говорю – вы , вы – это не я, так сразу у нас возникает проблема. Отношения по самой своей природе являются путаницей. Они могут быть чудесной путаницей или неудобной путаницей. Чтобы работать с ними, вам будут нужны ваш процессуальный ум, ваше чувство земли, и земли во вселенной.

У понятия индивидуальности есть ограничение. Модель процессуального ума показывает ограничение понятия индивидуальности, которая включает в себя путаницу двух перекрывающихся полей. Я могу говорить: «Это ты со мной сделал!» (что естественно сказать в общепринятой реальности), но если мы исходим только из этого утверждения, то это препятствует разрешению проблем, возникших в наших отношениях. В этом нет ничего особенного: просто нужно сказать другому человеку: «Я знаю твою энергию в себе». Мне легко об этом говорить, но я не всегда могу это делать. Важно озвучивать тот факт, что мы являемся отдельными, но при этом нужно помнить, что глубоко внизу существует связь, о которой мы только что рассуждали. А для того чтобы так поступать, мне и нужен мой процессуальный ум.

 

Путаницы кубитов

 

Как я упоминал несколько страниц назад, современные физики говорят о кубитах. Это сокращенное название квантовых битов, единиц квантовой информации. Обычно мы думаем только о битах, имея в виду правильное или неправильное, 1 или 0, нечто или ничто. Но в квантовом мире эти биты перемешаны и сцеплены. Именно поэтому их называют кубитами или квантовыми битами. Кубит , как я перевожу этот термин для использования в повседневной жизни, означает, что ваши и мои состояния сцеплены, мои образы сновидений и ваши чувства близки. Это одновременно и психология, и физика.

Эти идеи модернизируют древнее представление о Дао. Дао – это поле. А наш опыт Дао – это наш процессуальный ум, возможно, проецируемый или переживаемый как силы, окружающие вас и меня, как отдельные места на земле или целые планеты.

Локальные поля связаны со всеми полями, поскольку поле вокруг какого-то места на Земле также связано со всей Землей и с пространством вокруг, с Вселенной. Иными словами, когда я бросаю эту ручку, которую держу в руке, я делаю это чуть иначе, чем когда это делаете вы. Это отличие возникает из-за нашей природы, полей вокруг нас, которые включают в себя всю Вселенную.

Один из слушателей : Я только что думал о психологии войны и пропаганды. Это все про то, что «Вы – не  я, вы – настолько далеки от меня, насколько возможно!» Я думаю об этом уровне и его важности для изменения нашей склонности разрешать конфликты с помощью военных действий.

Арни : Чувство и понимание, что вы не просто вы, но также и я, изменяет мир. Но нам также следует помнить, что вполне нормально говорить и то, что вы – НЕ Я. Оба эти утверждения верны. Одновременное присутствие и того и другого из этих утверждений обеспечивает разнообразие и напоминает нам о необходимости сознания единства. Чем лучше вы знаете себя, тем больше вы будете позволять двум аспектам сознания – общепринятой реальности и сущности перетекать от одного к другому.

Детям известно все об этом течении между реальностями. И мы можем помогать им сохранить это течение в повседневности общепринятой реальности. Например: учить детей чистить зубы, но стараться избегать идеи, что «чистить зубы важнее, чем быть своей глубочайшей маленькой самостью!». Говорите: «Мне нравится чистить зубы, потому что становится намного лучше, когда избавишься от скопившейся здесь всякой дряни». И начинайте прыгать вверх и вниз, и играйте с чисткой зубов, вместо того чтобы говорить: «Тебе следует чистить зубы и становится взрослым!» Возможно, некоторые люди рано заболевают болезнью Альцгеймера и впадают в детство не просто потому, что в их мозгу развиваются нарушения, а потому, что пытается возвращаться их сновидение.

Нечто, а не ничто? Наконец, мы можем спросить, что бы сказали даосы в ответ на вопрос Хокинга – почему есть нечто, а не ничто?

Даос сказал бы, что он увяз в парадигме объектов, вещей. Ни-что и не-что – это вещи. Вопрос содержит допущение существования вещей, и проблема возникает из-за парадигмы вещей, состояний, мышления, ориентированного на состояния, – то есть общепринятой реальности. С точки зрения измененного состояния сознания проблема нечто или ничто уменьшается. Когда ты находишься в Дао, просто позволяя себе быть движимым, то видишь, что порой оно создает вещи (например, монета падает тем или иным образом), но суть не в ответе (то есть в чем-то), не в отсутствии ответа (то есть в ничто). Суть в Дао – мистическом полевом процессе, который заставляет вещи выглядеть как вещи общепринятой реальности или не-вещи. В общепринятой реальности есть я и вы, эта вещь и та вещь, жизнь и смерть; а в другом состоянии сознания есть танец между всеми этими частями, или танец, в котором эти части – просто шаги в танце.

 

Смерть?

 

Большинство людей время от времени задумываются: «Что вообще со мной произойдет, что случится в конце жизни?» Очень интересно, что, насколько мне известно, есть очень мало ясных сновидений о смерти, отвечающих на этот вопрос. Так что на самом деле мы ничего не знаем о смерти. Когда ты умираешь, то твое тело превращается в труп. Это несомненно. А вот ты как личность. Продолжаешься ли ты после себя?

В мире вещей наши тела через определенное число лет будут похоронены или превратятся в пепел, но с точки зрения процесса, быть может, мы – просто вневременная история, отдельный вневременной танец. Когда ты – пространственно– временное сновидение, то, возможно, что ты – то, что древний учитель йоги Патанджали имел в виду, когда говорил о том, что можно стать мертвым еще при жизни.

 

«Де» в дао-де цзин

 

Нахождение в контакте с пространственно-временным сновидением может временно казаться свободным или вневременным. Движущее вас поле такого сновидения сравнимо с тем, что в даосизме обозначалось термином «Де ». Существует много интерпретаций «Де ». Одни касаются исцеления, другие – силы. Но я вскоре объясню, что слово «Де», скорее всего, означало «маленький рывок». Например, сейчас я встаю и двигаюсь, теперь замедляюсь и останавливаюсь. В этой неподвижности я могу чувствовать маленькие рывки или, Де , движущие меня.

Иногда в обычные моменты что-то слегка дрожит или колеблется. Быть может, это Земля колеблется на своей оси, или это маленький рывок гравитации. Ранние даосы могли назвать это Де – тот крохотный рывок. Это похожее на заигрывание, переживание движения. Вы можете делать вещи, но Де может делать вещи с не-деянием. Медитируйте на крохотных флуктуациях движения в стохастическом элементе Дао – Де. У-вэй, не-деяние, означает одно – замечать единство и его маленькие рывки на заднем плане. Следуйте всему общему полю и его маленьким стохастическим рывкам!

Главный вывод из всего этого разговора о Де , а также о вещности в противовес не-вещности, касается акта «недеяния». Теперь посмотрим на это с практической стороны. Всем нам приходится что-то делать. Я должен взять ручку – я могу это сделать, я это сделал. У меня есть бумага, чтобы писать – делай это, делай это! У меня есть проблема в отношениях, подлежащая решению, значит, я буду ее решать – делать это, делать это! Нам нужно помогать городу, стране, миру? Давайте будем это делать! Но еще существует и «не-деяние». Действие – это хорошо. Но мы утомляемся, если в тот момент, когда что-то делаем, у нас нет нашего глубочайшего чувства связи с чем-то бесконечным. Не-деяние означает, что, находясь в общепринятой реальности, нужно одновременно быть в контакте с этой глубочайшей самостью, с танцем древнего процессуального ума. Древнекитайский даосский термин для не-деяния – у-вэй . В китайском языке у означает ничто… Дао, невыразимое словами. Единственное слово, которое я могу использовать, – это ничто; это поле. А вэй означает деяние. Когда вы чувствуете сновидящее вас поле пространственно-временного сновидения, когда вы чувствуете Де , это форма не-деяния, или у-вэй . И это то, о чем следующее упражнение. Используйте это упражнение, чтобы работать над тем, что вы делаете, делаете с трудом или делаете слишком много, и посмотрите, сможете ли вы делать что-либо с не-деянием.

Слушатель 1 : Прежде чем делать это упражнение, я хочу задать вопрос. Вы говорите о том, что надо прислушиваться к тому маленькому рывку, Де , чтобы делать недеяние?

Арни: Да, чувствовать, слушать – Де представляет собой проприоцептивное осознание стохастического движения.

Слушатель 1: Осознание при не-деянии или при деянии?

Арни : Если я осознаю это, когда что-либо делаю, тогда я начинаю делать не-деяние. Упражнение посвящено тому, чтобы использовать ваше любимое место Земли, попадать в его атмосферу, позволять ему двигать вас, и затем чувствовать там маленькие Де и использовать те Де , чтобы выполнять задачу. И я готов поспорить с вами на стоимость этого урока, что не существует задачи, которую вы не смогли бы выполнить после того, как сделаете это упражнение! Это маленькое Де может быть полезно и для вашего здоровья.

Слушатель 2 : Вы так красиво об этом говорили! Вы действительно убеждали в этом мое тело, когда говорили о том, чтобы позволять маленьким рывкам направлять меня в соответствии с Дао и получать удовольствие от этого движения, и учиться этому.

Арни : Есть разные интерпретации Де. Иногда его переводят как добродетель, или сила, или культура. Вот почему я интерпретирую его как рывок , как крохотную силу. Это отличается от современных конфуцианских учений о социальной или духовной категории.

Де – это сила в пространстве, где вы обитаете; следуйте ей. Когда у вас есть сила, чтобы следовать Дао, маленький рывок, тяга, которую вы чувствуете, тогда ваш ум расслаблен, пуст или сновидит в процессуальном уме.

То, чему вы учите, – это то, кто вы есть . Из-за моей сегодняшней простуды мне приходится немножко говорить шепотом, но это также реальный я, который учит, говоря, что суть не в том, что я говорю… она в чувстве, стоящем за мной, движущем меня. Пожалуйста, заметьте, что мы будем возвращаться к данному упражнению многократно, так как это своего рода медитация. И она требует практики!

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!