Период III, Период разделённой митрополии ( 1459 – 1589 ), от разделения митрополии до учреждения патриаршества в Москве

Итоговые вопросы для 3 курса ЗО (5 семестр)

Период II, от нашествия монголов до разделения митрополии (1237 - 1459)

1. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни.

Нашествие Батыя (1237-1240). Бедствия народа и Церкви. Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев. Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор, св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток населения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. Учреждение Сарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

2. Христианство на Севере.

Преп. Кирилл Челмогорский, преп. Лазарь Мурманский. Препп. Сергий и Герман Валаамские, преп. Арсений Коневский.

Деятельность святителя Стефана Пермского. Григорьевский затвор в Ростове Великом. Создание зырянский азбуки. Борьба с язычеством. Первые успехи проповеди в Пермской земле (Малая Пермь и Вычегда).

3. Борьба Православия с католичеством на северо-западе.

Распространение Православия среди финно-угорских народностей северо-запада Руси. Поход Биргера. Невская битва (1240). Святой благоверный князь Александр Невский. Объединение меченосцев и тевтонцев Ливонский орден (1237). Ледовое побоище (1242). Борьба св. Александра Невского с Литвой. Послы папы Иннокения IV во Владимире (1248). Внешняя политика св. Александра Невского: отношения с Востоком и Западом.

Св. благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковской (+1299) - защитник западных рубежей Русского государства. Поход короля Магнуса (1347) в Карелию и Ижорскую землю.

4. Православие и католичество в Галицко-Волынском княжестве.

Положение Галицко-Волынского княжества после нашествия Батыя. Князь Даниил Романович Галицкий (1229-1264). Восстановление и строительство новых городов. Привлечение переселенцев из Европы. Переговоры с Римом. Коронование в Дрогочине (1255). Разрыв связей с Римом. Отношения с Литвой. Судьба Галиции и Волыни в XIV столетии. Раздел княжества между Литвой и Польшей. Последствия этого раздела для Православной Церкви.

5. Православие и католичество в Литве.

Объединение Литвы при Миндовге. Захват некоторых русских земель (Полоцкое, Витебское княжества и часть Смоленского). Влияние Православия в литовских землях. Влияние католичества. Принятие Миндовгом Православия, а затем - католичества. Попытка примириться с Ливонским орденом. Возвращение к язычеству. Войшелг. Шварн Данилович. Распространения Православия. Миссионеры из Новгорода и Пскова. Родственные связи литовских князей с русскими.

Гедимин (1316-1340). Влияние русской культуры в Литве. Родственные связи с русскими князьями. Подчинение Гедимину русских княжеств в юго-западной Руси.

Ольгерд (1345-1377) и Кейстут. Гонение на православных. Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Прекращение гонений. Родственные связи с Русью. Крещение сыновей. Крещение Ольгерда. Борьба против ордена.

Ягайла. Брак с Ядвигой Польской (1386). Уния Литвы с Польшей. Распространение латинской пропаганды. Массовое крещение литовцев. Искоренение язычества. Насильственный характер обращения. Объявление католичества господствующей религией. Ухудшение положения православных.

Витовт (1392-143О). Утверждение латинских кафедр в Вильне и Киеве. Городельский сейм (1413). Запрет на занятие православными высших должностей в государстве. Свидригайло. Борьба с католичеством. Сигизмунд. Католическая реакция.

6. Церковное управление и иерархия.

Последствия Батыева нашествия. Труды митрополита Кирилла по восстановлению порядка в делах церковного управления. Владимирский собор 1274 года. Образование нового центра русской государственности в северо-восточной Руси.

Митрополит св. Максим. Перенесение центра церковного управления во Владимир.

7. Митрополит св. Петр.

Жизнь до поставления на кафедру. Спасо-Преображенский Ратский монастырь. Св. Петр - кандидат на Галицкую митрополию. Поставление на общерусскую кафедру. Собор в Переяславле-Залесском (1311). Св. Митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Пребывание митрополита в Москве. Основание Успенского собора (1325).

8. Митрополит св. Феогност.

Окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Борьба митрополита за права Русской Церкви, отстаивание прав в Золотой Орде. Святитель Феогност и великий князь Симеон Гордый.

9. Митрополит св. Алексий, его церковная и государственная деятельность. Ученые труды святителя. Споры о единстве митрополии. «Мятеж во святительстве». Митрополит Антоний в Галиче. Поставление митрополита Киприана (Киев) с тем, чтобы он после кончины св. Алексия возглавил русскую митрополию.

10. Смуты в митрополии по кончине св. Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй). Поставление митрополита Пимена. Митрополит св. Киприан. Окончательное утверждение на кафедре. Положение Церкви в русском государстве. Церковный суд. Просветительные труды святителя Киприана. Устранение беспорядков в богослужении.

11. Митрополит св. Фотий. Пребывание в Киеве. Переезд в Москву. Восстановление имущества митрополичьего дома. Поставление Григория Цамвлака - особого митрополита для Литвы. Обвинения в адрес св. Фотия. Протесты св. Фотия против поставления Григория. Кончина митрополита Григория. Соединение всей митрополии под управлением св. Фотия.

12. Митрополит Исидор. Его участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Измена Православию. Осуждение Собором русских епископов (1441). Бегство в Рим.

Поставление митрополита св. Ионы (1448). Установление автокефалии русской Церкви, прекращение зависимости от Константинопольского патриархата. Падение Константинополя (1453).

Посвящение патриархом-униатом Григорием Маммой, жившим в Риме, митрополитом Киевским Григория Болгарина. Собор в Москве (1459). Окончательное разделение митрополии.

13,  Богослужение.

Состояние храмов и богослужения после нашествия Батыя. Заботы пастырей Церкви об упорядочении богослужебного строя. Определения Владимирского (1274) и Константинопольского (1276) Соборов относительно богослужения. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава. Храмы и их значение. Соборные храмы в Московском Кремле, храмы Новгорода и Пскова.

Святые иконы. Чудотворные иконы Божией Матери: Донская, Владимирская (1395), Феодоровская и Тихвинская. Новые праздники. Богослужения в честь новопрославленных святых.

14. Ересь стригольников - первое еретическое движение в Древней Руси. Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещевательные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия.

15. Христианская жизнь.

Религиозно-нравственное состояние общества. Примеры высокой нравственности и благочестия. Святители. Благоверные князья. Преподобные. Монашество. Появление новых обителей. Причины «монастырского движения».

Преподобный Сергий Радонежский. Основание и устройство Троице-Сергиева монастыря. Преп. Сергий и св. Алексий Московский. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы».

«Игумен Земли Русской». Школа преподобного Сергия. Его ученики - основатели новых обителей. Преп. Савва Звенигородский, преп. Афанасий Серпуховской, преп. Роман Киржачский, преп. Григорий Голутвинский, преп. Авраамий Галичский, преп. Феодор Ростовский, преп. Макарий Писемский, преп. Мефодий Пешношский, преп. Кирилл Белозерский и др.

Значение Троице - Сергиева монастыря.

Другие монастыри и подвижники. Обители, основанные св. Даниилом Московским (Данилов и Богоявленский монастыри), св. Алексием, митрополитом Московским (Зачатьевский, Андроников, Чудов и Серпуховской Владычный).

Сретенский монастырь. Можайский Лужецкий монастырь.

Николо-Угрешский монастырь. Вознесенский монастырь. Преп. Евфросиния Московская.

Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество. Роль св. Алексия в распространении общежития. Монастырские вотчины. Значение монастырей.

16. Духовное просвещение.

Пагубные последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика).

Переводная письменность. Афон. Южно-славянское влияние. Сборники.

Распространение апокрифических сочинений.

Оригинальная письменность. Поучения и послания. Митрополит Кирилл, Серапион, епископ Владимирский, святитель Петр, святитель Алексий, преп. Кирилл Белозерский, святители Киприан и Фотий. Святитель Иона.

Сочинения митрополита Григория Цамвлака.

Агиографическая литература. Прохор, епископ Ростовский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие авторы. Стиль «плетения словес».

Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения».

Хождение на Флорентийский Собор иером. Симеона Суздальца.

Период III, Период разделённой митрополии ( 1459 – 1589 ), от разделения митрополии до учреждения патриаршества в Москве

17. Русская Церковь в правление великого князя Иоанна Третьего.

Митрополит Феодосий (Бывальцев) и его конфликт с московским духовенством.

Митрополит Филипп Первый. Взаимоотношения с православным Востоком. Новгородская проблема. Соблазн униатства и его преодоление в московских и новгородских землях. Брак Иоанна Третьего и Зои (Софьи) Палеолог: от папской авантюры к восприятию византийского наследия. Новые тенденции в государственно – церковных отношениях. Митрополит Геронтий и его конфликты с великим князем. Роль церковной иерархии в освобождении Московской Руси от ордынского владычества.

18. Ересь жидовствующих. Генезис лжеучения. Еретическая доктрина. Распространение ереси в новгородских и московских пределах. Причины успешности еретической пропаганды. Митрополит Зосима Брадатый. Борьба с ересью и еретиками преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского. «Просветитель» и Геннадиевская Библия. Соборы 1490 и 1504 годов. Осуждение ереси и еретиков. Отношение верховной государственной власти к лжеучению и к мерам по борьбе с еретиками.

19. Споры о монастырском землевладении. «Иосифляне» и «нестяжатели». Альтернативные пути развития монашества при отсутствии внутреннего антагонизма между последователями двух школ. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Внутреннее устроение их обителей. Собор 1503 года и его решения, направленные на исправление недостатков в церковной жизни, которые использовались еретической пропагандой. Митрополит Симон и его деятельность. Дело архиепископа Серапиона Новгородского.

20. Митрополиты Варлаам и Даниил. Чудесное избавление Москвы от нашествия хана Мехмед – Гирея в 1521 году. Дело Василия Шемятича и нравственная позиция митрополита. Низложение и ссылка митрополита Варлаама. Взаимоотношения нового митрополита Даниила с великим князем Василием Третьим. Развод Василия Третьего с Соломонией Сабуровой и вступление в брак с Еленой Глинской. Позиция митрополита.Участие митрополита в борьбе придворных партий. Его низложение и ссылка. Митрополит Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение митрополита.

21. Теория Москва – Третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на русской почве. Объективные предпосылки, способствовавшие утверждению идеи Москвы, как центра православной государствености: османские завоевания, заключение Флорентийской унии, падение Константинополя, восприятие византийского наследия Московским государством и его юридическое признание Западом. Памятники литературы, повлиявшие на формирование теории. Трансформация теории в имперскую и советскую эпохи.

22. Церковь в первой половине царствования Иоанна Грозного. Личность святителя Макария и его благотворное влияние на юного государя. Венчание на царство в контексте теории Москва – Третий Рим. Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 годов, как знаковое завершениа процесса объединения русских земель. Литературная, собирательская, кодификаторская деятельность святителя–агиографа. Великие Минеи–Четьи, как опыт создания годичного круга ежедневного назидательного чтения и собрания «всех, чтомых на Руси книг».

23. Стоглавый Собор 1551 года – попытка кодификации богослужебного строя.

Особенности богослужения Русской Церкви 16 столетия. Норма и инварианты. Решения Собора, направленные на исправление нравов духовенства и мирян. Соборы на еретиков 1553 – 1554 годов. Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Осуждение игумена Арсения. Дело дъяка Ивана Висковатого.

24. Покорение Казанского ханства. Новые перспективы миссии.

Поход на Казань, религиозная мотивация и характер похода, покорение Казанского ханства, освобождение русских пленников и начало просвещения Казанского края. Собор 1555 года и его постановления о ненасильственом характере проповеди. Основание миссионерской Казанской епархии. Миссионерское служение святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Покорение Астрахани (1556 ) и начало миссии в Нижнем Поволжье. Явление Казанской иконы Божией Матери (1579) и последствия чудесного явления в деле миссии.

25. Русская Церковь во второй половине царствования Иоанна Грозного.

Учреждение опричнины. Митрополит Афанасий. Нареченный митрополит св. Герман. Св. Филипп – обличитель беззаконий Грозного и жертва террора. Вопрос о праве «печалования» в контексте государственно-церковных отношений в 16 столетии. Митрополит Кирилл. Разорение Великого Новгорода. Псковский юродивый Никола Саллос – обличитель грозного государя и спаситель Пскова. Митрополит Антоний. Соборы 1573 и 1580 годов. Вопрос о церковном землевладении. Митрполит Дионисий.

26. Духовное просвещение и книжность. Преподобный Максим Грек. Его деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды на Руси. Отношения с московским обществом. Преподобный Максим и митрополит Варлаам. Конфликт с митрополитом Даниилом. Осуждение преподобного Максима в 1525 и в 1531 годах. Характер выдвинутых обвинений.Преподобный Максим Грек и князь–инок Вассиан Патрикеев. Литературное наследие преподобного Максима Грека. Его взаимоотношения с митрополитом Макарием.

27. Духовное просвещение и книжность. Церковное искусство. Литературная деятельность, вызванная канонизацией святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Новые жития и богослужебные тексты. Полемическая и обличительная литература. Зиновий Отенский «Истины показание». Дидактическая литература. «Домострой » протопопа Сильвестра и «Благохотящим царем правительница» Ермолая–Еразма. Историко-агиографический жанр. «Степенная книга». Начало книгопечатания на Руси. Храмовое зодчество. Новые тенденции в иконописи.

28. Православие в Литве и Польше.

Дискриминационные меры против православных. Злоупотребление «правом подавания» (jus donandi), как способ подбора кадров высшей церковной иерархии. Униональные тенденции. Деятельность ордена иезуитов по подготовке унии. Братства в борьбе за Православие. Преподобный Иов Почаевский. Развитие просвещения и регулярного образования. Деятельность К. Острожского, А. Курбского, игумена Артемия. Брестский Собор 1596 года. Заключение унии. Восстановление иерархии в 1620 году. Деятельность митрополита Петра Могилы.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!