Особенности поздней средневековой философии: схоластика.



Основная проблематика:
-Вера и знание
-Доказательство бытия Бога
-Общее и единичное (проблема универсалий)

Отношение схоластической философии к патриотической нельзя лучше характеризовать, как выражением, которым великий схоластический философ XI века, Ансельм Кентерберийский, обозначил цель своего стремления, сопоставленным с тем выражением, которым Тергуллиан ясно охарактеризовал тенденцию церковной философии. «Credo, quia absurdum est» —таково верование древнего учителя церкви; «credo ut intelligam»* *Верю,чтобы понимать (лат.).— таков девиз схоластического теолога. У него на первом месте стоит вера, но за нею следует знание; его стремление сводится к тому, чтобы откровенные религиозные истины, вместе с тем, доказать как разумно необходимое познание. Однако, так как содержание догматов веры твердо установлено, то вся работа схоластической философии направляется на вышеуказанную цель. В первый период расцвета схоластики в XI столетии эта цель является, вместе с тем, ее единственной целью. Схоластика — вполне теология. Ее остроумие возбуждается и упражняется над сверхчувственной природой проблем, которыми она неутомимо занимается. Таким образом, схоластическая философия является изобретательницей метода, который сыграл большую роль в развитии новой философии — онтологического, пытающегося доказать истину предмета из его понятия. Сверхчувственная природа трансцендентных объектов веры, недоступная никакой иной аргументации, кроме как в чистых понятиях, сама указывает философии этого времени на такой метод.

Противостояние номинализма и реализма в средневековой философии.

Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Базцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.

В споре средневековых реалистов и номиналистов несколько особняком держались концептуалисты (Абеляр и др.). Они, как и номиналисты, считали, что общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют. В то же время концептуалисты обвиняли номиналистов в «сотрясании воздуха»: имелось в виду, что они считают понятия всего лишь словами, не раскрывая их подлинной природы. Концептуалисты расценивали общие понятия как концепты- мысленные образование, необходимые для понимания мира.

Реализм – учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а вещи, существующие в эмпирическом мире, изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. Т.е. познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уильям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные.

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам, Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познаваемый объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как «вид». Посредством «чувственных видов» человек познает индивидуальное в вещах посредством «сверхчувственных видов» - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога. Опираясь на учение Аристотеля, а также на споры между мистиками (Августин) и учением Дунса Скотта, Фома выделил 4 уровня бытия в зависимости от того, каким образом форма, т.е. творящее начало, реализуется в вещах, одушевляет:
1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь

внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические

стихии и минералы ..

2. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa

finalis) вещи, которой поэтому присуща внутренняя целесообразность,

названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело

изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения .

3. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая

причина (causa efficient), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и

начало деятельности, движения. На всех трех уровнях форма по-разному

преобразуется в материю, организуя и одушевляя ее.

4. На последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как

организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи

(forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа высшее из

сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает

со смертью тела.

 

Флф концепция Августина А.

Августин находит разрешение этической проблемы религии. Его учение об искуплении объединяет требуемую религиозной потребностью зависимость человека от Бога, с не менее принудительным стремлением души, сознающей свою вину, чувствовать себя ответственной за нее. Таким образом, грех и прощение черех Божественную милость обнаруживаются как трансцендентные процессы вне человеческой души: грех – потому, что индивид с самого начала через грехопадение впадает в него; милосердие – потому что оно сообщается через искупление Христа без собственной заслуги самого грешника. Такое разрешение пытаестя удовлетворить религиозной потребности, давая сильнейшее, непостижимое рациональным толкованием выражение сознанию греховности как обязанности перед Богом. Также в круг его размышлений входят психология, вопросы о мышлении и воле, об источниках познания и мотивах человеческий действий и помимо их религиозного значения, как вопросы эмпирические. Он преобразует платоновские учения об идеях и учение о государстве. Идеи он представляет мыслями Творца перед творческим актом. Идеи делаются чисто духовным содержанием. Идеи у А. сначала субъективны, а потом объективны. В Боге мысли прежде вещей, в нас – после вещей, мы сознаем их после созерцания. Душа у А. представлена как мыслящая сущность, самосознающая сущность. В учении о государстве А. расширяет платоновское государство до универсального государства всего человечества. Церковь – Государство Божие, поэтому она основана не людьми (в противоположность плат. Гос.), а самим Богом. Человеческое государство подчинено Божьему. Цервковь вечна и неограниченна, светское гос. же временно, пространственно и национально ограничено.

Флф Ф. Аквинского

У Ф. среди светских наук в сочинениях наибольший объем занимает естественная наука. Мирские добродетели у него, различаются на 4 основные добродетели, и к ним применяется аристотелевское учение об истинной середине. Но над мирскими добродетелями возвышаются в качестве трех «теологических» возвышаются добродетели апостола Павла: вера, надежда. Любовь. В учении о гос-ве Ф. принимает учение Августина, однако он пытается ее приспособить к отношениям средневековых королевств к церкви. Гос-во у него обладает универсальным значением: часть его подчиняется церкви, а другой частью оно равно церкви. Также Ф. решительнее, чем Августин подчеркивает временную и условную природу светского гос-ва перед градом Божьм. Ф защищает умеренный детерминизм, то Дунс Скот напротив, выступает представителеи абсолютного индетерминизма. В этом споре примечательно то, что споры относительно оснований веры меняются. У А. была мистическая точка зрения, у Пелагия – рационалистическая, здесь же глава схоластиков, Ф. выдвигает рационалистическую точку зрения, Скот – мистическую. Индетерминистеское учение об искуплении, путем святости собственной воли – признак, что верующая душа ищет теперь утешения не в чувстве безусловной зависимости, но преимущественно в надежде на собственные силы.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 822; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!