Композиционно-логические нарушения

Памятка к итоговому сочинению

1.Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.

2. Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). К сдаче ЕГЭ допустят только выпускников, получивших «зачет».

3. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

4. Формулировка темы чаще всего представляет собой вопрос с требованием дать развернутый ответ или объяснить понимание смысла/значения какого-либо высказывания.

5. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.

6. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

7. При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).

8. Разрешается пользоваться орфографическими словарями

 

В итоговом сочинении, кроме литературного аргумента (отечественный или мировой источник), могут быть аргументы, связанные с дневниками, мемуарами, публицистикой, театром, кино, живописью, историческими документами. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

 

                      Зачёт                     Незачёт
350 – 450 слов менее 250 слов
Самостоятельно написанное Списанное сочинение
Критерии: 1.Соответствие теме Не соответствует теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала Не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал
3. Композиция и логика рассуждения Нет логики в выстраивании рассуждения
4. Качество письменной речи низкое качество речи (речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
5. Грамотность на 100 сл. менее 5 ошибок Кол-во сл. : 20 = кол-во ошибок 0-19 ошибок На 100 слов более 5 ошибок Кол-во сл. : 20 = кол-во ошибок 20 и более ошибок

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

«Незачет» по одному из критериев №1, №2 автоматически ведет к «незачету» за работу в целом

 

                         Тематические направления 2019-2020 учебного года

 

Тематическое направление                                           Комментарий
«Война и мир» – к 150- летию великой книги Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Надежда и отчаяние В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы
Добро и зло Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Гордость и смирение Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. 14 Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Он и она Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

 

                                       

 

                                     Список приблизительных тем:

Война и мир»

• Роль "Эпилога" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

• Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.

• Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману "Война и мир"). • Кто из героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам особенно близок и почему?

• Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

• Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Кутузов и проблема "простоты, добра и правды" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?

• Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").

• В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").

• Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?

Надежда и отчаяние.

• Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.

• Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?

• Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.

• Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?

• Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?

• Что помогает человеку справиться с отчаянием?

• Почему нельзя впадать в отчаяние?

• В чем проявляется отчаяние?

• Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?

• Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

• Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.

• У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.

• Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

 • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

Добро и зло

• Что такое доброта?

• Чем доброта отличается от милосердия?

• Почему человек должен быть добрым?

• Может ли доброта принести человеку разочарование?

• Нужно ли сдерживать в себе доброту?

• Как человек может воспитывать в себе доброту?

• Кого можно назвать добрым человеком?

• Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

• Какими качествами обладает добрый человек?

• Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?

• Доброта – это проявление силы или слабости?

• Может ли доброта причинить вред человеку?

• Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

• Что может сделать человека добрее?

• Роль добра в жизни каждого из нас

Гордость и смирение

• Чем отличается гордость от гордыни?

• Как отличить гордость от высокомерия?

 • Какого человека называют гордым?

• Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

• Стоит ли терпеть обиды?

• Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?

• Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?

• Нужна ли человеку гордость?

• Как связаны скромность и смирение?

• Гордость - это положительное или отрицательное чувство?

• Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?

• Как связаны сила духа и гордость?

• Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?

• Помогает ли смирение понять себя?

• Гордость или смирение обогащают личность?

Он и она

• Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»

• Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?

• Способна ли любовь изменить человека?

• Какую любовь можно назвать настоящей?

• Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?

• Всегда ли любовь делает человека счастливым?

• Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?

• Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?

• Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?

• Что такое самоотверженная любовь?

• Нуждается ли истинная любовь во взаимности?

• Требует ли любовь от человека работы над собой?

• Опасен ли эгоизм для любви?

 

                                        

 

                                             Структура итогового сочинения:

1. Вступление (60-70 слов). Раскрывается основная мысль, дается ответ на поставленный вопрос в теме.

 А) объяснение ключевых слов темы или цитаты

Б) общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека

В) ответ-тезис на главный вопрос темы

2. Основная часть (200-250 слов). Аргументация

Аргумент1.

А) «мостик-переход» (клише «Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...»)

Б) обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (клише «Обратимся к роману… (автор, название).

В) тезис (то, что звучит во вступлении)

Г) интерпретация – обращение к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеристика героев. Необходимо несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «писатель обращает наше внимание …», «мы видим, что герой поступил так потому...», чтобы велся анализ, а не пересказ сюжета.

Д) микровывод (клише «писатель приходит к выводу…», «автор хочет сказать…»)

Аргумент 2

А) «мостик-переход»

Б) обращение к произведению

В) тезис (клише «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения», «Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)».)

Г) интерпретация

 Д) микровывод

3. Заключение (50-60 слов)

А) вывод – обобщение.

Б) призыв (без лозунгов и пафоса, без повелительного наклонения, в формах: важно, нужно, необходимо…)

В) выражение надежды (хотелось бы верить…)

Г) Цитата, афоризм

 

Вступление Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ... Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
Тезис (Ответ на вопрос, поставленный в теме сочинения)

Основная часть

Аргумент

Обращение к произведению Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения). Вспомним героя повести… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название).
Интерпретация произведения или его фрагмента Автор повествует о… Автор описывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Этот поступок героя говорит о ... Мы видим, что герой поступил так потому... Автор показывает, к каким последствиям привело... Писатель осуждает… Автор утверждает…
Промежуточный вывод Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Мы можем прийти к выводу...

Заключение

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…

 

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

1) комментированный пересказ содержания литературного произведения (пересказ только тех ключевых эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы; подтверждение своих мыслей не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали);

2) актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме);

3) характеристика литературного героя (нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

4) обращение к системе образов произведения (пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) сопоставление фрагментов и героев разных произведений (нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; размышления о героях и событиях не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

 

Композиционно-логические нарушения

ü Массовое использование «домашних заготовок» и различных клишированных элементов текстового «конструктора», что существенно снижает качество сочинения.

ü Нечеткость коммуникативного замысла и неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.

ü Непродуманность композиционной компоновки текста в соответствии с темой и основной мыслью.

ü Отсутствие ключевого тезиса, который будет доказываться в сочинении.

ü Смысловая несвязность частей сочинения, отсутствие логических связок между ними.

 

Рекомендуемые сайты для самостоятельной подготовки к сочинению.

https://урок.рф

https://sochinenie11.ru/

https://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/itogovoe/2018-11-26-230

https://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=5744

https://bingoschool.ru/news/itogovoe-sochinenie-ot-fipi/

https://4ege.ru/sochinenie/

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!