Роль литературных салонов в развитии русской культуры



Понятие литературного салона и того, как они устроены

Литературный салон – это круг или группа избранных лиц, собирающихся в частном доме. В салонах встречались люди, принадлежащие к разным слоям общества: здесь вельможи, дипломаты встречались с писателями и художниками. Главным было не положение в иерархии двора, а интеллект, образование и, наконец, бойкий ум. Хоть по этой теме и повествуется исключительно о литературных салонах, они имели и другую специализацию. Помимо поэтических и литературных салонов, они могли быть политическими, музыкальными, художественными и т.п. У каждого салоны были и завсегдатаи, и приглашённые знаменитости того времени, которых выбирала хозяйка, опираясь на тему беседы сегодняшнего вечера. Чтобы в салонах было не так шумно, и беседа шла плавно, количество гостей не должно было превышать нормы, заданной хозяйкой.


1.2. Зарождение литературных салонов и их появление в России

Литературные салоны того времени пришли в Россию из Франции и Европы. Аристократические салоны Франции и Европы семнадцатого века неслабо повлияли на московские и петербургские традиции салонных собраний. Немалую роль в формировании салонной культуры сыграли женщины знатных семейств русского дворянства. Большая часть литературных салонов в России принадлежала женской половине, женщинам-дворянкам. Как писал Юрий Михайлович Лотман, начиная с семнадцатого века “роль женщины в дворянском быту и культуре становится всё заметнее…”.


 

Салон З.И. Волконской

Московский салон Волконской просуществовал немногим более четырех лет и занял одно из центральных мест в литературной и культурной жизни русской дворянской элиты второй половины 1820-х гг. Имена многих посетителей его известны и значимы. Огромный интерес представляет общение Волконской с аббатом Андре Мерианом (преимущественно эпистолярное), Вяземским, Тургеневыми, с кругом Веневитинова, Пушкиным, Мицкевичем, Каролиной Япиш (Павловой), Шаликовым, Иванчиным-Писаревым, а также с А.Я. Булгаковым - своеобразным зеркалом московской общественной жизни. Две персоны из этого списка – А. Мериан и кн. П.И. Шаликов всегда оставались в тени более известных литераторов, между тем они сыграли огромную роль в становлении литературной репутации Волконской. Некоторые эпизоды истории салона стали хрестоматийными, равно как и образ его хозяйки, вокруг которой "веяла и трепетала атмосфера искусства", С именем Волконской неразрывно связаны произведения поэтов, прославленных и не очень известных, оно часто встречается в переписке и в воспоминаниях современников. О ее салоне упоминали и упоминают все, кто в той или иной мере занят изучением литературы и культуры пушкинской эпохи или просто испытывает потребность почувствовать ее атмосферу, "тот воздух, которым эта эпоха дышала"


 

Салон Е.И. Голицыной

Хозяйкой первого в России подлинного салона была княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова.
В 1816 году, вернувшись в Петербург из Парижа, княгиня становится естественным образом… хозяйкой салона. Ее дом на Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, - все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима. Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне.
За эти бдения Голицыну прозвали «ночной княгиней». А среди ее гостей - поэты: язвительный Вяземский, добродушный Жуковский, мечтательный Батюшков. Сей последний пишет восторженно в 1818 году, что трудно кому-то превзойти Голицыну Авдотью Ивановну в красоте и приятности и что лицом она никогда не состарится. С 1817 года, едва вышедши из Лицея, у ног ее - и юный Пушкин. Мудрый Карамзин находит увлечение гениального юноши чересчур демонстративным и пылким. Он пишет не без иронии: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»


 

1.5. Светский салон в новелле Пушкина “Египетские ночи”

Вот как Пушкин описывает светский салон в новелле “Египетские ночи”: «Картины, мраморные статуи, бронзы, дорогие игрушки, расставленные на готических этажерках, поразили его», «Зала княгини отдана была в распоряжение импровизатору. Подмостки были сооружены; стулья расставлены в двенадцать рядов; в назначенный день, с семи часов вечера, зала была освещена, ... У подъезда стояли жандармы…», «Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты с своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. Посредине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна…».
1.6. Образ литературного салона в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”

Образ литературного салона также предстаёт в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”.
"В нарядном салоне было человек с тридцать. Иные говорили между собой, другие прислушивались, другие прохаживались, но на всех как будто тяготела какая-то обязанность, по-видимому, довольно трудная, и им всем, казалось, было немного скучно забавляться. Громких голосов и споров не было, так же как и сигарок; это был салон совершенно *comme il faut; даже и дамы не курили.
Недалеко от дверей сидела хозяйка на одной безымянной мебели, какими теперь наполняются наши комнаты; в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шептало между собой несколько премилых девушек; немного подальше, возле больших бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого,- очень заметная, грациозная женщина, утопая, так сказать, в огромных бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися около нее; они о чем-то говорили“.
*приличный


 

Роль литературных салонов в развитии русской культуры

Роль литературных салонов заключается во многом. Например, из-за того, что литературные салоны пришли в основном из Франции, стал популярен в России того времени и французский язык. Многие дворяне и представители светского общества настолько хорошо приняли этот язык, что могли изъяснятся на нём в идеал, Благодаря, уже традиционным на то время, литературным собраниям авторы, современники Пушкина и он сам, соответственно, могли сотрудничать, помогая друг другу оценивать свои творения, вести критику и многое другое. Например, именно в этих салонах впервые были прочтены лермонтовский “Демон” и гоголевские “Мёртвые души”


 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!