Шри Бхаджана-дарпана-дигдаршини-вритти



 

Пурва-пакша — возражение, дающее повод для дискуссии

 

Первая шлока призывает отбросить всю гордыню и служить Шри Югала кишоре, полностью сосредоточившись на этом служении. Этот совет порождает некоторые сомнения. Во-первых, если человек отбросит всю гордыню и полностью посвятит себя кришна-бхакти, как он сможет поддерживать свою жизнь? Поддерживать свою жизнь невозможно, если не совершать нитья и наймиттика-карму — каждодневные и периодические обязанности, которые состоят из деятельности ради ее плодов, благочестивой и неблагочестивой. Во вторых, если полностью посвятить себя поклонению Шри Радхе и Кришне, то как тогда следует относиться к Шри Чайтанье Махапрабху? Если преданный посвящает свою бхаджану Шри Махапрабху и тоже считает Его своим объектом поклонения, значит, у него два объекта поклонения и его преданность нельзя назвать ананья, направленной на один объект. Кроме того, неясно, с каким настроением помнить Шри Гуру. Эти три сомнения разбираются ниже.

1. На дхармам̇ на̄дхармам̇ ш́рути-ган̣а нируктам̇ кила куру — оставь праведную и неправедную деятельность

Дхарма и адхарма описываются в шрути (изначальных четырех Ведах и Упанишадах), а также в смрити (Пуранах и Итихасах), объясняющих учение шрути. Эти две категории (дхарма и адхарма) охватывают всю деятельность людей. Если полностью отказаться от них, то невозможно будет прожить и мгновения. Поэтому Шрила Рагхунатха дас Госвами не отвергает всю деятельность органов чувств. Есть два типа людей: просвещенные (вигья) и невежественные (агья). Невежественные люди не станут работать, если их к этому не принуждать, а если они будут действовать бесконтрольно, это лишь приведет к дурным последствиям. Поэтому ради блага таких людей вся деятельность, описанная в шрути и дополняющих их смрити, делится на дхарму и адхарму, чтобы люди легко могли избегать неправедной деятельности и заниматься праведной.

Просвещенные люди — это те, кто сознает свою духовную природу. Предписания шастр предназначены не для них. Такие люди действуют на уровне атма рати, или кришна рати. Иначе говоря, они занимаются чистым преданным служением Божественной Чете. Те, кто обладает твердой верой, причисляются к категории просвещенных людей. Наставление Рагхунатхи даса Госвами оставить всю дхарму и адхарму, описанные в Ведах, и полностью посвятить себя премамайи севе, любовному служению Шри Радхе и Кришне, предназначено именно для таких просвещенных, осознавших себя душ. Любая деятельность в жизни садхаки должна быть проникнута духом служения Верховному Господу.

Даже обязанности, предписанные Ведами для тех, кто принадлежит к системе варнашрамы, следует выполнять в таком настроении. Преданные грихастхи должны поклоняться у себя дома Божествам и всю деятельность, такую, как зарабатывание денег, забота о членах семьи, ведение домашнего хозяйства, выполнять как подношение Божествам. Надо считать себя слугой Господа. Ни при каких обстоятельствах не следует считать себя наслаждающимся и использовать плоды своего труда ради собственного наслаждения. Религиозные обряды, такие, как шраддха (подношение жертвенной пищи предкам), описанные в «Хари бхакти виласе», необходимо также совершать в духе служения Господу. Достигнув духовного уровня, человек избавляется от привязанности к устоям варнашрамы и больше не зависит от них. На этой стадии чистое преданное служение Божественной Чете и жизнь во Врадже становятся для него естественными и легкими. Те, кто не может физически жить во Врадже, должны делать это мысленно.

2. Ш́ачӣ-сӯнум̇ нандӣш́вара-пати-сутатве (смара) — думай о Шачинандане, видя в Нем Самого Нанда-нандану

Чтобы распространить шри хари-наму и анарпита-унна-тодджвала-прему, самую возвышенную божественную любовь, которую прежде никто не давал дживам, отвернувшимся от Кришны и погрязшим в мирских делах, Шри Нанда нандана принял образ Шри Шачинанданы Гаурахари. Желая изведать несравненную сладость радха-бхавы, Он перенял цвет тела и настроение Шримати Радхики.

В этой связи могут возникнуть два вопроса. Поскольку Шри Чайтанья Махапрабху объединяет в Себе Шри Радху и Кришну, почему бы не поклоняться только Ему, считая поклонение Ему равнозначным поклонению Божественной Чете? А может быть, нужно поклоняться Шри Радхе и Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху по отдельности? Джагад гуру Шри Чайтанья Махапрабху Сам разрешил эти вопросы, явившись в этот мир в настроении преданного. Своим приме ром Он показал, как заниматься практикой кришна-бхакти и призывал все дживы следовать Его примеру. Выполняя Его указание, мы должны поклоняться Шри Радхе и Кришне, но прежде чем совершать шри югала-севу, нужно сосредоточиться в медитации на Шри Гуру и Гауранге, иначе невозможно будет достичь высшего духовного совершенства, парамартха-сиддхи.

Отвечая на второй вопрос, следует заметить, что тот, кто поклоняется Шачинандане Гаурахари отдельно от Шри Радхи и Кришны, не сможет понять, что Махапрабху неотличен от Кришны. Тот же, кто понял это, сможет помнить Шри Чайтанью Махапрабху, даже когда будет поклоняться Шри Кришне.

3. Гуру-варам̇ мукунда-прешт̣хатве (смара) — думай о Гуру как о самом дорогом слуге Шри Мукунды

Шри Гуру называют мукунда прештхой, что значит «тот, кто очень дорог Шри Мукунде, дарующему освобождение от материального рабства». Преданный должен думать: «Шри Кришна, океан милости, послал Своего дорогого спутника в образе моего Гурудевы, чтобы освободить меня». Поэтому вполне уместно считать Шри Гуру прия-сакхи (близкой подругой) Шримати Радхики. В шастрах сказано: ача̄рйа ма̄м виджа̄нӣйа̄т (Бхаг., 11.17.27) — Шри Гуру является сварупой (олицетворением) Бхагавана. В «Хари бхак ти виласе» и в других писаниях объясняется, что духовный учитель очень дорог Бхагавану и что поклоняться ему следует так же, как и Самому Господу. Однако отвергать Бха гавана и поклоняться одному лишь Гуру, считая его Богом, оскорбительно.

пратхамам̇ ту гурум̇ пӯджйа таташ́ чаива мама̄рчанам
курван сиддхим ава̄пноти хй анйатха̄ нишпхалам̇ бхавет

Хари бхакти виласа, 4.344

Шри Кришна говорит: «Преданный, который сначала поклоняется Шри Гуру, а затем Мне, достигнет совершенства, тог да как поклонение Мне одному ничего не даст».

И наоборот, если злонравный, высокомерный и порочный человек пренебрегает Шри Гуру и поклоняется одному лишь Бхагавану, он становится объектом гнева Господа.

на̄ра̄йан̣о ’пи викр̣тим̇ йа̄ти гурох̣ прачйутасйа дурбуддхех̣
камалам̇ джала̄дапетам̇ ш́ошайати равир на пошайати

Джаядакхьяна самхита

«Растущий в воде лотос распускается под солнечными лучами, но то же самое солнце иссушит лотос, если он не находится в воде». Здесь Гуру сравнивают с водой, а Верховного Господа с солнцем.

 

А н у в р и т т и

Эта шлока объясняет метод бхаджаны. Согласно наставлениям первой шлоки, преданный должен заниматься бхаджаной, отбросив всякую гордыню. В таком состоянии невозможно поддерживать мирскую жизнь. Тому, у кого есть желание совершать бхаджану, Шрила Рагхунатха дас Госвами дает совет оставить дхарму и адхарму, описанные в Ведах и других шастрах. Это необходимо, чтобы полностью посвятить себя бхаджане, направленной на Шри Радху и Кришну. Но если человек оставит свои каждодневные и периодические обязан ности (нитья- и наймиттика-карму), ему будет трудно жить в этом мире и он рискует совершить разные ошибки. Что же тогда делать? Действия, которые помогают нам в жизни и приносят нам благо как в этом мире, так и в следующем, называются дхармой. Пренебрегать такими действиями — это адхарма, а действовать наперекор дхарме — видхарма. Мы не должны совершать адхарму и видхарму, и в то же время нам надо следовать дхарме. В шрути религиозные обязанности делятся на карму, гьяну и бхакти.

та̄ват карма̄н̣и курвӣта на нирвидйета йа̄вата̄
мат-катха̄ ш́раван̣а̄дау ва̄ ш́раддха̄ йа̄ван на джа̄йате

Шримад Бхагаватам, 11.20.9

«Пока человек не избавится от привязанности к плодам своего труда и не разовьет веру в слушание повествований обо Мне, он должен выполнять свои каждодневные и периодические обязанности».

В Ведах сказано: ахимса парамо дхарма — «Ненасилие является высшим принципом религии»; питри дево бхава марти дево бхава — «Почитай старших и родителей»; атитхи дево бхава — «Радушно принимай нежданных гостей в своем до ме»; ачарйа дево бхава — «Почитай своих учителей и ачарьев».

В повседневной жизни невозможно уклоняться от выполнения этих обязанностей, и таким образом человек запутывается в сетях кармы. Когда он понимает, что карма и ее последствия приносят ему одни лишь страдания, он хочет освободиться от этого (на нирвидйета йа̄вата̄). Никакая хорошая карма не принесет вечного счастья и в конечном счете обернется страданиями. Человек женится для того, чтобы стать счастливым, но в конце концов это приносит ему несчастья. Накопление богатства тоже оборачивается страданием. Когда человек понимает это, в нем развивается отрешенность от мирских дел. Отрешенность основывается на понимании того, что мирские дела приносят человеку страдания.

Драупади и Пандавы были полностью преданы Кришне и очень праведны, и тем не менее им пришлось перенести столько страданий. Царь Харишчандра шел путем дхармы, однако ему тоже приходилось страдать. Тот, кто понимает, что карма и ее последствия приносят одни лишь страдания, готов вступить на путь гьяны. Но даже глубокие философские рассуждения в духе гьяны, которые приводятся в шастрах, не приносят истинного счастья, потому что в них нет концепции Бхагавана. Гьяни считают Бхагавана лишенным формы и качеств. Такая философия пустоты не может принести счастья. Когда человек слушает, как прославляют Господа, в нем развивается желание совершать бхаджану, и тогда он сразу же оставляет карму и гьяну. Это описывается в «Шримад Бхага ватам» (11.11.32):

а̄джн̃а̄йаивам̇ гун̣а̄н доша̄н майа̄дишт̣а̄н апи свака̄н
дхарма̄н сантйаджйа йах̣ сарва̄н ма̄м̇ бхаджет са ту саттамах̣

«Я дал людям обязанности, описав их в Ведах и Упанишадах, и объяснил, что такое дхарма и адхарма и в чем преимущества такой деятельности и ее недостатки. Верность своему религиозному долгу — положительное качество, ибо это очищает сердце человека. А пренебрежение этим долгом — грех. Тот, кто знает это и все же оставляет свои мирские обязанности, считая их помехой в бхаджане, и поклоняется только Мне с твердой верой в то, что одно лишь бхакти может принести высшее совершенство, является лучшим из людей».

Это более подробно объясняется в «Бхагавад-гите» в стихе сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам ш́аран̣ам̇ враджа. Поэтому Рагхунатха дас Госвами советует оставить всю дхарму и адхарму, описанную в Ведах: «Это не поможет тебе осознать твою вечную сварупу, так что оставь эти обязанности и день и ночь служи с любовью Шри Радхе и Кришне». Рагхунатха дас Госвами дает наставления уму, у которого нет ручи, но есть жадное стремление обрести милость Шри Чайтаньи Махапрабху и совершать бхаджану, посвященную Шри Радхе и Кришне. С самого начала он ставит своей целью не вайдхи-бхакти, а рагануга-бхакти.

Тот, кто, выслушав описания лил Шри Чайтаньи Махапрабху, не развивает духовную жадность, — последний из неудачников. Но Рагхунатха дас Госвами говорит, что все способны встать на путь рагануга бхаджаны, потому что каждый является слугой Кришны: джӣвера сварӯпа хойа кр̣шн̣ера нитйа-да̄са.

Кое кто считает, что нам не следует читать Десятую песнь «Шримад Бхагаватам». Но кто не должен ее читать? Только те, кто живет подобно животным. Рагхунатха дас Госвами говорит: врадже ра̄дха̄-кр̣шн̣а прачура паричарйа̄м иха танух̣ — «Постоянно служи Шри Радхе и Кришне во Врадже». Что такое прачура-сева? Это значит заниматься служением день и ночь. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.295) Рупа Госвами пишет:

сева̄ са̄дхака-рӯпен̣а сиддха-рӯпен̣а ча̄тра хи
тад-бха̄ва липсуна̄ ка̄рйа̄ враджа-лока̄нуса̄ратах̣

Садхака, в чьем сердце пробудилась лобха, дающая право встать на путь рагануга бхакти, должен служить Шри Кришне как в своей садхака рупе, так и в сиддха-рупе, следуя бхаве вечных жителей Враджи, настроение которых он стремится обрести. Слово садхака-рупа указывает на физическое тело преданного, а слово сиддха-рупа — на его духовное тело, которое он созерцает в медитации и которое подходит для того, чтобы служить Кришне сообразно желанию преданного. В своей сиддха-дехе, совершенном духовном теле, преданный должен мысленно служить Шри Кришне под руководством Шри Радхи, Лалиты, Вишакхи, Рупы манджари, Рати манджари и других гопи. В садхака-рупе, своем физическом теле, преданный должен заниматься физическим служением под руководством Рупы, Санатаны и других вайшнавов.

Шрила Рупа Госвами описал природу уттама бхакти в самом начале «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):

анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣шн̣а̄нуш́ӣлана̄м̇ бхактир уттама̄

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, то есть, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными чувствами (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (корыстной деятельности) и которая не имеет под собой никаких желаний, кроме желания доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».

«Оставь анья-абхилашу, карму и гьяну и служи Кришне с любовью». В чем суть этого любовного служения, или прачура-севы? Рагхунатха дас Госвами молится у лотосных стоп Санатаны Госвами:

ваира̄гйа йуг бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам
кр̣па̄мбудхир йах̣ парадух̣кха дух̣кхӣ
сана̄танам̇ там̇ прабхум а̄ш́райа̄ми

Вилапа кусуманджали, 6

«Санатана Госвами — океан милосердия, он страдает, видя страдания других. Я был ослеплен невежеством и не желал пить нектар бхакти расы, проникнутый духом отречения от мира, но Шри Санатана силой заставил меня выпить его. Я принимаю покровительство Санатаны Госвами Прабху и почитаю его как шикша гуру».

Санатана Госвами учил его служить Шри Радхе и Кришне, и такой же должна быть цель нашей бхаджаны — служить Шри Радхе и Кришне. Санатана Госвами очень милостив. Он написал «Брихад-бхагаватамриту», которая пробуждает желание следовать Гопе кумару и Нараде. Вайдхи-бхакти начинается с уровня шраддхи и медленно развивается до уровня ручи, но шраддха на пути рагануга бхакти имеет другую природу. Она обычно возникает на уровне асакти и благодаря лобхе, жадному стремлению, развивается очень быстро.

Если принять утверждение, что не следует читать Десятую песнь «Шримад Бхагаватам», тогда мы не должны чи тать и «Чайтанья-чаритамриту», «Бхакти-расамрита-синдху», труды наших Госвами и другие подобные книги, потому что все они насыщены теми же темами. Мы не должны слушать и беседу Рая Рамананды и Чайтаньи Махапрабху. Даже самая первая шлока «Бхагаватам» (сатйам̇ парам̇ дхӣмахи) наполнена радха-премой. Поэтому ее также нельзя читать. А в третьей шлоке «Бхагаватам» описывается зрелый плод древа ведической литературы (нигама-калпа-тарор галитам̇ пхалам̇).

Что на самом деле кроется в этой шлоке? В зашифрованном виде в ней вся Десятая песнь и другие лилы Кришны, не во шедшие в эту песнь. Поэтому не следует читать и эту шлоку. Что же тогда нам остается?

Когда Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «Кришна — Сам Бхагаван, почему же Он нарушает законы религии, устраивая танец раса с чужими женами? Это неправильно», Шукадева Госвами ответил, что Верховный Господь, подобно огню, никогда не оскверняется и что обыкновенные люди даже в мыслях не должны подражать таким Его лилам, иначе они погубят себя, как если бы кто-то, подражая Рудре, захотел выпить океан яда. Помимо раса-лилы, Шукадева Гос вами хотел описать прекрасную холи-лилу (праздник красок) и джулана лилу (праздник качелей), однако не стал этого делать, так как его слушатели были к этому не готовы. Поэтому наши ачарьи описали эти лилы в «Кришна-бхаванамрите» и «Говинда-лиламрите», решив, что недостойные не станут читать их, а те, у кого есть вкус к этим лилам, непременно прочтут.

Кришна лилу также описывают Уддхава и Майтрея в Третьей песни. В Одиннадцатой песни «Бхагаватам» тоже гово рится о лилах Кришны с гопи. В каждой шлоке «Шримад Бха гаватам» в той или иной форме есть ссылка на Десятую песнь. Поэтому те, кто советует не читать Десятую песнь, не имеют права вообще читать «Шримад Бхагаватам». Они не должны прикасаться и к «Чайтанья-чаритамрите». Для кого Рагхунатха дас Госвами описывает прачура-севу, тамбулади-арпану (подношение бетеля) и пада-мардану (массирование лотосных стоп)? Кому он дает все эти наставления? Только лишь пре данным. Но как преданный может научиться этому служению, если он не читает «Шримад Бхагаватам»? Несомненно, сначала нужно развить адхикару для этих лил. У преданного обязательно должны быть шраддха, ништха и другие качества. Однако если мы не ставим себе целью постичь эти лилы, то даже за много жизней не сможем развить адхикару, чтобы слушать их.

Чайтанья Махапрабху говорил, что есть два вида служения: внешнее и внутреннее. Рагхунатха дас Госвами объясняет, что внешне мы должны заниматься шраванам, киртанам и т. д. и практиковать пять основных видов бхакти, а те, у кого есть лобха, могут следовать стиху тан-на̄ма-рӯпа-чарита̄ди-су-кӣртана̄ну смр̣тйох̣ (Упадешамрита, 8): они будут повторять имя Кришны и помнить Его образ, качества и лилы. Если мы живем во Вриндаване, то почему мы не должны читать Десятую песнь? Когда мы идем в Сева-кунджу, чтобы поклониться, с каким настроением мы будем делать это? Будем мы кланяться просто деревьям и кустам или же происходящим там сокровенным лилам Радхи и Кришны, которые не описываются даже в «Шримад Бхагаватам»? Какой смысл идти в Нид-хуван или Чира-гхат, если эти лилы не трогают наше сердце?

И зачем мы пойдем к Гирирадже Говардхане, на Чандра-саровару, в Пайтхаграм* или на Радха кунду? В настоящее время у нас может не быть адхикары, чтобы воспринять лилы, которые проходят в тех местах, однако мы не можем навсегда закрыть их для себя.

Есть два вида бхаджаны: для садхаков и для сиддх (преданных, достигших совершенства). В этой шлоке Рагхунатха дас Госвами объясняет садхакам, как совершать бхаджану, которая постепенно приведет их на уровень сиддха. Если вы хотите со вершать такую бхаджану, тогда вы должны понимать, что Шачинандана — это Сам Яшода нандана. Вы должны считать сына Джаганнатхи Мишры сыном Нанды. Шачи-суну очень милостив. Он пришел, чтобы одарить милостью все дживы: анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау — Он явился в век Кали по Своей беспричинной милости, чтобы дать миру самый ценный дар, которого до Него не давал никто. Он при шел, чтобы дать дживам сокровенную прему и чтобы Самому насладиться радха-бхавой. По Своей доброте Он дает эту прему всем и каждому, даже птицам и зверям в лесу Джарикханда.

* Нидхуван — место во Вриндаване, где Радха и Кришна предаются сокровенным развлечениям. В этом месте проявилось Божество Шри Банки-бихари. Чира гхат — место на Ямуне, где омывались гопи, что бы очиститься перед поклонением Катьяяни-деви. Там Шри Кришна украл их одежды и забрался на дерево кадамба, стоявшее на берегу. Чандра саровара — озеро во Врадже, недалеко от Парасали грама. Во время весенней раса-лилы Шри Кришна отдыхал в этом месте, а также Своими руками украшал Шри Радху. Пайтхаграм — место, где Кришна явил гопи четырехрукий образ после того, как исчез с места танца раса, но когда Он увидел Шри Радху, то не смог больше сохранять четырехрукий образ, и две Его руки вошли обратно в тело.

Кришна давал прему только избранным преданным, но Чай танья Махапрабху раздавал ее свободно. У тех, кто запутался в сетях материальной жизни, нет другого способа обрести эту прему, кроме хари-намы и сат-санги. Чайтанья Махапрабху и все Его спутники пришли в этот мир именно для того, чтобы дать эту прему. Шримати Радхика стала Гададхарой Панди том, Вишакха и Лалита явились как Рамананда Рай и Сварупа Дамодара. Кришна привел с Собой всех восемь главных сакхи и их манджари. Господь Брахма и Махараджа Прахлада объединились в образе Харидаса Тхакура. Нитьянанда Пра бху проповедовал учение Чайтаньи Махапрабху и нама-кир-тану. Махапрабху отправился в Джаганнатха Пури, чтобы постичь унната-удджвала-прему, высшую мадхура-прему Шримати Радхики, и чтобы затопить мир нектаром сокровенного служения Радхике. Он пришел, чтобы вкусить несравненную сладость радха-бхавы и распространить манджари-бхаву.

Не совершая бхаджану, посвященную Чайтанье Махапра бху, невозможно совершать бхаджану, посвященную Радхе и Кришне. Однако шастры призывают нас совершать ананья-бхаджану, иными словами, поклоняться только одному ишта-деве. Что же нам делать? Поклоняться Радхе и Кришне или Гаурачандре? Кто-то говорит, что поклонение Чайтанье Махапрабху — это и есть поклонение Радхе и Кришне. Шрила Бхактивинода ответил на этот вопрос в своей «Джайва дхарме» и «Навадвипа дхама махатмье». До Бхактивиноды Тха кура у людей было совершенно извращенное понимание этого вопроса. Многие думали: «Махапрабху — мой нагара (возлюбленный), а я — Его нагари (возлюбленная). Если я сакхи Кришны или Радхи и если Радха и Кришна танцуют танец раса, значит, Махапрабху тоже должен танцевать танец раса, и мы должны участвовать в этой расе как Его сакхи». Эта теория получила название гауранга-нагари-вада. Шри Рупа Госва ми и все остальные наши ачарьи отвергли эту теорию, потому что Махапрабху не принимает такого поклонения. Поэтому Бхактивинода Тхакур тоже опроверг ее, а за ним и Шрила Бхактисиддханта Прабхупада.

Итак, должны ли мы поклоняться Радхе Кришне и Махапрабху по отдельности? Сахаджии говорят: «Не поклоняйтесь Гауре Нитьянанде. Поклоняйтесь только Махапрабху». Они не знают всех тонкостей расы. В наших храмах стоят Махапрабху и Радха Кришна, а также Гаура Нитьянанда. Чайта нья Махапрабху учил нас служить Радхе и Кришне и повторять имя Кришны. Найанам̇-галад-аш́ру-дха̄райа̄. Однако Он не упоминал Своего собственного имени, так должны ли мы пренебрегать Им? Шри Бхактивинода Тхакур говорит, что перед поклонением Радхе и Кришне, необходимо обратить мысли к Махапрабху. Он — это Сами Радха и Кришна. Мы должны молиться следующим образом: «По Своей беспричинной ми лости Ты пришел, поглощенный радха-бхавой, чтобы научить нас методу бхакти, поэтому я памятую о Тебе». После такой медитации можно приступать к служению Радхе и Кришне.

Перед поклонением Радхе и Кришне сначала думайте о Махапрабху, помните, что Он неотличен от Радхи и Кришны и молитесь Ему. Мы должны служить Махапрабху в настроении дасьи. Когда эта бхава достигнет зрелости, Махапрабху дарует нам даршан, явив Свой образ Радхи и Кришны. И уже после этого преданный сможет развивать одно из настроений: сакхью, ватсалью или мадхурью. Без памятования о Махапрабху мы не сможем совершать бхаджану.

Все шастры гласят, что Гуру — непосредственный представитель Кришны: са̄кша̄д-дхаритвена-самаста-ш́а̄страир.

Кришна говорит, что Гуру — это Он Сам (а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄-нӣйа̄т). «Чайтанья-чаритамрита» также призывает служить дикша и шикша-гуру, считая их кришна-рупой и кришна-сварупой. Тот, кто не служит Гуру, не может заниматься кришна-севой. Поэтому мы должны служить Шри Гуру, и по его милости мы сможем служить Радхе и Кришне. Гуру-бхакти у нас должно быть даже больше, чем кришна-бхакти. Только так можно служить Радхе Кришне и никак иначе, ибо Шри Гуру очень дорог Мукунде.

пратхамам̇ ту гурум̇ пӯджйа таташ́ чаива мама̄рчанам
курван сиддхим ава̄пноти хй анйатха̄ нишпхалам̇ бхавет

«Только тот, кто сначала поклоняется Шри Гуру, а потом Мне, сможет достичь совершенства, иначе поклонение не принесет никакого результата» (Хари-бхакти-виласа, 4.344). Сначала следует поклоняться Гуру в его образе садхаки и заниматься вишрамбха-гуру-севой. Нужно считать Гуру своим вечным благожелателем и развить глубокую любовь к нему. Преданный должен стремиться унаследовать кришна-прему, которая живет в сердце Гуру. Духовному учителю в его образе вапу следует служить с помощью его вани, наставлений, иначе ваше служение будет на материальном уровне. Гуру дева — это ашрая Бхагаван, высшее вместилище любви к Богу, а Кришна — вишая Бхагаван, высший объект любви.

 

Текст 3

यदीच्छेरावासाझ वत्रजभुवि सारागझ प्रतिजन।
यवद्वन्क्षद्र्न चड़ेत्‌ परिचरितुमारादभिरूधषेः थ
स्वलणझ शत्रीलणझ सागणमिह तस्याग्रजमणि
स्फाटक्षझ प्रेम्णा नित्यझ समर नाम तदा त्वझ श्रुणु मनः चचक्ष३क्षयय

йадӣччхер а̄ва̄сам̇ враджа-бхуви сара̄гам̇ пратиджанур
йува-двандвам̇ тач чет паричаритум а̄ра̄д абхилашех̣
сварӯпам̇ ш́рӣ-рӯпам̇ са-ган̣ам иха тасйа̄граджам апи
спхут̣ам̇ премн̣а̄ нитйам̇ смара нама тада̄ твам̇ ш́р̣н̣у манах̣

 

А н в а я

манах̣ — о ум; йади — если; иччхех̣ — хочешь; а̄ва̄сам — жить; враджа-бхуви — во Враджа бхуми; са-ра̄гам — с рагатмика-бхакти; чет — [и] если; абхилашех̣ — желаешь; паричаритум — служить; тат йува-двандвам — этой юной Божественной Чете, Шри Радхе Мадхаве; а̄ра̄т — непосредственно; тада̄ — тогда; твам — ты; ш́р̣н̣у — слушай [меня]; иха — здесь; прати-джанух̣ — жизнь за жизнью; нитйам — непрестанно; спхут̣ам — отчетливо; смара — помни; нама — [и] склоняйся; премн̣а̄ — с любовью; сварӯпам — перед Шри Сварупой Дамодарой Госвами; ш́рӣ-рӯпам — Шри Рупой Госвами; тасйа аграджам — [и] его старшим братом Шри Санатаной Госвами; апи — также; са-ган̣ам — вместе с их спутниками.

 

Перевод

Дорогой мой ум, пожалуйста, послушай меня. Если ты хочешь жить во Врадже, находясь на уровне рагатмика-бхакти, и если хочешь получить право лично служить вечно юной Божественной Чете, Шри Радхе и Кришне, тогда жизнь за жизнью всегда отчетливо помни Шри Сварупу Дамодару, Шри Рупу Госвами, его старшего брата Шри Санатану Госвами и всех остальных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. С огромной любовью отдавай поклоны всем этим вайшнавам, снискавшим милость Шри Гаурасундары.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!