БЕРЁСТА. ТУЕСОК. КОРОБИЧКА. ПЕСТЕРЬ. БЕРЕСТЯНКА.



 

«Дай коры мне, о Берёза!

Жёлтой дай коры, Берёза

Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате

Из Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля. «Берёста — верхний, светлый, ремковый слой берёзовой коры, она идёт кроме высидки дёгтя, на подстилку под тесовые кровли и столько же других нужд, как лыко. Бела берёза, да дёготь чёрен. Кабы не лыко, да не берёста, так бы мужичок рассыпался».

Когда едешь по сибирской или северной реке, вдоль которой расположены редкие посёлки или деревеньки, то на безлюдных и поросших лесом берегах вдруг начинают попадаться ободранные берёзки. Среди своих белоствольных сестёр они выделяются тёмными стволами. Это местные жители брали кору берёзы для своих нужд.

Ведь берёста всегда, испокон веков использовалась сельскими жителями. Много чего полезного можно изготовить из этого уникального природного материала. Вот далеко не полный перечень этих самых изделий. Во-первых, всяческие ёмкости — туески, коробочки и шкатулки, коробички и пестери (об этом я уже писал). Приспособления для оснащения неводов (кибаса-грузила) и сетей (наплава-поплавки), обувь (лапти), рукояти для ножей и даже ножны. Она шла на изготовление обуви (лапти).

 

Ну и, конечно, берёсту использовали в качестве материала для кровли на чум или шалаш. Народности Дальнего Востока и индейцы Северной Америки делали из берёсты лодки — берестянки и пирóги.

Разные ковшики, кóрцы упоминаются в книге И.Забылина «Русский народ, его обычаи обряды, предания, суеверия и поэзия». Вот что, в частности, там написано об этом.«Корцы отличались от ковшей том, что дно у них было плоское; маленькие корцы назывались корчиками. Их название произошло от того, вероятно, что прежде их делали или из берёзовой коры или из древесных кореньев».

Из берёсты гнали дёготь, который использовался не только для смазки тележных осей и кожаной обуви, но и как лекарство для человека и домашних животных.

Раньше ведь не знали, что такое рубероид, вот и применяли берёсту для кровли. Я, например, когда жил на Печоре, то сделал себе погреб, выкопав огромную яму, а перед тем, как засыпать её, покрыл листами берёсты для того, чтобы дождевая вода не проникала в погреб. Вероятно, ни один синтетический материал не заменит эту кровлю. Эвенки испокон веков покрывали свои чумы листами берёсты, применяли её в качестве подстилки на постели. Да много ещё чего полезного можно извлечь их применения этого природного материала. Это производство даже называли «берёстовое дело».

Позволю себе привести длинную цитату из книги «Сельскому учителю о художественных народных ремёслах Сибири и Дальнего Востока» (М., «Просвещение», 1983).

«Пожалуй, самым распространённым материалом в быту у хантов и манси является берёста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ — тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных — из дерева).

Берёсту ханты и манси снимают с дерева три раза в году, в период наиболее интенсивного движения соков: весной по насту, в июле, когда цветёт шиповник, и осенью, когда опадает лист. Вначале делают вертикальный надрез, до луба. Затем — два горизонтальных, определяющих размер снимаемой части коры. Отдирают руками справа налево. Соскабливают самый белый шероховатый верхний слой.

Прежде чем из берёсты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски берёсты свёртывают в трубки, ставят вертикально в котёл, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов. Берёста становится эластичной, годной для последующего употребления. Иногда берёсту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Берёсту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос…

В хозяйстве народов Приамурья берёста использовалась чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, её употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из берёсты делали колыбели, лодки, веера, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.

В конце мая, июне, июле мужчины, вооружившись специальными длинными (до 30-40 см) ножами с рукоятями длиной 80-100 см, отправлялись в тайгу за берёстой. Они отыскивали толстые берёзы с ровным, без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м, вертикальный разрез, внизу и вверху его — два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали берёсту «винтом», делая спиралевидные разрезы на коре.

Заготовленную кору для придания ей эластичности варили: её свёртывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями берёсты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку продолжали. Обработанная таким образом берёста становилась мягкой и эластичной, как кожа, её можно было сшивать крапивными нитками. Из такой берёсты изготовляли тиски — полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; берёсту сшивали в несколько слоёв по длине, делая полотнища в 3-4 м, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свёрнутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.

Для изготовления сумочек, мешков, вёдер, коробок, шляп, корзинок берёсту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнём, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий».

Надо ли говорить, что и сегодня в тайге не обойтись без берёсты. Пироги и берестянки делают едва ли, но мелкие коробочки пользуются успехом у таёжного люда и до сего времени. Правда, в большинстве эти изделия идут на сувениры. Кое-что можно сделать и самому. Не надо только для этого валить огромную берёзу. Берёсту можно добыть на лесосеках, которые в действии, по-моему, круглый год.

Как же изготовить из берёсты туесок? Довольно просто, но только для того, кто имеет хоть какие-то навыки в работе с древесиной. Но попытка, как говорят, не пытка…

Отрезок берёзового бревёшка надо брать в начале или середине июня. В это время кора, как говорят, у берёзы сама падает.

Во-первых, со ствола или толстого сука надо снять так называемый скoлотень (1). Это будет внутренняя часть туеска. С более толстого отрезка надо снять два куска коры. Один несколько длиннее, чем окружность сколотня, и пошире его (2), а второй — такой же длины, но поуже (3). В них делают вырезы так, как показано на рисунках. Стрелочки потом будут вставляться в треугольные вырезы. Расстояния а и б должны быть равны.

Все делается на глазок и подгоняется, как говорится, по месту.

Сколотень (4) обёртывают широкой полосой так, чтобы её наружная сторона была внутри и прилегала к такой же у сколотня (5). Стреловидные вырезы, осторожно сминая, вставляют в треугольные вырезы. Выступающий верхний край сколотня немного распаривают и аккуратно загибают на обёртку (6). Нижний же обёртывают узкой полосой и так же закрепляют замком (7). Это, собственно и есть замок. Однако перед этим вставляют донышко, которое вместе с крышкой готовят заранее. Из тонкой кедровой, берёзовой или осиновой дощечки аккуратно вырезают (лобзиком или просто ножиком) два кружка (донышко и крышку) диаметром каждый чуть больше внутреннего диаметра сколотня. Когда берёста высохнет окончательно. Донышко будет прилегать к ней так плотно, что вода не просочится. Крышку надо несколько раз вынуть и вставить, чтобы она не «срослась» с туеском. Однако с первого раза едва ли всё хорошо получится.

Чтобы легко было вынимать-вставлять крышку, надо приделать к ней ручку. Можно просто просверлить по центру дырочку и вставить в неё петельку из нетонкой верёвочки или из полоски той же берёсты (7 сверху).

Однако лучше сделать настоящую ручку (рисунок справа - 1). Для этого в крышке просверливают два отверстия, в которые ручка и будет вставлена. Она делается из сырого ивового прута необходимой длины и толщины (опять же на глазок - 2). Среднюю часть срезают вдоль наполовину, чтобы легче было согнуть и ручка бы не сломалась(3). Концы подгоняют по диаметру отверстий в крышке так, чтобы они выступали с нижней стороны. В этих концах шилом или буравчиком просверливают дырочки, в которые вставляют деревянные клинышки (4).

Крышку с такой ручкой снимать легко и удобно.

На Верхней Печоре повсеместно и до сего времени используют берестяные коробички. Сделать такую элементарно просто. Лист

берёсты необходимой величины кладём на землю наружной стороной вниз и сгибаем противоположные стороны (1 и 2). Затем сгибаем углы (3), прижимаем их к торцам, прокалываем дырочки ножом или твёрдой острой палочкой и скрепляем заострёнными прутиками. Времени на это уходит не больше 5-10 минут.

А вот какое приспособления для хранения слепней, которых использовали как наживку при ловле хариуса используют сибиряки. Его я нашёл в книге Юрия Анатольевича Герасимова «Тропой таёжного охотника» (Чита, 1960 г.). Кстати он тоже охотовед и ещё перед Войной (в 1940 году) закончил наш Московский Пушно-меховой институт. Цитирую:

«Охотник нарезал из бересты шесть прямоугольников размером 6 на 8 сантиметров. Короткие стороны он нагрел над огнем и завернул так, что получились правильные квадраты. Из них он собрал глухую кубическую коробочку. Затем на одной стороне прорезал окошко, а над ним, под завернутые края бере­сты задвинул, как в пенале, берестяную полоску, служащую крышкой».

Вот такая получилась коробочка. Её можно использовать и для каких-нибудь других целей.

 

НОЖ И НОЖНЫ

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!