Чередование ходьбы и бега с хлопками под музыку



На восемь счетов дети шагом идут по залу, хлопая на каж­дый счет. На следующие восемь счетов бегут по залу, отхлопы­вая в такт музыке. Следить, чтобы движения рук и ног были согласованы между собой. Повторить смену движений 3-4 раза.

14. Ходьба по залу с остановками* (См. Музыкальное
сопровождение № 37) (описание игры см. на с. 42).

15. Поскоки и игра с мячом* (См. Музыкальное сопро­
вождение № 38) (См. рис. 2).

I шеренга          II шеренга

о о - о о

рис.2

О о о - о

на 1ч.

на II ч.

69


Дети делятся на две группы. Становятся парами напро­тив друг друга в две шеренги на расстоянии 16 шагов. У пер­вой группы детей в руках мячи. Они могут держать их над головой. Вторая группа детей стоит, спрятав руки за спину.

На первую часть первая шеренга делает вперед 8 поско­ков , держа мячи над головой, и останавливается. На вторую часть движется вторая шеренга, делает вперед 8 поскоков и останав­ливается каждый напротив своей пары. Дети передают мячи каждый своему партнеру и поворачиваются спиной друг к другу.

При повторении музыки дети поочередно возвращают­ся поскоками на свои исходные места. Причем первая под­группа держит руки за спиной, а вторая - над головой.

16. Перестроения под музыку* (См. Музыкальное со-
провождение№ 39) (описание игры см. на с. 45).

17. Перебрасывание мяча в парах под музыку* (См. Му­
зыкальное сопровождение № 36).

Дети стоят парами друг напротив друга. Дижения разу­чиваются вначале без музыки. По команде «Лови!» первый ребенок бросает мяч об пол второму. По команде «Держи!* -второй держит мяч перед грудью и т.д. Мяч перекидывается друг другу по команде. Игра продолжается дальше с музы­кальным сопровождением. Важно, чтобы дети выполняли бро­сок на сильную долю такта и внимательно слушали музыку.

18. Чередование хлопков на 1-й и 2-й счет и ходьбы па­
рами* (См. Музыкальное сопровождение № 35).

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. На первую часть музыкального произведения на счет «раз» - хлопают дети первой шеренги; на счет «два» - хлопают дети второй шеренги. На вторую часть музыкального произведения дети поворачива­ются друг за другом, образуя две колонны, и идут парами под музыку. Музыка повторяется, и движения повторяются те же.

19. Выполнение поочередных хлопков под музыку*

(См. Музыкальное сопровождение № 37).

Построение парами. На первую часть музыки (1-8 так­ты) колонна детей, стоящих слева, идет и хлопает только на первый счет. Вторая колонна стоит на месте. 70


На вторую часть музыки (9-16 такты) колонна детей, стоящих справа, идет и хлопает только на второй счет. Пер­вая колонна стоит на месте и ждет вторую. На конец второй музыкальной части дети становятся рядом.

На третью часть (17-28 такты) дети идут в парах, хлопая на каждый счет. Упражнение повторяется 2-3 раза.

20. Чередование ходьбы и ударов мячом об пол под му­зыку* (См. Музыкальное сопровождение № 39) (описание игры см. на с. 48).

4. Упражнения, развивающие

слуховое и речеслуховое восприятие.

Дыхательные упражнения. Пение

В этот раздел входят упражнения, направленные на фор­мирование слухового и речеслухового восприятия детей.*** Упражнения на различение бытовых шумов и звукоподража­ний животным и предметам, музыкальным инструментам; собственно различение звучания музыкальных инструментов, таких, как погремушка, бубен, дудка, свисток, колокольчик, ложки. Эти упражнения воспитывают способность сравнивать и различать звучащие предметы по тембру, силе звучания, вы­соте, а также сравнивать и различать предъявляемые простые ритмы.

В дальнейшем у детей формируется способность само­стоятельно воспроизводить услышанные ритмы, дифферен­цировать оппозиционные звуки в слогах и словах, регулиро­вать силу, высоту звучания голоса, тембровую окраску голоса, этому помогает обыгрывание художественных образов зверей и птиц из детских песен и попевок.

Важными являются упражнения, развивающие просо­дический компонент речи и голоса. Каждое из таких упраж­нений ставит своей целью правильное воспроизведение ре-

и** Здесь и далее рекомендуется использовать демонстрационные карточки с аудиокассетой «Звуки города и природы. Голоса зверей и птиц. Приложение к пособию «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

71


бенком за взрослым ударного слога в цепочке слогов, ударно­го слога в словах с постепенным усложнением их слоговой структуры. Отгадывание одного из двух слов по предложен­ному взрослым ритмическому рисунку. Для оживления ин­тереса детей к подобным заданиям хорошо использовать та­кой прием, как перебрасывание мяча среднего размера. Это направляет внимание ребенка на активное слушание взрос­лого и правильное воспроизведение предложенного речевого образца. Этюды на закрепление интонаций вопроса, просьбы, утверждения, восклицания, порицания обыгрываются на ма­териале простых слогов. Дети легко справятся с подобными заданиями, если привести ребенку знакомый пример из жиз­ни, связанный с просьбой купить игрушку, выражением ра­дости по поводу прогулки или запретом ходить по лужам.

В этот раздел также включены упражнения на разви­ тие речевого и певческого дыхания. Важным является раз­витие продолжительного, равномерного выдоха у детей, уме­ние формировать сильную воздушную струю через рот. По развитию певческого дыхания остановимся лишь на том, что­бы научить детей диафрагмальному дыханию «животом», плавно, без рывков, делать добор воздуха во время пения.

Пение является методом, регулирующим дыхание, раз­вивающим продолжительный выдох, а также помогающим развивать мелодико-интонационную сторону речи, полноту звучания и ее выразительность.

В выборе песен необходимо руководствоваться просто­той текста, его доступностью для исполнения детей младще-го и среднего возраста, эмоциональной заразительностью и понятностью сюжета песни для маленьких детей.

Песни подбираются с учетом темпа, диапазона звучания, длительности музыкальных фраз. Таким требованиям отве­чают русские народные полевки, лесенки-заклички, песни русских и современных авторов для детей младшего дошколь­ного возраста. Фразы в песнях должны быть короткими, структура слов простая, мелодию песни стараться подбирать в пределах первых пяти нот первой октавы.

Нужно стремиться к выбору таких песен, которые мо­гут быть инсценированы хотя бы самым примитивным обра­зом по ходу их исполнения: « Баю-баю», «Самолет», «Поезд»,

72  


«Ладушки-лады», «Пастушок», «Динь-дон», «В огороде за­инька», «Сорока-сорока» и др.

Пение складовых попевок, чистоговорок, песен служит замечательным материалом для развития мышц органов ар­тикуляционного аппарата, формирования устойчивых арти­куляционных кинестезии и быстрой переключаемости с од­ной артикулемы на другую, а также закрепления навыков правильного звукопроизношения.

Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический «образ» слова, речевой фразы. Еще раз хотим подчеркнуть, что такая работа использует возможности правополушарной деятельно­сти мозга, которая наиболее сохранна у детей с тяжелой рече­вой патологией. Большинство чистоговорок и попевок прора­батывается с «пропеванием» каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помога­ет сосредоточить внимание ребенка на четком проговарива-нии каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

Условно весь материал данного раздела поделен на че­ тыре части:

A) упражнения на восприятие, различение и воспроиз­
ведение ритмов (хлопками, голосом, игрой на музы­
кальных инструментах);

Б) опознание и сравнение между собой различных шу­мов, звучания музыкальных инструментов и звуко­подражаний; а также различение их по высоте, силе и тембру звучания; звуковые цепочки***;

B) дыхательные и голосовые упражнения;
Г) складовые попевки и пение песен.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!