ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 8 страница



ГЛАВА LXVII

Сальвиан, пресвитер Массилийской церкви150, муж и светски образованный, и духовно. Является он, о чем упоминаю я без тени ревности, духовным наставником епископов Салония и Верания. Сочинения его изложены слогом ученым и ясным. Из них прочел я следующие: «О целомудрии, к пресвитеру Марцеллу» в трех книгах; «Против корысти» в четырех книгах; «О грядущем Суде» в пяти книгах; «Епископу Салонию, в благодарность за их (епископов) благодеяния», сочинение в одной книге; «Для Клавдия, епископа Вьеннского151, истолкование последних частей "Екклезиаста" в одной книге и книгу писем. В гекзаметрах, на греческий манер, переложил он Книгу Бытия от сотворения мира и вплоть до сотворения человека. Принадлежат ему и многочисленные проповеди, и всех их я, право, не упомню. В благородной старости здравствует он и поныне.

ГЛАВА LXVIII

Павлин152, автор трактата «К вступлению в Великий Пост», из которого прочитал я две книги, в коих речь идет о Пасхе, о послушании, о раскаянии и о неофитах.

83

ГЛАВА LXIX

Иларий, епископ Арелатский153, в Священном Писании был сведущ и привержен был жизни безыскусной и даже бедной, относясь ко всему, что касается материального достатка, с изрядным пристрастием и упражняя благочестие свое не только в уме, но и в теле. Не отвергая духовных занятий, полюбил он простой сельский труд, несмотря на хрупкое телосложение свое и воспитание, и немало тем самым ободрив бедняков. Как наставник пользовался он большим авторитетом, утверждая во всех без исключения учениках своих строгость и нравственную чистоту. Будучи человеком безусловно высокоодаренным, сочинений издал он мало, да и те невелики по объему, однако выдают они высокую образованность его и благочестие. Выделим из них «Житие святого Гонората154», духовного предшественника самого Илария, идущее на пользу многим. Умер он при императорах Валентиниане и Марциане.

ГЛАВА LXX

Лев, епископ Римский155, обратился с посланием к Фла-виану, епископу Константинопольской церкви156, по поводу домогавшегося тогда епископского сана пресвитера Евтихия. Указал он, что тот только в том случае может быть возведен в епископы, если признает и даст обещание исправить заблуждение свое. В послании этом, опираясь на Священное Писание, показал он, что Господь наш Иисус Христос — поистине Сын Господа и поистине человек и то является предметом нашей веры, что из плоти Девы Марии изошел Он, а не с неба спустился, как утверждает Евтихий. Умер он в правление императоров Льва и Майориана157.

ГЛАВА LXXI

Мохим, пресвитер Месопотамский158, в Антиохии написал превосходную книгу против Евтихия. Говорят, что принадлежат ему и другие сочинения, но я их еще не прочитал.

ГЛАВА LXXII

Тимофей159 известен стал тем, что после убийства неистовствующей чернью Александрийского епископа занял место убиенного Протерия160, то ли по собственной воле, то

84

ли последовав чужой. И несмотря на то, что стал он епископом не противозаконно, но и его настигло возмездие, хоть и другое, но из-за той же черни, которая, объявляя себя не-сторианами, ненавидела Протерия и с которой он, Тимофей, был вынужден так или иначе сойтись. Стремясь унять угрызения совести и предвидя заранее позор свой, который навлек он на себя по собственному же легкомыслию, написал он, обращаясь к императору Льву, весьма пространное сочинение, полное всякого рода призывов и увещеваний. Апеллируя к извращенно истолкованным свидетельствам отеческого предания и стремясь ввести в заблуждение императора относительно тщательно скрываемой ереси своей, представил он дело так, что будто бы и епископ Римский161, и весь Халкидонский собор162, и восточные епископы, да чуть ли и не сам император согласны с несторианами и поддерживают их. С Божией помощью, однако, был он изобличен на Халкидонском соборе как противник Церкви. Живет он до сих пор в изгнании и ведет себя, по слухам, как ересиарх. Книгу же его я, по просьбе братии, перевел на латынь для ознакомления, предупредив читателей, чтобы те изучали ее с известной осторожностью.

ГЛАВА LXXIII

Асклепий Афр, епископ Байенский163, писал против ари-ан и, как утверждают, против донатистов. Прославился он также и благодаря своим проповедям.

ГЛАВА LXXIV

Петр, пресвитер Эдесской церкви164, известен был своими проповедями. Принадлежит ему один трактат, а также псалмы в размере, составленные на манер святого Ефрема диакона.

ГЛАВА LXXV

Павел, пресвитер165, родом из Паннонии, о чем узнал я с его же слов. Автор сочинения «О целомудрии и презрении суеты мирской, или Наставление к обустройству жизни и исправлению нравов» в двух книгах, изложенных языком простым, но изящным. Обращается он в них к некоему знатному человеку и к деве по имени Констанция, посвятившей себя служению Господу. Упоминает он в ней

85

еретика Иовиниана166, к наслаждениям призывавшего и ко всякого рода удовольствиям, да так, что в роскошествах разных и излишествах упустил он собственную душу.

ГЛАВА LXXVI

Пастор, епископ167, наподобие Символа Веры изложил он в своей книге чуть ли не все остальные догматы Церкви. Излагает он и разного рода отступления от Символа и разногласия по его поводу, предав подстрекающих к ним анафеме, по имени назвав единственно последователей Присциллиана.

ГЛАВА LXXVII

Виктор, епископ Картены Мавретанской168, написал обстоятельное сочинение против ариан, обращаясь в нем к королю вандалов Гензериху169. «О раскаянии откупщиков» в одной книге — его же сочинение, где раскаявшимся согласно духу и букве Писания дает он соответствующие наставления. Обращаясь к некоему Василию по поводу смерти его сына, написал он книгу, полную надежды и христианского утешения. Принадлежит ему и множество проповедей, которые, как я узнал, упорядочены братией и служат во спасение ее.

ГЛАВА LXXVIII

Воконий, епископ города Касталланы170, что в Маврета-нии, писал против недругов Церкви: как иудеев, так и против ариан и других еретиков. Истолковывал таинства, издав на этот счет книгу.

ГЛАВА LXXIX

Мисий, пресвитер Массилийской церкви171, в Священном Писании был сведущ, и в постижении смысла его талант свой отточивший в совершенстве, по благословению святого Венерия, епископа172, упорядочил в соответствии с праздниками годичный круг чтения Священного Писания. Составил и респонсорий173 Псалмов, увязав его со временем и частями службы, и стал он впоследствии необходимым звеном ее, сделал богослужение менее спешным, более торжественным и выразительным и достигающим самих душ молящихся. Святому Евстахию174, преемнику святого Венерия, представил он весьма объемное собрание толкований таинств, разделенное по главам сообразно ви-

86

дам и частям службы, зачитываемому тексту, исполняемым псалмам и другим песнопениям, и в целом своем созвучное настроению общей молитвы Господу. Судя по этой книге, был он человеком блестящего ума и безукоризненного красноречия. Принадлежат ему, как утверждают, и проповеди, но я не читал их. Умер он в правление императоров Льва и Майориана.

ГЛАВА LXXX

Винцентий, пресвитер175, родом сам из Галлии, Священное Писание знает блестяще и красноречием, отточенным как начитанностью, так и опытом непосредственной беседы, владеет отменно. Дал он комментарий на часть Псалмов, зачитав кое-что из него божьему человеку Каннату в моем присутствии, пообещав заодно, что если Бог одарит его здоровьем и силами, то откомментирует он весь Псалтырь.

ГЛАВА LXXXI

Кир, родом из Александрии176, был врачом и увлекался философией до того, как принял пострижение. Неплохо владеет красноречием. Писал против Нестора: первоначально безукоризненно и убедительно, но затем, пристрастившись к словесным изощрениям и уделяя все больше внимания силлогизмам своим, чем свидетельствам Священного Писания, увлекся Тимофеевым учением. Отличаясь непостоянством, присоединился-таки он к мнению Халкедонского собора и полагает, что не должно усматривать двойственность в личности Иисуса, Сына Господа, и воплощении Его.

ГЛАВА LXXXII

Самуил, пресвитер Эдесской церкви177, автор многочисленных, как утверждают, сочинений, написанных им на сирийском языке и направленных против всякого рода неприятелей Церкви, преимущественно же несториан, евтихиан и тимофеан, еретиков, чьи взгляды противоположны ему: трехголовое чудовище это поражает он авторитетом Священного Писания и догматами Церкви. Так, доказывает он несторианам, что не просто человек Иисус от Девы Марии родился, но что Господь воплотился в человеке; евтихианам же, что воистину в человеческом теле воплотился Господь,

87

а не спустился с неба подобно некоей эфирной и сгустившейся во плоти субстанции; последователям же Тимофея то, что Слово, воплотившись, осталось Словом в существе Своем, образом же обладая человеческим, и сохраняется единство существа и образа, так что и личность Иисуса, Сына Господа, едина и нераздельна. Проживал он поблизости от Константинополя, а недавно я и с ним познакомился лично, и с сочинениями его.

ГЛАВА LXXXIII

Клавдиан, пресвитер Вьеннской церкви178, муж и в красноречии искусный, и в споре. Принадлежит ему «О природе души», сочинение в трех книгах, в которых выясняет он, можно ли представить что-либо нетленным и вечным помимо Господа. Известны его гимны о Страстях Господних, и первый из них начинается словами «Воспой во славу» (Pange, lingua, gloriosi). Приходился он братом Вьеннскому епископу Мамерту179.

ГЛАВА LXXXIV

Проспер, родом из Аквитании180, автор большого числа сочинений, весьма ученых и по части утверждений убедительных. Из них читал я под его именем «Хронику», охватывающую время от сотворения человека и вплоть до кончины императора Валентиниана Августа, а также взятия Рима королем вандалов Гензерихом181. Знакомо мне и еще одно его сочинение, направленное против Кассиана, точнее, книги последнего, которая одобрена была Церковью как полезная. Проспер же оценил ее как вредную и опасную, сойдясь с Кассианом лишь в вопросе о Благодати и свободной воле. Тексты посланий папы Льва «О воплощении Господнем», «Против Евтихия», посланные различным [адресатам], написаны, говорят, им же.

ГЛАВА LXXXV

Фауст, первоначально — настоятель Лериненского монастыря, в сан же епископа был возведен в галльском Ре-гии182. Написал, следуя Символу Веры и отеческому преданию, книгу «О Святом Духе», которого представил он единосущным или совечным Отцу и Сыну и дополняющим единство Святой Троицы. Издал также и «О Божьей Бла-

годати», которая спасает нас, и «О свободе воли» — сочинения замечательные во всех отношениях. Учит он, что Благодать Божья направляет нашу волю и предшествует ей и превосходит, и какое бы вознаграждение свыше ни снискал бы себе человек за благочестивые труды свои, воздается оно не по заслугам, а как дар по Божьей милости. Читал я два коротких трактата его, направленные: один — против македо-ниан и ариан, в котором утверждает он единосущность Святой Троицы, другой же — против тех, которые полагают возможным существование нетварного и вечного в тленном и тварном; доказывает он, опираясь на Священные Писания, что, помимо Господа, нельзя утверждать о чем-либо как несотворенном и вечном. Принадлежит ему и изданное отдельной книгой одно послание некоему Грату, отступившему от православной веры и вдарившемуся в Несториево нечестие. Уговаривает он его образумиться и вернуться к истинной вере, указывая также, что Пречистая Дева Мария не обычного человека родила, который обрел божественность лишь после, но Господа, истинно воплощенного. Числятся за ним и другие сочинения, но поскольку я их не читал, то и назвать не осмелюсь. Доподлинно известно, однако, что, обладая сильным и выразительным голосом, является он ко всему прочему прекрасным наставником в духовных вопросах. Кстати, обратился он раз с посланием к Феликсу, префекту претория, человеку религиозному, мужу патрицианского достоинства, сыну Великого Консула, пожелав ему благополучия и счастья и побуждая к дальнейшему благочестию и богобоязненности, подобающей всем, кто расположен душой своей к раскаянию.

ГЛАВА LXXXVI

Цезарий, епископ Арелатской церкви183, человек святой, отмеченный нравственным совершенством, автор сочинений блистательных, всем монахам крайне необходимых и благодарности их заслуживающих в высшей степени. «О Благодати и свободе воли», трактат, в котором с опорой на Писание и свидетельства святых Отцов показывает он, что не в возможностях и воле человека положен источник Блага, но в милости Божьей. Сочинение это, получив одобрение папы Феликса184, рекомендовано было Церковью к возможно большему распространению. Известен же он стал в то же время, что и Фауст, а именно в годы правления Анастасия185.

89

ГЛАВА LXXXVII

Сервусдей (Servus Dei), епископ186, писал против утверждавших, что Христос смог узреть Отца Своего воочию не при земной жизни, но только лишь по воскрешении и вознесении на небо, то есть тогда, когда по совершении мученичества вернул Его к Себе Господь. Доказывает он на основе собственных умозаключений и на основе свидетельств Священного Писания, что узревал воочию Иисус Христос Господа Отца Своего и Святого Духа, которым порожден Он был от Девы Марии, став воплощением Господа. Узревал же Он Их благодаря единосущности своей, а не смешению двух начал — человеческого и Господнего.

ГЛАВА LXXXVIII

Викторий, родом из Аквитании187, сведущ был в точных науках, а потому и приглашен святым Хиларием, епископом Римским188, для составления Пасхального календаря. После календарей Ипполита189, Евсевия, Феофила и Про-спера этот стал по счету пятым. Довел он его вплоть до 532 года от Рождества Христова, так чтобы 533 год вновь начал пасхальное празднество; соотнес он для празднования Пасхи календари лунный и солнечный.

ГЛАВА LXXXIX

Феодорит, епископ города Кира190, ныне сирийского, но до сих пор носящего имя своего основателя191. Принадлежит ему значительное число трактатов, из них мне известны следующие: «О воплощении Господнем против пресвитера Ев-тихия и епископа Александрийского Диоскора192, человеческое существо Христа отрицавших», сочинение сильное и убедительное, подтверждающее как на основе выводимых умозаключений, так и свидетельств Священного Писания, что Иисус телом Своим — от материнской плоти, Святым же Духом — от Отца своего был порожден. Написал он «Историю Церкви» в десяти книгах, продолжение Евсевиевой, описав события со времен Константина и вплоть до времени правления императора Льва Старшего, в которое он и умер.

ГЛАВА ХС

Геннадий, епископ Константинопольской церкви193, человек одаренный и красноречием владевший в совершенстве

90

благодаря изучению древних авторов. Овладел он этим искусством в такой степени, что смог откомментировать всю Книгу пророка Даниила. Принадлежит ему и множество проповедей. Умер он в годы правления императора Льва Старшего.

ГЛАВА XCI

Феодул Келесирский, пресвитер194, был автором, как говорят, плодовитым. Ко мне же попала одна его книга «О единстве Священных Писаний», где он, в противоположность еретикам, которые, указывая на отличия Заветов Ветхого и Нового доказывали, что и Бог, мол, у них разный195, ясно указал единственный у обоих Заветов источник — Единого Господа, который через Моисея дал закон иудеям во соблюдение ими заповедей и благочестия, нам же, верующим в святые таинства и будущее воздаяние, непосредственно через Христа. Не противоречат друг другу Заветы, но выдержаны в едином духе, так что и животворны в равной степени, запечатлеваясь в наших душах.

ГЛАВА ХСП

Сидоний, епископ Арвернский196, автор блистательных и заслуживающих внимания сочинений, исключительных и благодаря представленному в них учению. Безупречно образован как светски, так и духовно, оставил он после себя замечательный эпистолярий в стихах и прозе. Подвижник христианской веры, прославился он среди пребывающих в темном и диком варварстве галлов как православный священник и добрый наставник. Известен стал в годы правления Льва и Зенона197.

ГЛАВА ХСШ

Иоанн, до того как стал пресвитером Антиохийского прихода, был грамматиком198. Писал он против тех, кто призывал поклоняться исключительно божественному существу Христа, отвергая тем самым самое воплощение и единство в Нем божественной и человеческой природы. Показал он, следуя Писанию, что личность Иисуса, человека и Бога, едина, а не двойственна, — одна якобы из плоти, другая же от Слова. Одновременно оспорил он ряд суждений епископа Александрийского Кирилла, указывая, что, будучи направлены против Нестора, сыграют они, однако, на руку тимофеанам и больше навредят. Здравствует он поныне и проповедует.

91

ГЛАВА XCIV

Геласий, епископ Римский199, автор широко известного и внушительного по размерам сочинения, направленного против Нестора и Евтихия. Принадлежит ему и превосходный по изложению трактат, где разбирает он всякого рода сочинения и толкования таинств. Против Петра200 и Акакия201, обратился он с рядом посланий, до сих пор имеющих хождение в православной церкви. Писал гимны на манер епископа Амвросия. Скончался при Анастасии Августе.

ГЛАВА XCV

Гонорат, епископ города Константины, что в Африке202, обратился с посланием к некоему Аркадию, сосланному за исповедание православной веры в Африку патрициев (т.е. в провинцию Проконсульская Африка. — М.В.) королем вандалов Гензерихом, побуждая того на примерах как современных, так и Священного Писания, к достойному перенесению всех тягот и страданий во Христе, подтверждая одновременно, что упорство в вере не только предыдущие прегрешения искупает, но указует на мученичество.

ГЛАВА XCVI

Цереалий, епископ, родом из Африки203, по требованию арианского епископа Максимина вьщелить и обозначить Символ Православной Веры не посредством собственных утверждений, а хотя бы нескольких свидетельств Священного Писания, представил его, во имя Господа, и истиной владея на своей стороне, не в нескольких, как просил, думая подшутить, Максимин, но в многочисленнейших доказательствах, взятых как из Ветхого, так и Нового Завета. По этому поводу издал он впоследствии и книгу.

ГЛАВА XCVII

Евгений, епископ Карфагенский204, в ответ на просьбу короля вандалов Гунерика объяснить ему Символ Православной Веры, особенно же свойство единосущное™, составил при участии и согласии епископов африканских, мав-ретанских, сардинских, а также корсиканских. Посредством их и распространилась потом «Книга Веры», удостоверен-

92

ная свидетельствами не только Священного Писания, но и отеческой традиции. Подвергнутый ссылке, направил он пастве своей послания, содержащие наставления в вере и в сохранении неприкосновенным таинства святого крещения. Также и словопрения с предводителями ариан, которые совершались им через посредников, собрал он и отправил Гунерику для ознакомления. Ему же направил он и пожелания свои к установлению мира среди исповедующих христианство, представив их в форме апологий. Здравствует он и поныне во славу и укрепление Церкви.

ГЛАВА XCVIII

Померий, по происхождению мавр205, в Галлии возведен был в пресвитерский сан. По просьбе епископа Юлиана и пресвитера Вера206 написал он на манер беседы, слогом искусным и связным, сочинение «О природе души, свойствах ее и воскрешении, своеобразии ее у людей верующих и всех остальных» в семи книгах. В первой касается он вопроса, что есть душа и как понимать то, что сотворена она по божьему образу. Во второй — вещественна ли она. В третьей — откуда привнесена она была Адаму. В четвертой — безгрешна ли изначально та душа, что влагается в человека при его рождении, или несет она в существе своем первородный Адамов грех. В пятой, после краткого изложения четвертой, рассматривает он вопрос о способности души и о возможностях ее в соотнесении с Божественной волей. В шестой — откуда, в соответствии с апостольским высказыванием, берет начало противоборство плоти и духа. В седьмой — о различиях в жизни, смерти и воскрешении, с одной стороны души, с другой — плоти. В восьмой разбирает он предсказания о грядущем конце света и разрешает вопросы, связанные со всеобщим воскрешением. Помнится, что читал я раз «О пренебрежении всем мирским, и преходящим, и с истинного пути совращающим» сочинение, изложенное с его слов неким Принципием, а также трактат один «О грехах и добродетелях». Принадлежат ему, как говорят, и другие сочинения, ведь творит Померий и по сей день, но они в мои руки не попали. Здравствует он и поныне, славный как благочестием своим, так и ученым достоинством.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!