Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.



 

Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.

Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

 

 

Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензельного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

 

 

Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

 

 

Заключение.

Воспитание творческой личности - насущная задача сегодняшнего дня. Решая ее, теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от каких-то образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

В основу воспитания должны быть положены не методические наработки, не передовой педагогический опыт отдельных учителей (они хороши только в авторском исполнении), которые базируются на традициях, эмпиризме, интуиции. Технологии же основанные на научных достижениях современных психологии и педагогики, базируются на диагностике личности школьника и учебно-воспитательного процесса.

Задачи воспитания должны формулироваться не в терминах конечного результата, а ставиться как задачи развития мотивов деятельности учащихся с учетом возрастной динамики, средства воспитания должны выбираться с позиции их воздействия не на память учащихся, а на их мышление, воображение, эмоции. Они должны быть направлены на активизацию подсознательных механизмов психики человека в процессе его становления и развития. Надо изменить подходы к содержанию образования. Рассматривать изучение материала учебных дисциплин не как самоцель, а как средство воспитания нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности. Для этого необходимо раскрепостить учителя, освободить его от пут всевозможных ограничений, инструкций, требований, которые носят сугубо административный характер и зачастую вступают в противоречие с психолого-педагогическими принципами воспитания. Надо дать ученику и учителю возможность творить в полном смысле слова, ибо только творец и процесс творчества (в данном случае педагогического) могут обеспечить воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы.

 

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

 

2. Лук А. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия. М, 1990.

 

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. П. М, 1989.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!