Вопрос. Б. Шоу. «Профессия миссис Уоррен».



 «Профессия миссис Уоррен» (1894). Главная героиня – молодая девушка Виви Уоррен, умная, самостоятельная, активная. Она закончила университет, математический факультет, и готовится начать взрослую жизнь. И только сейчас Виви узнаёт, что её мать миссис Уоррен содержит несколько публичных домов. История её жизни такова. Родилась она в бедной семье. У девушек в их городке было два пути: честный, похожий на медленное самоубийство – работать на химическом заводе за нищенскую зарплату, по этому пути пошли две её старших сестры. Одна скоро заболела и умерла, другая вышла замуж за рабочего, который оказался алкоголиком, и счастья она не увидела. Третья сестра пошла по другому пути – стала проституткой, зато жила в роскоши (была проституткой высшей категории, потому что была красива). Сманила и мать Виви на этот путь. Их девиз: надо пользоваться тем, что дала природа, продавать красоту и жить в своё удовольствие. Постепенно две сестры скопили денег, купили свой публичный дом, потом ещё.

Виви – девушка высоконравственная и принципиальная, она безоговорочно осуждает мать и требует, чтобы она отказалась от своего безнравственного бизнеса. Между ними возникает спор. Мать утверждает, что девушки в её домах живут гораздо лучше тех, кто работает на фабрике. Она к ним относится по-человечески, не выжимает все соки, заботится. Проституция как социальное явление всё равно не исчезнет. Значит, если она откажется от этого выгодного бизнеса, кто-нибудь обязательно займёт её место и ещё неизвестно, как будет относиться к девушкам. 

Для Виви это абсолютно неприемлемо, она порывает всякие отношения с матерью, выбирает судьбу, необычную для девушки того времени, поступает на работу со скромной зарплатой. В пьесе много ярких обличений английского общества (что добавляет напряжённости пьесе). Оказывается, многие благородные аристократы имеют непосредственное отношение к развратному бизнесу, а многие благородные дамы вышли замуж исключительно из-за денег, и это Шоу называет скрытой формой проституции. 

В пьесе очень остро поставлена проблема проституции как проблема социальная. Шоу задаёт вопрос: что лучше для девушки - медленно умирать на вредном производстве или продавать своё тело за деньги. 

23 вопрос. Литературные сказки О. Уайльда.

Сказки Оскара Уйальда  тонкие, лиричные, в основном утверждают самые традиционные, христианские, нравственные ценности: любовь, доброту, сострадание, альтруистическое самопожертвование. Лучшие из них: «Счастливый принц», «Великан-эгоист» (в этой сказке один из героев – маленький мальчик, из-за которого великан избавился от своего эгоизма – неожиданно оказывается будущим спасителем, Христом), «Соловей и Роза», «Преданный друг». В последней сказке один из героев, на мой взгляд, является одним из самых ярких олицетворений, символов человеческого лицемерия.

К сказкам примыкает полусказочная повесть «Кентервильское привидение» - одно из самых лучших, популярных произведений Уайльда. О том, как богатые, ни во что, кроме денег, не верящие американцы купили старинный английский замок с привидением, как они издеваются над бедным привидением, которое не может их напугать. Смысл повести самый традиционный: проповедь доброты, так как привидение спасла пожалевшая его американская девочка.

Вопрос. Тема верноподданничества в романе Г. Манна «Верноподданный».

Писатель горячо приветствовал ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии.  Г. Манн создает роман «Верноподданный». Роман показал всему миру, как жалкий, веками придавленный, аполитичный филистер, превращается в зверя и эксплуататора. Он показал, как филистер выходит на политическую арену, угрожает миру и прогрессу. Г. Манн разоблачил людей, подготавливавших победу фашизма. Центральный персонаж романа – фабрикант Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив и падает духом при любой неудаче, но горд, фанфаронит, когда чувствует за собой силу (грубость на суде, когда есть уверенность в расположении властей, кайзера). Манн показывает героя в развитии, называет силы, формирующие этого негодяя: филистерская семьи, гимназия, где поощряется наушничество и подхалимство, затем – университет. Манн описывает возникновение шовинистических организаций. Наука вытесняется солдатским сапогом. Затем – военная служба, брак по расчету, ряд самых гнусных интриг, политические сделки. И Дидерих унес столп империи, глава промышленного концерна…

Идейный багаж Дидериха невелик, его основа – национализм, шовинизм. Его идеал – «великолепный кайзер» Вильгельм. Сатирически описывает Манн две встречи Дидериха с императором. Совсем не смешное совпадение: Дидерих и кайзер сочиняют одинаковые поздравительные телеграммы, поздравляют человека, убившего рабочего. Разоблачая Дидериха, Манн разоблачает и кайзера. Император – такой же ничтожный, но страшный, опасный филистер, как и фабрикант.

Манн анализирует политическую борьбу. Это очень важная историческая картина: он показывает, как милитаристы пробивались к власти, оценивает слабость демократических сил страны: рабочее движение ослабляется оппортунистами, либералы 1848 г.- совершенно беспомощны. Старый либерал Бук – сломленная сила, он не может бороться с Дидерихом. Он даже плохо представляет себе его истинное лицо, и некоторое время поддерживает его. Лишь в минуту смерти Бук словно понимает опасность: «Смотрите это дьявол». Бук обрисован без идеализации, но с симпатией. Традиции 1848 г. умирают: Германия становится кайзеровской.

Г. Манн сумел показать, что в кайзеровской Германии легко совершаются невероятные, казалось бы, события. Общество попадает под влияние самой грубой и бессмысленной демагогии. Во время одного из политических споров Дидериха с Буком публика в театре поддерживает «верноподданного», националиста, хотя у Бука безупречна и логика, и интеллект, и демократические направления его рассуждений, и разящая четкая афористичная речь. Он говорит: «Власть нельзя вечно насаживать на штык, как колбасу. Единственная реальная власть в наше время – это мир! Разыгрывайте комедию сами! Бахвалитесь перед воображаемыми врагами, внешними и внутренними! Для дела у вас, к счастью, руки коротки!»

Писатель виртуозно раскрывает нищету верноподданнической, предфагаистской идеологии, показывает, что именно этот «уровень» был вполне достаточен и для испуганных лавочников, политиканов и для отпрысков старинных аристократических фамилий вроде фон Бриценов.

Роман «Верноподданный» сочетает две художестве иные тенденции, редко органически сливающиеся в рамках единого целого. Эти тенденции – резкость, гиперболичность, нарочитая выборочность сатиры и многогранность, пластическая и психологическая полнота объективного живописания. Сатирические маски в романе Генриха Манна являются в основном «дополнительной краской», дополнительной нюансировкой. Они словно доведенные до гротеска зеркальные отражения главных героев, это «кривое зеркало». Таков, например, чистейший гротеск - образ прокурора Ядассона. Его «злой рок» торчащие уши, мешающие не только его сценическим успехам в пьесе титулованной дилетантки фрау фон Вулков, но и его националистической претенциозности. Ядассон решается на операцию и говорит Дидериху: «Я собираюсь привести свою внешность в соответствие со своими националистическими убеждениями».

Образ Дидериха нарисован у Г. Манна иначе. Несмотря на то, что писателю удается вызвать у читателя постоянное «чувственное отвращение» к этому персонажу, он далеко не однозначен. Это обыкновенный немец, наделенный и некоторыми чертами национального характера. Г. Манн показывает, что на стезе национализма действует отнюдь не чудовище, наоборот, национализм деформирует и неплохие в целом задатки. Дидерих, как и Унрат, не только сатирический образ. Это, скорее, целый «космос» человеческой индивидуальности. Иногда, например, в доме правительственного президента Вулков, он чувствует свою беззащитность – беззащитность вчерашнего мелкого собственника, плебея: «Убеждения и чувства – все рухнуло вдруг в груди Дидериха, и из обломков бурпо вырвалось пламя ненависти… Живодеры! Куклы в мундире! Высокомерная сволочь!»

Роман «Верноподданный» не оставляет не осмеянным ни один аспект национализма, ни одну социальную прослойку. В этом случае Г. Мани создает правдивую, очень ценную историческую картину. Он вскрывает; как социал-демократы не сумели дать отпор милитаристам.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!