Понимание социального контроля в истории социологии, его виды и формы.
Социальный контроль (в широком смысле) – это механизм саморегуляции в социальных системах, осуществляемый посредством нормативногорегулирования поведением людей с целью обеспечить их адаптивную гибкость развития, сохранение и развитие общества– прогрессивного общества.Любая созданная система начинает работать на самосохранение.
Социальный контроль (в узком смысле) – совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью устранения или же минимизации вреда от них.
Основные институты социального контроля, отвечающие за интеграцию индивида в социум: семья, религия, государство.
Основные средства социального контроля: народные обычаи, традиции, нравы, законы, социальные нормы.
Механизмы поддержания социального порядка:
- подражание в процессе социализации;
- повиновение, протекающее в двух формах - лично-неофициальном(основанном на согласии и выражающимся в виде внутреннего контроля) и безлично-официальном (посредством внешнего контроля);
-реакция на устойчивые формы социального поведения в виде кары или награды.
В развитии социального контроля над отклоняющимся поведением, практиковавшимся во всех западных странах, можно выделить 3 периода: 1) С начала формирования государств и до конца 18в.Контроль носил репрессивный характер. Меры наказания направлены на тело человека (смертная казнь, членовредительство, изуверские пытки) и через это на его внешнее поведение. В этот период еще не сложилась единая централизованная государственная правовая система, что делало неясными пределы наказания, а также не произошло четкого разделения контроля на формальный и неформальный.
|
|
2) С конца 18 века. Идеи особенно укрепились в первых десятилетиях XIX века. Предметом контроля стала личность человека, его внутренне состояние, т.е. «душа». В течение нескольких десятилетий многие страны отказались от применения телесных наказаний. Было осмыслено значение формальных институтов, контролирующих поведение людей: школ (контроль над детьми), фабрик (контроль над рабочими), психиатрических лечебниц (контроль над психическими больными), армии (контроль над военными). К этому периоду относится возникновение собственно тюрем (конец XVIIIв.). Несмотря на то, что с введением тюрем идеальная цель – переход от репрессивного контроля к сдерживающему (в данном случае – предупреждающему рецидивы) – не была достигнута, закрытые заведения остались легитимными и даже укрепились, что привело, с одной стороны, к неоправданному расширению и ужесточению формального контроля, а с другой – к снижению его эффективности.
|
|
3) Начался примерно с 50-х гг. 20 века. Его предпосылками стали социальные, экономические и культурные изменения: экономическая и социальная экспансия молодежи (освобождение от консерватизма), снижение роли семьи и церкви (как институтов социализации), рост уровня потребления с повышением запросов в материальной сфере, расширение возможностей для творческой самореализации не только в трудовой, но и в досуговой сфере. Это привело к размыванию стандартов и стереотипов поведения, усилению внутреннего и ослаблению внешнего контроля. Другой важной предпосылкой явилось падение веры в способность уголовного права обеспечить снижение преступности – «кризис наказания».
На этой волне появились предложения об использовании альтернативных мер наказания (пробация, интенсивный надзор, электронный надзор, общественные работы, примирение, условно-досрочное освобождение, штраф и т.д.), а также стали предлагаться различные модели социального контроля. Социальный контроль стал пониматься как механизм установления социального порядка, т.е. механизм, обеспечивающий стремление системы (общества в целом и/или социальных групп) к самосохранению и стабильному функционированию. Он действует постоянно и предстает как совокупность технологий, средств и методов воздействия общества в целом и/или какой-то социальной группы на нежелательные формы, виды поведения и деятельности с целью их полного устранения или минимизации вреда от их существования, приведения к такому состоянию, которое бы позволило им существовать, не разрушая общественный порядок.
|
|
Функции социального контроля:
1. Исправление с помощью наказания и поощрения;
2. Поддержание условий для стабильности социальной системы;
3. Сохранение адаптивной гибкости системы, за счет включения некоторых видов альтернативного поведения;
4. Интеграция девиантов в социум посредством ресоциализации, реадаптации, реабелитации, лечения.
Основной функцией государственного социального контроля остается наказание.
Общая классификация форм контроля:
1.По критерию «воздействующего субъекта»: внешний / внутренний;
2.По степени официальности санкций: формальный / неформальный;
3.По содержанию методов и способов воздействия: карательный (репрессивный, наказывающий) / сдерживающий (предупредительный, превентивный (профилактический).
Модели социального контроля:
1. В 1989 г., Д. Блек предложил классификацию, которая получила известность в модификации Ф. Макклинтока: Она построена на основе следующих критериев:
|
|
1. Нормативный уровень поведения;
2. Проблемный уровень поведения (отношение к норме);
3. Инициатор реакции на нарушение норм;
4. Оценка личности нарушителя социальной нормы;
5. Способ реагирования на нарушителя и / или проблемную ситуацию (по решению о наказании).
По этим критериям были выделены 5 форм социального контроля: карательный, терапетический, образовательный, компенсирующий, примерительный.
Типы социального контроля, в соответствии с классификацией Т. Хирши:
1. Привязанность – прочие социальные связи побуждают к конформности; слабые связи (семья, сверстники) оставляют человеку свободу для девиантности.
2. Приверженность – чем больше человек привержен к реализации законных возможностей и уверен в будущем успеха, тем больше преимущества конформности, и наоборот.
3. Включенность – широкая включенность в деятельность, которая расценивается как законная и тормозит развитие девиантности.
4. Убежденность – твердая убежденность в общепринятой морали и уважение к авторитетным фигурам сдерживает девиантные наклонности; не слишком сознательные люди, оставленные надзору, подвержены соблазнам и искушениям.
По мнению П.Л. Бергера, социальный контроль можно представить в виде расходящихся концентрических кругов, имеющих свои методы контроля:
1.Внешний круг – политико-юридическая система
2.Мораль, обычаи и нравы
3.Менее широкие круги:
а) выбранная профессия и профессиональное сообщество;
б) членство в клубах, организациях, братствах;
в) группа, в которой происходит частная жизнь индивида – друзья и семья;
г) сфера интимного.
Главная цель всех форм контроля – подчинить человека обществу, заставить его изменить свое поведение, подогнав его под определенные рамки.
Впервые тему социального порядка озвучил Томас Гоббс, когда провозгласил тезис: «Человек человеку волк». Поэтому для существования общества необходим жёсткий контроль за поведением каждого индивида. В процессе развития генетического вида человека произошёл сбой. Гоббс и его последователи считали, что в процессе развития человеческого вида произошёл генетический сбой и запрет на уничтожение представителей своего вида у человека перестал действовать в отличие от других животных. Подтверждением тому является каннибализм. Однако каннибализм как и другие институционализированные формы убийства имеют не природное, а культурное происхождение.
Вида каннибализма:
1) Систематические:
· Культово-ритуальные. В своей основе имеет такое учение как манизм (представление о том, что все организмы наделены некой животворящей силой). Деление на: эндоканнибализм (поедание своего); экзоканнибализм (поедание чужого);
· Кулинарные. Основа на гипертрофированной форме этноцентризма, существующего на фоне манизма.
2) Спорадические (случайные) – возникают от внезапно наступившего голода. Например, голод наВолга, блокадный Ленинград. Рассматривается как временное вмешательство.
Вывод: как видим каннибализм обусловлен культурными феноменами, конечно, могут быть исключения в случае психического заболевания.
Социальный порядок в социологии
О. Конт в своей социальной статике предложил теорию общественного порядка и гармонии. При этом основные социальные институты у него рассматриваются с точки зрения их роли в интеграции общества. Например, семья учит преодолевать врожденные эгоизм, государство предупреждает расхождения в идеях и интересах, религия формирует идею.
Спенсер. По его мнению, в обществе существуют 3 системы органов:
1) поддерживающая (производство);
2) распределительная (политика, экономика);
3) регулятивная (выполняет функции социального контроля).
Параллельно с темой социального порядка изучалась тема социального контроля. Специальные исследования социального контроля:
1) У. Саммерпредложил типологию средств коллективного давления: народные обычаи, традиции, нравы + социальные институты + законы. Все они призваны обеспечить конформизм, то есть основу для солидарности.
2) Г. Тарт ввел понятие «социальный контроль». Центральным термином является подражание. Подражание лежит в основе социализации личности и является важным фактором социального контроля.
3) Э. Дюркгейм выделил 2 типа социальности:
· Простая (основа на кровном родстве и механической солидарности, а так же репрессивном праве);
· Сложная (основана на специализации функций в процессе разделения общественного труда + органической солидарности + реститутивном праве – право, основанное на интернализованном моральном долге, т.е. внутренне принятом моральном долге).
Механическая солидарность строится на взаимном дополнении в рамках натурального хозяйства, где каждый мог выполнять все функции. При разделении труда и усложнения функций производства каких-то вещей, люди перестали механически соединиться, выполнять функции других людей – это органическая солидарность.
4) Э. Росс в качестве центрального рассматривал понятие повиновения, которое существует в двух формах:
· Личное/неофициальное, основано на согласии.
· Безличное/официальное, посредством контроля.
Дал первую классификацию видов контроля:
· Внутренний;
· Внешний.
5) Р. Пак предложил выделять 3 формы социального контроля:
· Элементарные санкции;
· Общественное мнение;
· Социальные институты.
6) М Вебер. Легитимность порядка может быть гарантирована внутренне или внешне.
Внутренее:
· Аффективно-эмоциольно – преданностью;
· Ценностно-рационально – Верой в абсолютную значимость порядка;
· Религиозно – верой в зависимость блага и спасения души от сохранения порядка. Внешне:порядок может быть гарантирован через принуждение (например, через братское предупреждение).
7) П. Сорокин. В своей книги «Преступление и кара, подвиг и награда» предложил выделять механизмы социального контроля: устойчивые формы социального поведения, которое задается через должное, нерекомендуемое, запрещённое. Сорокин говорит о нормах. Плюс реакция на них в виде кары или награды. Нормы, ценности, значения – формы бытия, определяющие социальный порядок.
8) Т. Парсонс. Рассматривал механизмы социального контроля:
· Институализация. Обеспечивает определенность ролевых ожиданий.
Прощание, встреча, дружество, любовь – все это социальные институты, т.к. есть правила и нормы, регулирующие эти отношения.
· Межличностные санкции и жесты;
· Ритуальные действия (снятие напряженности символическим путём – поссорились - выпили; укрепление господствующих образцов и ценностей, например, поминки).
· Структуры (имеются в виду организации: институты воспитания, социализации; семья, школа, суды, полиция), обеспечивающие сохранение ценностей и разграничение нормального и девиантного.
· Структуры повторной интеграции, обеспечивающие приведений к норме тенденций отклонений. (Ресоциализация, ресоциализация, реинтеграция).
· Способны применять санкции, насилие, принуждение;
· Социализация, обеспечивающая интериоризацию (внутреннее принятие того, что даётся извне) ценностей, идей, символов.
Итак, к основным видам социального контроля относят:
1) Внешний/внутренний;
2) Формальный/Неформальный;
3) Карательный (репрессивный) / Сдерживающий.
Социальная работа по форме – все, кроме карательного. По видам: внешний, направленный на развитие внутреннего; формальный потенциирующий неформальный; сдерживающий (если избегать стигматизацию).
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!