И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.



3. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно 1), по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и тоже дело,

Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

6. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7. имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;

Увещатель ли, - увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли начальствуй с усердием: благотворитель ли, благотвори с радушием.

II . Часть вторая – нравоучительная ( XII - XV , 13).

       Изложивши учение веры, Апостол учит и тому, как надо жить по вере, или согласно с верою. Нравоучительные его наставления можно разделить так: 1) общие правила о духе христианской жизни (XII, 1-2); 2) правила, касающиеся взаимных отношений христиан (3-21); 3) правила относительно поведения христиан к внешним (не - христианам) (XIII. 1-10), как необходимые условия для их духовного возрастания (11-14); и 4) правила относительно немощных в вере (XIV-XV, 13).

       1) Изображение духа жизни христианской ( XII , 1-2).

       Глава 12.

       1. Самым сильным побуждением к богоугодной жизни является сознание великий благодеяний Божиих, как вообще ко всему человеческому роду, так и в особенности к самому лицу, которое хочет жить богоугодно-благочестно. Сознание это рождает теплое чувство благодарности, готовности всего себя и все свое посвятить на служение Богу. Это есть начало любви. Поэтому Апостол и начинает нравоучительный отдел напоминанием благодеяний (милосердия) Божиих, молит как бы именем их (умоляю… милосердием прежде всего устроить свое тело в Храм Божий. Начитает с тела, потому что грех самоугодия, как душа всего греховного, исключительно почти есть плотоугодие. Поэтому решившийся жить свято, с первого же шага вступает в суровый режим тела, или, по Апостолу, из тела делает непрестанную жертву Богу, распиная плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. V, 24). Это распинание или самоумерщвление тела для Бога и есть жертва Богу, но здесь, собственно, умерщвляется не тело, а страсти в теле, и тем создается истинная жизнь, потому это и есть жертва живая – для жизни. Как ветхозаветная жертва не должна была иметь в себе никаких недостатков (физических), чтобы быть ей святою, так и в нашем теле все члены должны быть чистыми от страстей и осквернения грехом, и тогда жертва наша будет святая. Но внешней чистоты мало, должны быть святыми и угодными Богу и расположения, и дух приносящего телесную жертву, тогда и жертва будет благоугодна Богу. Так, постоянно закалывая в теле страсти и похоти, Христианин будет совершать разумное-духовное служение Богу. Таков закон для тела. – Далее Апостол предлагает закон для души христианина с отрицательной и положительной сторон.

       2. Какой же закон для души? Она, с отрицательной стороны, не должна сообразоваться с духом века; с положительной – должна преобразоваться обновленным умом по духу Христову. Что такое дух века? Дух века есть такое настроение души – ее мыслей, чувств и желаний, цель которых – приноровиться к условиям чисто практического характера данного времени, которое, в свою очередь, есть цель жизни людей века сего. Все их мысли, желания заботы – на земле и о земном, и все это они хотят устроить своими силами, по своим замыслам. Это земное настроение души не исключает мыслей о Боге, Его промысле, и о будущей жизни, но они не проникают в сердце и не идут далее слов и внешних дел. С таким настроением христианин только по имени такой, а на самом деле он не христианин, потому что не имеет духа Христова. Что такое дух Христов? Он противоположен духу века: этот – весь на земле и в земном, тот – весь на небе и в небесном; этот – во всем полагается на свои силы и заботится лишь об угождении себе, тот – во всем полагается на волю и благодать Божии и стремится угождать Богу. Дух Христов не исключает дел, связанных с земною жизнью тела, не пресекает удовлетворения естественных потребностей, не гонит из семьи и общества, - он допускает те же формы жизни, как и дух века, но содержанию их дает иной смысл. Дух Христов зарождается от благодати Божией, пробуждающей в сердце страх Божий и совесть. Под их влиянием человек переоценивает свою жизнь по духу века, находит ее не нормальной и опасной для себя, и в нем созревает решимость изменить ее на жизнь по Духу Христа. Тогда является в нем покаяние, и он получает благодать Божию внутрь, укрепляющую его дух и помогающую ему жить по Духу Христову. К таким-то и обращает свое предостережение Апостол, когда говорит: «не сообразуйтесь с веком сим», чтобы дух века своими обольстительными приманками не соблазнил их и не увлек их опять к себе. Что же советует им делать Апостол, чтобы им не поддаться искушениям духа века? – Преобразуйтесь обновлением вашего ума! Вот его ответ. Жизнь по духу века всю душу настраивает на свой лад – по земному, что, конечно, безусловно мешает человеку жить и думать по-новому, поэтому, при помощи данной благодати, укрепляющей дух, нужно перевоспитать силы души и ее привычки, дать им другое направление, согласно с Духом Христовым, уничтожать старое – греховное и крепнуть в новом – духовном; в случае же падения – обновлять дух покаянием, что составляет неотъемлемую принадлежность нового духа христианской жизни, характеризуемой постоянным состоянием сердца смиренного и сокрушенного. По какой же норме преобразовать себя? Норма здесь одна – воля Божия «чтобы познавать вам что (есть) воля Божия благая». Воля Божия показана нам в слове Божием, в котором изложено все, что угодно Богу. Исполнение угодного Богу тотчас же даст человеку и явно ощутительный результат во внутреннем самоудовлетворении, из чего всякий может узнать, на сколько воля Божия благая, угодная и совершенная. Таков, вообще, дух христианской жизни. Далее Апостол предлагает правила, как жить и действовать по Духу Христову.

       2) Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (3-21).

       а) 3. «Не от себя Апостол предлагает правила, но по внушению благодати Св. Духа. Они относятся ко всем: начальнику и подчиненному, рабу и свободному, не ученому и мудрецу, и женщине, и мужчине, юноше и старцу, это общий закон, потому что Господний» (Злат.). На первом месте Апостол ставит смиренномудрие, не думать о себе выше меры, т.е. не гордиться своим дарованием, не смотреть свысока на других, не загадывать дела не по силам, и не требовать себе места и должности не по способностям, одним словом, не быть не в меру притязательным, или честолюбивым, властолюбивым, или славолюбивым. Думать же о себе соответственно своим дарованиям и способностям, по Апостолу, значит мыслить целомудренно – здраво. Какая же мера здравомыслия? Та, чтобы всякий думал о себе по мере дара, полученного им от Бога, соответственно своей вере. Мысль эту Апостол поясняет далее примером – из рассмотрения устройства нашего тела.

       4-5. В нашем теле много различных членов и каждый из них делает только свое дело, по мере своих сил и не вмешивается в деятельность своего соседа. Так и христиане, составляющие одно тело под главою Христа, должны делать каждый свое дело, по мере сил, способностей и дарований Божиих, не мешая друг другу. Это относительно природных дарований.

       6-8. Но, кроме естественных сил и способностей, Бог дарует христианам и сверх естественные, благодатные: пророчество, учительство и пр. Апостол, как бы продолжая сравнение с членами тела, учит, что каждый христианин, получивший тот или другой дар, не завидуя другим и не гордясь, должен употреблять данный ему дар: если получил дар пророчества, то пророчествуй, т.е. предсказывай будущее, открывай сокровенное в мыслях и сердцах других, утверждай в добром, обличай злое. Одним словом, из открываемого тебе передавай другим то, что согласно с общей верой (по мере веры), что ее разъясняет, питает и утверждает. Если получил дар служения в церкви (разумеется весь священно-служебный чин), оставайся в своей должности и будь доволен тем, что ты получил. Если ты получил дар учительства, для истолкования божественных догматов, то и оставайся в учении: думай об нем, будь им занят и исправляй его старательно и заботливо. Если кто получил дар увещевателя (по слав.: «утешать» в скорбях и напастях), тот пусть и пребывает в утешении, делая свое дело и не превозносясь пред другими. Если получил дар экономства – раздаятеля и приставлен к раздаче милостыни от лица церкви, то подавай в простоте, т. е. не подозревая в чем-либо дурном просителя, а в простоте сердца доверяя его слову и не скупясь. Если получил благодать начальника – епископство или священства, исполняй свое дело с усердием – заботой и усердием (ср. 1 Тим. 4, 14). Если имеешь дарования благотворения, то благотвори с радостным сердцем и веселым лицом – радушно (ср. 2 Кор. 9, 6-7). «Если и малое дашь с радостию, даешь много. Равным образом, если ты и много даешь, но с прискорбием, то из многого делаешь мало» (Злат.).

           1) Слав.: «В целомудрии» - с греч.: в здравомыслии.

9. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

10.будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

11. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12. утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13. в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве;


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!