Вопрос 2. Человек, индивид и личность.



Я в этот мир пришёл, - богаче стал ли он?
Уйду,- великий ли потерпит он урон?
Омар Хайям

Как уже было сказано, в человеке биологическое и социальное тесно переплетено.

    Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода.

    Проблема личности, индивидуальности требует серьезного теоретического объяснения.

При этом воплощением социальности (культуры) будет человеческая индивидуальность, а формой (опорой) самой культуры – личность.

Что необходимо запомнить?

Индивид – это прежде всего частичность, тогда как индивидуальность – целое. Индивидуальность является воплощением общего, социальности, на основе которого и происходит формирование индивидуальности как неповторимого целого, способного поддерживать свою целостность (эгоидентичность). Сохранение своего «Я» нуждается в постоянном творческом усилии. При этом общее выступает частью индивидуальности: если какую-либо из необходимых ей частей индивидуальность не воплотила, она лишается возможности сохранять свою целостность.

Личность есть форма социальности, отсюда необходимость ее связности с другими людьми и историческая необходимость воплощения в себе того максимума культурности, который соответствует эпохе. Разрушенная личность не является формой социальности, а служит ее материалом, наполнителем, орудием истории. Личность, в отличие от индивидуальности, сильна своим влиянием на других людей. По таблице Э. Эриксона (см. ниже) видно, что становление личности начинается уже в возрасте до года, но достижение личностного уровня не дает гарантии от дальнейшего возможного разрушения личности.

Личность есть форма (способ сохранения) социальности, общества, культуры.

Индивидуальность есть мера человечности в человеке .

Поскольку ни желание (ни сознание), ни потребности, ни цели сами по себе не могут лежать в основе становления личности, вводим (с помощью таблицы Э. Эриксона) критерии оценки и самооценки зрелости личности, то есть критерии способности человека быть воплощением социальности, носителем культуры.

Критерий – тот показатель, который бытийствует, онтологичен, и при этом может быть взят для сравнительной оценки происходящих в человеке процессов

С помощью открытий, сделанных Эриксоном, мы можем создать образ интеллектуальной силы человека, лишив это понятие абстрактной сухости. Выделяя, согласно своему учителю Фрейду, три структуры в системе психики человека – ид, эго, суперэго, – Эриксон подошел к ним диалектически. И подсознание, и сознание, и нравственно-ценностные нормативы, согласно его учению, эволюционируют на протяжении всей жизни индивида, причем каждая из систем целостна и потому достаточно автономна, выполняя своеобразную функцию (напомним, что Фрейд рассматривал суперэго как господствующую структуру, зацикленную на координировании ид и эго).

Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек по мере развития становится все более и более компетентным (благодаря развитию эго).

Изложим основные положения концепции эпигенеза Эриксона, так как считаем, что диалектический взгляд его не только как психолога, прекрасно знающего законы и специфику психологии – науки о человеческой психике, но и как культуролога, изучавшего практически социогенез различных народов, необходим для проверки основных положений нашей теории.

В биологическую базу социогенеза он включает восемь стадий психосоциального развития (см. таблицу).

Стадии психосоциального развития (по Эриксону)

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильные и слабые стороны
1.Орально- сенсорная До 1 года Базальное доверие – базальное недоверие Надежда – пессимизм
2. Мышечно- анальная 1 – 3 года Автономия – стыд и сомнения Сила воли – безволие
3. Локомоторно-генитальная 3 – 6 лет Инициативность – вина Целеполагание – пассивность
4.Латентная   6 – 12 лет Компетентность – неполноценность Трудолюбие – лень
5.Подростковая   12 – 19 лет Эгоидентичность – ролевое смешение Верность себе – незнание себя
6.Ранняя зрелость 20 – 25 лет Интимность – изоляция Любовь – эгоизм
7.Средняя зрелость 26 – 64 года Продуктивность – застой Забота – безответ-ственность
8.Поздняя зрелость 65 лет–- смерть Эгоинтеграция – отчаяние Мудрость – смерть при жизни

 

Данная таблица помогает наглядно увидеть, как хороший анализ способствует качественно новому уровню синтеза. С помощью этой таблицы можно понять и принять позицию патриархов психологии Фрейда, Адлера, Юнга по вопросу периода формирования личности к 5 годам. Такие компоненты психики, как сила воли и цель, формируются именно к 5-6-летнему возрасту, придавая устойчивость (или неустойчивость) психической структуре. Ясно, что в случае неустойчивости человек будет постоянно нуждаться в определенной психокоррекции. Следовательно, вывод о том, что именно в детском возрасте кроются причины неврозов и других отклонений, не лишен оснований. Однако Эриксон утверждает (и мы вместе с ним), что неразрешенность очередного социовозрастного кризиса может привести к сбоям: ролевому смешению, изоляции, застою, отчаянию, которые уже невозможно отнести к отклонениям детства.

Воля и цель являются социально значимыми ценностными личностными приобретениями.

Застой как исход деятельности при, скажем, безработице, подводит человека к отчаянию и, возможно, самоубийству. А помимо безработицы к застою напрямую ведет ролевое смешение, потеря себя. Это, в свою очередь, является преградой для вызревания интимности как сокровенного чувства, необходимого для любви, в противовес изоляции. Этим можно объяснить распространение группового секса среди молодежи, супружеские измены, неподготовленное родительство. Наиболее общая причина кроется в том, что фаза игры и научения при подходе к делу своей жизни не завершена.

Итак, чисто «производственная» причина оборачивается личной трагедией, и концепция Эриксона позволяет доказать, что причинно-следственная цепочка не «притянута за уши». Только в результате завершения процесса научения и выбора собственного дела (см. таблицу Эриксона), что имеет место в подростковый период (12–19 лет), формируется «эгоидентичность». В противном случае происходит «ролевое смешение», потеря себя и все описанные выше личные трагедии.

Люди, у которых отсутствует нравственное чувство, манипулирующие другими и эксплуатирующие их без всякого сожаления, тоже становятся активными разрушителями культуры, если они «потеряли самое себя», не имеют смысла жизни. Сама по себе эксплуатация как социальное явление не связана напрямую с безнравственностью и не становится критерием разрушения (деструкции) культуры и цивилизации.

Психика является механизмом-проводником воздействий социума. Человек реагирует на социальную несостоятельность не прямо, оценочно («меня не ценят» или «я плохой»), а косвенно, через психические кризисы.

Так, окончание периода научения и начало периода труда приходится на возраст 19 – 20 лет. Если даже в этом возрасте юноша или девушка учится или только еще собирается пойти учиться, они уже сделали выбор, определив свою социальную нишу. Автономия как возможность сделать свой выбор – достижение индустриального и постиндустриального периодов развития цивилизации. Автономия является базой достижения счастья.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!