Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникской в Боге Отце Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.



Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитва наших,  

Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим,

4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;

Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы мы были для вас между вами.

И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого,

Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному

И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

       I. Часть первая – историческая (3 – III, 13).

       В этой части своего послания Св. Павел припоминает все события, касающиеся Солунян, указывая во всем действие промысла Божия, чтобы тем укоренить в них убеждение, что вера, принятая ими, - от Бога; и тем еще более воодушевить их – стоять твердо в ней, не смотря на скорби и лишения. Для этого он изображает: 1) светлое состояние Солунской церкви самой в себе, в отношении Бога к ней и в отношении ее ко всем другим (I, 2-10); 2) свое пребывание у них, запечатленное высоким нравственным характером, признанным ими самими (II, 1-16), и 3) свои отеческие заботы о них (II, 17, III, 13).

       1) Припоминая все это, Св. Павел прежде всего выражает свои благодарные чувства к Богу (ст. 2), относя к Нему все доброе, виденное им в Солунянах.

Глава 1.  

       1. Св. Апостол, по обычаю своего времени и, в начале послания ставит свое имя и наряду с ним имена своих сотрудников в Солуне, Силуана (Силу) и Тимофея, свидетельствуя тем Солунянам, что все трое «едиными усты» проповедовали одно спасительное для них Евангелие, но, в то же время, сделанное у них его сотрудниками, сделано было как бы им самим. Далее, Св. Павел обозначает, кому пишет послание – Церкви Солунской – обществу верующих, организованному в Церковь,- с пастырями, свершителями таинств и служителями слова, и пасомыми их (V, 12, 27); к этому прибавляет характерную черту этой церкви – «в Боге Отце и Господе Иисусе Христе», т.е. собранной и основанной не самочинно, но по повелению и содействию Бога и устроенной по Его плану и во славу Имени Его, церкви, чтущей истинного Бога Отца и Господа Иисуса Христа и прибывающей в живом общении с Ними (ср. Иоан. XV, 4; XVII, 21; I Иоан. II, 5; V, 20). Такой-то церкви Апостол и его сотрудники и шлют свой привет и благожелания: «благодать вам и мир». Благодать – форма приветствия греков (см. Деян. XXIII, 26), мир – евреев (Быт. XXIII, 23 Суд. XII, 20 Лук. XII, 5, 6; Иоан. XX, 19; XXI, 26). Оба эти приветствия у греков и евреев относились к жизни земной и к внешнему благополучию. Но Апостол соединяет их и возвышает до означения полноты спасения во Христе Иисусе. «Желая Солунской церкви благодати, он желает ей Божия благоволения к ним и живого Богообщения по вере в Господа (Тит. II, 2; Иоан. I, 17), желая им мира, он желает внутренней гармонии жизни и радостного ощущения чистоты и святости от действия в них благодати. Того и другого желает Апостол «от Бога Отца и Господа Иисуса Христа», как единого источника благодати и мира: Отца – как источника совета о спасении и Господа Иисуса Христа, как совершителя спасения.

       2. Св. Павел в радости благодарит Бога за все доброе в Солунянах. Он всегда во всякое время носит в сердце своем чувства благодарности к Богу и не совершенных только, но за всех и немощных по вере и делам своим, но принадлежащих к телу церкви Христовой, омытой кровью Его. Возносит в молитвах своих, воспоминая о них, благодарные чувства к Богу. Он благодарит Бога за Солунян, помышляя о совершенстве их христианского характера и о Божием избрании.

       3. Совершенства христианской благодатной жизни выражаются в хранении и соблюдении трех основных христианских добродетелей: веры, надежды и любви, изливаемых Духом Святым в сердца Христиан; без них невозможно никакое христианское расположение и поведение. Апостол припоминает, как эти добродетели проявлялись у Солунских христиан: вера в делах – стойкая, постоянная во всех обстоятельствах жизни, любовь в труде – заботах и жертвах в облегчении участи христиан и во всякой помощи (см. IV, 10); надежда – на Господа Иисуса Христа, как существенного предмета надежды христианской, в терпении среди искушений и гонений (Деян. Xvii, 5, 9). И все эти добродетели Солуняне являли пред Богом и Отцом, Ему их посвящали, при мысли о Нем, как бы в присутствие Его, совершали их; следовательно – со всем старание и усердием, со всею искренностью и чистотой побуждений. Кроме того, Бог много милостей оказал Солунянам в самом избрании их.

       4. Благодатное избрание есть осуществление любви Божией к людям, по которой Он приводит в исполнение чрез Иисуса Христа, от вечности ведомый Ему только, план спасения грешных. Начало его в призвании. В котором совершается акт избрания. Последовавшие этому призванию вступают в состояние и честь избранных. Так, - избираются призванные, избранные – оправдываются, сохранившие оправдание – прославляются (Рим. XIII, 29, 30). Видя ясно, что Солуняне введены в этот дивный план Божий спасения людей, Св. Павел, в радости за них, благодарит Бога, Который в избрании их явил необыкновенное величие силы и любви Своей, почему и называет Солунян братией возлюбленной Богом. На чем же основывается убеждение Св. Павла, что Солуняне избраны Богом? – На чудесах при призвании их к вере (ст. 5) и на последующей за призванием их жизни (ст. 6 и 7).

       5. Знаю. Как бы так говорит Св. Павел к Солунянам, что вы избранники Божии, потому что нашу проповедь у вас Господь сопровождал Своею силою – знамениями и чудесами, и ниспосланием вам даров Св. Духа, - дара языков, пророчества и других, так обычных в первенствующей церкви Христовой (V, 19, 20). Кроме этих общих даров Св. Духа Солуняне получили от Бога и много других чудесных удостоверений в истине слов Апостола, напр. Во сне, в видениях. Все это Солуняне сами видели и знают, что Бог сделал для них чрез Апостола, а он был только орудием – органом Божиим для них. Потом христианская жизнь Солунян доказывает, что они избранники Божии (ст. 6 и 7).

       6 - 7. Что Солуняне – избранники Божии, Апостол Павел видит и в том, что они сделались подражателями Апостола и самого Господа, которые терпели скорби за истину с радостью. И Солуняне приняли проповедь Апостола среди гонений и скорбей, но не скорбели, как естественно было ожидать этого, а радовались, потому что Дух Святой исполнил сердца их радостью спасения, изгнав из него чувства скорби. Так что в усердном принятии Евангелия, непоколебимой верности ему и, как видно из последнего, в совершенном изменении жизни по духу его, Солуняне стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

       В последних трех стихах (8-10) Апостол Павел изображает третью сторону светлого состояния Солунян – их славу между всеми тогдашними христианами по берегам Средиземного моря.

       8. Вести не только о том, что Солуняне уверовали во Христа Господа, но и слова проповеди Апостольской – слова Господни, обратившие их к вере, быстро промчались (с греч.: отозвалось как эхо) по всему побережью северной и южной Греции, так что Апостолу и его сотрудникам не было и надобности рассказывать о делах веры Солунян для возбуждения в других подобного соревнования, «ибо о чем надлежало бы им слышать от Апостола и его сотрудников, о том они, предупреждая их, рассказывали сами» (Злат.).

       9 - 10. Слух о вере Солунян обнимал всю Апостольскую деятельность у них Св. Павла – именно: какой вход его был к ним, т.е. как и что он проповедовал им среди знамений и чудес и как дивно совершилось изменение душ Солунян, как легко и с какою готовностью они обратились от ложного служения мертвым идолам к служению Богу Живому и Истинному – т.е. к вере в Него и жизни по заповедям Его и надежде на будущую блаженную жизнь, которую дает верующим в Него Сын Божий. Ибо Он, как Богочеловек Иисус, умер и воскрес силою Божьею из мертвых, вознесся на небеса и опять придет на землю, чтобы судить людей: тех, которые не веруют в Него, постигнет гнев Божий – праведное наказание, а верующих в Него Он уже здесь – на земле, избавляет от грядущего гнева (Иоан. III, 14-18; V, 24).

       2) Во втором отделе (II, 1-16), исторической части послания, Св. Павел описывает свое пребывание с сотрудниками и свою работу в Солуни, касаясь двух преимущественно пунктов: А) характеристических черт своих жизни и работы среди них (II, 1-12); Б) уверования мужественного пребывания в вере Солунян (II, 13-16). То и другое Св. Павел раскрывает подробно. Но для чего это было нужно, когда сам же он говорит, что Солуняне все это знают? Хотя в послании нет прямых указаний на то, что были в Солуни сомневающиеся в Божественности учения Св. Апостола и в его личности и своими сомнениями колебали веру других, более слабых в вере, но косвенные доказательства или намеки на это есть в послании. Так Св. Павел с клятвою удостоверяет истину своих показаний (ст. 5. 10), что было бы лишнее, если бы у кого-либо не было сомнений относительно их; в других случаях ссылается на свидетельство самих Солунян (Ст. 1, 5, 10, 11). Пункты, которых касались сомнения, указываются Ап. Павлом (ст. 1, 3, 5, 9). На основании их можно построить такую догадку. Видя внезапную, слишком резкую, перемену в жизни обратившихся ко Христу, некоторые недоброжелатели уверовавших, а, может быть, и родные-неверующие, как бы радея о родных своих уверовавших, могли смущать их такими речами: какой-то неизвестный человек, по имени Павел, предложил вам слово об Иисусе, называемом Христом, Которого вы прежде не знали, и убедил вас уверовать в Него и поклоняться Ему как Богу. И вот вы – христиане, бывшие доселе язычниками или иудеями. Хорошо ли это сделали вы? Не мечта ли верование христиан? Не тщетны ли надежды их? Не обманул ли вас Павел? Или сам он не в обольщении ли под каким-либо нечистым влиянием? Сколько у нас евреев? А они не охотно веруют. Да и сам Павел показался только, да и ушел, и заботы ему нет о вас, а вот вы терпите скорби и гонения. Такие речи не могли, конечно, всех смущать, и нельзя сказать, чтобы никого не смутили, особенно из тех, кто уверовал уже по отходе Апостола из Солуни. Колеблющихся в вере могли утвердить более твердые в вере – пастыри, учителя. Но нужно было и более авторитетное утверждение. Св. Павел и делает это в своем послании, ссылаясь и на свою проповедь (1-6), и на свою работу в Солуни (7-12) и на самих Солунян (13-16).

Глава 2

1. Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам. Что он был не бездейственный 1);

2. Но прежде пострадавши и бывши поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедовать вам благовестие Божие с великим подвигом.

3. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения 1), ни нечистых побуждений 2); ни лукавства 3);

4. но как Бог удостоил нас 4) того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.

5. Ибо никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

6. не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:

7. мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи 5) среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

8. Так мы, из усердия к вам 6) восхотели передать 7) вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

А) Проповедь. (II, 1-6).

       Глава 2.

       1. Верно говорили в Солуни: попусту ходят эти люди (Св. Павел и его спутники), праздные странники, обольщающие или сами обольщенные. Св. Павел говорит на это: мы не такие, вы сами знаете вход наш к вам, как мы вступили в духовное общение с вами, как проповедовали вам Евангелие при знамениях и чудесах, как вы уверовали, как из нас образовалась Св. Церковь. Стало быть, мы «не вотще» (не попусту) были у вас.

       2. Вы сами знаете, продолжает Св. Павел, что мы пришли к вам из Филипп, где только что «пострадали», как враги растерзали одежды наши, били до ран палицами, посадили в темницу, забив в колодки ноги наши, «и были поруганы», (ср. Деян XV, 23-37). Если бы дело наше было пустое, то, после страданий наших, мы не стали бы продолжать его. А, между тем, у вас мы «дерзнули» (с греч.: не смущенно, безбоязненно осмелились) – осмелились, при уверенности в помощи Божией, возвещать Евангелие Божие, а не свои мечты, и опять «с многим подвигом» (с греч.: «борением») с неутомимостью и борьбой с умами слушателей, особенно, Евреями (Деян. XVII, 2).

       3. Что дело наше не пустое, это доказывается тем, что учение наше не есть какое-либо заблуждение, в котором мы запутались, не есть дело нечистых сил, которые вводят в обман ложными знамениями и чудесами, или какая злохитрая кознь с политическою целью (Деян. XVII, 7), а получено прямо от Бога. Таким образом, Ап. Павел отрицает для своей проповеди три обычных источника человеческих заблуждений: самообольщение, внушение нечистой силы и политические заблуждения, и, вместе, указывает настоящий источник ее в Боге (ст.4), а затем отвергает ложно приписываемые ему недобрые цели и приемы (ст.5 и 6).

       4. Бог увидел, что мы годны к принятию Евангелия в чистоте и к передаче его другим при помощи Его благодати без всякой примеси от порчи наших ума и сердца. Поелику нам оказано такое доверие Богом, то мы не можем оказаться неверными Ему: как вверено нам, так и передаем другим, не имеем в виду угождать людям, а заботимся только о том, чтобы угодить Богу, Который знает, что у нас на сердце от Него ничего не скрыто.

       5 - 6. Св. Павел теперь переходит к указанию духа, видов и приемов, своей проповеди. Три нарекания возможных или действительных отстраняет от себя Св. Павел: в ласкательстве, в лихоимстве и славолюбии. Ласкательство или лесть есть крайне отталкивающий образ действия: оно бросает тень подозрения на добросовестность деятельности льстеца, дает право подозревать его в нечистых побуждениях,

Как в лихоимстве и славолюбии. Поэтому Св. Павел отстраняет это нарекание, говоря: наше слово было чуждо лести и по образу речи и по содержанию ее. Не действовали мы среди вас и из видов корысти, - этого у нас и на сердце не было, свидетель тому Бог, знающий сердца наши. Не были мы также и искателями славы человеческой, не требовали почестей, не тщеславились, и это не у вас только, но повсюду и пред всеми.

       Отстранивши возможные или действительные нарекания на свою проповедь, Св. Павел далее изображает свою деятельность с положительной стороны в кратких, но сильных выражениях.

       Б) Черты деятельности Св. Павла. (II, 7-12).

       7. Возможно, что в Солуни было нарекание на самый образ деятельности Св. Павла: могли говорить, что Апостол, как посланник Божий, должен бы явиться к ним и действовать с подобающей ему важностью. Но Св. Павел и его спутники явились к ним смиренно, как рабы. Св. Павел и говорит: да, мы имели право явиться к вам с подобающей нам важностью, как Апостолы Христовы, но, по любви к вам, мы явились смиренными, кроткими; мало того, - мы, по любви к вам, так заботливо и нежно обращались с вами, как мать обращается с своими малолетними детьми, укрывая их у своей груди.

       8. Любовь Св. Павла к Солунянам была так сильна и бескорыстна, что он желал не только преподать им Христово учение, но и как бы перелить или воплотить в них свою душу, - что у него было хорошего в душе, полностью передать их душам, по одному побуждению, что они любезны стали ему. Из чего видно, что Апостол возлюбил Солунян, как мать любит свое дитя, и готов был и душу свою предать им, как своим возлюбленным?

           1) «Заблуждение» - слав.: «прелесть»; с греч.: «обольщение других» (Мф. 27, 64; Еф. IV, 14) и «самообольщение».

           2) «Нечистых побуждений» - слав.: «нечистоты». По учению Св. О. – Златоуста, Феодорита и др. здесь нужно разуметь нечистую силу, как источник магии, волшебства, суеверий.

           3) «Лукавства» - слав.: «лесть»; с греч.: «хитрость. Коварство; в обширном смысле – заговор, возмущение против установленных порядков. В последнем смысле понимается это слово Св. Отцами.

           4) «Бог удостоил» слав.: «искусихомся»; с греч.: «испытывать и по испытании признать годным» (1 Кор. XVI, 3).

           5) Слав.: «Тиси»; с греч.: «кроткий, тихий, благосклонный». Употребляется в отношении высших к низшим – царя к подданным, родителей к детям.

           6) Слав.: «желающе вас»; с греч.: «сильное желание соединиться с кем, вступить с ним в сердечный союз».

           7) Слав.: «подати»; с греч.: «подать, перелить».

9. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем 1) работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!