Агни Йога в системе классических учений йоги



 

12.03.35 Каждый человек, мало‑мальски образованный, знает, что все йоги имеют в основании своем огонь. Агни Йога является синтезом всех йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни‑Огонь, в разной степени лежащий в основании всех йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, Агни Йога есть огненное крещение. Как всегда, малое знание обычно отрицает и страшно догматично в своих утверждениях, это постоянно приходится иметь в виду. В Ведах – Агни есть Бог Огня, наиболее древний и наиболее почитаемый из всех Богов Индии. Так и один из отделов древнейших писаний Индии, именуемых Пуранами, называется «Агни‑Пурана». Потому каждому индусу термин «Агни» понятен и отзвучит в сердце.

 

30.06.34 Новое Учение, давая, соответственно переживаемому нами времени, новый аспект Единой Вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что пришел нарушать закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно, каждый приходящий Учитель является Законодателем и Огненным Очистителем одновременно. Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до них бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную чистоту и часто были искажены до неузнаваемости.

 

Истинно, Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их. Не следует думать, что Учение Христа есть Учение «низшей школы», низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие Истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и все искажения, приведшие к мертвым противоестественным догмам. Можно сказать, что не Учение Христа есть низшая ступень, но сознание тех последователей и служителей, которые создали церковное Христианство.

 

Теперь очень прошу Вас вдуматься в пересланные мною Вам Высокие Слова; они дают всю программу работы. Так, указано: «Сопоставлять Учение с прочими заветами, при этом можно отмечать печать времени на тех же Истинах...» Мы против осуждения, но сопоставление будет как шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных касаний. Именно указано не осуждать и не умалять, но находить прекрасные сопоставления и касания.

Если бы Вы знали достаточно английский язык, я послала бы Вам книжечку «Основы Буддизма», очень одобренную Самим Вл[адык]ой. В ней изложена сущность Учения Будды, но не Буддизма, ибо Буддизм и Ламаизм, так же как и Христианство, мало имеет общего с истинным Учением их Основателей. Вообще полезно и даже необходимо знать Основы всех Великих Учений. Именно это знание помогает лучшему пониманию Нового Провозвестия и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника, и нельзя, принимая одно, отрицать другое. Восток очень понимает все значение великой преемственности Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. На Востоке учителя, отвергающего преемственность и утверждающего лишь свое учение, называют «древом, лишенным корней». И такого учителя слушать не будут. Итак, не осуждайте, не умаляйте, но лишь сопоставляйте Заветы, находя прекрасные касания и новые грани Истины.

 

Сложность космопланетарных условий и передача Учения обществу

 

10.10.34 Вы правильно отметили тот факт, что книги Живой Этики даются в таком объеме и с такими откровениями, указывает на серьезность момента. Именно, мы подошли к решающим десятилетиям – быть или не быть нашей планете. Смена расы, все смещения и переустройства могут окончиться на этот раз много трагичнее, нежели во дни Лемурии и Атлантиды. Истинно, человек может оказаться взрывателем планеты.

 

Самостоятельность духовных достижений как главный принцип Учения

 

24.06.35 <...> хочется спросить Вас, не приходило ли Вам на ум – нет ли глубокого основания в том, что во многих случаях в книгах Живой Этики не приведены готовые формулы, а даны лишь намеки? Именно, так оно и есть. В основу Учения положено правило, вернее, закон, что «все должно быть совершено человеческими руками и ногами». Эта формула содержит в себе всю ценность самостоятельного достижения, являющегося единственным неотъемлемым достоянием нашим.

 

Распространение Учения

 

22.07.35 Учение Живой Этики не для слабых сердец, и потому в эту группу можно принимать лишь души испытанные. Не количество, а качество. И если закаленных сердец нет, то лучше и не начинать. Мы не должны профанировать светлое Учение. Кроме того, мы не миссионеры. В Учении сказано, что каждый зазванный ляжет, как жернов на шее. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами. «Учение не серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение – мощная руда». Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших понятий. Со всех углов Света тянутся запросы и просьбы о большем знании, о приобщении к Воинству Света. Потому радостно нам нести свой светильник.

Вы пишете об осторожности, но кому, как не мне, знать это! Но я также знаю и о мужестве, и о творческом дерзании, и прежде всего о великом равновесии. Потому осторожность не должна превратиться в страх преследуемого, а дерзание в безрассудную смелость. Но, все же, по натуре я предпочитаю последнюю и верю в мудрую пословицу – «лишь смелым Бог владеет» и в другую, более прозаическую, – «волков бояться – в лес не ходить, грибов не видать». Так, скажем, что осторожность должна сочетаться с дерзанием и действовать в мудрой соизмеримости с обстоятельствами и условиями. Но искры Света, зажигающие новые очаги сознания, должны быть брошены, иначе где же будет ведущее начало? Без них все погрузится в мрак и разложение.

 

Сотрудники Махатм

 

О Елене Петровне Блаватской

 

15.11.34 Перехожу к Вашим вопросам. § 25. Слова: «неверно понимать, что опыт Моего Друга мог быть неудачным...» относятся к опыту основания теософического общества. Как Вы знаете, Е. П. Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик, а также сказать правду о спиритизме и тем предотвратить многие губительные последствия этого увлечения при полном незнании лиц, принадлежащих к нему, всех опасностей, сопряженных с обращением к этой области потусторонних общений. В те дни спиритизм быстро распространялся, особенно в Америке, и уже принимал безобразные и опасные формы.

 

12.01.40 Вас смущает фраза: «Мы искали тысячелетия, прежде чем нашли дух...», но мне кажется, что эта фраза в оригинале звучит иначе. Насколько припоминаю, смысл этой фразы тот, что Вл[адык]и должны были ждать долгое время, прежде чем Они нашли подходящий физический организм среди западной народности для той великой миссии, которую они должны были вручить воплощающемуся в него ученику и собрату. Ведь организм Е. П. Бл[аватской] был совершенно исключительный, и все же и он мало соответствовал высоте духа, в нем воплощенного, отсюда и ее болезни, и временами некоторое неравновесие, которое невежды и враги ее старались всячески раздуть для умаления этой большой души. Несомненно, Е. П. Бл[аватская], именно, тысячелетия работала с Силами Света и всегда находилась под Их Лучом и, именно, она должна была принести «Тайную Доктрину» и дать новый сдвиг сознанию человечества. Многие века работала она в этом направлении, и по праву настал ее черед принять «чашу».

 

08.09.34 <...> Именно, Е. П. Бл[аватская] была огненной посланницей Белого Братства. Именно, она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е. П. Бл[аватская[ имела счастье получить учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно, она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е. П. Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон иерархии непреложен. Для пользы дела Махатмы переписывались с некоторыми из ее сотрудников, но ни одного не допустили до ученичества. В писаниях Е. П. Бл[аватской] и в «Письмах Махатм» Вы можете найти это утверждение. Е. П. Бл[аватская] была тем иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. И теперь, когда самообольщенные пребывают в слоях Тонкого Мира, окруженные своими почитателями, но, м[ожет] б[ыть], еще дальше от Твердыни Б[елого] Бр[атства], нежели раньше, наша Великая соотечественница в своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти воплотившаяся в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата Х. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е. П. Бл[аватская] была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!

 

О Н. К. Рерихе

 

Из письма полк[овника] Н. В. Кардашевского

А. В. Руманову, 1937 г.

...Думается, что из всех больших людей Н. К. Рерих один из замечательнейших. Если современность недостаточно оценила его, то история поставит Рериха на пьедестал, может быть, самым видным из выдающихся деятелей XX века.

Великий художник с мировым именем, мыслитель, глубочайший философ, тонкий политик и мощный организатор – таковым представляется Н. К. Рерих. В нем сочеталась мудрость Востока и культура Запада.

Учитель человечества, он не уступает гению Толстого. Под мастерским пером его создались многочисленные тома его трудов, долженствующие стать настольными для каждого образованного человека. Пакт Рериха есть апофеоз мысли гуманиста и великого борца за искусство. Это руководство для глав государств и их полководцев.

Н. К. – личность неповторимая. В частной жизни Рерих поражает своей необычайной скромностью, удивительной простотой и замечательной отзывчивостью. Он весь проникнут любовью к человечеству. Каждое его слово поражает точностью и обдуманностью.

Сколько удивительных учреждений создано Н. К., и немного примеров, чтобы при жизни еще имя великого человека было бы закреплено Музеем его произведений. Как путешественника имя Н. К. Рериха возможно сочетать с именем Марко Поло. Думается, что наступит время, когда открытия Н. К. через Трансгималаи будут носить его имя.

Эпопея похода Н. К. Рериха через Тибет величественна. В ней он показал себя путешественником громадного опыта, и лишь благодаря его крупным дипломатическим дарованиям, военному таланту и той энергии, которой он поддерживал в тяжелый час дух участников экспедиции, она не погибла.

Телеграмма Н. К. Президенту Соединенных Штатов есть документ исторический, в котором выявилась во весь рост фигура Н. К. [Рериха].

 

06.06.35 Советую Вам перечитать статью Г. Гребенщикова «Протестую».

«Русский Рерих, за которым идут его сотрудники всевозможных наций, вер и положений, готовые на всякую жертву, чтобы только выполнить его всегда прекрасный зов к чему‑то светлому, – неужели этот самый Рерих не заслуживает того, чтобы русские люди, все без различия веры и местопребывания, постарались отвернуться от клеветников и остановить заражающее атмосферу злошептание?» «Рерих наша гордость, наше достояние, один из современных светочей культуры и один из немногих устоявших на высоте своего высокого положения, духовного и культурного».

Так пишет большой русский талант и свидетель трудов Н. К.

Вот еще другое свидетельство большого поэта Р. Рудзитиса:

«Николай Рерих известен не только как художник, но и как культурный водитель и личность, чье имя произносится с уважением как в западных, так и в восточных культурных кругах. Интеллигентности его духа присуща, истинно, универсальная амплитуда, поле его деятельности и идей изумительно широко и благозвучно. Нас в личности Рериха особенно привлекает то, что он не является просто мыслителем‑проповедником или мечтателем, он не провозгласил ни одной идеи, которую невозможно было бы реализовать и для осуществления которой он уже не клал бы первые непоколебимые основы. Он создал множество мощных начинаний, культурных учреждений и единений, которые своим монументальным строением заставляют нас вспоминать великих исторических строителей».

Так пишут близкие свидетели деятельности Н. К. [Рериха].

 

21.10.31 Также обратите внимание, чтобы наша publicity была не восторженными и выспренними гимнами, но базировалась бы на фактах. Говоря о личности Н. К. [Рериха], следует указывать на тот стимул к творчеству, который он сообщает приходящим к нему; также на его требовательность в отношении качества работ, на его уменье вызвать напряжение всех способностей и сил сотрудников. Но зато какие мощные результаты дает подобное руководство! Как он учит извлекать пользу из каждого обстоятельства, всюду указывая положительную сторону. Н. К. [Рерих] не только благой провозвестник, призывающий к чистоте мышления, воздержанию и всепрощению, каким некоторые хотели бы его видеть, но истинный вождь и действенный строитель, ибо он знает жизненную битву и закаляет сотрудников к принятию этого боя. Он поражатель всего темного и невежественного. Иногда кажется, что его мудрость и предвидение неисчерпаемы, и близкие ему могут подтвердить, как он задолго указывал на события, сейчас уже совершившиеся на наших глазах, и на то направление, которое человечество должно будет принять, если не хочет погибнуть в создавшемся смятении.

Основным условием к этому спасению является его призыв к объединению всего культурного мира, к воспитанию нового сознания среди молодежи, сознания великого значения и приложения творческой мысли и широкого сотрудничества, утвержденного на понятия великой Культуры, или Культа Ура. Между прочим, много можно почерпнуть для освещения его личности из им самим написанных «Введений» к Спинозе и Гете. Н. К. [Рерих] такой же солнценосец, как и Гете в его понимании. Чуйте всю истинную мощь, мощь незримую этого строителя солнечной жизни! Солнце его жизни сжигает все темное, все злобное и разрушительное. Так можно собрать много сильных и прекрасных фактов. Но лучше без сравнений. Пусть каждый великий дух стоит во всей мощи и красоте своего достижения. Не нам сравнивать их, ибо каждый из них несет свое задание, и каждое индивидуальное выявление прекрасно в своей неповторяемости. Давно сказано – «можем ли сравнивать сияние дальних звезд?». Эта формула применима во многих случаях.

 

19.08.37 Гаральд Фел[иксович] спрашивает в своем письме, в каком характере желательна статья Ваша для монографии? [Речь идет о монографии Вс. Н. Иванова, посвященной Н. К. Рериху.] Совершенно правильно, что в основу может быть положена статья как о водителе культуры. Конечно, при этом можно упомянуть и последние картины, ибо таким путем монография отметит и последнее творчество, так как в остальных статьях этот последний момент, естественно, отсутствует. И авторы тех статей вообще не могли знать и видеть самого последнего периода, который, конечно, оказывается внушительным, ярким и продуктивным и утонченным по краскам. А излюбленные темы последних лет – Гималаи близки каждому человеческому сердцу. Также не забудем, сколько русских картин падает на этот последний период. Вспомним «Звенигород», «Странник Светлого Града», «Силы небесные», «Микула Селянинович – Великий Пахарь», «Древний Новгород», «Спас Нередицкий», «Ростов Великий», которые благовестят в самых неожиданных местах, как, например, Аллахабад, Нью‑Йорк, Китай, Калифорния, Югославия, Триполи, Прага, Бельгия – просто в разных частях света.

 

17.02.34 Н. К. [Рерих] великий дух, кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в постоянном общении с Иерархией Света. И часто он говорит и пишет под Лучом, [поэтому] книги эти не плод его сознания или подсознания. То, что я утверждаю, есть истина, и потому с нами живут сотрудники‑свидетели, чтобы, именно, свидетельствовать о всех чудесных явлениях.

 

Хочу привести еще один факт, указывающий на знание нами сроков. Пусть интересующиеся прочтут недавно вышедшую книгу американского писателя Форлата «История пророчеств от древнейших времен и до наших дней». В ней автор приводит пророчество Н. К.[Рериха], сказанное автору в последний приезд Н. К.[Рериха] в Америку в начале 1934 г. Причем Н. К. [Рерих] дал ему полный срок, т. е. день, месяц, год. Пророчество осуществилось день в день, и автор подчеркивает это. Знание сроков есть великое знание, и приходит оно лишь в Общении с Силами Света.

 

11.06.35 Дорого мне, что Вы так ярко подчеркнули универсальность личности Н. К.[Рериха] и ввели его творчество в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно и Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своем сердце, чтобы оно постепенно возгоралось Чашей Грааля!» Именно, Н. К. [Рерих] – носитель чаши подвига во имя Истины и Красоты. Так же тонко отмечены Вами его качества «приветствовать в каждом человеке положительные, творческие стремления, утвердить в нем каждую искру света и оберечь и раздуть ее еще ярче».

Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять ее в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своем.

 

06.06.35 Посылаю Вам медленной почтою чудесные главы из новой монографии об Н. К. [Рерихе], написанной поэтом Р. Я. Рудзитисом. Многие могли бы поучиться тонкости и чистоте сердечного аккорда этого писателя, так звучащего на светлый образ Н[иколая] К[онстантиновича]!! Но, увы, сердца многих замохнатились, и лексикон их снизился до уровня дворницких. Научимся ценить каждого талантливого труженика, пора прекратить это безумное расточительство людьми, этими фокусами высших энергий, в которых заключается весь смысл эволюции и, следовательно, жизненность нации и страны! Пора одуматься, ведь стоим на краю пропасти! И только «Чудесное Знамя может пронести и поставить в преддверии к Чертогу Небывалому». Не отвернемся от сужденного! Примем идущую к нам Благодать!

Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою Победим!

Так еще раз прошу Вас, не сетуйте на это письмо, мы любим Вас и хотели бы дружно и успешно работать вместе, но для этого необходимо известное объединение сознаний, потому и высказываю Вам мое сredо.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!