Поздняя античная философия. Этика стоиков



Наиболее известные стоики: Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Основная мысль стоицизма – все пронизано Логосом (всеобщим законом, основой мира). Логос лежит в основе любой субстанции и деятельности. Задача философа – понять этот Логос (законы мышления и природы). Действуя рационально, как мыслящий человек, стоик свои желания и движения души подчиняет всеобщему, т. е. цели мироздания. В каждом поступке стоика должна быть постигнутая мышлением всеобщая цель.

«Жизнь – это борьба, а не вкушение радости». Злейший враг человека – отсутствие высшей цели. Для праведной жизни нужна внутренняя храбрость, возвышенность души, героизм. Самое ценное для стоиков – время. Все можно компенсировать, кроме времени, отпущенного для человеческой жизни.

Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным размышлением.

Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (греч. адиафора). Например, к здоровью и богатству они относятся безразлично. Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

 

Философия Эпикура

Если стоики опирались на разумную выработку всеобщей  цели и ее достижение, то сторонники Эпикура (341–270 до н. э.) на ощущения конкретного человека.

Основание знания – не разум, а ощущения, т. к. ощущения лишены основания. Ощущения каждого человека обладают одинаковой значимостью. Не может чужое ощущение критиковать мое. Каждый человек имеет непреходящую ценность и не считаться с ним нельзя. Фантазии сумасшедших или сновидения также истинны, т. к. они приводят человека в движение. Всё несуществующее не приводит в движение. Цель жизни конкретного человека – получить удовольствие (гедонизм).

Классификация удовольствий:

· Низшие удовольствия –  физиологические;

· социальные удовольствия – дружба, уважение и др.;

· высшие удовольствия –  интеллектуальные (созерцательные), подразумевают самореализацию человека.

                 Последние ставят задачу – отказаться от общепринятых моделей поведения и создание собственного стиля жизни (атараксия). Предполагается доверие к собственным ощущениям. Признаки удовольствия: радость, веселье, свобода от страха. Показательно отношение к религии: люди должны оказывать почести Богам из-за превосходства их природы, а не для того, чтобы получить выгоду. «Смерть нас совершенно не касается, т. к. пока мы существуем, смерти нет. А когда есть смерть, нас нет».

Преимущественное значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику). Учение Эпикура о природе, по сути дела, материалистическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.    

Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека. Высшие удовольствия, в отличие от других, предполагают независимость от условий существования.

 

Средневековая философия ( V – XV вв. н. э.)

Основным элементом средневековой жизни является раздвоение, т. е. выделяются два народа: священники и меряне; два языка: латинский и варварский; две власти: светская и духовная; раздвоение личности на душу и тело. Средневековье – это господство религиозного мировоззрения, выраженного в христианском богословии. Философия становится служанкой теологии. Ее основная функция – истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика; осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и «спор об универсалиях», т. е. приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Начиная с IV в. формируется христианская церковь как социальный институт. Ее основная задача: преодоление раздвоенности. С VIII в. формируются монашеские общины. Их основная цель – примирение духа и тела.

В рамках христианства основой философии служит тот факт, что у человека появилось сознание истины. Христос – носитель истины. В древнегреческой философии происходил поиск истины (Аристотель, Платон). Человек, с их точки зрения, испытывает потребность сделаться причастным к этой истине. Он должен дойти до сознания единства божественной и человеческой природы. Человек становится духовным и достигает истины благодаря тому, что он поднимается выше природного (плоть, болезни, удовольствие, смерть).

Выделяют 2 этапа в развитии средневековой философии:

1. С V по IX вв. – Патристика – непосредственное строительство церкви как социального института (церковный календарь, таинства, символы и т. д.).

2. С IX по XV вв. – Схоластика. Ее основная задача – объяснить все происходящее с точки зрения Священного Писания и Предания. Особенность –  отсутствие интереса к природе (натурфилософии) и теоцентризм. Основным центром интереса является мышление, т. к. оно существует в другом – трансцендентном мире (в метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта – природы – в сферу, лежащую по ту сторону его).

Церковь на протяжении тысячи лет становится центром политической жизни Европы.

Церковь выполняет свою задачу, вырабатывает новую идеологию для преодоления раздвоенности. Эти ценности являются определяющими и в современной католической идеологии, но не всегда они совпадают с цивилизационными ценностями.

· Нищета духовная и физическая.

· Безбрачие (целебат).

· Послушание (рабство) – бесприкословное подчинение мирян церкви и субординация в рамках самой церковной иерархии.

В рамках средневековой философии всех схоластов можно разделить на два лагеря. Наиболее массовым лагерем считается реализм, т. е. сторонники идей Платона. Они придерживаются точки зрения, что реально существуют общие универсальные сущности предметов (идеи, а не вещи).

Оппонентами были номиналисты – сторонники Аристотеля. Они считали реально существующими индивидуальные вещи, воспринимаемые органами чувств, а общие понятия (идеи) являются лишь именами вещей.

Попытку примирить эти два лагеря в «споре об универсалиях» предпринимали концептуалисты.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!