Проза и стих как типы художественной речи 2 страница
Из белого олунецкого камня
Рукою кустаря трудолюбивой
Высокого и ясного искусства
Нам явлены простые образцы. (Г.И.Иванов)
—|’——‘——|’——‘——||”—(—)
Или:
Ты проходишь мимо кельи, дорогая,
Мимо кельи, где бедняк-чернец горюет,
Где пострижен добрый молодец насильно,
Ты скажи мне, красна девица, всю правду:
Или люди-то совсем уже ослепли,
Для чего меня все старцем называют? (Ф.Волков)
‘ — — | ’ — — ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — —
Стихи (произведение), все стихотакты которых имеют одинаковое инвариантное строение (членение), называются монометрическими. Соответственно стихи с разным строением стихотактов являются полиметрическими, образуют полиметрические композиции (ПМК).
Стихотакты, отличающиеся друг от друга только структурой соединительной доли (соотношением окончания и анакрузы), являются ритмическими вариантами метра. Рассмотрим это на примере ритмических вариантов трехстопного и четырехстопного ямба и хорея, являющихся по строению стихотакта различными видами четерехдольников).
4 (4) х 2 (четырехдольник четвертый двукратный), или 8(4+4)(8)
Облаком волнистым З-стопный хорей, жм
Пыль встает вдали.
| ’ — — ‘ — — || ” — ( — ) Þ
|| ” — ( — )//| ’ — — ‘ — — ||
Однажды русский генерал 4-стопный ямб, мм
Из гор к Тифлису подъезжал (М.Ю.Лермонтов. "Мцыри")
— ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — Þ
|
|
|| ” —//— ‘ — — | ’ — — ‘ — — ||
4 (3) х 2 (четырехдольник третий двукратный), или 8(4+4)(7)
Ну, пошел же, ради Бога... 4-стопгный хорей, жм
Небо, ельник и песок. (Н.А.Некрасов)
‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — ( — ) Þ
|| ” — ( — )//‘ — — | ’ — — ‘ — — ||
4 (2) х 2 (четырехдольник второй двукратный), или 8(4+4)(6)
В минуту жизни трудную, 3-стопный ямб, дмдм
Теснится ль с сердце грусть,
Одну молитву чудную
Шепчу я наизусть. (М.Ю.Лермонтов)
— | ’ — — ‘ — — || ” — ( — ‘ — ) Þ
|| ” — ( — ‘ — )//— | ’ — — ‘ — — ||
Строфа и рифмовка. Повторяющаяся или составляющая стихотворение группа стихов — строфа. В античной поэзии— это группа различного метра. Были строфы, называвшиеся именами поэтов (алкеева, алкманова, сапфическая). В силлабо-тоническом стихосложении строфа — повторяющаяся группа стихов, объединенных единой или вариативной системой окончаний или рифмовкой (системой рифмованных окончаний стиха).
В приведенной выше строфе стихотворения Г.И.Иванова "Из белого олунецкого камня..." есть только ритмическое созвучие окончаний стихов (в данном случае — объединенная интонацией система из четырех "хореических", или женских, клаузул[23]. В этом стихотворении нет рифм — созвучий окончаний стихов, включающих тождество и соотнесенность каких-либо элементов ударной, предударной и заударной фонетики. Эти тождество и соотнесенность бывают очень многих разновидностей. Рифма может быть ассонансная и диссонансная, бедная и богатая (глубокая, обогащенная, например, тождеством опорного согласного: кругу — друга), , дефектная, банальная (кровь — любовь), тавтологическая (шел — нашел) и оригинальная, точная и неточная (приблизительная: волны — безмолвны), в т. ч. йотированная: могилы — милый), равносложная и неравносложная (ребяческих — захватнических); корневая (крысы — крыши) и грамматическая (cуффиксально-флективная: прекрасный — опасный, глагольная: сгорает — пожирает и т. д.), единоакцентная иразноакцентная; каламбурная, паронимическая, семантическая (смысловая: атлет — котлет, Мария [в пер. с иврита — горькая, злая] — малярия), омонимическая и омофоническая (слуг — слух), омоформная ("...что делает супруга // Одна, в отсутствие супруга". А.С.Пушкин), открытая (уста — красота)— закрытая, составная (палевы — упали вы), рифма-эхо (с клаузулой, равной целому стиху)и многих других видов.
|
|
Наряду с концевой (на конце стиха) может быть также внутренняя (внутристиховая, серединная) и начальная (анафорическая).
|
|
Рифмовка. Соединение ритмического и гармонического созвучий стихов (окончаний стихов и рифмы) дает нам рифмовку, или рифмическую цепь, которая рассматривается не сама по себе, а как имеющий структурное значение тип гармонической связи в двустишиях, терцетах, катренах, пятистишиях, твердых формах стиха (см. ниже). Рифмовка бывает: регулярная, урегулированная и вольная; однотипная и переменная; альтернансная — с чередованием окончаний разного типа (в русской поэзии очень распространено чередование мужского и женского окончаний); парная (смежная: ааббвв...), опоясывающая (охватная: аNNа), перекрестная (четно-нечетная: абаб), смежно-опоясывающая (в четверостишии: абба), сплетенная (витая), с холостым стихом (например, ааХа в рубайи О.Хайама); внутри твердых форм — сонетная, одическая, октавная (см. ниже), ритурнельная, рондельная и многих других типов.
Структура строфы тесно связана со строением и членением стиха и стихотакта (соответствие его стихопериоду, наличие цезуры и т. д.). Длина строфы обычно колеблется от 2 до 8 стихов, но бывают и сверхдлинные строфы (как правило, членимые по каким-либо признакам на части или являющиеся объединением строф (например, знаменитая 14-стишная онегинская строфа, которой написан роман А.С.Пушкина, за исключением "Песни девушек").
|
|
Строфа является сложным интонационным единством, реализующим доминантные речемузыкальные свойства стихотворного произведения или его структурной части, а иногда имеющим жанрово-стилистические черты (например, 10-стишная одическая строфа поэзии классицизма). Эти черты отражают стремление к интонационно-синтаксической завершенности, тип интонационной соположенности отдельных стихов, внутреннюю членимость и другие причины, которые в совокупности могут образовать литературную традицию употребления той или иной строфы. стихотворные произведения, не имеющие строфической организации, называются астрофическими. "Между строфическими и астрофическими текстами возможны промежуточные формы — например, тексты со строфами непостоянной длины... или непостоянной рифмовки" [Лит. энц. словарь, с. 425]. По строению строфы бывают симметричные и асимметричные, тождественные и нетождественные и других видов; по количеству стихов — терцет (трехстишие), катрен (четырехстишие) и другие. Сочетание в стихотворении двух катренов и двух терцетов определенной рифмовки дает сонет — одну из самых распространенных до настоящего времени твердых форм стиха. Другая некогда распространенная твердая форма стиха (строфы) — октава (восьмистишие c рифмовкой абабабвв).
Периодика стихотворной речи. Акцентно-динамическое обращение большого, сложного по структуре стиха (с одной и более цезурами), двустишия и строфы даст нам стихопериод.
Стихопериод следует отличать от периода в музыкальном синтаксисе, где период — наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль (тему). В музыке период имеет самостоятельное значение или входит в состав более крупных форм. Нормативная продолжительность периода 8 или 16 тактов (в зависимости от темпа, размера, жанра сочинения). Период кончается в исходной или новой тональности. Может быть построен из отдельных составных частей — музыкальных предложений, отделенных друг от друга функционально зависимыми каденциями: из 2-х частей (период повторного строения), из 3-х, из 4-х (период сложный, из двух повторных с разными каденциями). Не делящийся на предложения период называется периодом единого строения. П. из 2 и 4-х предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2 — 4+4, 8+8 и т. д.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т. д.). Нарушение квадратности возникает при расширении периода (отодвигание каденции секвенциями, прерыванием оборота и другими способами), сжатии (т. н. досрочная каденция), усечении (внезапном прекращении), дополнении закрепляющим послекаденционным построением, при вводном построении. Неквадратность, связанная с метрикой (например, в русской народной песне), является органической.
Стихопериод — простейшая композиционная речемузыкальная форма, соотносящаяся с более крупными формами (строфами, частями строф, группами астрофических стихов) как их обращение. Стихотворный период излагает чаще сквозную мысль (интонационную тему или мотив). В монометрических стихах период заключает в себе ритмико-интонационную доминанту, несущую сквозную речемузыкальную интонацию, варьирующуюся благодаря секвенциям, каденциям, паузам, синкопам (и др. инверсиям акцентов), альтернансам и др. приемам.
Возьмем, например, 5-стопный хорей с цезурой. Почти через все стихи проходит ритмическая четырехдольная группа (—(‘)——||”—), сильный акцент которой приходится на главную долю стихотакта. Во многих случаях эта фигура является близким ритмическим аналогом к теме судьбы из 5-ой симфонии Л. ван Бетховена (эта ритмическая фигура легко узнается на слух: чтобы узнать, достаточно простучать ее). Недаром исследователи (К.Ф.Тарановский и другие) писали об общей для написанных этим размером стихотворений М.Ю.Лермонтова ("Выхожу один я на дорогу..."), Ф.И.Тютчева ("Вот бреду я вдоль большой дороги...") и А.А.Блока ("Выхожу я в путь, открытый взорам...") теме пути (в метафорическом смысле — жизненного пути, т. е. судьбы).
Стихотворный период может соотноситься со стихом (большой длины с каденцией внутри или с цезурой как постоянным словоразделом, вызывающим паузу). Поэтому возможен моностих, соотносящийся с одним стихопериодом или даже его частью (в этом случае стихопериод равен стихотакту)[24]. Но чаще период соотносится с двустишием, трехстишием, четверостишием и т. д., являющимся строфой, полустрофой и т. п. Полная каденция внутри стиха-периода — эмфатическое отступление от сквозной ритмоинтонации. Поэтому она никогда не воспринимается как полная: Я на дне. (V) Я печальный обломок.// Надо мной зеленеет вода (И.Ф.Анненский). Периодика стиха, в отличие от строфики, специально начала изучаться совсем недавно (см.: Николаев А.А. Интонационная речемузыкальная теория стихосложения. М.-Челябинск, 1998).
Системы и подсистемы стихосложения.Возникновение того или иного типа стихосложения у того или иного народа связано со многими факторами, среди которых главный — специфическое музыкальное мышление (как вид художественного мыслечувствия) данного народа, отражающее национальный характер, этнопсихологические свойства (менталитет), психомоторные особенности (темперамент), а также неповторимость культурного развития, судьбы данного народа или народов одного культурного ареала. Эта же специфика находит отражение и в языке данного народа, в его деятельности, играх, обрядах, песнях и танцах (существовавших первоначально в синкретическом единстве)[25].
Есть гипотеза, что первые индоевропейские стихи были равносложными, силлабическими (о силлабике см. ниже). Возможно, это так. Но если считать стихами речь древних былин, сказов, исполнявшихся под музыкальный инструмент или с использованием специальных приемов голосоведения, то, по-видимому, ранее (во всяком случае, у части народов) появился фразовый (фразотактовый) стих, построенный на приравнивании долготы фраз и тактов речи и на интонационном параллелизме, идущем от синтаксического строения стиха-фразы.
Развитие звукоизобразительного и гармонического начала привело к развитию в тюркских, древнегерманских и некоторых других культурах аллитерационного стиха, в котором анафорическая аллитерация (регулярное повторение опорных согласных звуков в начале не менее чем двух слов строки) явилась ритмико-организующим приемом создания стихотворной речи.
Силлабическое стихосложение (силлабика) построено на изосиллабизме — равенстве слогов-долей в каждом стихе. Такое стихосложение свойственно поэзии на языках с фиксированным ударением (итальянский, французский, польский, сербский и др.). Изосиллабизм дополняется фиксацией сильнейшего акцента на одной от начала и конца стиха слогодоле (в окончании) и парной рифмовкой (исключение — отдельные стихи с разноакцентными рифмокомпонентами), а также вариациями акцентов, дающими возможность интерпретировать многие силлабические произведения как произведения смешанного метра с переменной основой. Такое книжное стихосложение через великорусско—белорусско-польские связи пришло в 17 веке в Россию и доминировало в русской поэзии до 1740-х гг. Вот пример из классика русской поэзии 17 века С.Полоцкого:
Чин купецкий без греха едва может быти,
На многи бо я злобы враг обыче льстити (черт привык соблазнять.- А.Н.)
Во-первых, всякий купец усердно желает:
Малоценно да купит, драго да продает.
Вторый грех в купцех часто есть лживое слово,
Еже ближнего в вещех прельстити готово.
Великим достижением, повлиявшим на развитие индоевропейской, а затем и мировой художественной культуры, на судьбы поэзии и музыки, было создание квантитативного(долготно-ритмического), или метрического, стихосложения, основанного на количественной соизмеримости стихов с разной долготой отдельных слогов. Метрические стихи состоят из стоп1 — групп слогов с равным количеством долей — мор.) Метрическое стихосложение распространилось в древнегреческой, древнеиндийской (на санскрите), в арабо-персидской поэзии, в некоторых других поэтических культурах. Оно было двух разновидностей — силлабо-метрическое c любым сочетанием слогов в пределах одного объема стиха и чисто-метрическое c упорядоченным слоговым заполнением долей стиха-такта. Крепость и стройность долготной ритмики позволяла метрическому стихосложению обходиться без рифмы. Его существование было обречено в эпоху становления в новоевропейских и других языках силового, динамического, экспираторного ударения.
Силлабо-тоническое стихосложение построено на изосиллаботонизме — условном равенстве групп слогов-долей (cтоп2), объединенных одним акцентом из системы соподчиненных акцентов в каждом стихе и/или объединении стихов(строф). Свойственно поэзии на языках с относительно свободным (нефиксированным) словесно-фонетическим ударением (русский, английский, немецкий и др.)[26]. Изосиллаботонизм в профессиональной поэзии нового времени обычно дополняется гармоническим скреплением сильных долейстихотактов в стихопериоде, то есть благодаря рифме и рифмовке (см. ниже).
Важнейший речемузыкальный элемент этого типа стихосложения стопа2 — повторяющаяся в стихах одного метра в ритмологически закономерном чередовании акцентных вариантов группа слогов-долей одинакового количества.
Акцентное обращение стопы дает стоподолю, являющуюся в сложных стихотактах счетной долей:
— | ’ — и | ’ — — Þ | ’ — — |; | ’ — — — , — | ’ — — и — — | ’ — Þ | ’ — — — |
Разные стопы отличаются друг от друга позицией акцента в данной группе слогодолей (и тем самым расположением стопы по отношению к счетным долям стихотакта): хорей (1, 3, 5, ...), ямб (2, 4, 6, ...), дактиль (1, 4, 7, ...), амфибрахий (2, 5, 8, ...), анапест (3, 6, 9, ...) и др.
Акцентные варианты стопотличаются качеством акцентов и их соотношением, определяющим чередование этих акцентов в стихотакте: например,
сильный / слабый / относит. сильный / слабый:
|| ” — — ‘ — — | ’ — — ‘ — — ||
или, например:
сильный / слабый / относительно сильный / слабый / слабый:
|| ” — — ‘ — — | ’ — — ‘ — — ‘ — — ||
Акценты высшего порядка могут поглощаться акцентами низшего порядка (подобно тому как словесное ударение поглощается ударением словосочетания, а ударение словосочетания фразовым ударением). Акценты в определенных пределах (не образуя другого метрического типа акцентно-динамического членения) могут быть инверсированы. Слабый акцент (‘) может быть пропущен:
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
‘ — (‘)— — | ’ — —(‘)— — || ” — — 4-стопный ямб, жм
‘ — ‘ — — | ’ — —(‘)— — || ” —
(Метрическим акцентам противостоит экспрессивно-эмфатический акцент. Когда он не совпадает с метрическим, он создает наиболее экспрессивную аритмию:
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твoй, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь... (А.Блок, “Перед судом”).
В стоподольных в основе стихах, где окончание больше стоподоли, а также в стихах, где позиционно варьируется акцентировка, использованы вариации внутристиховых пауз, и в некоторых других случаях может наблюдаться движение главного стихотактового акцента ("стихотактовой черты"). Переменный стихотакт (с варьируемым количеством стоподолей) наблюдается в неравностопных (вольных) стихах (например, в басенном стихе И.А.Крылова).
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!