Иррационализм как направление в философии XIX – XX вв



Философия эпохи Возрождения

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В Средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра – Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от Средних веков к Новому времени.

Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В Средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Марсилио Фичино (1433 – 1499), могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.

Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. В Средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство Божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от Божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Как внимательно относились художники к человеческому телу: А. Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей.

Гуманизм (от латинского гуманос – человечный) – воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в Античности и Средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный – о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Культура и цивилизация

Определения  культуры

1. Культура противостоит природе в ее первозданном виде. «Культурное» – значит искусственно созданное в отличие от того, что дано природой. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный).

Культура есть мир человеческой деятельности, или мир артефактов.

2. Человек живет не только в материальном мире вещей – он живет и в духовном мире смыслов. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру освоил. Одна и та же вещь может приобретать в разных культурах совершенно различные смыслы. Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение – как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом.

 Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.

3. Выступая в качестве носителей смысла, вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Человек живет не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Например, меч – это оружие, когда он применяется для защиты или нападения. Но вместе с тем меч, прикрепленный к поясу, становится символом, означающим, что его носитель – воин, рыцарь, человек благородного происхождения.

Культура – это мир знаков.

4. Культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. В животном мире опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками. Поэтому объем информации, имеющийся в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, – историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Понятие цивилизации

Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis – гражданский, общественный, государственный. В XVII – XVIII веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости». Французский философ XVII века П. А. Гольбах (1723 – 1789) писал о происходящей в ходе истории «цивилизации народов», имея в виду, что цивилизация есть процесс совершенствования их образа жизни.

В XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах. К концу XIX века вера в прогресс европейской цивилизации поколебалась. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию.

С этой точки зрения, культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Культура – это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация – это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества. Культура облагораживает и возвышает душу, а цивилизация обеспечивает комфорт для тела.

Однако в англо-американских традициях слово «цивилизация» обычно употребляют примерно в том же смысле, что и слово «культура».

В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначно определенного значения и используется в разных смыслах.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!