Полемика реализма и номинализма в средневековой философии.
Особенно длительный спор в Средневековой философии шёл вокруг отношения к «универсалиям» т. е. общим понятиям.
В течении нескольких веков ожесточенные споры между реалистами и номиналистами оказывает влияние на духовную жизнь общества.
Реалисты — утверждают, что общие понятия имеют реальное существование и предшествует единичным вещам и предметам. Подобные взгляды продолжают традицию Платона, развивающего теорию «мира идей» составляющего сущность и конечную причину существующего разнообразия вещей.
Эта платоновская концепция затем была переработана Августином Блаженным в духе христианского вероучения. Идеи» стали истолковываться как мысли творца, образы творения мира.
К представителям этого направления относятся такие видные философы средневековья как: Иоанн Скот Эуриген, Ансельм Катерберийский и другие.
Номиналисты- отрицали онтологическое значение «универсалий» то есть утверждали, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении. Виднейшие номиналисты как самостоятельное течение Росцелин, Дуне Скотт, Оккам и другие. Номинализм как самостоятельное течение был основан Росцлином, утверждавший, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номиналисты развивали концепцию Аристотеля, согласно которой общие цели есть просто общие имена, но не общие вещи.
Крайний номинализм пришел в противоречие с догмами христианского верования.
|
|
Например Росцелин отрицал существование Троицы и предстал перед Суасонским собором. Перед угрозой смерти вынужден был отказаться от своих взглядов.
Среднюю, умеренную позицию в этом вековом споре занимали сторонники концептуализма, который отвергал крайний реализм, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее выраженное понятием.
К сторонникам этого направления можно отнести Петра Абера, Фому Аквинского.
Учение Фомы Аквинского
Фома Аквинский доминиканский монах (1225 — 1274 г.г.) учение называется Томизмом.
Крупный Теологический средневековый философ система •тизатор схоластики. Автор томизма, одного из господствующих направлений католической церкви.
Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии и произведениям Аристотеля,
Проблема Бытия.
Разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) это одна из ключевых идей католичества.
Сущность (эссенция) «чистая идея» существует только в разуме Бога. (Божественный замысел).
Сам факт бытия вещи осуществляется через существование (экзистенции)
Доказывает, что бытие и Благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, то есть мир непостоянен.
|
|
Сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим — он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.
Исходя из данных посылок согласно Фоме Аквинского.
Все состоит из материи и формы (идеи)
Сущность любой вещи — единство формы и материи.
Формы (идея) является определяющим началом, материя есть лишь вместилище различных форм.
Форма (идея) есть одновременно цель возникновение вещи.
Идея (форма) вещи троична, существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии, памяти человека.
Далее Фома аквинский приводит ряд доказательств существования Бога.
1. Движение — раз все движется, значит, есть первичный двигатель всего — Бог.
2. Причина — все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего Бог.
3. Случайность и необходимость: случайность зависит от необходимости — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.
4. Степени качеств все., что существует имеет различную степень качеств (лучшее, хуже, больше, меньше и т. д.) следовательно дано существовать высшее совершенство — Бог.
5. Цель — все в окружающем мире имеет какую-либо направление, же к цели дает Бог, он смысл всего.
В 1878 г. Учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологии католицизма.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1882; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!