ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ТРАГЕДИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КЛАССИЦИЗМЕ
1. Основные черты эстетики классицизма и их реализация в трагедиях
П.Корнеля и Ж.Расина:
а) роль античности (авторитет классики в «Андромахе»; обобщение; правдоподобие;
гражданственность);
б) рационализм как основа классицистического мышления и структура
текста (принцип расстановки персонажей в "Сиде");
в) идеологическая сущность конфликта в "Сиде" и "Андромахе";
г) дидактическое начало в трагедиях;
2 . Эстетическая теория и творческая практика:
а) осознанные отступления от канона у Корнеля: причины обращения к
сюжету о Сиде; эволюция конфликта в "Сиде"; нарушение правил ра-
ди художественной необходимости (три единства и правило благоп-
ристойности); соотношение темы любви и долга (анализ монолога
Родриго в 6 явлении 1 акта, диалога Химены и Эльвиры в 3 явлении
3 акта); динамика диалогов; движение к психологизму;
б) приоритет нравственных проблем личности у Расина; античная идея
Рока и диктат страстей; причины отступления от классического сю-
жета в "Андромахе"; разрешение конфликта и дидактизм в "Андрома-
хе"; роль монологов в структуре трагедий Расина. Дидактическая
функция главных героев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнель П. Сид.
2. Корнель П. Предуведомление и Разбор "Сида" // Театр французского
классицизма. М., 1970. С. 84-96.
3. Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее сог-
|
|
ласно законам правдоподобия или необходимости // Литературные мани-
фесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 378-384.
4. Расин Ж. Андромаха.
5. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к "Андромахе" // Театр фран-
цузского классицизма. М., 1970. С. 350-353.
6. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма.
М., 1970. С. 5-18.
7. Обломиевский Д.Д. Корнель // Обломиевский Д.Д. Французский класси-
цизм. М., 1968.
8. Обломиевский Д.Д. Расин // Обломиевский Д.Д. Французский класси-
цизм. М., 1968.
9. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема //
Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. N 1. (особ. С. 20).
10.*XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969.
11.* Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западно-
европейских классицистов. М., 1980. С. 425 - 439.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4: "ВЫСОКАЯ КОМЕДИЯ" МОЛЬЕРА
1. Жанровая специфика комедии.
2. Роль Мольера в истории комедии:
а) Мольер - создатель "высокой комедии". Эстетика мольеровского те-
атра. Черты "высокой комедии" в "Тартюфе";
б) особенности конфликта и речевое поведение персонажей в комедиях
Мольера ("Тартюф", "Дон Жуан");
3. Художник и власть ("заказные" пьесы Мольера):
|
|
а) заказ и его реализация ("Мещанин во дворянстве");
б) идеологическая основа конфликта комедии "Мещанин во дворянстве"
и его осмысление современным читателем.
4. Особенности мольеровского дидактизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мольер. Тартюф.
2. *Мольер. Мещанин во дворянстве.
3. Мольер. Дон Жуан.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика) (любое издание).
5. *Абрамович Г.Л. Комедия // Абрамович Г.Л. Введение в литературоведе-
ние. М., 1975. С. 256-263.
6. *Пинский Л.Е. Комическое // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет.
М.,1989. С. 339-344.
7. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой
комедии. М., 1967.
8. Михальчи Д.Е. О комедиях Мольера // Литература в школе. 1967. N 2.
С. 48-52.
9. *Булгаков М.А. Мольер. М., 1968.
10.*Мольер. Критика "Школы жен" // Литературные манифесты западноевро-
пейских классицистов. М., 1980. С. 392-405.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5: ФРАНЦУЗСКИЕ МОРАЛИСТЫ XVII ВЕКА
1. Философская основа морализма (рационализм Декарта и механистический
материализм Гассенди).
2. Жанровое многообразие моралистической литературы (творчество Паска-
ля, Ларошфуко, Лабрюйера, Лафонтена).
3. "Максимы" Франсуа де Ларошфуко:
а) "Максимы" - этический итог эпохи (история создания);
|
|
б) способы анализа характера в "Максимах";
в) этическая проблематика "Максим";
г) парадоксальность суждения как основа поэтики "Максим".
4. Басни Жана Лафонтена:
а) басня как жанр;
б) тематическое разнообразие басен Лафонтена;
в) особенности поэтики; роль юмора;
г) влияние Лафонтена на европейскую литературу.
5. Ларошфуко и Лафонтен - два полюса морализма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ларошфуко Фр. Максимы.
2. Лафонтен Ж. Басни ("Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое
молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)
3. *Разумовская М.В. Жизнь и творчество Франсуа де Ларошфуко // Ларош-
фуко Фр. Мемуары. Максимы. М., 1993 (серия "Литературные памятни-
ки"). С.237-254.
4. Гуляев Н.А. Басня // Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977. С.
163-164.
5. Классическая басня. М., 1981.
6. Томашевский Б.В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б.В. Пушкин и
Франция. Л., 1960.
7. *Лафонтен Ж. Сказки и новеллы в стихах // Литературные манифесты за-
падноевропейских классицистов. М., 1980. С.406-411.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!