Аналогия, два способа увеличения вероятности истинного заключения.



В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Умозаключения по аналогии (или просто – аналогия) – это третий вид опосредованных умозаключений после дедукции и индукции. Структура аналогии может быть представлена следующей схемой:

Предмет А имеет признаки а, в, с, d.

Предмет В имеет признаки а, в, с.

Вероятно, предмет В имеет признак d,

где А и В – это сравниваемые или уподобляемые друг другу предметы (объекты); а, в, с – сходные признаки; d – это переносимый признак.

Умозаключения по аналогии делятся на два вида.

В аналогии свойств сравниваются два предмета, а переносимым признаком является какое-либо свойство этих предметов. Приведенный выше пример представляет собой аналогию свойств.

В аналогии отношений сравниваются две группы предметов, а переносимым признаком является какое-либо отношение между предметами внутри этих групп.

 

Закон тождества и правила его применения в дискуссии.

Первый и наиболее важный закон логики – это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (или говорить) обо всем – значит не мыслить (не говорить) ни о чем.

Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т. п. Например, смысл простого на первый взгляд высказывания: Ученики прослушали объяснение учителя – непонятен, потому что в нем нарушен закон тождества. Ведь слово прослушали, а значит и все высказывание можно понимать двояко: то ли ученики внимательно слушали учителя, то ли все пропустили мимо ушей (причем первое значение противоположно второму). Получается, что высказывание было одно, а возможных значений у него два, т. е. – нарушается тождество (1=2). Таким образом, рассмотренное выше высказывание не равно самому себе. Говоря иначе, в нем смешиваются, или отождествляются различные, нетождественные друг другу ситуации:

1. Ученики все слышали;

2. Ученики ничего не слышали.

Это отождествление нетождественного (уравнивание неравного) и приводит к неясности высказывания. Точно так же непонятен смысл фразы: Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки. Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания, или суждения. Символическая запись этого закона выглядит так: а ? а (читается – если а, то а), где а – это любое понятие, высказывание или целое рассуждение. Понятно, что формула а ? а является тождественно-истинной.

 

Закон запрета противоречия и его применение в дискуссии.

Свойству непротиворечивости мышления соответствует закон непротиворечия, который иногда также называют законом противоречия, или законом запрета противоречия.

Название данного закона показывает, что сначала нужно уяснить, что же такое противоречие.

Противоречие в процессе мышления возникает в том случае, если одному и тому же предмету приписывается некоторый признак и его отрицание (например, друг и не-друг) или одно и то же суждение оценивается одновременно как истинное и ложное.

Закон непротиворечия гласит: Два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли ("А есть В"), а в другом то же самое отрицается об этом же предмете мысли ("А не есть В"), не могут быть одновременно истинными, если при этом признак В утверждается или отрицается о предмете мысли А, рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Например, суждения "Данная река – приток Волги" и "Данная река не является притоком Волги" не могут быть одновременно истинными, если эти суждения относятся к одной и той же реке.

Противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же лица, которое, однако, рассматривается в разнос время. Так, суждения "Данный человек – футболист" и "Данный человек – не футболист" могут быть одновременно истинными, если в первом из них имеется в виду одно время (когда данный человек действительно был футболистом), а во втором – другое (когда он перестал играть в футбол).

Предмет нашей мысли мы можем рассматривать в разном отношении. Например, о студенте Иванове мы можем сказать, что он хорошо знает английский язык, так как его знания удовлетворяют требованиям государственного стандарта высшего образования. Однако этих знаний может быть недостаточно, чтобы работать переводчиком.

Закон непротиворечия действует в отношении всех противоположных и противоречащих суждений. Он указывает, что два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно. По поскольку он распространяется и па противоположные, и па противоречащие суждения, вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть как истинным, так и ложным. Так, суждение "Все преступления являются общественно опасными деяниями" истинно, суждение "Ни одно преступление не является общественно опасным деянием" ложно. Однако ложными могут быть два суждения, например: "Все студенты МГУ не знают хорошо логику" и "Все студенты МГУ хорошо знают логику".

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!